Мусаев А. А.
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ В ВОСТОЧНЫХ СТРАНАХ
5. ЭКОНОМИКА
5.1. АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ В ВОСТОЧНЫХ СТРАНАХ
Мусаев Афган Абульфазович, сотрудник отдела «Восток-Запад» Место работы: институт Востоковедения, Академия наук Азербайджана
prevrin@mail.ru
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы, связанные с функционированием Международных финансовых центров, раскрыты параметры формирования МФЦ, дано деление их по географическим зонам, определены их типы. В статье проведен анализ конкурентоспособности финансовых центров Восточных стран. Сделан вывод о том что, перечисленные в статье критерии, в целом, соответствуют мировой практике оценки МФЦ
Ключевые слова: финансовый центр, типы, конкурентоспособность, регулирование, финансовый кризис, «Гпобал»
ASPECTS OF INTERNATIONAL AND REGIONALFINANCIAL CENTERSIN
EASTERNCOUNTRIES
Musayev Afgan A., employee of the department "East-West"
Place of employment: Institute of Oriental Studies, Academy of Sciences of Azerbaijan
prevrin@mail.ru
Abstract: The article deals with problems related to the functioning of the international financial centers, revealing the formation parameters, setting their division by geographical area, and defining them in to types. The article analyzes competitiveness of the financial centers of Eastern countries. It is concluded that the criteria listed in the article, in general, consistent with international practice assessments
Keywords: financial center, types, competitiveness, regulation, financial crisis, "Global"
Современные мировые Финансовые центры характеризуются такими параметрами, как концентрация капитала (инвестиционный спрос), набор инструментов (инвестиционное предложение), а также эффективность финансовой инфраструктуры и услуг, предоставляемых финансовыми посредниками. Международный финансовый центр (МФЦ) должен отличаться от национального финансового центра открытостью и ориентированностью на клиентов вне страны, в юрисдикции которой он находится. Это означает, что существенную роль в МФЦ играют иностранный капитал, иностранные инвесторы и посредники, а также инструменты и активы заграничного происхождения. В этом вопросе активную позицию занимают и восточные страны со своими особенностями.
Формирование Финансовых Центров Востока географически можно разделить на пять частей:
1) Севере-Восточные (Токио, Шанхай, Пудунь, Гонконг,
2) Юго-Восточные (Сингапур, Куала-Лампур, Лабу-ан),
3) Индийско-Австралийские (Бомбей, Сидней),
4) Ближне-Восточные (Стамбул, Дубай, Бахрейн)
5) Российско-Средне-Азиатские (Москва, Алма-ата, Елабуга).
В зависимости от того, насколько широкий спектр услуг доступен в рамках конкретного финансового центра и на каких клиентов ориентирован данный рынок, международные финансовые центры Восточных стран можно разделить на несколько типов:
1) Финансовые центры международного характера,
как Токио, Гонконг, Сингапур, предоставляющие полный спектр финансовых услуг клиентам со всех концов мира. При этом они опираются на развитый внутренний финансовый рынок и сильную экономику.
2) Финансовые центры регионального характера, которые оказывают широкий спектр международных финансовых услуг, но специализируются, в основном, на операциях внутри определенного региона, как Куала-Лампур, Лабуан, Дубай, Бахрейн.
3) Финансовые центры локального характера, как Пекин, Гуанчжоу, Мумбай, Стамбул, Москва, предоставляющие ограниченный выбор трансграничных операций и, в основном, ориентированы на обслуживание национального рынка. Они опираются на развитые внутренние финансовые рынки и инфраструктуру, но по уровню развития отстают. Многие из них отличаются мягким регулированием.
Конкурентоспособность финансовых центров Восточных стран может быть оценена на основе:
- набора критериев, включающего эффективность системой регулирования;
- уровнем развития инфраструктуры национального финансового рынка;
- степенью его глобальной интегрированности;
- ёмкостью рынка труда;
- качеством социальной и бизнес-инфраструктуры, - общей конкурентоспособностью страны.
Перечисленные критерии, в целом, соответствуют мировой практике оценки МФЦ, в частности, факторам, которые используются для составления Индекса глобальных финансовых центров (GFCI) Лондонского Сити. Как в Лондонском, Нью-Йоркском и других раз-
Социально-политические науки
1'2015
витых Европейских финансовых центрах, так и в Восточных странах к регулированию финансовых рынков относится;
а) сложное, прозрачное, гибкое законодательство соответствующее принципам открытости и конкуренции;
б) независимые регулирующие органы;
в) гибкая и простая система налогообложения;
г) развитая судебная система и практика правоприменения;
д) противодействие инсайдерской торговле;
е) корпоративное управление.
Уровень развития национального рынка Восточных стран можно определить по разнообразию доступных финансовых инструментов, по уровню развития финансовой инфраструктуры, наличию специального рынка ценных бумаг для молодых и быстрорастущих компаний, развитостью институциональных инвесторов, вовлечённостью населения страны в операции на финансовых рынках и рейтингами независимых агентств.
Следует подчеркнуть, что улучшение только по одному или даже нескольким направлениям деятельности Восточных Финансовых Центров (ВФЦ) не является достаточным для его превращения в лидера. Например, развитие финансовой инфраструктуры национального рынка не даст сильного толчка увеличению трансграничных операций, если система налогообложения и налогового администрирования останется неконкурентоспособной, а на рынке труда будет нехватка квалифицированного персонала.
При формировании действующих региональных и международных финансовых центров в восточных странах, определенную и основную роль играли исторические и политические отношении этих территорий, созданные еще в колониальный период. Компании « East indies » Португалии, Норвегии, Великобритании, Франции, Дании, Голландии созданные еще в XVI веке активно участвовали в этом процессе, даже сражаясь между собой. Общественные отношения в течение сотни лет развивались и приобрели новую форму. Торговые отношения развивались и после колонизации. Бывшие колонизаторы стали инвесторами на тех же землях, зная язык, обычаи, экономическое положение и политическую ситуацию.
Формирование региональных и международных финансовых центров рассматривается учеными экономистами, как один из путей выхода из экономического кризиса. Вторая половина ХХ века и начало XXI - века характеризуется кризисами в разных странах. Часть этих кризисов охватило и финансовую сферу. Ученые перечисляют разные причины этого кризиса. Но детальное изучение и анализ приводит к мысли о том, что держатели основной валюты - доллара, пользуясь таким положением, превратили доллар в «политическую форму» в межгосударственных политических отношениях государств. США, как хозяин доллара, имеет неограниченное право в выпуске этой валюты, и приобретает огромную прибыль с продажи доллара. Страны для продажи или покупки своего товара поневоле, принуждаются к покупке доллара. При этом в зависимости от политической ситуации валюта этих стран может быть уценена.
Например, в последних отношениях Украины с Россией, США и Европейские страны резко сменили экономическую политику в отношении России, искусственно создавая эмбарго на экспорт и импорт Рос-
сийских товаров. Такая же политика введена для Ирана по просьбе Израиля. Правительство и конгресс США приняли несколько актов по эмбарго. В итоге в этих странах и в регионе создается искусственный финансовый кризис.
С целью предотвращения финансового кризиса нужно принять несколько шагов в области формирования глобального урегулирования обмена валют. Монополия в области обмена валют не должна принадлежать какому-либо государству. Эти шаги могут быть следующими;
Первым шагом может стать формирование глобальной валюты. Ее можно назвать «Глобал», Она не должна иметь принадлежности к какому- то государству или группе юридических и физических лиц.
Вторым шагом в этой области может стать формирование новых глобальных финансовых международных институтов, так как, действующие международные финансовые институты не являются по сути международными. Они созданы определенными группами и служат им же. Они превратились в их руках в «аппарат давления». Политическая воля этих держателей стоит выше экономического и финансового интереса. По этой же причине, они не могут быть международными и носить глобальный характер.
Третьим шагом должно стать формирование временного управленческого аппарата, охватывающего юристов, ученых финансистов, и практиков в этой области со всего мира. Они должны подготовить свою программу и представить пути практического исполнения. На основании этих же планов, временным аппаратом избирается рабочие группы по формированию нормативно-правовой базы. При формировании нужно использовать все правовые системы и учитывать интересы всех людей планеты, основываясь на справедливости.
Четвертым этапом должно стать формирование финансовых институтов и выбор профессиональных кадров.
Пятым этапом может стать формирование «Глобальных Финансовых Центров» в различных регионах, с равноправием между государствами. При этом не допускать ни военную, ни политическую, ни экономическую экспансию.
Каждое государство, юридическое лицо или компания международного характера имеют право самостоятельно определять покупку или обмен валюты по своему усмотрению и потребностям. Но сохраняя свои резервы в глобальной валюте - «ГЛОБАЛ» с дальнейшим обменам в нужную валюту, эти государства или юридические лица могут страховать себя от всяких политических и искусственно созданных экономических разногласий.
Несмотря на участие Лондона в формировании законодательной базы и финансовой инфраструктуры по своему образцу, Восточные МФЦ имеют особую характеристику. Например, это можно увидеть при формировании « Исламского Международного Финансового Центра » в Куала-Лампуре, Бахрейне, Стамбуле, Ду-баи. Формирование аналогичной финансовой структуры можно наблюдать в Китайских МФЦ и РФЦ, торгующих китайскими юанями. Последние годы к ним проявляют интерес Россия, Япония, Корея и другие страны региона, в том числе страны БРИКС.
Мусаев А. А.
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ В ВОСТОЧНЫХ СТРАНАХ
Список литературы:
1. Аникин А.В. О типологии финансовых кризисов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2008. - N 4. - С. 43.
2. В.И. Волков, И.И. Меламед, Е.А. Терентьева. Международные организации и финансовые системы стран АТР. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2012. - 444 С.
3. Гусев Ю.Н. Мировой кризис и тенденции в развитии мировых финансовых центров 2008-2011 гг. Журнал «Финансовый бизнес» -2012- № 2- 0,7
4. Долан Эдвин Дж., Линсдей Дэйвид Е. Макроэкономика. - СПБ.: Литера-плюс, 2006.
5. Колмыкова Л. В. Фундаментальный анализ финансовых рынков. Спб. Питер. 2006.
6. Малинина Е. В. Мировые валютно-финансовые кризисы и их последствия // Финансы и кредит, № 48, 2008.
7. Мовсесян А.Г. Современные тенденции развития мировых финансовых рынков // Банковское дело. - 2007, №6, с.17-21.
8. Нешитой A.C. Международный финансовый центр в Москве: замыслы и реальность // Бизнес и Банки. 2010, № 17.
Reference list:
1. Anikin A.V. On the typology of financial crises//Vestn. Mosk. Univ. issue6.The Economy.- 2008. - N 4. -pg43.
2. V.I. Volkov, I.I. Melamed, E.A. Terenteva. International organizations and financial systems of the Asia-Pacific re-gion.-International Publishing Center "Etnosotsium", 2012. -pg444.
3. Gusev Y.N. Global crisis and trends in the world's financial centres' development. 2008-2011. Journal "Financial-Business» -2012- № 2- 0,7
4. Dolan Edwin J., David Lindsay E. Macroeconomics. -Litera Plus, 2006.
5. Kolmykova L.V. Fundamental analysis of financial markets. St Petersburg 2006.
6. Malinina E.V. Global monetary and financial crises and their impact//Finance and credit, #48, 2008
7. Movsesyan A.G. Modern trends in the development of global financial markets//Banking. - 2007, №6, pp 17-21.
8. Neshitoy A.C. International financial center in Moscow, plans and reality//Business and banks. 2010, №17.