Современная школа
УДК 373+378.091.398
Подготовка педагогов ДОУ к педагогическому сопровождению социального развития ребенка дошкольного возраста
Г. Н. Кузнецова
Training of PEI teachers for pedagogical support of social development of preschool age child
G. N. Kuznetsova
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к педагогическому сопровождению социального развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО в системе повышения квалификации. На основе анализа предположен перечень профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в контексте овладения инновационными способами профессиональной деятельности, способствующими созданию социальной ситуации развития для всех участников образовательных отношений. Показана система повышения квалификации педагогов дошкольного образования по обеспечению их готовности к развертыванию инновационной деятельности, в том числе по педагогическому сопровождению социального развития ребенка. Описано содержание модульного курса «Содержательные аспекты профессиональной деятельности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО», современные формы работы преподавателей, включающие: дискуссии по актуальным проблемам организации деятельности воспитателя с учетом требований ФГОС ДО; мастер-классы по представлению деятельностного подхода к организации культурных практик, организацию работы в небольших группах и участие в аукционе педагогических идей, участие слушателей в
работе вебинаров ведущих ученых системы дошкольного образования.
В статье акцентируется внимание на использовании кейс-технологий для организации проектной работы слушателей в целях повышения уровня субъектной позиции.
Abstract. The article discusses the problem of training of teachers of Preschool Educational Institutions for pedagogical support of social development of preschool age children in accordance with the requirements of the Russian Federal State Educational Standard of preschool education in advanced training system. On the basis of analysis the list ofprofessional competence of PEI teachers in the context of the acquisition of professional work in innovative ways, contributing to the creation of social situation of development for all participants of educational relations is offered. Advanced training system of preschool teachers including pedagogical support of social development is demonstrated. The author describes the content of the modular course "Substantial aspects of the professional activity of preschool teachers in the conditions of the Russian Federal State Educational Standard of preschool education in"; modern forms of work of teachers including: discussions on topical issues of organization of the educator with regard to the requirements of the Russian Federal State Educational Standard of preschool education in; workshops of presentation of the ac-
tivity approach to the organization of cultural practices, the organization of work in small groups and participate in the auction of pedagogical ideas, students participate in the webinars leading scientists of pre-school education system.
The article focuses on the use of case-based technologies for the organization of the project work of students in order to raise a subject position.
Ключевые слова: социализация, социальное развитие, социальные компетенции, социальное пространство, культурные практики, компетентность, профессиональные компетенции, инновационная деятельность, деятельно-стный подход к образованию детей, педагогическое сопровождение, кейс-технологии.
Keywords: socialization, social development, social competence, social space, cultural practices, competence, professional competence, innovation activity, activity approach to the education of children, educational support, case-based technologies.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы основные требования к дошкольному образованию, в частности обращается пристальное внимание на развитие социальных качеств и формирование социальных компетенций ребенка дошкольного возраста.
В разделе II Стандарта - «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и объему» - указывается, что программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей [1].
Выполнение данных требований ориентирует практиков на социальное развитие дошкольника в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества. Теоретико-методологические аспекты обозначенной проблемы позволяют определить цели, задачи и содержание педагогического сопровождения социального развития ребенка
дошкольного возраста на разных возрастных этапах, предполагают построение образовательного процесса, как социокультурного пространства детства, которое представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей в соответствии с ФГОС ДО. Поэтому необходим поиск и апробация современных технологий социального развития детей дошкольного возраста, что потребует от педагогов готовности к инновационной деятельности.
Главная цель инновационной деятельности -развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
В ходе этой деятельности у педагога формируются инновационные компетенции. Однако анализ профессиональной деятельности воспитателей свидетельствует о недостаточной готовности педагогов к инновациям. Между тем, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность требований не только к психолого-педагогическим, но и к кадровым условиям реализации Программы.
Реализация данных требований предполагает обновление профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования в контексте овладения инновационными способами профессиональной деятельности, способствующими созданию социальной ситуации развития для всех участников образовательных отношений [2; 3; 4].
На основе анализа нормативных документов в образовательных программах дополнительного профессионального образования для педагогов ДОУ Т. А. Сваталовой, Г. В. Яковлевой [5] были уточнены группы профессиональных компетенций.
Мы считаем, что качественное изменение выделенных профессиональных компетенций позволит педагогам грамотно осуществлять педагогическое сопровождение социального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, в частности:
- способность использовать теоретические и практические знания в предметной области, а
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
также в области педагогики, психологии и методики для исследовательских задач;
- способность осмысленно использовать педагогические инструменты (формы методы, средства, методики, технологии и т. п.) в образовательной деятельности на основе понимания психологических закономерностей и принципов развития ребенка на различных этапах онтогенеза;
- способность проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации, описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.
Обеспечение готовности педагогов к развертыванию инновационной деятельности, в том числе по педагогическому сопровождению социального развития ребенка, осуществляется как в рамках внутрифирменного повышения квалификации в дошкольных образовательных организациях, так и в системе дополнительного профессионального образования. Анализ организации курсов повышения квалификации демонстрирует потребность педагогов в ознакомлении с современной теорией инновационной деятельности, в знаниях инновационных педагогических технологий. Данные запросы делают актуальным разработку программ модульных курсов повышения квалификации педагогов ДОУ. В практике реализации курсов повышения квалификации организуется работа по данному направлению с учетом образовательных запросов слушателей.
Содержание данных модулей направлено:
- на повышение инновационной культуры педагогов ДОУ;
- на освоение системы педагогических понятий (инновация, инновационная культура, педагогическая технология и пр.);
- на осмыслении инноваций как условия обеспечения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО ;
- на формирование у педагогов практических умений и навыков в области внедрения инноваций;
В процессе реализации содержания модулей преподаватели кафедры реализуют инноваци-
онные формы, методы и средства обучения слушателей, такие как:
- организация дискуссии по актуальным проблемам организации деятельности воспитателя с учетом требований ФГОС ДО;
- мастер-классы по представлению деятель-ностного подхода к организации культурных практик;
- кейс-технологии по ознакомлению с нормативными основами профессиональной деятельности;
- организация работы в небольших группах и участие в аукционе педагогических идей;
- участие слушателей в работе вебинаров ведущих ученых системы дошкольного образования.
Все это обеспечивает качественное изменение профессиональных компетенций слушателей:
- умение систематизировать научно-теоретические знания о сущности социального развития ребенка дошкольного возраста;
- готовность к освоению инновационных практик в области социокультурного развития дошкольника;
- умение конструировать педагогические инновации.
В процессе курсовой подготовки сделан акцент на использование кейс-технологий для организации проектной работы слушателей в целях повышения уровня субъектной позиции.
Проблема внедрения кейс-технологии в практику дополнительного профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях,
отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Метод кейсов, или кейс-технология, представляет собой метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций, т. е. решение кейсов.
Кейс-технология относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель данного метода - совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
В настоящее время активные методы обучения, в том числе кейс-технологии достаточно широко применяются при профессиональной подготовке педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Использование кейс-технологии в обучении слушателей курсов повышения квалификации позволяет повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, улучшить понимание современной нормативной базы, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни дошкольного образовательного учреждения.
Содержание кейсов для педагогов ДОУ включает в себя:
- Кейс как тематический семинар.
- Кейс как «клуб по интересам».
Кейс как тематический семинар представляет собой не столько учебный курс, сколько структурированную подборку материалов по конкретной теме или направлению деятельности (учреждения в целом, должностного лица).
В этом случае снижается роль организационно-методического блока кейса, а также системы оценки знаний, но зато возрастает роль тьюторского сопровождения этого кейса, когда работающий с ним может обратиться за консультацией к специалисту по данному вопросу.
Соответственно, наиболее целесообразным представляется выстраивание структуры кейса в соответствии с логикой рассматриваемой темы. А так как одна и та же тема может касаться
разных работников ОУ, то и материалы кейса могут быть структурированы в соответствии с целевой аудиторией.
Кейс как «клуб по интересам» ориентирован на конкретные должности или (профессиональные) роли: кейс для педагогов, кейс для заместителей и руководителей, кейс для ОУ, ведущих инновационную деятельность и т. д.
В этом случае информационные материалы структурированы по направлениям деятельности соответствующего должностного лица, а роль тьютора становится не столько консультирующей, сколько моделирующей, так как здесь целесообразны взаимные консультации участников кейса. Задачи, решаемые в процессе реализации метода кейс-технологии:
1. Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения в соответствии с требованиями ФГОС ДО к организации различных видов детской деятельности для освоения детьми содержания основной образовательной программы ДОУ.
2. Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой.
3. Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания.
4. Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация.
5. Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц.
6. Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего.
7. Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации.
8. Разработка программ деятельности в данной ситуации.
Современные формы работы преподавателей, включающие организацию дискуссий по актуальным проблемам организации деятельности воспитателя с учетом требований ФГОС ДО; мастер-классы по представлению деятель-ностного подхода к организации культурных практик, кейс-технологии, организация работы в небольших группах и участие в аукционе педагогических идей, участие слушателей в рабо-
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
те вебинаров ведущих ученых системы дошкольного образования обеспечивают готовность слушателей к педагогическому сопровождению социального развития ребенка дошкольного возраста.
Библиографический список:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.ru/ab-minobr/mo/Data_13/mll55.html.
2. Ильясов Д. Ф., Солодкова М. И. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. -С.64-69.
3. Ильясов Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. -№ 2 (92). - С. 30-35.
4. Ильясов Д. Ф. Проектирование педагогических теорий / Д. Ф. Ильясов // Педагогика. -2004. - № 9. - С. 13-21.
5. Сваталова Т. А., Яковлева Г. В. Основания отбора дополнительного профессионального образования / Т. А. Сваталова, Г. В.Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - Челябинск, 2014. -№ 1 (18). - С. 41-45.
References:
1. About approval of the Russian Federal State Educational Standards of preschool education: the
Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Russian Ministry of October 17, 2013 N 1155 [Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta dosh-kol'nogo obrazovanija: prikaz Ministerstva obra-zovanija i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii ot 17 oktjabrja 2013 N 1155] website: www.edu.ru/ab-minobr/mo/Data_13/mll55.html.
2. Iljasov D. F., Solodkova M. I. Features of teacher advanced training in the establishment of additional professional-pedagogical education // Pedagogical Education and Science [Osobennosti povyshenija kvalifikacii pedagogov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka], 2010, N 1, pp. 64-69.
3. Iljasov D. F. Organization of teachers' training in the establishment of advanced training // Messenger paper of Tomsk State Pedagogical University [Organizacija obuchenija pedagogov v uchrezhdenii povyshenija kvalifikacii kadrov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta], 2010, N 2 (92), pp.30-35.
4. Ilyasov D. F. Design pedagogical theories / D. F. Ilyasov // Pedagogics [Proektirovanie peda-gogicheskih teorij / D. F. Il'jasov // Pedagogika], 2004, N 9, pp. 13-21.
5. Svatalova T. A., Jakovleva G. V. Grounds for the selection of additional vocational training / T. A. Svatalova, G. V. Yakovleva // Scientific support of a system of advanced training: the scientific and theoretical journal [Osnovanija otbora dopol-nitel'nogo professional'nogo obrazovanija / T. A. Svatalova, G. V. Jakovleva // Nauchnoe ob-espechenie sistemy povyshenija kvalifikacii ka-drov : nauchno-teoreticheskij zhurnal]. Chelja-binsk, 2014, N 1 (18), pp. 41-45.