ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАВЫКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ Рамазонова Ф.Х.
Рамазонова Феруза Худойназаровна - преподаватель, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье с научно-методичиской точи зрения освещаются навыки совершенствования педагогической компетентности молодого учителя. Ключевые слова: компетенция, учитель, навык, совершенствование, умение, опыт работы, образование, современность.
В современный период четко определен стратегический курс высшей педагогической школы - обеспечить потребность в специалистах, сочетающих в себе высокую профессиональную подготовку, духовно-нравственную зрелость, навыки организаторской и управленческой деятельности. Подготовка таких специалистов в системе вузов сложна и многогранна. Многоплановость проблемы профессиональной подготовки будущего учителя побудила нас ограничить рамки настоящего исследования задачами определения некоторых путей совершенствования педагогического компетента молодого воспитателя.
Педагогическая компетентность учителя - это совокупность определенных личностных(доброты, любовь к детям, доброжелательность и др.) и профессиональных (эрудированность, компетентность, ответственность, коммуникативность, творческая способность и др.) качеств учителя-воспитателя, обусловливающихся уровнем знания предмета психолого-педагогической подготовленностью, способностью оптимально решать педагогические задачи обучения, воспитания и развития школьника. Компетенция,
9
как выше указали определяется умением отвечать общественно-экономическим, духовно-нравственным
требованиям общества, а также выполнять определенные задания или выполнять ту, или иную деятельность. Исходя из этого, можно включить в педагогическую компетентность следующие навыки:
- умение межличностного общения;
- умение организовать самоуправление;
- умение осуществлять устную коммуникацию;
- умение адаптироваться к меняющимся условиям;
- умение решать проблемные ситуации;
- аналитическое умение и умение концептуализации;
- умение осуществлять письменную коммуникацию;
- информационная грамотность и организационное умение;
- умение выстраивать профессиональный и карьерный рост;
- умение адаптироваться в обществе и личностная эффективность;
- знание информационных, педагогических и инновационных технологий;
- профессиональная зоркость и эффективность.
Отметим, что под компетентностью учителя - воспитателя
подразумевают интеграцию знаний, их
взаимопроникновение, обобщение, высокий уровень эрудиции, позволяют личности реализовать потребности в самоидентификации, самовыражении, саморазвитии и самоутверждении.
Это положение позволило нам определить некоторые пути совершенствования педагогической компетентности учители, а именно:
первый путь - учебно-педагогическая деятельность -предполагает глубокое знание предмета деятельности, содержания психолого-педагогических и методических дисциплин;
второй путь - личностная деятельность - предполагает эмоционально-деятельное отношение к своей работе, к
сослуживцам, коллегам, учащимся, родителям, к самому себе через самооценку, самоутверждение, самообразование, самосовершенствование; предопределяет пробуждение у личности педагога способности к новаторству; формирует педагогическую креативность;
третий путь-общественно-педагогическая деятельность -проявляется в сформированности у педагога в системе знаний и умений организовывать внеклассные и внешкольные воспитательные мероприятия; наличие качеств у личности учителя пробуждать, заинтересовывать, увлекать воспитанников к осуществлению различных общественно-полезных дел и др.;
четвертый путь - информационная деятельность -определяется наличием позитивного отношения учителя к средствам массовой коммуникации, обусловливающего необходимость и возможность целенаправленной переработки, осмысления и переоценки полученных информационных сведений и сообщений о явлениях окружающей действительности, в том числе и педагогической действительности с целью передачи данных информаций коллегам, воспитанникам и их родителям.
Соблюдение обозначенных нами перспективных путей совершенствования педагогического мастерства учителя безусловно способствует расцвету и реализации у будущего учителя его педагогических способностей, создает предпосылки для его профессионального роста и саморазвития; целенаправленного и системного познания личности воспитанника, его мировоззрения и т.д. Определение оптимальных педагогический условий совершенствования мастерства учителя предполагает формирование ряда навыков, как: навыки осуществлять психологический анализ основных форм педагогической деятельности (урок, воспитательное мероприятие, работа с родителями и др.);
- навыки организовать и реализовать личностную исследовательскую деятельность на практике;
- навыки диагностировать настроение школьной молодежи, её вкусы и привычки, ценностные ориентации и потребности; а также изучать степень воздействия средств массовой информации, сферы ближайшего окружения на сознание и поведение воспитанников;
- навыки творчески актуализировать и оперировать новаторскими методами обучения и воспитания;
- навыки заинтересовать школьников увлекательными общественно-полезными и ценными делами, акциями и мероприятиями.
В заключении можно сказать, что каждый профессор-учитель в процессе обучения и воспитания обязан проявить в себе перечисленные выше критерии компетентности. Для эффективного решения проблемы развития творческих способностей обучаемых в целом требуется существенное преобразование всей системы образования, формирование новых подходов научно-методического и информационного обеспечения учебного процесса, новых педагогических технологий, позволяющих обучаемому уже в процессе обучения получать значимые научные и практические результаты, генерировать новые знания. При этом значительная роль в решении этих задач возлагается на широкое использование новых информационных технологий.
Список литературы
1. Жураев Б.Т. Деятельность педагога по гуманизации учебно-воспитательного процесса // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума. 31 окт.-3 нояб. 2017 г. / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Е.В. Швачко. Челябинск: ЧГИК, 2017. 394 с. ISBN 978-5-94839-629-3, 2017.
2. Олимов Ш.Ш. Педагогическое мастерство преподавателя и его профессионализм в системе образования // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума. 31 окт.-3 нояб. 2017 г. / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. ЕВ Швачко. Челябинск: ЧГИК, 2017. 394 с. ISBN 978-5-94839-629-3, 2017.
3. Олимов Ш.Ш., Ходжиева М.Ш. Возможности применения педагогических технологий в образовательном процессе // Молодежь и XXI век-2020, 2020. С. 228-231.
4. Печеркина А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика, 2011.