ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Гулбоев А.Т.
Гулбоев Акбар Тухтаевич - кандидат педагогических наук,
доцент, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрываются результаты исследований, являющихся методологической основой в решении проблем формирования целостной личности в целостном педагогическом процессе.
Ключевые слова: личность, теории личности, деятельность, воспитание, формирование, целостный педагогический процесс.
В современной науки для всестороннего понимания и изучения человека в целях полноценного его личностного становления и формирования актуальна проблема интеграции знаний. Большая заслуга в решении данной проблемы принадлежит Б.Г. Ананьеву, который в 60-е гг. XX века выступил с инициативой разработки единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, интегрирующей достижения широкого круга наук о человеке. На основе изученных фундаментальных работ попытаемся раскрыть сущность понятия «целостность личности». Философия рассматривает целостность личности как саморазвивающуюся органическую систему во всей совокупности ее взаимосвязей с миром, как открытую взаимодействующую с действительностью целостность, которая выражается в ее социальности, представляет собой исторически конкретное бытие социальной сущности человека.
Согласно синергетическому подходу, целостной личностью можно назвать человека, достигшего полного
29
развития, владеющего способностью ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, вырабатывать собственные взгляды, оценки, отношения, которые делают этого человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий окружающей среды. Таким образом, личность в целом характеризуется свойствами не отдельных ее компонентов, а целостными качествами, образуемыми в результате взаимодействия ее сторон, компонентов, связей. Целостность личности является сложным, многогранным и системным образованием.
Таким образом, вышеизложенный анализ позволяет судить о том, что сущностные характеристики целостной личности проявляются:
во-первых, как особое качественное состояние личности, отражающее единство ее внешних и внутренних связей;
во-вторых, в единстве развития всех сфер личности: физической, ин-теллектуальной, потребностно-
мотивационной, коммуникативной, эмоционально-волевой;
в-третьих, в многообразии ее качеств, формируемых в системе деятельности, общественных отношений и воспитания.
Таким образом, проведенный нами теоретико-методологический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы показал, что, благодаря исследованиям различных наук о Человеке, создана методологическая база для формирования целостной личности:
- современная наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое и социальное неотделимо; личность есть индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно; личность - это целостная психологическая система, которая выполняет определенные функции, связанные с творческим освоением
общественного опыта и включением человека в систему общественных отношений;
- целостность личности является сложным, многогранным и системным образованием; в науке целостность рассматривается как целостность внутренней структуры личности и целостность индивидуального бытия личности;
- неповторимое своеобразие человека выражается в индивидуальности личности; проявлением индивидуальности является социальная активность личности;
- все стороны личности обнаруживаются в деятельности и общении.
Список литературы
1. Azimova N.E. et al. Youth Is Moving Force of Civil Society // Eastern European Scientific Journal, 2019. № 1.
2. Абдуллаев К.Ф. Мыслители Востока о педагогической профессии // Культура мира и ненасилия подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития, 2020. С. 117-120.
3. Гулбоев А.Т. Гончарное искусство узбеков // Инновационная деятельность в дошкольном образовании, 2016. С. 374-376.
4. Гулбоев А.Т. Формирование профессиональных компетенций экономистов // Вестник науки и образования, 2020. № 5-2 (83).
5. Жураев Б.Т. Вопросы нравственного воспитания в эпоху Саманидов // Наука, техника и образование, 2020. № 3 (67).
6.Жураев Б.Т. Деятельность педагога по гуманизации учебно-воспитательного процесса // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. Форума, 2017. Т. 31.
7. Курбонова У.У. Модульные технологии-современный способ получения высшего образования // Academy, 2019. № 11 (50).
8. Курбонова У.У. Модульные технологии-современный способ получения высшего образования // Academy. 2019. № 11 (50).
9. Олимов Ш.Ш., Сайфуллаева Н.З. Основные принципы развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2015. № 5 (10).
10. Олимов Ш.Ш., Сайфуллаева Н.З. Возможности использования «метода проектов» в процессе обучения // Молодежь и системная модернизация страны, 2020. С. 276.
11. Олимов Ш.Ш., Ходжиева М.Ш. Возможности применения педагогических технологий в образовательном процессе // Молодежь и XXI век-2020, 2020. С. 228-231.
12. Олимов Ш.Ш., Ходжиева М.Ш. Возможности применения педагогических технологий в образовательном процессе // Молодежь и XXI век-2020, 2020. С. 228-231.
13. Рамазонова Ф.Х. Навыки совершенствования педагогической компетентности молодого учителя // Вопросы науки и образования, 2020. №. 36 (120).
14. Умаров Б.Ж. Педагогические основы формирования эстетической культуры у будущих учителей // Вестник науки и образования, 2020. № 5-2 (83).
15. Ходжаев Б.К., Ходжаев Б.Б. Подготовка студентов педагогического факультета к формированию эстетической культуры у школьников // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив, 2016. С. 184-188.
16. Ходжиева М.Ш. Совершенствование аксиологического подхода к педагогической деятельности у будущих учителей // Научный журнал, 2020. № 9 (54).
17. Элибаева Л.С. Повышение активности учащихся начальной школы // Наука, образование и культура, 2020. № 9 (53).