УДК 37.025.3
Л.В. Мамедова
канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
С.Ю. Прутова
воспитатель, МДОУ № 58 «Красная шапочка», студент, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПСИХИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье рассмотрена практическая работа по психическому развитию детей раннего возраста посредством психолого-педагогической программы «Учимся играя». Составлена и апробирована программа диагностики познавательного развития, а также развития предметной деятельности и общения с взрослыми детей третьего года жизни. Результаты экспериментальной работы подтверждены с помощью статистического критерия (Х2-критерий).
Ключевые слова: психическое развитие, дети раннего возраста, психолого-педагогическая программа, диагностика.
L.V. Mamedova, Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University named after M.K. Ammo-sov in Neruyngry, Republic of Sakha (Yakutia)
S.Yu. Prutova, Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University named after M.K. Ammo-sov in Neruyngry, Republic of Sakha (Yakutia)
PRACTICAL WORK ON MENTAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY AGE
Abstract. This article describes the practical work on the mental development of children of early age through psycho-pedagogical program «Learning by playing». Compiled and tested the program of diagnostics of cognitive development, as well as the development of the subject of the activity and development of communication with older children the third year of life. The results of experimental work are confirmed by statistical criterion Х2-criterion.
Keywords: mental development, early childhood, psychological-pedagogical program, diagnostics.
Чрезвычайно важным в развитии ребенка является ранний возраст, именно в это время закладываются наиболее фундаментальные личностные способности, которые определяют будущее развитие человека. В течение этого периода складываются такие важные качества, как познавательная активность, доверие к миру, самооценка, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности и многое другое. Тем не менее, развитие этих качеств не является следствием физиологического созревания ребёнка, а требует соответствующего возрастным особенностям воздействия со стороны взрослых, их совместной деятельности, а также определенных форм общения.
Достижение высокого уровня развития ребенка раннего возраста требует квалифицированной психолого-педагогической поддержки. Поэтому нами была составлена психолого-педагогическая программа диагностики, включающая в себя: методику обследования познавательного развития ребенка 2-3 года (Е.А. Стребелева), методику диагностики развития предметной деятельности и развития общения с взрослым детей третьего года жизни (Л.Н. Галигу-зова, Т.В. Ермолова, Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова). Целью данных методик являлось выявление уровня психического развития детей раннего возраста, включающего общение со взрослыми, развитие речи, развитие предметной и познавательной деятельности.
Исследование по данным методикам проводилось на базе Центра развития и психоло-
гической поддержки «Импульс» города Нерюнгри. В исследовании принимали участие 10 детей. Полученные результаты в ходе первичной диагностики по методике Е.А. Стребелевой были обработаны и соотнесены с выделяемыми автором группами познавательного развития. Среди испытуемых детей было выявлено, что ко второй группе развития из 10 детей относятся трое. Это те, которые с трудом вступают в общение с взрослыми, пытаются выполнить задание, но теряют интерес к нему вследствие непонимания принципа действия. А остальные семеро детей относятся к третьей группе. Они самостоятельно приступают к заданию, стремятся выполнить его, но без помощи взрослого затрудняются, после показа образца справляются с выполнением задания.
По методике диагностики развития предметной деятельности и развития общения с взрослыми детей третьего года жизни (Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова) мы выявили, что 50% (5 детей) имеют средний уровень развития речи и общения с взрослыми; низкий уровень свойственен также 50%. В результате обследования уровня развития предметной деятельности выявлено 4 ребенка со средним уровнем развития и 6 детей -с низким уровнем.
Результаты исходных диагностик подтверждают наличие психолого-педагогической проблемы, что явилось основанием для составления программы «Учимся играя», направленной на психическое развитие детей раннего возраста. В основу программы были положены принципы системности, дифференциации, единства коррекции и диагностики, природосообраз-ности, индивидуальности, учета объема и степени разнообразия материала, комплексности методов психологического воздействия, активного привлечения ближайшего социального окружения, учета эмоциональной сложности материала.
Данная программа предполагает использование следующих методов и приемов, направленных на психическое развитие детей раннего возраста: игры обучающего характера (дидактические игры, экспериментирования, сюжетные игры, театральные игры, просмотр презентаций, тактильные игры, коммуникационные игры), игровой массаж, подвижные игры (имитационные игры, игры со спортивным инвентарем), музыкальные подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, сухой бассейн, игры с прищепками, пуговицами, природным материалом, дыхательная и артикуляционная гимнастики, продуктивная деятельность (рисование акварелью, карандашами, пальчиковыми красками, крупой, аппликация из бумаги, пластилина, лепка, конструирование) и др.
В результате работы по программе происходит развитие познавательной и эмоциональной сфер ребёнка в соответствии с возрастной нормой, развитие основных двигательных навыков, гармоничное развитие личностных качеств, осознание образа своего «Я», своих возможностей, умение общаться с взрослыми и сверстниками. Также происходит расширение психолого-педагогических знаний родителей, обучение их эффективным способам и формам игрового взаимодействия с детьми, приобретение навыков эффективного общения с ребенком раннего возраста.
В структуре программы лежат три основных блока: I блок «Познание»; II блок «Сенсомо-торное развитие»; III блок «Коммуникация».
Результатом опытно-экспериментальной работы явилось итоговое диагностирование (май, 2014 г.) уровня психического развития детей раннего возраста. По результатам итоговой диагностики по методике Е.А. Стребелевой к третьей группе познавательного развития относятся 3 ребенка, что составляет 30%, а к четвертой группе - 7 детей (70%). Достоверность полученных данных по всем методикам была проверена с помощью статистического критерия (Х2-критерий). Х2 = 52,86. Полученное эмпирическое значение больше соответствующего табличного значения 16,27, при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,001, что говорит о достоверности изменений уровня познавательного развития детей.
№ 7 (35) - 2014
107
По результатам итоговой диагностики по методике Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, Е.О. Смирновой, С.Ю. Мещеряковой нами были получены следующие результаты. Со средним уровнем развития оказалось 4 детей, что составляет 40%; с высоким уровнем развития - 6 детей, что составляет 60%. Х2 = 60. Полученное эмпирическое значение больше соответствующего табличного значения 13,82, при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,001, что говорит о достоверности изменений уровня развития предметной деятельности.
В результате обследования уровня развития речи и общения со взрослыми высокий уровень имеют 3 детей, средний уровень - 7 детей. Х = 58. Полученное эмпирическое значение больше соответствующего табличного значения 13,82, при вероятности допустимой ошибки меньше, чем 0,001, что говорит о достоверности изменений уровня развития речи и общения со взрослыми.
Сравнив полученные результаты исходной и итоговой диагностик, можно констатировать тот факт, что наблюдается положительная динамика психического развития детей. Это подтверждает эффективность составленной программы. После апробации психолого-педагогической программы «Учимся играя» по психическому развитию детей раннего возраста было выявлено, что у всех детей показатели по всем критериям повысились.
Таким образом, эффект от использования разработанной психолого-педагогической программы «Учимся играя», направленной на психическое развитие детей раннего возраста, заключается в создании условий для психического развития детей раннего возраста в процессе их общения с взрослыми и сверстниками.
Список литературы:
1. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Смирнова Е.О., Га-лигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. - 128 с.
2. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2009. - 164 с.