ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.025.3
Л.В. Мамедова
канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Е.А. Исаева
зав. отделом декоративно-прикладного искусства, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД Центр развития и творчества детей и юношества, студент, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье уделено внимание актуальной проблеме - опытно-экспериментальной деятельности при работе с девочками подросткового возраста по снижению агрессивности. Представлена динамика снижения уровня агрессивности у девочек подросткового возраста. Достоверность полученных результатов по используемым методикам была проверена методом математической обработки данных Х2-критерия.
Ключевые слова: агрессия, методика, девочки подросткового возраста, подростковая агрессивность.
L.V. Mamedova, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov in Neruyngry, Republic of Sakha (Yakutia)
E.A. Isaeva, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov in Neruyngry, Republic of Sakha (Yakutia)
EXPERIMENTAL WORK TO REDUCE AGGRESSION IN ADOLESCENT GIRLS
Abstract. The article focused on the urgent problem-experimental activities when working with adolescent girls to reduce aggressiveness. The dynamics of reducing aggression among adolescent girls. The authenticity of the received results of the used methods was proved by mathematical methods of processing data X2-test.
Keywords: aggression, methodology, adolescent girls, teenager aggressiveness.
Психологическая агрессия расстраивает психологическую целостность, единство человека. Следует отметить, что в жизни чаще всего встречается сочетание некоторых или даже всех видов агрессии. Кроме того, многообразие проявлений агрессивности у детей и взрослых можно сгруппировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций - таких как деструктивность, безжалостность, угнетение, конфликтность, недружелюбие, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие.
На основании выше сказанного, нами была проведена экспериментальная работа, которая проходила в три этапа. На первом (констатирующем) этапе была проведена диагностика в группе девочек-подростков с целью выявления уровня агрессивных реакций. Контингент: 17 девочек подросткового возраста (10-16 лет) Муниципального бюджетного образовательного учреждения Центр развития творчества детей и юношества. На втором (формирующем) этапе была составлена и апробирована психолого-педагогическая программа «Жизнь без агрессии».
На третьем (контрольном) этапе была осуществлена итоговая диагностика с целью определения динамики снижения уровня агрессивности у девочек-подростков посредством психолого-педагогической программы «Жизнь без агрессии».
Итак, на первом этапе исследования посредством опросника Басса-Дарки было выявлено, что у девочек-подростков преобладают следующие виды агрессии: физическая агрессия - 50%, косвенная агрессия - 31,4%, раздражение - 40,7%, негативизм - 40%, обида - 45,6%, подозрительность 56,7%, вербальная агрессия - 62,8%, чувство вины - 51,1%.
Посредством теста-опросника Г. Шмишека, К. Леонгарда были определены акцентуации характера и темперамента девочек подросткового возраста.
«Методика 16-ти» многофакторного исследования личности Р. Кеттела позволила выявить личностные качества, присущие подросткам, а именно: высокий интеллектуальный уровень; коммуникативные и межличностные свойства: открытость к общению, конгруэнтность, способность самостоятельно принимать решения, доброжелательность; экстравертивная направленность: эмоциональная устойчивость, высокая адаптация, работоспособность, общительность.
Таким образом, на основании диагностических данных и с целью снижения уровня агрессивных реакций у девочек-подростков была составлена и апробирована психолого-педагогическая программа «Жизнь без агрессии», направленная на снижение агрессивности у девочек-подростков.
Структура занятия данной программы предусматривала следующие этапы:
I. Вводная часть: ритуал приветствия.
II. Основная часть: психогимнастика, игротерапия, релаксация, арт-терапия, изотера-пия, сказкотерапия, логотерапия, телесная терапия.
III. Заключительная часть: релаксационные упражнения; ритуал прощания.
На каждом занятии нами использовались такие методы и приемы как: психогимнастика и игротерапия, включающие игры и психологические упражнения, направленные на снижение физической и психологической агрессии; элементы сказкотерапии и логотерапии, направленные на развитие доброжелательных отношений; элементы арт-терапии и изотерапии, позволяющие выразить свои внутренние переживания и агрессивное состояние средствами творческого самовыражения; элементы телесной терапии, включающие упражнения гимнастики, приемы релаксации. Данные методы направлены на снятия психического напряжения.
Результатом опытно-экспериментальной деятельности при работе с девочками подросткового возраста по снижению агрессивности явилась итоговая диагностика девочек-подростков.
Рассмотрим результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы. Данные итогового исследования по тесту-опроснику исследования уровня агрессивных реакций у девочек подросткового возраста (Басса-Дарки) показали, что агрессивные реакции у девочек подросткового возраста находятся в норме у 17,6% (3 девочки). По сравнению с первичной диагностикой данный показатель увеличился на 11,7%. При сравнении результатов диагностики отмечаются изменения уровня агрессии с повышенного уровня до низкого уровня у 7 девочек-подростков, что свидетельствует о значительном изменении по сравнению с исходным уровнем. Высокий уровень агрессии остался на том же уровне без изменений.
Анализ итоговой диагностики по методике исследования уровня агрессивных реакций у девочек-подростков (Басса-Дарки) позволяет сделать вывод, что в целом у группы девочек подросткового возраста снизился уровень агрессивности. Девочки-подростки адекватно оценивают свое поведение, контролируют свои эмоциональные состояния - такие как гнев, обида, печаль и т. д.
Сравнительный анализ констатирующей и контрольной диагностик позволяет выявить
104
№ 7 (35) - 2014
следующее: в группе девочек-подростков снизились: на 10,2% - физическая агрессия; на 4,6%
- косвенная агрессия; на 6,3% - раздражение; на 5,8% - негативизм; на 8,2% - обида; на 9,1%
- подозрительность; на 20,7% - вербальная агрессия; на 0,3% - чувство вины. Из этого следует, что девочки-подростки значительно меньше стали проявлять негативные чувства по отношению к сверстникам и близким людям. В меньшей степени стала проявляться в них зависть и ненависть к окружающим и т.д. Снижение уровня агрессии способствует успешной адаптации в социуме, развитию уверенности в себе, становлению личностных качеств, а значит и успешному формированию личности .
Достоверность полученных данных по указанной выше методике была проверена с по-
2 2
мощью статистического критерия (Х -критерий): Х = 102,5. Полученное эмпирическое значение больше соответствующего табличного значения 16,27 (при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001) говорит о достоверности изменений уровня агрессивности у девочек подросткового возраста.
В результате исследования по методике тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда определены акцентуации характера. У одного подростка снизилась экзальтация и повысилась эмо-тивность. У другого подростка снизилась тревожность и повысилась гипертимность.
«Методика 16-ти» многофакторного исследования личности Р. Кеттела позволила выявить, что девочкам-подросткам свойственны такие качества, как эмоциональная устойчивость, выдержанность, спокойствие. Девочки-подростки научились реально оценивать обстановку, управлять конфликтной ситуацией, избегать трудностей в различных ситуациях и принимать социальные нормы. У девочек-подростков стала наблюдаться склонность уступать другим без проявления агрессивности.
Итак, сравнительный анализ первичной и итоговой диагностик по представленным методикам позволил выявить положительные изменения по таким параметрам, как снижение уровня агрессивности, формирование личностных характеристик, развитие коммуникативных навыков.
Список литературы:
1. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: автореф. дис. ...канд. психол. наук / Л.О. Андрюшина. - Тверь, [Б. и.], 2003. -202 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Питер, 2001. - 510 с.