ф. А. Зуева
Аспекты организации научно-исследовательской деятельности слушателей.
А
ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Аспекты организации научно-исследовательской деятельности слушателей курсов в системе повышения квалификации
Ф. А. Зуева
Organization aspects of scientific research activity in the system of advanced training
F. A. Zueva
Аннотация. Проблема, рассматриваемая в статье, заключается в поиске подходов к организации научно-исследовательской деятельности слушателей курсов, которая способствует развитию и саморазвитию, связанной с продвижением в профессиональном плане. Показана значимость научно-исследовательской деятельности как системообразующего, прогностического фактора развития инновационной образовательной организации. Обозначена результативность деятельности в этом аспекте, проявляющаяся в развертывании совместных с образовательными организациями научно-прикладных проектов, обеспечивающих сопровождение научно-исследовательской деятельности по решению актуальных проблем образования.
Сделан акцент на решение вопросов по вовлечению слушателей курсов в научно-исследовательскую деятельность. При этом участие в научно-исследовательской деятельности приближает к пониманию механизмов формирования новых субъектных качеств, которые формируются в процессе выдвижения и достижения новых для субъекта целей, или при овладении новыми видами деятельности.
Abstract. The problem discussed in this article is to explore approaches to the organization of scientific research activiry of course students, which contributes to development and self-development relating to progress professionally. The importance of scientific research activiry as a pivotal, predictive factor in the development of innovative educational organization is showed. Performance in this aspect, manifested in expansion joint with educational organizations, scientific and applied projects, providing accompaniment for scientific research activity to address pressing
problems in education is higtlited. Issues of involving students in scientific research activity are focused. Participation in scientific research activity is closer to understanding the mechanisms of formation of new subjective qualities that are formed in the process of nomination and achieving new goals for the subject, or learning new activities.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, система повышения квалификации, исследовательское проектирование, организация научно-исследовательской деятельности, научно-прикладной проект, дистанционные технологии.
Keywords: scientific research activity advanced training system, research design, organization of scientific research activities, scientific and applied project, remote technology.
Инновационный и динамичный характер современного образования, изменение общей направленности педагогической деятельности обострили основное противоречие в содержании системы повышения квалификации: между традицией представлять нормы и предписания, направленные на обеспечение высокого уровня профессионально-педагогических компетенций слушателей курсов, и необходимостью разрешать постоянно возникающие в реальной практике ситуаций, требующих включенности исследовательской компетентности.
Обязательным условием существования в образовательной организации научно-исследовательской деятельности обучающихся является наличие педагогов, обладающих определенными качествами: активным стремлением к исследовательской деятельности; умением прогнозировать перспективы в продвижении не
Научно-теоретический журнал
47
Выпуску3 (28) • 2016
Научные сообщения
только собственной научно-исследовательской деятельности, но и деятельности обучающихся.
Это означает, что в системе повышения квалификации базовой установкой становится идея о том, что элемент исследования в педагогической деятельности неизбежен в силу инно-вационности организуемых образовательных процессов, а также чрезвычайной вариативности и разнообразия решаемых образовательных задач.
Данная установка четко просматривается в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, указывающей на то, что обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ [1].
Проблемы инновационной деятельности педагогов рассматриваются в психолого-педагогических исследованиях с различных точек зрения: инновационных концептов дополнительного профессионального образования в условиях реализации профессиональных стандартов педагогических работников (В. Н. Кеспиков) [2], формирования инновационного ресурса образования через систему повышения квалификации (А. Г. Каспржак) [3], психологии профессионального развития (Э. Ф. Зеер) [4], анализа представления содержания повышения квалификации в рамках использования дистанционных образовательных технологий (Д. Ф. Ильясов) [5] и др.
Анализ исследований свидетельствует, что традиционно существующие подходы к организации научно-исследовательской деятельности обладают теми или иными недостатками, которые характерны общим проблемам образования или малоэффективны. На наш взгляд, наиболее отвечающий современной концепции модернизации содержания образования, является исследовательский подход.
В современном педагогическом образовании исследовательский подход становится ведущим, поскольку он обеспечивает развитие педагогической культуры и эффективность педагогического труда. Научно-исследовательская деятельность необходима для понимания, про-
явления, определения условий профессиональной деятельности. Соответственно, начинают меняться содержание, подходы, технологии системы повышения квалификации, позволяющие педагогам выйти на исследование как способ собственной профессиональной деятельности. Выполнение исследовательских заданий позволяет подвести к новому виду работы: исследовательскому проектированию.
Исследовательское проектирование рассматривается как определенное содержание деятельности, которое строится и осуществляется с помощью исследовательских действий. Проектирование предполагает создание таких условий, когда у слушателей курсов будет сформировано отношение к осуществляемой ими деятельности как деятельности образовательной и в то же время позволяющей в свою очередь простроить свою научную деятельность. Вовлеченность обучающегося в исследование как способ изучения знаний несет за собой изменения в профессиональной деятельности: создается устойчивый мотив к самосовершенствованию; появляется интерес к экспериментированию, изучению различных точек зрения на отдельные аспекты в организации обучения.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность в системе повышения квалификации должна быть направлена на предвосхищение ожидаемых изменений и на прогностическое фокусирование результативности научно-исследовательской деятельности именно на предвидении этих изменений.
Рассматривая научно-исследовательскую деятельность как системообразующий, прогностический фактор развития инновационной образовательной организации, важно уточнить, какие компоненты образовательного процесса влияют на результаты научно-исследовательской деятельности. Необходимо отметить, что научно-исследовательская деятельность всегда является результатом трудоемкого процесса, поскольку для того, чтобы теоретические знания и исследования обрели законченную форму, выраженную в готовой к использованию образовательной услуге или готовом к внедрению образовательном продукте, она должна пройти множество стадий. Этот процесс заключается в разработке, исследовании, тестировании и многих других составляющих, целью ко-
Научно-теоретический журнал
48
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
ф. А. Зуева
Аспекты организации научно-исследовательской деятельности слушателей.
ЧИППКРО
торых является получение возможно большего эффекта от научного исследования. При этом основными составляющими инновационного обеспечения системы повышения квалификации являются интеллектуальный потенциал научно-педагогических работников, образовательные технологии и образовательные программы, а также информационно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Одним из наиболее важных элементов педагогической деятельности необходимо считать наличие мотивов профессорско-преподавательского состава на научно-исследовательскую работу, которые в процессе творческих изысканий прониклись желанием инновационной деятельности. Это может позволить оказать существенное влияние на формирование исследовательской культуры слушателей курсов, привить им умения самостоятельно планировать и проводить научное исследование [6].
Организация научно-исследовательской работы слушателей курсов выстроена в систему. Включение слушателей курсов в научно-исследовательскую деятельность сопряжено с решением как теоретических, так и практических задач. Решение первой задачи предусматривает обучение слушателей курсов методологии и методики педагогического исследования. В этой связи В. М. Монаховым выдвинута гипотеза о необходимости аксиоматики (т. е. методологии, системы постулатов) проектирования педагогической технологии в виде неких принципов и правил, структурирующих логику и целесообразность профессиональной деятельности преподавателя. Любая педагогическая технология должна соответствовать определенной системе дидактических аксиом, и только в результате этого восприятие и оценка любой технологии принимает объективный и рациональный характер [7].
Осуществление второй задачи предполагает целенаправленное и систематическое участие слушателей курсов в индивидуально значимых для них исследовательских проектах, что требует применение на практике освоенных технологий и методик педагогического исследования. В рамках организуемых модульных курсов преподаватели ставят задачу формировать навыки подготовки и проведения самостоятельных научных исследований, навыки работы с научной литературой, умения реализовывать
инновационные подходы к организации образовательных процессов. Слушателям курсов предоставляется возможность обоснованно выбрать такую научно-исследовательскую проблему, разработка которой способствовала наиболее яркому проявлению их творческой индивидуальности.
Преподаватели руководствуются нацеленностью на расширение возможностей учебных предметов в последовательном формировании у слушателей курсов опыта исследовательской деятельности и в сфере организации образовательных процессов, разработки программ элективных курсов, в том числе имеющих межпредметный и надпредметный характер. Данная деятельность включается непосредственно в аудиторные занятия, в педагогическую практику, в самостоятельную работу слушателей курсов, а также входит в содержание модульных курсов, направленных на подготовку к предметным олимпиадам и конкурсам педагогического мастерства; проведение научно -практических конференций, научного общества учащихся и т. д. Результативность деятельности в этом аспекте проявляется в развертывании совместных с образовательными организациями научно-прикладных проектов, обеспечивающих сопровождение научно-исследовательской деятельности по вопросам реализации ФГОС общего образования; обучения детей с особыми образовательными потребностями; организации научного общества учащихся и др. Наряду с этим научно-прикладные проекты являются действенным механизмом обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. В условиях информационного общества и постоянного обновления психолого-педагогических знаний способность быстро ориентироваться в потоке информации, анализировать, выделять важную информацию, проводить самостоятельные исследования и доказывать их эффективность на практике являются необходимыми профессионально-педагогическими умениями специалистов. В данном контексте перспективным направлением, которое позволяет научно-педагогическим работникам более качественно и своевременно подвергать анализу материалы по результатам научно-исследовательской работы, а слушателям курсов повышения квалификации или переподго-
Научно-теоретический журнал
49
ВыпускЗ (28) • 2016
Научные сообщения
товки - повышать свой образовательный уровень, являются дистанционные технологии.
Эффективность использования дистанционных технологий способствует оперативному выявлению затруднений слушателей в части теоретического или экспериментального исследования, а также определению степени сфор-мированности исследовательских компетенций слушателей с целью дальнейшего построения их индивидуальной образовательной траектории. Полученная информация является объективной основой для оптимизации управления научно-исследовательской деятельности в аспектах:
- оперативной корректировки содержания представленных материалов на основе выявленных затруднений;
- определения подходов к принятию эффективных управленческих решений, направленных на обеспечение результативности научных исследований слушателями курсов.
Однако в целях объективности использование дистанционных технологий необходимо рассматривать и с позиции проблем, возникающих при организации образовательного процесса, требующего подготовки качественного и современного контента.
Данная позиция нацеливает систему повышения квалификации на необходимость непрерывного процесса освоения профессорско-преподавательским составом всех новых инструментов использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность способствует созданию образовательного пространства в системе повышения квалификации, где главной целью является предвидение и учет изменений внешних условий и воздействий на траекторию профессионального становления специалиста, что особенно актуально, в условиях введения профессионального стандарта «Педагог».
Библиографический список:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. - М., 2013.
2. Кеспиков В. Н Инновационные концепты ДПО в условиях реализации профессиональных стандартов педагогических работников // Совре-
менное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2016. - № 1. - С. 1-11.
3. Каспржак А. Г. Формирование инновационного ресурса образования через систему повышения квалификации: сборник рекомендаций. - М. : Университетская книга, 2007. - 280 с.
4. Зеер Э.Ф. Психологии профессионального развития. - М. : Академия, 2009. - 240 с.
5. Ильясов Д. Ф. Проектирование содержания дополнительного профессионально-педагогического образования на основе принципа философской антропологии // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009.- № 1. - С. 64-69.
6. Ильясов Д. Ф. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 2 (7). - С. 5-12.
7. Монахов В. М. От традиционной методики к новой технологии обучения. - М. ; Тула : Будрус, 1993. - 143 с.
Reverences:
1. The State program of the Russian Federation "development of education" [Gosudarstven-naja programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija"], from the 2013-2020 years. M., 2013.
2. Kespikov V. N. Innovative concepts of additional professional education in conditions of realization of the professional standards of teachers "Modern additional professional pedagogical education" [Innovacionnye koncepty DPO v uslovijah realizacii professional'nyh standartov pedagogi-cheskih rabotnikov // Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie], 2016, pp. 1-11.
3. Kasprzhak A. G. Forming innovative educational resource through a system of excellence: a collection of recommendations [Formirovanie in-novacionnogo resursa obrazovanija cherez sistemu povyshenija kvalifikacii: sbornik rekomendacij], M. : University book, 2007. 280 p.
4. Zeer E. F. Psychology professional development [Psihologii professional'nogo razvitija]. M. : Academy, 2009. 240 p.
5. Ilyasov D. F. Designing of the maintenance of secondary vocational education on the basis of the principle of philosophical anthropology
Научно-теоретический журнал
50
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
0. A. 3yeea
AcneKmu. организации uayHuo-uccAedoeameAbCKpü deamexbuocmu cxyrnameAeü.
HMnnKPO
[Proektirovanie soderzhanija dopolnitel'nogo pro-fessional'no-pedagogicheskogo obrazovanija na osnove principa filosofskoj antropologii] // Scientific support of a system of advanced training, 2009, p. 64-69.
6. Ilyasov D. F. Technology of educational training programs design of teachers [Tehnologija proektirovanija obrazovatel'nyh programm
povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov]/ A. F. Ilyasov, O. A. Ilyasova // Scientific support of a system of advanced training, 2011, N 2 (7), pp. 5-12.
7. Monahov V. M. From traditional methods to new technologies of training [Ot tradicionnoj me-todiki k novoj tehnologii obuchenija]. M. ; Tula : Budrus, 1993. 143 p.
ffayHHo-meopemmecKuü .xypHaA
51
QunycKß (28) • 2016