УДК 37.025.3
И.Ю. Суббота
воспитатель, ДОУ ЦРР д/с № 3 «Снежинка», студент, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
В.А. Иванова
канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье уделено внимание актуальной проблеме - детской агрессивности. Рассмотрены частные методы арт-терапии как наиболее эффективные в работе специалистов дошкольного образовательного учреждения. На основе обобщенного опыта современников раскрыты возможности изотерапии, игротерипии и сказкотерапии для снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: агрессивное поведение, коррекция агрессивности, методы арт-терапии.
I.Ya. Subbota, Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University named after M.K. Ammo-sov in Neruyngry, Republic of Sakha (Yakutia)
V.A. Ivanova, Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov in Neruyngry, Republic of Sakha (Yakutia)
ART THERAPY AS A MEANS CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR PRESCHOOL CHILDREN
Abstract. The text paid attention to the actual problem - child aggression. We consider particular methods of art-therapy as the most effective in the work of specialists preschool educational institution. On the basis of lessons learned contemporaries disclosed opportunities isotherapy,igroteripiiskazkoterapii to reduce aggressive behavior in preschool children.
Keywords: aggressive behavior, aggressive correction, ethods of art therapy.
На сегодняшний день агрессивное поведение является самым распространенным нарушением среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный для них способ достижения цели. Воспитатели в детских садах отмечают, что детей, проявляющих агрессивное поведение, с каждым годом становится больше. Порой с ними трудно работать, и зачастую взрослые не знают, как справиться.
В современной психологии большое внимание уделяется разработке методов и способов профилактики и снижения агрессии. Во многих дошкольных учреждениях используют частные методы арт-терапии как одного из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения. Так, Л.Д. Лебедева утверждает, что «коррек-ционные возможности арт-терапии дают ребенку практически неограниченные возможности, чтобы он мог самовыразиться и самореализоваться в продуктах своего творчества с познанием и утверждения своего Я» [1, с 19].
Применение арт-терапевтической коррекции является незаменимым в случаях эмоциональных нарушений, трудностей в общении, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В.А. Доскин пишет: «В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, арт-терапия позволяет объединить детей в группу не изменяя индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс общения» [2, с. 15].
Анализ опыта работы современных психологов практиков за последние годы подтвер-
ждает популярность использования методов арт-терапии. Так методы изотерапии используют: О.М. Рудницкая, Е.В. Охотникова, Е.Л. Шустова, И.А. Понаморева, И.В. Севостьянова, В.П. Мухина, Е.Н. Ганенкина, Л.Н. Корсакова.
Кратко раскроем возможности частных методов арт-терапии.
Многие педагоги-психологи дошкольных учреждений используют изотерапию в психо-коррекционной практике. Данный метод дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изотерапия предоставляет огромное изобразительно-игровое пространство и материал, а образы в рисунке являются для детей средством психологической защиты, которое помогает им в проблемных ситуациях.
Изотерапия включает в себя разнообразные методы. Например, проективный рисунок помогает выявить основные проблемы детей и негативные условия, влияющие на ребенка. Проективный рисунок, используется как в группе, так и индивидуально. При разной тематике рисования возникает возможность выявить моменты, которые тревожат ребенка.
Изотерапия не только предоставляет большие возможности для самовыражения детей, в развитии фантазии и положительных эмоций, но она благоприятно воздействует на внутри-групповой климат, повышает детскую самооценку, помогает моделировать проблемные ситуации, расширяя и формируя адекватный поведенческий стереотип у детей. Изотерапия дает возможность детям выразить свой негатив и не вспоминать о нем в общении с другими детьми. Также этот метод является инструментарием для выявления чувств и эмоций в развитии положительных межличностных взаимодействий между детьми и взрослыми.
Большой эмоциональный отклик как у детей, так и у взрослых вызывают тексты сказок. Ни один ребенок не может быть равнодушен к сказке. Дети с удовольствием окунаются в чудесный сказочный мир. Поэтому всё чаще сказку стали использовать в психотерапевтических целях для решения разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения, нахождение выхода из проблемной ситуации.
Посредством сказкотерапии, в частности, можно хорошо работать:
1) с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми;
2) с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств;
3) с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д.
Простое прочтение сказки не имеет должной терапевтической цели. Сказку надо проанализировать, обсудить, проинсценировать. Содержание сказки должно соответствовать возрасту ребёнка. Методические приемы по анализу прочитанной сказки должны разрешить поставленную задачу. Проигрывая сюжеты сказки, ребенок учиться преодолевать трудности в общении с другими детьми, что помогает ему более свободно выражать свои эмоции и чувства.
Игротерапия основана на естественной потребности детей к игре, что является важнейшим условием для правильного развития ребенка. В игротерапии игра как основной инструмент способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу и страх перед окружающими. Игра повышает самооценку ребёнка, позволяет ему проверить себя в различных ситуациях общения, снимает опасность социально значимых последствий, оказывает сильное влияние на развитие его личности. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию свободно выражаемых в игре чувств ребенка становиться основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.
Через игру ребенок учится общаться, развивается его коммуникативная деятельность. Игра дает ребенку быть самим собой, понимать свои достоинства и видеть недостатки. В игротерапии применяют разнообразные игры: подвижные, игры с куклами, с песком, игры-драматизации и т.д. Они учат взаимодействию детей друг с другом, учат видеть и предотвращать конфликтные ситуации между собой и развивают в детях самоконтроль.
Таким образом, арт-терапия приобретает свое основное значение как вид психокоррек-
№ 7 (35) - 2014
113
ции при влиянии на творческое начало ребенка и его творческое самовыражение. Это способствует гармонизации образа мира и укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста.
На основе опыта отечественных психологов-практиков образования, при составлении программы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста нами будут использоваться как наиболее эффективные следующие методы арт-терапии: изотерапия, сказко-терапия и игротерапия.
Список литературы:
1. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике. - М.: Педагогика, 2000. - 248 с.
2. Доскин В.А. Рисунки детей - психологический анализ // Дошкольное воспитание. -2002. - № 12. - С. 15-18.