Научная статья на тему 'НАВЫКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ'

НАВЫКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / НАВЫК / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УМЕНИЕ / ОПЫТ РАБОТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазонова Феруза Худойназаровна

В данной статье с научно-методичиской точи зрения освещаются навыки совершенствования педагогической компетентности молодого учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазонова Феруза Худойназаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАВЫКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАВЫКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ Рамазонова Ф.Х.

Рамазонова Феруза Худойназаровна - преподаватель, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье с научно-методичиской точи зрения освещаются навыки совершенствования педагогической компетентности молодого учителя. Ключевые слова: компетенция, учитель, навык, совершенствование, умение, опыт работы, образование, современность.

В современный период четко определен стратегический курс высшей педагогической школы - обеспечить потребность в специалистах, сочетающих в себе высокую профессиональную подготовку, духовно-нравственную зрелость, навыки организаторской и управленческой деятельности. Подготовка таких специалистов в системе вузов сложна и многогранна. Многоплановость проблемы профессиональной подготовки будущего учителя побудила нас ограничить рамки настоящего исследования задачами определения некоторых путей совершенствования педагогического компетента молодого воспитателя.

Педагогическая компетентность учителя - это совокупность определенных личностных(доброты, любовь к детям, доброжелательность и др.) и профессиональных (эрудированность, компетентность, ответственность, коммуникативность, творческая способность и др.) качеств учителя-воспитателя, обусловливающихся уровнем знания предмета психолого-педагогической подготовленностью, способностью оптимально решать педагогические задачи обучения, воспитания и развития школьника. Компетенция,

9

как выше указали определяется умением отвечать общественно-экономическим, духовно-нравственным

требованиям общества, а также выполнять определенные задания или выполнять ту, или иную деятельность. Исходя из этого, можно включить в педагогическую компетентность следующие навыки:

- умение межличностного общения;

- умение организовать самоуправление;

- умение осуществлять устную коммуникацию;

- умение адаптироваться к меняющимся условиям;

- умение решать проблемные ситуации;

- аналитическое умение и умение концептуализации;

- умение осуществлять письменную коммуникацию;

- информационная грамотность и организационное умение;

- умение выстраивать профессиональный и карьерный рост;

- умение адаптироваться в обществе и личностная эффективность;

- знание информационных, педагогических и инновационных технологий;

- профессиональная зоркость и эффективность.

Отметим, что под компетентностью учителя - воспитателя

подразумевают интеграцию знаний, их

взаимопроникновение, обобщение, высокий уровень эрудиции, позволяют личности реализовать потребности в самоидентификации, самовыражении, саморазвитии и самоутверждении.

Это положение позволило нам определить некоторые пути совершенствования педагогической компетентности учители, а именно:

первый путь - учебно-педагогическая деятельность -предполагает глубокое знание предмета деятельности, содержания психолого-педагогических и методических дисциплин;

второй путь - личностная деятельность - предполагает эмоционально-деятельное отношение к своей работе, к

сослуживцам, коллегам, учащимся, родителям, к самому себе через самооценку, самоутверждение, самообразование, самосовершенствование; предопределяет пробуждение у личности педагога способности к новаторству; формирует педагогическую креативность;

третий путь-общественно-педагогическая деятельность -проявляется в сформированности у педагога в системе знаний и умений организовывать внеклассные и внешкольные воспитательные мероприятия; наличие качеств у личности учителя пробуждать, заинтересовывать, увлекать воспитанников к осуществлению различных общественно-полезных дел и др.;

четвертый путь - информационная деятельность -определяется наличием позитивного отношения учителя к средствам массовой коммуникации, обусловливающего необходимость и возможность целенаправленной переработки, осмысления и переоценки полученных информационных сведений и сообщений о явлениях окружающей действительности, в том числе и педагогической действительности с целью передачи данных информаций коллегам, воспитанникам и их родителям.

Соблюдение обозначенных нами перспективных путей совершенствования педагогического мастерства учителя безусловно способствует расцвету и реализации у будущего учителя его педагогических способностей, создает предпосылки для его профессионального роста и саморазвития; целенаправленного и системного познания личности воспитанника, его мировоззрения и т.д. Определение оптимальных педагогический условий совершенствования мастерства учителя предполагает формирование ряда навыков, как: навыки осуществлять психологический анализ основных форм педагогической деятельности (урок, воспитательное мероприятие, работа с родителями и др.);

- навыки организовать и реализовать личностную исследовательскую деятельность на практике;

- навыки диагностировать настроение школьной молодежи, её вкусы и привычки, ценностные ориентации и потребности; а также изучать степень воздействия средств массовой информации, сферы ближайшего окружения на сознание и поведение воспитанников;

- навыки творчески актуализировать и оперировать новаторскими методами обучения и воспитания;

- навыки заинтересовать школьников увлекательными общественно-полезными и ценными делами, акциями и мероприятиями.

В заключении можно сказать, что каждый профессор-учитель в процессе обучения и воспитания обязан проявить в себе перечисленные выше критерии компетентности. Для эффективного решения проблемы развития творческих способностей обучаемых в целом требуется существенное преобразование всей системы образования, формирование новых подходов научно-методического и информационного обеспечения учебного процесса, новых педагогических технологий, позволяющих обучаемому уже в процессе обучения получать значимые научные и практические результаты, генерировать новые знания. При этом значительная роль в решении этих задач возлагается на широкое использование новых информационных технологий.

Список литературы

1. Жураев Б.Т. Деятельность педагога по гуманизации учебно-воспитательного процесса // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума. 31 окт.-3 нояб. 2017 г. / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Е.В. Швачко. Челябинск: ЧГИК, 2017. 394 с. ISBN 978-5-94839-629-3, 2017.

2. Олимов Ш.Ш. Педагогическое мастерство преподавателя и его профессионализм в системе образования // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума. 31 окт.-3 нояб. 2017 г. / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. ЕВ Швачко. Челябинск: ЧГИК, 2017. 394 с. ISBN 978-5-94839-629-3, 2017.

3. Олимов Ш.Ш., Ходжиева М.Ш. Возможности применения педагогических технологий в образовательном процессе // Молодежь и XXI век-2020, 2020. С. 228-231.

4. Печеркина А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.