УДК 339.37
Ассортимент слабоалкогольных газированных напитков на региональном рынке
А. А. Эйрих, асп.; В. М. Киселев, д-р техн. наук, проф. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
Для выявления тенденций рынка слабоалкогольных газированных напитков проведено исследование состояния рынка слабоалкогольных газированных напитков на примере городов Кемерово и Новокузнецка. Молодой динамичный рынок слабоалкогольных газированных напитков, «взрослея», дифференцируется и по ценовым категориям. Если в стадии внедрения на рынок и бурного роста рынок был относительно однороден по ценовому признаку, то сегодня наблюдается его ценовая дифференциация, которая свидетельствует о переходе данного рынка к этапу зрелости [1].
Покрытие рынка слабоалкогольными газированными напитками составляет 67 %, причем эти напитки присутствуют во всех торговых каналах.
Анализ численности товарных артикулов в анализируемой категории напитков показал, что средняя численность товарных артикулов в одном среднестатистическом месте продажи продовольственных товаров составила 12,4 товарного артикула. При этом максимальное значение численности этой товарной подгруппы составило 55 товарных артикулов. Корреляционная зависимость между глубиной ассортимента напитков анализируемых товарных подгрупп и размером торговой площади мест продажи отсутствует.
В анализируемом торговом канале более 80 % продаж составляют 11 торговых марок, из них семь производит компания «Хэппилэнд».
В структуре торгового ассортимента рынка слабоалкогольных газированных напитков на российском рынке более чем 20 % от суммарного объема продаж в настоящее время представлен джином-тоником. Популярность джина-тоника объясняется, прежде всего, тем, что это первенец из категории слабоалкогольных напитков, компилированный с развитых зарубежных
Ключевые слова: слабоалкогольные газированные напитки; ассортимент; региональный рынок; alco-энергетики
рынков. Популярность другого вкуса — апельсина (более 15 % суммарного объема) объясняется предпочтениями россиян этого вкуса, знакомого как вкус праздника, поддерживаемого глобальными товаропроизводителями соков и безалкогольных напитков («Фанта» от Coca-Cola, «Меринда» от PepsC и др.). Вкусоароматические композиции на основе или имитирующие грейпфрут или лимон (каждый по 8-9 % от общего объема) получили предпочтение среди других вкусоаро-матических основ слабоалкогольных напитков ввиду их удачного сочетания со спиртсодержащими основами.
В структуре торгового ассортимента доминирующее место занимают напитки «Абсентер» и Matrix (по 19 % каждый). С учетом того, что ценовой уровень этих товарных марок различается («Абсентер» — на премиальном уровне, а Matrix — на среднерыночном), популярность у покупателей
этих двух слабоалкогольных напитков можно объяснить, вероятнее всего, их хорошим качеством, которое обеспечивается традиционными лидерами алкогольного рынка (ООО «Веда», Саранск и «Ост-Аква», Черноголовка).
Как видно из рис. 1, ценовые сегменты слабоалкогольных газированных напитков, входящих в число лидеров продаж (с совокупной долей 80 % от общей суммы продаж в натуральном выражении), разделились на четыре категории: среднерыночная (23-24 руб.), ниже среднерыночной (14 руб.), выше среднерыночной (26-30 руб.) и премиальная (32-40 руб. и более). К премиальной категории относят таких лидеров продаж, как «Абсентер», Red Devil, «Альпикс»; к ценовой категории выше среднерыночной — «Ягуар», «Тро-фи», «Магдалена», «Черный русский»; к среднерыночной — Matrix, Ace Dog, «Казанова»; к категории ниже среднерыночной — только одна торговая марка «Фаворит» (Беслан).
Как показали наши исследования, в анализируемом торговом канале преобладают премиальная и средняя категория цен (36 и 33 % соответственно — в натуральном исчислении), ценовая категория выше средней составляет 25 %, а ниже среднерыночной — только 6 %. Корреляционной зависимости между ценой напитка и объемом его продаж в натуральном исчислении не выявлено.
Анализ торгового ассортимента анализируемой товарной группы показала, что более 3/4 рынка (76 % от общего товарооборота слабоалкогольных газированных напитков) занимают три товаропроизводителя: «Хэппилэнд» (33 %), «Веда» (24 %), «Ост-Аква» (19 %). Остальные производители продают на анализируемом рынке только 24 % слабоалкогольных
5•2009
8
газированных напитков в натуральном выражении.
Доли в продажах на рынке слабоалкогольных газированных напитков в алюминиевых банках и стеклянных бутылках приблизительно равны по 47 %. Самую низкую долю в продажах имеют слабоалкогольные напитки, продаваемые в экономичной ПЭТ- упаковке вместимостью 1,5 л (чуть более 5 %).
Структура товарного предложения в анализируемом торговом канале по вместимости упаковки приблизительно в равной мере разделена на мелкие (0,25 + 0,275 дм3), средние (0,33 дм3) и выше среднего (0,5 дм3) упаковки и составляет 36, 27 и 32 % соответственно. Незначительную долю в продажах имеют напитки, разлитые в крупную (1,5 дм3) экономичную упаковку. Это подтверждают ранее сделанные наблюдения о том, что емкость упаковки слабоалкогольных газированных напитков должна быть удобной для разового индивидуального потребления в мобильных условиях.
Анализ химического состава энергетических напитков «Ягуар Лайт» и «Аб-сентер Энерджи», у которых на упаковке указано содержание кофеина, показал, что концентрация кофеина в этих напитках достигает 184 и 177 мг/дм3 соответственно.
Инновационным напитком этой категории стала алкогольная модификация известного безалкогольного энергетического напитка Red Devil — Red Devil Алкоenergy («Хэппилэнд»), производимого по лицензии и под контролем компании Happyland (Великобритания). Эта субкатегория слабоалкогольных газированных напитков демонстрирует впечатляющие темпы роста продаж (более чем в 2 раза за год). Доля алко-энергетиков составляет в настоящее время более 5 % (5,2 %) от общего объема производства рынка слабоалкогольных газированных напитков.
Вместе с тем, опираясь на растущий спрос потребителей на алко-энерге-тики, товаропроизводители слабоалкогольных газированных напитков наносят на упаковку информацию, вводящую покупателей в заблуждение. Так, выпускаемый алко-энергетик DOZA (ООО «Браво Премиум», СПб.), несмотря на привлекающую внимание надпись на упаковке «energy», как показали наши исследования, не имеет в своем ингредиентном составе никаких дополнительных, кроме традиционных для этого вида напитков компонентов (сахар, этиловый ректификованный
14,9 20,6
Энергетики
Другие
ЕИ В натуральном выражении ЕИ В денежном выражении
Рис. 2. Доля алко-энергетиков
в структуре регионального спроса на слабоалкогольные газированные напитки (зима 2008 г.)
, 100 % 90 ; 80 р 70 i 60 О 50 ; 40 ; 30 ; 20 О 10 0
13,2 18,1
Энергетики
Другие
ЕИ В натуральном выражении ЕИ В денежном выражении
Рис. 3. Доля алко-энергетиков
в структуре регионального спроса на слабоалкогольные газированные напитки (осень 2008 г.)
спирт, лимонная кислота, ароматизатор). Вместе с тем на упаковке указывается, что источником энергии служит содержащийся в напитке натуральный компонент гуарана, в то время как на самом деле в качестве такого компонента выбран только натуральный ароматизатор «Гуарана». В свою очередь, гу-арана не является источником энергии, а лишь возбуждает нервную систему.
Следующая тенденция — появление с 2005 г. слабоалкогольных напитков с так называемым «эйфорическим» эффектом. Это такие напитки, как «Аб-сентер» (ООО «Солтейн», Москва), «Ягуар» (ООО «Хэппилэнд») и др. В состав этих напитков вводятся экстракты растений, которые воздействуют на нервную систему, в том числе обладающие галлюциногенным действием. Такие вещества содержатся в полыни (используется для производства абсентов), они вызывают опьянения особого рода с галлюцинациями и быстрым привыканием именно к этому напитку. Благодаря этому абсент стал любимым напитком французской богемы, а в настоящее время пользуется определенной популярностью у российской молодежи. Кроме этого вводятся экстракты листьев матэ или препараты таурина, обладающие аналогичным эффектом.
Доля так называемых алко-энергети-ков, т.е. слабоалкогольных газированных напитков с наличием в их составе компонентов, обладающих сильным тонизирующим действием, составляет в соответствии с рис. 2 около 15 % в суммарном объеме продаж напитков этой товарной группы, исчисленном в натуральном выражении (л) и около 21 % в объеме продаж, исчисленном в денежном выражении (данные получены в феврале 2008 г.).
Осенью 2008 г. эта доля снизилась до уровня значений доли алко-энер-гетиков в общем объеме продаж:
ар87, тов 87 " 87,
ол 87
88,5
87,8
ЕИ В натуральном выражении ЕИ В денежном выражении
Рис. 4. Динамика спроса на алко-энергетики по состоянию осень-зима
13,2 % — в натуральном исчислении и 18,1 % — в денежном (рис. 3).
Падение доли алко-энергетиков в суммарном объеме продаж слабоалкогольных газированных напитков в летнее время нужно считать позитивной тенденцией анализируемого сегмента регионального потребительского рынка, так как суммарный эффект на организм потребителей алкоголя и энергетических компонентов признан врачами негативным вследствие разно-направленности их действия.
Оценка указанной тенденции проиллюстрирована на рис. 4.
В соответствии с рис. 4 спрос на ал-ко-энергетики за анализируемый период (6 мес 2008 г.) упал на 11,5 % в натуральном и на 12,2 % — в денежном выражении.
Таким образом, установлено, что рынок слабоалкогольных газированных напитков в России в настоящее время молод и динамичен, в торговом ассортименте ежегодно появляются инновации, соответствующие мировым тенденциям потребительского спроса.
ЛИТЕРАТУРА
Киселева Т. Ф. Формирование технологических и социально значимых потребительских свойств напитков: теоретические и практические аспекты. — Кемерово: КемТИПП, 2006. &
5 • 2009
9