А.Е. РЕВУНОВ
Аспирант кафедры учёта и аудита ГОУВПО «ДонАУиГС при Главе ДНР», г. Донецк
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Большое значение для экономики страны имеет приятий, концептуальные направления поддерж-
развитие предпринимательских структур, а имен- ки и развития предпринимательства, а также
но создание малых и средних предприятий. В этой основные меры и средства по достижению стра-
связи государство должно осуществлять под- тегических целей взаимодействия властных и
держку предпринимательства. Оцениваются фак- предпринимательских структур в Донецкой
торы, определяющие рост малых и средних пред- Народной Республике.
Малый и средний бизнес, «бизнес-мимикрия», донорские организации, кооперация, бизнес-инкубирование.
Тематический рубрикатор e-Library: 06.73.02
A.E. REVUNOV
Postgraduate student of Accounting and audit Department Donetsk Academy of Management and Public Service under the Head of Donetsk People's Republic
INTERACTION OF AUTHORITIES AND ENTREPRENEURSHIPS IN A MARKET ECONOMY
The development of business structures, namely the creation of small and medium-sized enterprises is of great importance for the economic development of the country. In this regard, the state should provide support for entrepreneurship. The factors that determine the growth of small and medium-sized enterprises, concep-
Small and medium business, "business mimicry", donor
Одной из составляющих экономики развитых стран является малый и средний бизнес. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, влияя на стабильность и динамичность развития экономики государства в рыночной среде. В этих условиях предприниматели используют не только преимущества специализации своего предприятия и заинтересованность его работников, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: более эффективное использование основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.
Причиной распространенности малого и среднего бизнеса является доступность для широкого круга людей, функционирование в различных сферах деятельности, не требующих больших финансовых вложений, значительных материальных и трудовых ресурсов.
Именно малый и средний бизнес является базой формирования среднего класса, обеспечивает стабильность развития общества. Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса наиболее распространена в торговле, сфере услуг, легкой и пищевой промышленности.
Рассматривая роль малого и среднего бизнеса в контексте взаимодействия властных и предпринима-
tual areas of support and development of entrepreneur-ship, as well as the main measures and means to achieve the strategic goals of interaction between government and business structures in the Donetsk People's Republic are considered in the article.
organizations, cooperation, business incubation.
тельских структур в рыночной экономике, уместно отметить его особое место, поскольку именно небольшие предприятия формируют наибольшую долю поступлений в местные бюджеты как через фонды оплаты труда, создавая рабочие места и выплачивая налоги, так и посредством результатов своей деятельности, продавая товары и услуги населению, обеспечивая достойную инфраструктуру для жизни и развития территорий.
Для более четкого понимания текущего состояния и результатов деятельности предприятий Донецкой Народной Республики целесообразно провести сравнительный анализ с показателями деятельности предприятий других стран. В качестве сравнения были выбраны такие страны, как Чехия, Великобритания, Польша. Учитывая тот факт, что в свободном доступе информация о деятельности предприятий в ДНР неполная либо вообще отсутствует, то в качестве статистически приближенных в работе были использованы данные по усредненным показателям на территории Украины по состоянию на конец 2017 года [1].
Сравнивая малые предприятия, отметим, что удельный вес занятого населения во всех исследуемых странах примерно одинаков и находится в пределах 45-50%, однако хотя и с небольшим разрывом в Донецкой Народной Республике и Украине этот показатель самый низкий (около 45%). При сравне-
нии долей в формировании общей добавленной стоимости были обнаружены значительно большие различия со странами ЕС: малые предприятия в исследуемых европейских странах генерируют от 30% до 35% общей добавленной стоимости, в то время как в ДНР и Украине - около 15-17%.
При сравнении крупного бизнеса ситуация похожая: ДНР и Украина по обоим показателям отстают от Чехии, Польши и Великобритании. Доля занятого населения в ДНР и Украине - около 20%, в то время как в Великобритании - 25%, а в Польше и Чехии -примерно 32%. По формированию добавленной стоимости в исследуемых странах Европы доля колеблется от 49% в Польше до 50% в Великобритании, в ДНР и Украине удельный вес крупных предприятий в формировании общей добавленной стоимости не превышает 40%.
Ситуация относительно среднего бизнеса кардинально отличается - средний бизнес в ДНР и Украине по показателям находится в сегменте крупного по сравнению с исследуемыми странами. В Польше самая высокая доля в формировании общей добавленной стоимости среди стран, которые выбраны для анализа, и равна 22%, что более чем в два раза меньше аналогичного показателя предприятий среднего размера в ДНР и Украине (43%). Доля занятого населения среди указанных стран Европы самая высокая в Великобритании и составляет почти 25%, в ДНР и Украине - около 32%.
Устанавливая причины такой ситуации со средним бизнесом в ДНР в сравнении с представленными странами ЕС, можно определить следующее.
Во-первых, наличие в ДНР такого явления, как «бизнес-мимикрия». Недостатки в законодательстве наряду с тотальной оптимизацией ресурсов и широким распространением сетевых моделей управления бизнесом позволяют буквально дробить большой бизнес на совокупность предприятий среднего и малого бизнеса, что приводит:
- к увеличению количества малых предприятий без значительного влияния на объем общей добавленной стоимости, которая ими генерируется;
- существенному увеличению количества средних предприятий с повышением их роли как в формировании добавленной стоимости, так и в количестве занятого населения;
- уменьшению количества и значимости крупных предприятий;
- уменьшению налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы ДНР.
Во-вторых, тяжелое экономическое и политическое положение в стране, боевые действия, экономический кризис, большое количество реформ и т.д. ослабляют уверенность бизнесменов в стабильности, что побуждает их уменьшать масштабы деятельности, реорганизовываться в более гибкие и адаптивные структуры.
Следует отметить, что на данный момент в ДНР сложилась следующая ситуация: средний бизнес с точки зрения государственного регулирования рас-
сматривается как нечто близкое к малому бизнесу, а фактически он состоит из крупных частей, в действительности относящихся к крупному бизнесу. Это свидетельствует о том, что преимуществами малого и среднего бизнеса в ДНР, в первую очередь, фактически воспользовались крупные предприятия, которые за счет «бизнес-мимикрии» с формальной точки зрения являются средним бизнесом.
В странах ЕС на более раннем этапе преимуществами стимулирования малого и среднего бизнеса в большинстве воспользовались малые предприятия. В ответ на это Европейской комиссией была скорректирована политика стимулирования развития малого и среднего бизнеса таким образом, чтобы вывести средний бизнес на промежуточные показатели (между малым и крупным бизнесом) по количеству занятых и объемам генерируемой добавленной стоимости [2].
Более существенную роль в формировании общей добавленной стоимости должны играть малые предприятия. При этом средние предприятия в таком распределении должны играть ключевую роль, являясь ядром экономики. Однако существующее положение характеризуется диспропорцией, которая будет исправлена не через влияние на средний бизнес, а через работу с малым и крупным бизнесом.
На рис. 1 приведено сравнение текущего состояния и ориентировочных пропорций показателей деятельности предприятий ДНР в разрезе крупных, средних и малых предприятий. Это видение было сформировано с учетом текущего состояния аналогичных показателей европейских стран как некий ориентир качества.
Как показано на рис. 1, векторов деятельности для приведения структуры малых, средних и крупных предприятий к целевому состоянию обнаружено три, среди которых сейчас наиболее актуальным для Донецкой Народной Республики является вектор «А», который предусматривает увеличение доли малого бизнеса в общей добавленной стоимости примерно на 10% с сохранением (или незначительным уменьшением) доли занятого населения.
Вектор «В» является вектором общего движения, наличие прогресса по нему будет свидетельствовать об общем развитии государства и преодолении кризисных явлений, о правильной комбинации государственных реформ, политики и активности общества, в частности бизнесменов, в рамках его достижения необходимо осуществлять поддерживающие действия.
Вектор «Б» является автоматическим (если будут реализованы «А» и «В»), основной фокус внимания в рамках этого движения - своевременное его торможение, чтобы не попасть в ситуацию, исправление которой сейчас стоит перед Чехией, Польшей, Великобританией и другими странами Европейского Союза.
Следует отметить, что правильно организованное движение по вектору «А» должно также влиять на действительно средние предприятия, что будет правильно организовывать движение также по вектору «Б».
Рис. 1. Направления изменений структуры экономики ДНР в разрезе крупных, средних и малых предприятий
Для достижения оптимальных пропорций структуры занятого населения необходим контроль спада занятости в малом, среднем и крупном бизнесе, учитывая прогнозы уменьшения численности экономически активного населения.
На данный момент в ДНР уже осуществляется деятельность для развития малого и среднего бизнеса на разных уровнях [3]. Так, например, 18 сентября 2018 г. вступил в силу закон ДНР «О внесении изменений в закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» [4]. Как обещают законодатели, этот документ позволит создать благоприятные условия для развития малого бизнеса в Республике. Закон существенно улучшает условия ведения предпринимательской деятельности для субъектов хозяйствования, которые находятся в первой группе упрощенного налога. Следовательно, сейчас в ДНР на государственном уровне создаются финансовые возможности для самореализации потенциала экономически активной части населения и развития экономики [5]. В этой связи целесообразно осуществлять систематический мониторинг эффективности государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Республике. Такой мониторинг должен включать следующие показатели:
- количество занятых работников у субъектов малого и среднего бизнеса, млн чел.;
- доля добавленной стоимости субъектов малого и среднего бизнеса, в % к общей сумме добавленной стоимости за определенный период времени;
- доля малых и средних предприятий, имеющих обязательства по кредиту или кредитной линии, в их общем количестве, %.
Взаимодействие властных и предпринимательских структур в ДНР должно базироваться, главным образом, на взаимных интересах государства и бизнеса. На текущий момент государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса в ДНР должна предполагать, прежде всего, достижение двух целей:
- решение проблем в сфере малого и среднего бизнеса, связанных с доступом к финансированию, с
выходом на новые рынки и совершенствованием внутренних бизнес-процессов; - усовершенствование приоритетных сфер национальной экономики.
Достижение этих целей необходимо осуществлять посредством:
• облегчения выхода малого и среднего бизнеса на внешние рынки;
• формирования культуры ведения бизнеса;
• роста конкурентоспособности.
Для этого, в первую очередь, необходимо создавать, адаптировать и поддерживать инфраструктурные элементы, которые будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса ДНР, для выхода на рынки стран СНГ и ЕС, для получения легкого доступа к информации по ведению предпринимательской деятельности.
Во-вторых, необходимо создавать образовательные программы для малого и среднего бизнеса, включая программы обмена и стажировок.
В-третьих, целесообразно открывать различные грантовые конкурсы для представителей малого и среднего бизнеса. Их логика следующая: для участия в конкурсе лицо (как физическое, так и юридическое из разных звеньев общества) форматирует себя и свое сознание, повышает уровень гибкости, образованности и компетенции, в целом положительно влияет на развитие малого и среднего бизнеса всех участников, а не только победителей.
В-четвертых, для стимулирования кластеризации перспективным является путь поддержки аналитических центров, общественных организаций и ассоциаций, что обеспечивает создание устойчивой аналитической инфраструктуры и самостоятельность территории в процессах определения разумной специализации [6].
Необходимо актуализировать вопрос поиска новых интегрированных форм межотраслевого сотрудничества. Активизация интеллектуальной сферы при этом рассматривается как основа макроэкономической системы. Важным является и вопрос эффективности создания агропромышленных кооперативов в
сельских территориях, большое внимание при этом необходимо уделять построению иерархии типов взаимосвязей субъектов интеграции по степени их усиления. Значительное внимание нужно уделять кооперации как движущей силе развития малого и среднего бизнеса.
При анализе выявлено, что на сегодняшний день в развитии малого и среднего бизнеса преобладающую роль играют три группы субъектов: государство, донорские и финансовые организации, деятельность которых не имеет отрицательного синергетического эффекта.
Рассмотрим функции каждого из вышеупомянутых субъектов отдельно.
На государство возлагают две основные функции. Первая - регуляторная (для развития бизнеса на любом уровне необходимо проведение дерегуляции и упрощения разрешительных процедур, однако следует удерживать баланс между регуляцией, контролем и дерегуляцией для предотвращения теневых процессов). Вторая функция - финансового стимулирования (дотации, санации и программное финансирование субъектов малого и среднего бизнеса). Эта функция в определенной степени конфликтует с реальными интересами государства и не может быть реализована должным образом на всей территории, что является риском при управлении бюджетными средствами.
Донорские организации выполняют функцию информационного, технологического и образовательного обеспечения путем финансирования на конкурсной основе проектов и учреждений, реализующих отдельные пункты в рамках этих функций.
Финансовые учреждения, в частности банки, должны выполнять роль источника капиталов. Следует отметить, что на данный момент банковская система ДНР находится в кризисном состоянии и не выполняет данной функции. В связи с этим представителям законодательной и исполнительной власти Республики нужно в срочном порядке позаботиться о том, чтобы банковская система ДНР начала реализо-вывать эту функцию, предлагая льготные кредиты для создания и деятельности малого и среднего бизнеса. Такие кредитные льготы играют важную роль в развитии малого и среднего бизнеса, и необходимо формировать и стимулировать тенденцию к их распространению. Для налаживания работы такого механизма в ДНР важно создать полноценную банковскую систему, для чего требуется реализация широкого комплекса мер [7].
К сожалению, на сегодняшний день отсутствует единый подход к развитию малого и среднего бизнеса в разрезе объединенных территориальных общин, однако имеется большое количество подходов к отдельным элементам этого процесса. Именно поэтому для дальнейших исследований необходимо установить такой вектор: систематизировать имеющиеся инструменты развития территорий через организацию малого и среднего предпринимательства, анализировать целесообразность их использования на уровне объединенных территориальных общин и скорректировать, а в отдельных случаях разработать алгоритмы их внедрения на указанном уровне.
Предлагается сгруппировать имеющиеся методы стимулирования развития малого и среднего бизнеса по следующему принципу (табл. 1).
Таблица 1
Матрица инструментов стимулирования развития малого и среднего бизнеса
_в Донецкой Народной Республике_
Инструменты
Требуют государственного вмешательства
Не требуют государственного вмешательства
Финансовые
1. Внедрение и выполнение государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса
2. Внедрение практики государственно-частного партнерства (ГЧП)
3. Внедрение систем финансирования малого и среднего бизнеса из бюджетных средств
4. Организация тендеров исключительно для малых предприятий
5. Налоговые льготы для малых и средних предприятий, которые изготавливают экологическую продукцию_
1. Открытие грантовых конкурсов для малых и средних предприятий (экологическая продукция, инновационное оборудование, выход на международные рынки, изготовление конечного продукта)
2. Организация специализированных фондов поддержки предпринимателей, формирование выгодных условий для включения в эти фонды
3. Внедрение льготного кредитования в банках
4. Организация лизинговых центров
Нефинансовые
1. Изменение законодательства и государственной политики с переориентацией на малый и средний бизнес
2. Изменение законодательства, регулирующего деятельность предприятий
3. Открытый доступ к информации в государственных программах поддержки малого и среднего бизнеса
4. Организация публичного бюро кредитных историй
5. Внедрение открытой системы отчетности для малых и средних предприятий
6. Направление официально безработных на малые и средние предприятия, которые изготавливают промышленную продукцию
1. Организация образовательных программ для малого и среднего бизнеса (доступ к международным рынкам баз данных, поиск и трансфер технологий)
2. Создание бизнес-инкубаторов
3. Организация аналитическо-консультационной поддержки малого и среднего бизнеса
4. Организация общественного контроля над выполнением обязанностей государства, малого и среднего бизнеса
5. Внедрение межотраслевой кооперации
6. Стимулирование производственных и потребительских кооперативов
7. Подготовка «молодых лидеров» в общинах
Это позволит четко отделить те механизмы, которые могут быть внедрены собственными силами с минимальными затратами, и те, что будут требовать определенных усилий в виде поиска софинансиро-вания и другой дополнительной активности.
Добиться внедрения инструментов из группы «требуют государственного вмешательства - финансовые» является самой сложной задачей, которая предусматривает использование таких методов, как общественный прессинг, лоббирование.
Внедрение инструментов из группы «требуют государственного вмешательства - нефинансовые» более реалистично, так как их использования в большинстве случаев можно добиться путем разработки специальных обоснованных рекомендаций для органов местной и государственной власти и проведения переговоров.
Инструменты сектора «не требуют государственного вмешательства - финансовые» часто внедряются международными грантодательскими организациями и фондами, однако умение самостоятельно (без вмешательства государства) аккумулировать и перераспределять финансовые ресурсы на территории страны также является приоритетным аспектом, который будет свидетельствовать о самостоятельности и способности населения стимулировать его саморазвитие. Этого возможно достичь только эволюционным путем, а также развитием самих предпринимателей.
Одним из наиболее актуальных и легких в реализации секторов является «не требуют государственного вмешательства - нефинансовые». Набор этих инструментов при условии достаточной мотивации может инициировать почти каждый. При этом в отдельных случаях это может давать двойной или даже тройной эффект:
- как инструмент развития малого и среднего бизнеса;
- как коммерческая деятельность отдельных лиц, которая тоже относится к субъектам малого и среднего бизнеса;
- как объект или предмет апробации научных разработок исследовательского общества и возможность практической реализации знаний студентов. Рассмотрим более подробно влияние таких инструментов, как кооперация (организация потребительских и производственных кооперативов), подготовка молодых лидеров в общинах, создание бизнес-инкубаторов.
На сегодняшний день теоретики и практики кооперативного движения продолжают вести дискуссии о процессе моделирования организационных форм современной системы кооперации, однако не вызывает сомнений положительное влияние кооперации на развитие территорий.
Роль кооперативного движения в контексте реализации стратегии разумной специализации приведена на рис. 2.
Указанная логика четко демонстрирует возможности влияния малого и среднего бизнеса на развитие территории и определение их роли в масштабах отдельной территориальной единицы или государства в целом.
Процесс построения наиболее оптимальных кооперативных структур должен базироваться на теоретических и методологических принципах кооперации и учитывать особенности территорий на современном этапе. В целом этот процесс выходит из следующих принципов: адекватность кооперативной деятельности природе и базовым ценностям кооперации, адаптация кооперации к внешней среде, использование кооперативных преимуществ и применение инновационного подхода.
Суть принципа адекватности кооперативной деятельности природе и базовым ценностям кооперации означает, прежде всего, ориентацию на заложенные в ней собственные возможности на основе традиционных для нее ценностей. Речь идет не только об экономических или материальных ценностях, но и о моральных и духовных. Именно они играют важную роль в жизни кооператива и показывают особую идеологическую связь с его хозяйственным механизмом.
Предприятия малого и среднего бизнеса в ДНР
Производственные кооперативы
Потребительские кооперативы
Кластеры
I
Рис. 2. Алгоритм реализации стратегии разумной специализации на уровне малых и средних предприятий посредством использования кооперации
Принцип адаптации предусматривает приспособление к различным условиям экономической деятельности. Кроме того, принцип адаптации кооперативных структур к современной социально-экономической среде является своеобразным «защитным процессом», который способен, сохраняя свои ценности, ассимилировать рациональные элементы других организационных форм рыночного хозяйства, например, агрофирм, агрохолдингов и других интегрированных формирований.
Третий методологический принцип основывается на использовании кооперативных преимуществ. К конкурентным преимуществам в ДНР можно отнести наличие собственной социально-экономической базы, многоотраслевой характер экономической деятельности, возможности создания интегрированных хозяйств, наличие сохранившейся еще с советских времен собственной инфраструктуры.
Содержание принципа применения инновационного подхода заключается в том, что для кооперации характерен постоянный поиск новых решений и вариантов применения данной формы хозяйствования с потребностями населения. Этот подход связан, прежде всего, с созданием эффективной системы профессионального менеджмента.
В мировой теории и практике управления кооперативным производством уже сформулированы основные методы решения названной проблемы в концепции «агентских отношений». Ответственное лицо (работодатель) нанимает агента и использует его способности и знания для получения желаемых для себя результатов. Так, например, в сельскохозяйственном потребительском кооперативе пайщики выступают в качестве работодателей, а исполнительные руководители, члены правления - в качестве агентов. В связи с этим главная трудность, с которой сталкивается современный сельскохозяйственный кооператив, - разграничение функций общественного и профессионального управления.
Можно указать на особенности успешного создания кооперативов в объединенных территориальных общинах [8]:
• организатор кооператива должен быть инсайдером общества и иметь определенный авторитет. Сторонние инвесторы и менеджеры, особенно иностранные, в подавляющем большинстве столкнутся с противодействием и отказами от участия в кооперации;
• инициатору кооператива желательно отказаться от политических амбиций в обществе, однако он должен уметь профессионально вести диалог с местной властью и добиваться своего;
• несмотря на то, что кооперативы могут создаваться организациями, должен быть один лидер, который будет олицетворять предприятие-организатора;
• пайщики не всегда знают о своей роли в кооперативе и считают это в большей степени арендой, чем акционированием;
• если проводить параллель с корпоративным управлением, пайщики в подавляющем большинстве хотят быть «держателями привилеги-
рованных акций», то есть хотят стабильного и меньшего вознаграждения за свои паи, чем большего и рискованного;
• участники кооператива четко понимают, что организатор в значительной степени обогащается, но не знают, как, и не желают уменьшать дисбаланс между пайщиками и организаторами. Это оказывает негативное влияние и уменьшает эффективность взаимодействия.
В современных условиях цель кооперативов как социально ориентированных форм хозяйствования состоит в том, чтобы оптимально сочетать интересы всех их участников с повышением эффективности производства и реализации продукции. Достижение этой цели обеспечивается путем решения таких задач, как закупка техники и орудий труда, сырья и комплектующих; ремонт, обслуживание техники, выполнение определенного вида работ, требующих специальной техники; организация исследовательских и показательных хозяйств; организация дешевого кредита на производственные цели; обеспечение консультативно-информационными услугами и тому подобное. Основным результатом решения этих задач становится увязка в единую технико-экономическую цепь производства, переработки и реализации продукции [9].
Важным направлением развития кооперативного движения является привлечение молодежи. Подготовка молодых лидеров, создание дополнительных образовательных инструментов и практика реализации низовых инициатив приобретают все большую актуальность при территориальной реорганизации и появлении объединенных территориальных общин. Такая ситуация обусловливает необходимость усиления компетенций на самом низком уровне государственного устройства. Данный инструмент имеет целью следующие основные направления:
• формирование молодого кадрового ядра на местах;
• создание возможности самореализации молодежи на уровне территориальных общин;
• уменьшение темпов старения населения за счет снижения миграционных процессов и стимулирования молодежи к развитию;
• стимулирование низовой инициативы от молодежи на местах, внедрение механизмов партисипа-тивного управления на уровне объединенных территориальных общин, привлечение молодежи к разработке и реализации проектов развития территории.
Перспективной является комплексная организация образовательных, популяризационных, просветительских и практических мероприятий по разработке и внедрению общественно полезных инициатив на уровне своего населенного пункта.
Одним из ключевых инструментов инновационного развития экономики и поддержки малого и среднего предпринимательства является развитие соответствующей предпринимательской инфраструктуры в виде бизнес-инкубаторов. Их роль при создании новых предприятий заключается не только в непосредственной инкубации, высокая ценность та-
ких структур обеспечивается за счет снижения порогов входа во все типы бизнеса, по которым осуществляется инкубация, из-за переноса компетенций (отдельных функций), необходимых в рамках каждого бизнеса, который инкубируется, на единую структуру с высоким уровнем компетенций [10].
Важен также социальный аспект бизнес-инкубаторов, он формирует сеть межличностных контактов с различными профилями знаний, умений и компетенций, которые одновременно могут быть как партнерами, так и клиентами друг для друга.
Существенным является то, что за счет профилирования бизнес-инкубатора его роль заключается в поддержке приоритетных направлений развития конкретного региона.
Бизнес-инкубаторы формируют финансовые средства из местных бюджетов, субсидий правительств, отчислений промышленных корпораций, учебных заведений и различных фондов, а также паевых отчислений малых предприятий, которые вышли из них и успешно работают.
Научные парки, технопарки, бизнес-парки, бизнес-центры, промышленные парки отличаются от бизнес-инкубаторов ориентацией на разные этапы развития предприятия, которое получает поддержку. Так, парки, как правило, чаще имеют дело с уже существующими и успешно развивающимися предприятиями, тогда как инкубаторы обычно поддерживают малые фирмы на стадии создания и ранних этапах становления. Ключевая задача инкубаторов заключается в обеспечении условий для роста технологическим областям общества, которые быстро
развиваются. В табл. 2 приведены основные виды бизнес-инкубаторов и их характеристики.
Цели и задачи бизнес-инкубирования зависят от региональной политики, интересов и принадлежности организаторов. В ДНР еще не сформирована единая инфраструктура по поддержке малых инновационных предприятий, отсутствует работа по формированию бизнес-инкубаторов.
Главной целью реализации идеи бизнес-инкубирования является развитие регионов на основе предоставления поддержки малому бизнесу, представителям которого сложно адаптироваться к условиям существующей конкурентной среды [11].
Среди основных задач, которые призван решать бизнес-инкубатор, можно выделить следующие:
• оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, диверсификация регионов;
• рост числа малых и средних предприятий, повышение их жизнеспособности, как следствие, расширение базы налогообложения регионов и государства;
• повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау;
• рост занятости и уровня жизни населения;
• стимулирование предпринимательской модели поведения.
Стремительное развитие бизнес-инкубаторов в мире свидетельствует об их эффективности в работе с малыми инновационными предприятиями.
Таблица 2
Основные виды бизнес-инкубаторов и их характеристики
Вид Услуги Период инкубации Целевая аудитория
Классический • Предоставление помещений в аренду; • доступ к ресурсам; • офисные, бухгалтерские, юридические и другие услуги 3-5 лет Вновь созданные или начавшие работу в новой для себя отрасли предприятия
Целевой • Предоставление помещений в аренду; • доступ к ресурсам; • офисные, бухгалтерские, юридические и другие услуги 3-5 лет Вновь созданные малые и средние предприятия, которые имеют специализацию, аналогичную инкубатору
Виртуальный Разработка программных решений дистанционного управления бизнесом В зависимости от потребности Вновь созданные малые инновационные предприятия
Децентрализованный Консультационные услуги По решению инкубатора Вновь созданные или действующие малые и средние предприятия
Университетский Доступ к оборудованию и опыту специалистов От 2 месяцев до выпуска Студенты-предприниматели
Разрабатывая политику эффективного функционирования бизнес-инкубаторов в ДНР, нельзя не принимать во внимание достаточно длительный и успешный опыт по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства стран с развитой экономикой и наиболее удачные кейсы других стран, которые, как правило, являются комбинированными, то есть сочетают в себе несколько видов бизнес-инкубаторов. Например, инкубатор при Гарвардской бизнес-школе является комбинацией классического, университетского, целевого и виртуального, а коммерческий бизнес-инкубационный проект «Бизнес молодость» (г. Москва) - комбинацией классического, виртуального и децентрализованного.
Как и во многих других странах, бизнес-инкубаторы в ДНР могут использоваться как инструмент для решения задач по созданию новых рабочих мест и снижению социальной напряженности, развитию определенных отраслей промышленности и разукрупнению производств [12].
Немалую роль инкубаторы играют и в диверсификации отдельных регионов или территориальных единиц, ускоряя процессы кластеризации экономики и стимулируя внедрение концепции разумной специализации. Они активно используются для поддержки наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса, а также отдельных социально уязвимых групп населения. Таким образом, бизнес-инкубаторы являются одним из наиболее эффективных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Офщшний сайт Державного комггету статистики Украни [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua/
2. SME support: European Commission[Електронний ресурс]. - Режим доступу: https://ec.europa.eu/gro wth/smes/support_en.
3. О развитии малого бизнеса в Республике: доклад министра экономического развития Виктории Ро-манюк //Официальный сайт Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://mer.govdnr. ru
4. Официальный сайт Народного Совета ДНР. Закон ДНР «О налоговой системе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnrsovet.su/ru/
5. В ДНР вступил в силу закон, улучшающий условия налогообложения малого бизнеса //Официальный сайт Донецкого агентства новостей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dan-news.info/obschestvo/v-dnr-vstupil-v-silu-zakon-uluchshayushhij-usloviya-nalogooblazheniya-malogo -biznesa. html
6. COSME. Europe's programme for small and medium-sized enterprises// Офщшний веб-сайт European Commission [Електронний ресурс] -Режим доступу: http://ec.europa.eu/growth/smes/ cosme_en.
7. Аборчи А.В. Формирование структуры банковской системы Донецкой Народной Республики / А.В. Аборчи // Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности: материалы I Международной научной конференции. - Донецк, 16-18 мая, 2016 г. - Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2016. - Т. 3. - Ч. 2.
8. Семeнова Е.И. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации / Е.И. Семeнова, Э.А. Усольцева // Вестник экономической безопасности МВД России. - 2013. - №1.
9. Минаков И.А. Развитие сельскохозяйственной производственной кооперации: тенденции, проблемы и перспективы / И.А. Минаков // Теория и практика мировой науки. - 2017. - №2.
10. Оганесян В.Г. Концепция и процесс развития профильных малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе / В.Г. Оганесян // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - Экономика. - 2010. - №2. - Т. 6.
11. Тормышева Т.А. Мониторинг деятельности бизнес-инкубатора / Т.А. Тормышева // Практика муниципального управления. - 2010. - №2.
12. Антоненко И.С. Опыт государственной поддержки бизнес-инкубаторов в странах АТР / И.С. Антонен-ко // Инновационное обновление социального сектора экономики: перспективы и последствия: материалы XIV Кондратьевских чтений. - М., 2006.
© Александр Евгеньевич Ревунов, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления
и экономики», 2019