Научная статья на тему 'Архитектурное наследие и современная культовая архитектура Южного Урала'

Архитектурное наследие и современная культовая архитектура Южного Урала Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1851
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особенности культового архитектурного наследия использование наследия / региональные традиции культового зодчества / основные направления современной культовой архитектуры Южного Урала / особливості культової архітектурної спадщини / використання спадщини / регіональні традиції культового зодчества / основні напрямки сучасної культової архітектури Південного Уралу / the features of the architectural religious heritage / the use of the architectural heritage / regional traditions of the religious architecture / the main directions of modern architecture of the churches of the Southern Urals

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пономаренко Елена Владимировна

В статье представлена характеристика памятников культовой архитектуры Южного Урала и основные возможности их использования. На основе исследований автора выявлено значение региональных и нерегиональных традиций на формирование архитектуры современных культовых зданий региона. Проведен подробный анализ современных направлений христианского и мусульманского зодчества. Определено влияние традиций и современных требований планировки и комфорта на этот тип зданий. Рассмотрено влияние новых строительных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural heritage and modern sacred architecture of the Southern Urals

The characteristic of ancient religious architecture of the South Urals and the main opportunities of its use are presented in the article. Based on the author’s research, the importance of regional and non-regional traditions in the formation of the modern religious buildings architecture in the region has been revealed. Modern directions of Christian and Muslim architecture have been analyzed in detail. The influence of traditions, modern design and comfort of a building and modern building materials has been considered.

Текст научной работы на тему «Архитектурное наследие и современная культовая архитектура Южного Урала»

ЭКОНОМИКС. 2013. № 2.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 69 03

Пономаренко Е.В.*

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА ЮЖНОГО УРАЛА

Пономаренко Е.В. Архитектурное наследие и современная культовая архитектура Южного Урала. - Статья .

В статье представлена характеристика памятников культовой архитектуры Южного Урала и основные возможности их использования На основе исследований автора выявлено значение региональных и нерегиональных традиций на формирование архитектуры современных культовых зданий региона. Проведен подробный анализ современных направлений христианского и мусульманского зодчества . Определено влияние традиций и современных требований планировки и комфорта на этот тип зданий . Рассмотрено влияние новых строительных материалов.

Ключевые слова: особенности культового архитектурного наследия; использование наследия, региональные традиции культового зодчества, основные направления современной культовой архитектуры Южного Урала .

Ponomarenko Ye. V. Architectural heritage and modern sacred architecture of the Southern Urals. - Article

The characteristic of ancient religious architecture of the South Urals and the main opportunities of its use are presented in the article . Based on the author's research, the importance of regional and non-regional traditions in the formation of the modern religious buildings architecture in the region has been revealed Modern directions of Christian and Muslim architecture have been analyzed in detail. The influence oftraditions, modern design and comfort of a building and modern building materials has been considered .

Keywords: the features of the architectural religious heritage, the use of the architectural heritage, regional traditions of the religious architecture, the main directions of modern architecture of the churches of the Southern Urals

Пономаренко О.В. Архітектурна спадщина та сучасна культова архітектура Південного Уралу. - Стаття

У статті представлена характеристика пам'ятників культової архітектури Південного Уралу та основні можливості їх використання . На основі досліджень автора виявлене значення регіональних і нерегіональних традицій у формуванні архітектури сучасних культових будівель регіону. Проведено докладний аналіз сучасних напрямків християнського та мусульманського зодчества . Визначено вплив традицій і сучасних вимог планування та комфорту на цей тип будівель. Розглянуто вплив нових будівельних матеріалів.

Ключові слова: особливості культової архітектурної спадщини, використання спадщини, регіональні традиції культового зодчества, основні напрямки сучасної культової архітектури Південного Уралу

* Пономаренко Елена Владимировна - ведущий сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры Российской академии архитектуры и строительных наук, филиал Самара, доктор архитектуры, доцент, г. Самара, Россия .

Архитектурное наследие является одним из значительных потенциальных ресурсов развития края . В регионе постоянно растет осознание ценности наследия . На Южном Урале присутствуют памятники архитектуры, археологии, истории и монументального искусства, относящиеся ко всем периодам становления региона. Их по данным научных отчетов зафиксировано более 7 тысяч. Большой интерес представляют объекты культовой архитектуры XVIII - начала

XX веков, которых сохранилось более 400. Из них 103 памятника объявлены охраняемыми (федерального и местного значения) . Наряду с православными храмами наследие включает сохранившиеся мечети, католические костелы и синагоги . Мусульманское культовое наследие сохранилось значительно хуже христианского

Исследование характера и состояния памятников показало, что ресурсный потенциал Южного Урала в области архитектурно-градостроительного наследия настолько велик, что оно могло бы внести значительный вклад в решение многих социальных и экономических задач в регионе. Наличие уникальных памятников культовой, промышленной и гражданской архитектуры позволяет включить Южный Урал в число регионов Российской Федерации, обладающих ценным архитектурноградостроительным наследием

В настоящее время растет ценность специфического в архитектуре. Основным направлением использования самобытного потенциала южноуральских архитектурно-градостроительных памятников является развитие регионального варианта архитектуры в рамках общих российских тенденций На Южном Урале в настоящее время остро стоит проблема взаимосвязи и содержательного соответствия сложившегося и вновь формируемого при реконструкции исторических территорий градостроительного образа Решение этой проблемы должно включать сохранение: композиционно-пространственной целост-

ности исторической части поселений, масштаба среды, выразительности общего силуэта и панорам, местных строительных и художественных традиций. Если на протяжении значительного периода ХХ века представления общества и профессионалов о реставрации памятников совпадало с идеей их музеефикации, то в настоящее время наследие активно приобретает новые функции и новые смыслы в архитектурной среде Особое значение имеет современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого . Памятники архитектуры все шире включаются в современную жизнь города Перспективным механизмом сохранения архитектурно-градостроительного наследия является передача его в доверительное (трастовое) управление, что позволяет избежать приватизации памятников . К сожалению, такой опыт, распространенный за рубежом, не нашел еще применения на Южном Урале В настоящее время на Южном Урале большинство памятников используется как общественные, производственные и жилые здания Большинство жилых и промышленных памятников частные Около половины культовых сооружений переданы верующим

В последнее время положение меняется, привлекательность исторической среды оценена архитекторами и потребителями, стремящимися построить кафе, рестораны, магазины, офисы, жилые дома и т. д . именно в историческом центре города. Эти приоритеты сказываются и на поисках форм новой архитектуры, что приводит к появлению многочисленных «цитат», а также использования масштаба и композиционного строя исторической архитектуры. Современная картина мира характерна множественностью взглядов, мозаичностью, и динамичностью Именно эти черты осознаются в настоящее время как ценность . Особенно большое воздействие на архитектурную практику Южного Урала оказывает наследие конца XIX - начала ХХ вв . Мировоззрен-

ческий плюрализм приводит к популярности эклектических и ретроспективных направлений в архитектуре, ориентации на них в формировании современного варианта региональной архитектуры

Настоящая политическая ситуация в определенной степени напоминает период конца XIX - начала ХХ веков, когда тоже изменились экономические, социальные факторы и, соответственно, эстетические установки общества Как и в то время происходит подъем национального самосознания, который порождает интерес к наследию как источнику заимствований «Историческая» архитектура выступает своеобразным образцом в новом формообразовании Важную роль играет и тот факт, что период конца XIX - начала ХХ веков был одним из характерных моментов экономико-политического расцвета Южного Урала, и определил облик исторической части многих современных поселений Результатом действия всех этих факторов становится появление неомодерна, нового византийского стиля, псевдорусского стиля, нового классицизма, необарокко и других подобных исканий Разумеется ориентация на наследие не единственное направление современной архитектуры Южного Урала Стилевые искания этого периода характерны программным многообразием Наблюдается широкий спектр творческих установок зодчих: от постмодернистских тенденций до откровенного цитирования отечественных и региональных образцов прошлого С другой стороны, развитие ретроспективного новаторства, опирающегося на контекст исторической архитектуры, характерно для большинства регионов России Конец ХХ - начало

XXI веков - это время самоидентификации отдельных регионов России, в том числе и Южного Урала Этот процесс сопровождается зарождением региональных архитектурных школ

Анализ произведений современной региональной архитектуры показывает

широкое использование архитектурноградостроительных традиций, архитектурное цитирование, стилизацию, воссоздание архитектурных объектов Прямое цитирование является одним из самых распространенных приемов стилизации Цитируются как отдельные элементы, так и фрагменты композиций характерных сооружений Наиболее часто цитирование встречается в архитектуре храмов, небольших общественных зданий (например, магазинов и офисов), а также индивидуальных жилых домов, особенно в интерьере. Цитирование и стилизация являются необходимыми условиями при проектировании в историческом центре поселений, где нужно сохранить архитектурную среду определенного этапа развития На Южном Урале существуют города, в которых остались только отдельные островки среды досоветского времени (Челябинск). Интерес региональных зодчих к работе в таких пространствах в настоящее время очень высок Правомерно говорить о сложившейся системе приемов вписывания новых объектов в характерную историческую среду, в основном конца XIX - начала ХХ веков. В их число входит соблюдение масштаба застройки, использование местных декоративных приемов и материалов, сохранение исторического силуэта

Культовые здания в настоящее время являются экспериментальной площадкой формирования региональных особенностей архитектуры. Посредством культовой архитектуры этнические группы населения Южного Урала осознают свою культурную и религиозную самобытность В настоящее время процесс формирования регионального варианта культовой архитектуры находится на начальной стадии. В условиях разрыва традиций храмострое-ния сложение стиля идет постепенно . Зачастую цитируются и стилизуются не региональные образцы, а мировые Характерно заимствование русско-византийской, неорусской и «кирпичной» стилистики конца

XIX - начала ХХ в . Встречаются примеры культовых зданий, метод формирования которых близок модерну В культовом зодчестве для южноуральских стилизаций характерны неканонические заимствования В новых проектах встречается противоречащее традиции расположение средств коммуникации и инженерного оборудования, например, лифтов. Современное инженерное оборудование требует помещений, что ведет к изменению функциональной схемы плана

Стилизация является в данный момент доминирующим архитектурным направлением для всех типов зданий . Встречаются разные варианты, начиная от полу-копирования образцов прошлого и заканчивая значительным переосмыслением исторических стилей Выбор аналогов в культовом зодчестве достаточно случаен, в большинстве случаев он определяется пожеланиями заказчиков Истоки данного явления следует искать в неудовлетворенности потребителей творческими поисками современных архитекторов В этих зданиях зодчие, как правило, повторяют общие композиционные принципы образца, но используют формы произвольно, опускают многие детали

Распространена стилизация под деревянное древнерусское зодчество, особенно в православном культовом строительстве (церковь Казанской Божьей Матери в поселке Новоорск Оренбургской области, церковь Св Михаила в с Секретарка Северного района Оренбургской области, церковь Казанской Божьей Матери в селе Софиевка Пономаревского района Оренбургской области Наиболее яркий пример - церковь в честь иконы Богоматери «Скоропослушни-ца» в поселке В . Санарка Троицкого района Челябинской области Здание почти полностью повторяет церковь Преображения в Кижах. Оно построено из уральской сосны, причем главный сруб - без гвоздей Основной объем крестообразный в плане, с западной стороны имеет трапезную и ко-

локольню . На четверике расположено пять ярусов постепенно уменьшающихся восьмериков Общее число глав 13, они располагаются на боковых бочках по 4 с каждой стороны. Во втором ярусе появляется новый декоративный элемент - накладные килевидные закомары (рис. 1а).

Рис. 1. а - церковь иконы Скоропослушница; б - церковь Покрова Богородицы.

Характерна для деревянного зодчества стилизация под традиционный региональный трехчастный храм «кораблем». Например, церковь в честь Покрова Богородицы в Южноуральске Челябинской области (арх. Н .С . Акчурина) . План церкви крестообразный, схема расположения объемов традиционная для регионального зодчества: на одной оси находятся колокольня, трапезная и собственно храм . С северной и южной стороны расположены дополнительные приделы (ветви креста), перекры-

тые двускатной кровлей и имеющие входы . Завершение составляет 11 главок . Трехъярусная колокольня, построена по схеме восьмерик на четверике с прорезанными окнами и шатровым завершением с луковичной главкой . Шатры и главки покрыты голубой и зеленой черепицей. Алтарь с пятигранной апсидой перекрыт двускатной кровлей с луковичной главкой Храм построен из сосновых бревен, цоколь облицован природным камнем (рис. 1б).

Наиболее широко встречающимся направлением в рамках стилизации на Южном Урале является «неомодерн» . Он характерен для всех типов зданий . В качестве примера можно привести магазины «Гостиный двор» (арх. Н . И . Ющенко, 1997 г.) и «Пассаж» (арх. Н.И. Ющенко, В.А. Квач, Н.Н. Лав-риненкова, 2001 гг. ), расположенные на ул . Коммуны в Челябинске . Эти сооружения впрямую цитируют находящиеся рядом торговые здания конца XIX - начала ХХ вв . Такое цитирование характерно и для зданий, не находящихся в исторической среде Например, магазин «Дионис» на пр. Победы в Челябинске буквально повторяет обрамление окон, и аттики торговой зоны начала ХХ века. Популярен этот стиль и в культовом зодчестве: Свято-Никольский собор в селе Новоникольское Александровского района Оренбургской области, церковь Сергия Радонежского в селе Ново-

сергиевка Новосергиевского района Оренбургской области и др

Интересным примером стилизации «неомодерн» является церковь в честь иконы «Взыскание погибших» в Челябинске (арх. А .А . Анисимов, 2003 г. ). Сооружение имеет сложную композицию . Главный вход находится на северном фасаде, к которому пристроен придел с главкой и крыльцо, образующие ступенчатую композицию. К южному фасаду пристроена галерея, фланкированная с одной стороны крыльцом, а с другой квадратной в плане колокольней Над основным объемом расположен шестигранник с килевидными завершениями и шатром наверху с люкарнами на гранях Шатер увенчан луковичной главкой. Колокольня двухъярусная с маленькими окошками. Западный фасад разделен на два этажа: внизу окна маленькие и находятся в полуциркульных нишах, вверху расположены три окна галереи На восточном фасаде находятся три полуциркульные апсиды, центральная более широкая и высокая, разделена на два яруса: верхний с высоким узким окном, внизу - маленькие окна (нижний храм) Главная апсида наверху декорирована килевидным элементом, очертания которого повторяет кровля Все карнизы церкви имеют золотистый орнаментальный поясок . Образ этого сооружения наиболее близок московскому модерну (рис. 2а) .

Лі '

б

а

в

Рис. 2. а - храм Взыскание погибших; б - храм Иоанна; в - Никольский храм.

Новая классическая линия встречается на Южном Урале относительно редко, но это, как правило, очень значимые в застройке сооружения Например, церковь Иоанна Богослова в селе Черный отрог Саракташского района Оренбургской области Композиция и декор точно повторяют формы неоклассицизма начала ХХ века Храм центричный однокупольный с глубоким пристроенным западным приделом, на котором расположена колокольня Завершение - полусферический купол на мощном световом барабане С трех сторон четырехколонные тосканские портики, с четвертой - алтарная апсида, декорированная тосканскими пилястрами Колокольня тоже классических форм, двухъярусная, перекрытая куполом с главкой (рис . 2б).

Очень широкое распространение получили стилизации под «красно-кирпичный» стиль Примерами являются церкви Оренбургской области: Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Ташла Тюльганского района, Сергия Радонежского в поселке Володарский Первомайского района, Георгия Победоносца в селе Логачевка Тоцкого района, Петра и Павла в Новотроицке и др . ; в Челябинской области церкви: Николая Чудотворца в Челябинске, Покрова Пресвятой Богородицы в Миассе, Покрова Богородицы в Копейске, Преображения Господня в Южноуральске, Симеона Верхотурского в Златоусте, Богоявления в Миассе и др

Характерна церковь Николая Чудотворца в Челябинске (арх. В. П . Ковалев, Д. В . Ковалев, дизайнер Ж.Ю. Чернева, 1998 г.) . Церковь бесстолпная, трехглавая со звонницей и одной полукруглой апсидой . Основной квадратный объем перекрыт цилиндрическим сводом, закрытым двухскатной кровлей. Над западной частью церкви находится звонница, оформленная высокой аркой По обе стороны арки расположены узкие арочки, а над ней - три небольшие ниши Звонница трехступенчатая, служит постаментом для трех главок на глухих барабанах, является силуэтным завершением

западного фасада и всего объема в целом Главный вход решен в виде перспективного фасада с навесом, оформлен декоративным металлическим элементом Пластика фасадов храма определена рельефной кладкой Это типичное для Южного Урала «красно-кирпичное» здание в традициях начала ХХ века (рис. 2в).

Значительная часть региональной архитектурной практики представляет собой в высшей степени эклектичные сооружения . Примеры очень многочисленны . В Оренбургской области церкви: Рождества Иоанна Предтечи в Свято-Николаевском монастыре около села Покровка Новосергиевского района, Сергия Радонежского в Новотро-ицке, Дмитрия Солунского в поселке Беля-евка, Рождества Христова в селе Аксютино Аксеевского района и многие другие В Челябинской области храмы: Преображения Господня в Чебаркуле, Георгия Победоносца в Челябинске, во имя иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» в Челябинске, Св . Владимира в Челябинске, церковь Святителя Василия Великого в Челябинске, Михаила Архангела в Коелге, Серафима Саровского в Златоусте, Михайло-Архангельский собор и Свято-Никольский соборы в Магнитогорске и др

Чрезвычайно популярна стилизация в мусульманском культовом зодчестве региона, которое в настоящее время преимущественно опирается не на характерные региональные образцы, а на архитектуру арабских стран Причины этого кроются, прежде всего, в социально-экономической ситуации, формирующей предпочтения населения Примером является мечеть в Магнитогорске - центричная с одним большим куполом и отдельно стоящим минаретом (рис. 3а). Следует отметить, что такие здания более характерны для больших городов и их стилистика в большой степени определена представительскими побуждениями В малых национальных поселках господствует традиционный региональный тип мечети с прямоугольным в плане

объемом, имеющим двускатную кровлю и минарет на крыше (даже, если здание строится на средства спонсоров из стран арабского востока) Например, мечеть в селе Нежинка Оренбургского района Оренбургской области (рис. 3б).

В целом, современный этап формирующейся региональной школы является уникальным примером художественнопрактического опыта, сочетающего в себе как общемировые тенденции архитектурного творчества, так и традиции, воплощенные в региональном наследии В определенной степени на создание нового образа (как и в период модерна) влияют новые строительные, особенно, отделочные материалы В соответствии с развитием технологий новые храмы получают покрытия из нитрида титана, купол из металло-каркаса, керамогранит, пластиковые окна.

Рис. 3. а - мечеть в Магнитогорске; б - мечеть в Нежинке.

УДК 364

Попов Е.А.*

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В РФ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Попов Е.А. Социальная защита населения и социальные трансферты в РФ на примере Республики Коми. - Статья .

В данной статье анализируется проблема социальной защиты населения, основные направления социальной защиты, социальные трансферты и их роль в структуре доходов населения в России на примере Республики Коми . Выявлены основные тенденции в сфере социальной политики, динамика социальных выплат. Проведено сравнение доли социальных выплат в федеральном и региональном измерении .

Ключевые слова: социальные выплаты, социальная помощь, социальная поддержка, доходы, трансферты

* Попов Евгений Александрович - аспирант, кафедра экономики и государственного и муниципального управления ГАОУ ВПО «Коми республиканская академия государственной службы и управления», заместитель начальника отдела социальных гарантий «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района», Корткерос, Республика Коми, Россия .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.