Научная статья на тему 'Православная культовая архитектура Южного Урала в конце XVII - начале XX века'

Православная культовая архитектура Южного Урала в конце XVII - начале XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1518
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ БАРОККО / КЛАССИЦИЗМА / РУССКО-ВИЗАНТИЙСКОГО / НЕОРУССКОГО / "КИРПИЧНОГО" СТИЛЕЙ И МОДЕРНА / APPEARANCE OF THE FIRST ORTHODOX MONASTERIES / REGIONAL FEATURES OF BAROQUE ARCHITECTURE / CLASSICISM / THE RUSSO-BYZANTINE / NEO-RUSSIAN STYLE / "BRICK" STYLE AND ART NOUVEAU

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пономаренко Елена Владимировна

В статье рассматривается процесс зарождения и развития архитектуры православных церквей и монастырей на Южном Урале в рамках указанного периода. В исследовании приведён материал, собранный автором во время изучения сохранившихся православных культовых сооружений Оренбургской губернии. На основе архивных изысканий и обследования памятников выполнен подробный анализ композиции, планировочного решения, декоративного оформления и архитектурного образа характерных типов храмов. Выявлены особенности культового зодчества региона. Рассмотрены совпадения и отличия во времени появления новой архитектурной стилистики в православной культовой архитектуре в центральной России и на Южном Урале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox Cult Architecture of Southern Urals in the Late 17th - Early 20th Centuries

The article describes the process of the origin and development of the architecture of Orthodox churches and monasteries in the southern Urals, within the period under review. The study shows the material collected by the author during the study of surviving Orthodox places of worship of the Orenburg province. A detailed analysis of the compositions, the planning decision, decoration and architectural image of the characteristic types of temples based on archival research and survey monuments was made. The peculiarities of religious architecture in the region were revealed. The coincidences and differences in time of emergence of a new architectural style in the Orthodox cult architecture in Central Russia and in the Southern Urals are considered.

Текст научной работы на тему «Православная культовая архитектура Южного Урала в конце XVII - начале XX века»

Православная культовая архитектура Южного Урала в конце XVII - начале XX века

Е.В.Пономаренко

В статье рассматривается процесс зарождения и развития архитектуры православных церквей и монастырей на Южном Урале в рамках указанного периода. В исследовании приведён материал, собранный автором во время изучения сохранившихся православных культовых сооружений Оренбургской губернии. На основе архивных изысканий и обследования памятников выполнен подробный анализ композиции, планировочного решения, декоративного оформления и архитектурного образа характерных типов храмов. Выявлены особенности культового зодчества региона. Рассмотрены совпадения и отличия во времени появления новой архитектурной стилистики в православной культовой архитектуре в центральной России и на Южном Урале.

Ключевые слова: появление первых православных монастырей, региональные особенности архитектуры барокко, классицизма, русско-византийского, неорусского, «кирпичного» стилей и модерна

Orthodox Cult Architecture of Southern Urals in the Late

17th - Early 20th Centuries. By E.V.Ponomarenko

The article describes the process of the origin and development of the architecture of Orthodox churches and monasteries in the southern Urals, within the period under review. The study shows the material collected by the author during the study of surviving Orthodox places of worship of the Orenburg province. A detailed

Рис. 1. Успенский собор Далматовского монастыря

analysis of the compositions, the planning decision, decoration and architectural image of the characteristic types of temples based on archival research and survey monuments was made. The peculiarities of religious architecture in the region were revealed. The coincidences and differences in time of emergence of a new architectural style in the Orthodox cult architecture in Central Russia and in the Southern Urals are considered.

Key words: appearance of the first Orthodox monasteries, regional features of Baroque architecture, classicism, the Russo-Byzantine, neo-Russian style, "brick" style and Art Nouveau

На территории Южного Урала издавна проживали представители разных национальных групп и конфессий. Основную часть населения региона в IX-XV веках составляли башкиры. В конце XVI и в XVII веке начался приток переселенцев. За период XVIII века миграции населения различных этнических групп привели к тому, что к концу века преобладающим населением края стали русские.

Самым крупным православным монастырём, появившимся на территории Южного Урала до XVIII века, являлся Далматовский Успенский монастырь, ставший центром распространения православия и основной базой строителей храмов в регионе. Монастырь был основан в 1644 году на реке Исеть [1]. Первоначально он представлял собой деревянную часовню с сенями и несколько деревянных келий

Рис. 2. Церковь. Лонсоль

в пределах ограды, также выполненной из дерева. В 1651 году монастырь был разорён и сожжён во время нападения калмыков. После набега была возведена деревянная церковь успения Пресвятой Богородицы. Нападения и пожары вынудили рано начать каменное строительство. Комплекс представлял собой неправильный шестиугольник. Каменные сооружения монастыря располагались по его периметру, а деревянные были поставлены вблизи крепостных стен [2]. Ограда Далматова монастыря была построена из кирпича в 1722 году.

В 1707-1720 годах был построен собор Успения Пресвятой Богородицы, который доминировал над окружающей застройкой. Вытянутый с востока на запад собор определял главное планировочное направление монастырского ансамбля. Оно поддерживалось восточными воротами с надвратной Иоанна-Богословской церковью и деревянной часовней, поставленной западнее собора (рис. 1). Процесс каменной перестройки монастыря отражает общую тенденцию в развитии монастырей Урала и Сибири этого периода. Например, в Сибири XVIII века Т.С. Проскурякова отмечает активное каменное строительство, а во второй половине века - формирование «сибирского барокко» [3, с. 119].

Собор Успения Пресвятой Богородицы был выполнен в стилистике нарышкинского барокко артелью каменщиков, состоявшей из местных мастеров, а также строителей из Тюмени, Соликамска и Верхотурья. С тюменским каменщиком Иваном Борисовым в 1705 году был заключён договор на строительство церкви по примеру Тобольского Софийского собора. Практически тюменский мастер работал только в самом начале строительства, поэтому декор храма перекликается с мотивами Верхотурья: трехчетвертные колонки, наличники с завитками, карнизы кубического орнамента. Параллели с архитектурой Верхотурья отмечал в этом соборе и Л.К. Масиель-Санчес [4]. Встречаются мотивы соликамской

архитектуры: профилированные лопатки с ширинками, храм пятиглавый с боковыми главками на люкарнах.

Для противодействия влиянию раскольников, местом расселения которых уже долгое время был Южный Урал, там во второй половине XVIII века, после основания Оренбурга, начинается активное строительство православных церквей. В русских же поселениях православные христианские храмы строились в первую очередь. Николай I даже издал указ о передаче всех раскольничьих храмов в ведение Святейшего Синода. В малых поселениях обычно была одна приходская православная церковь, в больших - несколько, главная из которых называлась соборной. С 1800 года на Южном Урале началось возведение единоверческих церквей.

Интересны необычные для региона фахверковые православные церкви Оренбурга. Город Оренбург заложили 19 (30) апреля 1743 года. Его строительство важно было завершить до наступления холодов. В степной зоне леса росло мало, и он был плохого качества. Это и определило появление таких необычных православных храмов. Интересно, что даже в западной Европе, где светские фахверковые здания очень распространены, церквей такой конструкции очень мало. Небольшие храмы встречаются только в Германии и во Франции. Например, в городке Лонсоль в Шампани (рис. 2).

Первая церковь Оренбурга - Успения Пресвятой Богородицы - была построена в 1743 году, но её чертежи и изображения не сохранились. Существует только описание её размеров в экспликации плана Оренбурга 1751 года. Здание имело длину 10 саженей (21,8 метров) и ширину 4 сажени (8,52 метра) [5]. В 1744 году была возведена Троицкая церковь Пензенского полка, которая обозначена на плане города 1746 года. Обе они имели фахверковую конструкцию (рис. 3). В 1783 году Троицкая церковь значительно

Рис. 3. Троицкая церковь в Оренбурге

Рис. 4. Никольская церковь в Оренбурге

пострадала от пожара и была восстановлена из камня. В девятнадцатом веке на ней была возведена колокольня, и здание было сильно расширено [6].

Церковь «во имя Святителя Николая, состоящая по Артиллерийской улице» также имела фахверковую конструкцию. Она была несколько меньше Троицкой, что видно из чертежей [7]. Впоследствии она полностью перестроена в камне. Фахверковые церкви не были рассчитаны на длительный срок функционирования (рис.4).

Стилевая архитектура появилась на Южном Урале одновременно с полномасштабным освоением региона русскими во второй трети XVIII века. Следует признать, что распространение барокко на Южном Урале имело весьма ограниченный характер. Церквей в стиле барокко там не сохранилось. Анализ их особенностей выполнен на основе чертежей, описаний и фотографий, сделанных до массового разрушения храмов. Наиболее примечательными памятниками были барочные церкви Оренбурга - летняя Преображенская (архитектор Мюллер, 1750) и зимняя Введенская (1752), а также Георгиевская в форштадте, строительство которой началось в 1756 году. В Челябинске выделялся Христорождественский собор (1766).

Строительство каменных церквей в городах и особенно в сёлах Южного Урала осуществлялось, как правило, не дипломированными архитекторами, а артелями каменщиков, приглашёнными из Далматова монастыря или центральных областей России. Чаще всего из-за недостатка денег храмы строились очень долгое время: сначала основной объём, затем трапезная, а еще позднее - колокольня. Поэтому наиболее популярной композиционной схемой была продольно-осевая с последовательным расположением колокольни, трапезной, основного объёма и выступающего алтаря. Встречались также небольшие бесстолпные храмы.

Памятники раннего классицизма XVIII века представлены в регионе значительно лучше, чем выполненные в стилистике

барокко. При их планировке использовался тот же тип осевой композиции. Особенностью региона было использование многочисленных барочных и традиционных деталей декора.

Сохранилась церковь Сошествия Св. Духа в Кыштыме на острове, построенная в 1764-1770 годах (рис. 5). Её композиционное решение соответствует схеме «кораблём». Прямоугольная алтарная апсида имеет маленькую пристроенную полукруглую апсиду, перекрытую конхой, составляющую половину высоты основного алтаря. Основной четверик церкви увенчан двухъярусным барабаном с полусферическим куполом. Такое завершение средокрестья церкви не встречается больше нигде на Южном Урале. Ярусы барабана представляют собой восьмерики с мощными карнизами - такая композиция характерна для уральского барокко, а не для классицизма. В произведениях классицизма Южного Урала долго сохранялись элементы барокко. Например, типичные для барокко горнозаводской зоны восьмерики завершения в церкви Сошествия Св. Духа в Кыштыме. Подобные формы встречаются в средне-уральской архитектуре - Спасо-Преображенская церковь в селе Каширино Кунгурского района (1745), не сохранившаяся Старо-Златоустовская церковь в Екатеринбурге (1755-1768). Верхний восьмерик кыштымской церкви значительно меньше по площади, чем нижний. Под профилированными карнизами проходят ленты орнаментов из ступенчатых сосулек. Углы четверика, как и углы всех остальных частей здания кроме колокольни, акцентированы пилястрами.

В северо-западной части современной Оренбургской области в XVIII-XIX веках существовали дворянские усадьбы, в которых сохранились храмы крестообразной формы в плане. Они центричны, с мощным завершением полусферическим куполом на высоком световом барабане. Четверик имеет выступающие приделы с четырёх сторон (с севера и юга иногда просто глубокие портики). С трёх сторон (а иногда и с алтарной круговой) расположены портики. В селе Державино Бузулук-ского района сохранилась церковь Смоленской Божьей Матери

Рис. 5. Церковь Сошествия Святого Духа в Кыштыме Рис. 6. Церковь иконы Божией Матери Смоленская.

Село Державино

раннего классицизма с элементами барокко, построенная в 1772 году. Храм крестообразной формы в плане расположен в центре села у истока реки Кутулук рядом с главной дорогой селения, на которую обращён алтарь. Церковь имеет центричную композицию и мощное завершение полусферическим куполом на высоком световом барабане. Центральный четверик окружают выступающие с четырёх сторон приделы. Восточным пристроем является крупная полуциркульная апсида алтаря (рис. 6). Западная часть храма имеет трехнефную структуру. Центральный объём представляет собой восьмерик на четверике, который завершён большим куполом с тремя аттиковыми поясками над карнизом. Внутри церкви переход от четверика к барабану осуществляется с помощью редкого вида трёхступенчатых цилиндрических тромпов. Апсида окружена колоннадой со спаренными колоннами тосканского ордера, на которые опирается полный антаблемент. Алтарь перекрыт конхой с распалубками над тремя окнами. Фасады в настоящее время утратили часть декора. Только алтарная колоннада имеет классический профилированный карниз и небольшой аттик. На восьмерике сохранились лопатки, на которые опираются фриз и карниз. Основной объём опоясан простым карнизом из двух полочек, некоторые окна имеют небольшие плоские сандрики.

Образцовое проектирование в области культового зодчества ещё со времён правления Петра I развивалось намного медленнее по сравнению с другими типами зданий. Некоторое количество образцовых церквей было выполнено для укреплённых линий Южного Урала и для городов-заводов. В комплект чертежей для возведения города-завода даже в XVIII веке иногда входил и проект церкви. Культовая архитектура в начале XIX века становится символом, выражающим и утверждающим российское господство на территориях вблизи государственных границ. Регулярный план и образцовый проект являлись основными носителями этой политики. С этой целью в столицах разрабатывались чертежи с образцовыми проектами церквей.

Рис. 7. Церковь иконы Знамения Пресвятой богородицы. Село Воскресенское

Несмотря на это в относительно крупных городах состоятельные заказчики нанимали для строительства храмов местных архитекторов. Кроме того, старые церкви, иногда игравшие важную роль в композиции города, перестраивались без использования образцовых проектов. Наиболее типичным примером южноуральского классицизма первых двух десятилетий XIX века является церковь Иконы Знамения Пресвятой Богородицы в селе Воскресенское Каслинского района в Челябинской области (рис. 7), расположенная на пригорке в центре села над небольшим озером Карагуз. Она сооружена в 1822-1835 годах известным уральским архитектором М.П. Малаховым. Объёмное решение строится на последовательном расположении колокольни, трапезной, основного двухсветного четверика и полукруглой апсиды. Основной четверик с севера и юга имеет глубокие четырехколонные коринфские портики с треугольными фронтонами, которые акцентируют боковые входы. Завершён основной четверик крупным полусферическим куполом на высоком круглом световом барабане. Это завершение равно по высоте основному четверику и хорошо сочетается с ярусом звона колокольни, решённым как классическая купольная ротонда. Световой барабан декорирован двумя карнизами с лентой орнамента в виде гирлянд между ними. Верхний ярус - ротонда - имеет купол параболических очертаний. Нижняя часть церкви, в том числе апсида, украшена спаренными ионическими пилястрами, которые несут антаблемент с сильно вынесенным карнизом с сухариками. Колокольня храма имеет три яруса, нижний из которых представляет собой входной придел с проёмом двери. Этот проём фланкирован спаренными коринфскими трехчетвертными колоннами, на которые опирается антаблемент без фронтона.

На Южном Урале были распространены церкви, построенные непрофессиональными архитекторами. Например, так была построена в 1815 году церковь Спаса в селе Спасское Саракташского района Оренбургской области. План храма был традиционным, развивающимся в глубину по оси. Но в связи с

Рис. 8. Церковь Спаса в селе Спасское

новой для того времени модой - классицизмом - здание было с четырёх сторон украшено четырёхколонными портиками тосканского ордера. Четырёхъярусная колокольня и западная часть церкви не сохранилась, но одна приставленная к фасаду колонна осталась (рис. 8).

Специфической особенностью региона является то, что ротондальный планировочный тип храма появился здесь раньше публикации альбома «образцовых проектов» 1824 года. Характерным примером является церковь Иоанна Предтечи в Катав-Ивановске - ротонда с двумя колокольнями на фасаде, построенная в 1823 году. Автором проекта этого храма является Ефим Герасимович Малютин. Такой необычный планировочный тип был выбран по желанию владельца этого города-завода -князя Эспера Александровича Белосельского-Белозерского. Церковь Иоанна Предтечи в Катав-Ивановске Челябинской области в целом относится к зрелому классицизму с элементами барокко в декоре. Алтарная ротонда украшена спаренными дорическими полуколоннами с мощным антаблементом и карнизом, между которыми расположены вертикальные окна в два ряда и несколько профилированных горизонтальных тяг. Колонны в верхней части имеют каннелюры (рис. 9).

Развитие русской художественной культуры в 30-50 годах XIX века сопровождалось обострённым вниманием к проблеме национальной самобытности, повышенным интересом к историческому прошлому России, стремлением понять особенности её древней архитектуры. Это определило расцвет ретроспективных направлений в архитектуре второй

Рис. 9. Ротонда церкви Иоанна Предтечи в Катав-Ивановске

половины XIX - начала ХХ веков, прежде всего русско-византийского и неорусского стилей.

В рассматриваемый период было возведено большое количество культовых зданий и монастырей, особенно православных и единоверческих. Строительство церквей велось в противовес расколу. Особенно заметную роль в наследии играют церкви городов-заводов, которые служили традиционными территориями расселения старообрядцев. Например, в окрестностях Сатки и Златоуста был основан Воскресенский мужской монастырь. «Верстах в 16 от завода лежит Воскресенский единоверческий монастырь, расположенный при реке Истре. Монастырь назывался прежде Юрюзанским скитом, а в 1849 году, в виде противодействия расколу, столь сильному в горных заводах, переименован в Златоустовский Воскресенский общежительный монастырь». При монастыре существовали подземные пещеры, что было характерно для монастырей региона, так как рукотворные и естественные пещеры считались в православии символом благочестия и на Южном Урале им с древности придавалось религиозное значение.

Примерами южноуральских монастырей рассматриваемого периода, также обладавшими рукотворными или нерукотворными подземными комплексами пещер, были: Святонико-лаевский монастырь около села Покровка Новосергиевского района Оренбургской области, имевший разветвлённый подземный храмовый комплекс на глубине четыре-шесть метров; старообрядческий мужской монастырь Святой Веры на

Рис. 10. Часовня Троеручница в Троицке

озере Тургояк в Челябинской области, который практически полностью располагался в пещерах первобытного периода.

Начиная с 1860-х годов в регионе распространяются русско-византийский и неорусский стили. С 1890-х годов самым распространённым направлением последнего становится «кирпичный» стиль.

Наиболее яркими примерами русско-византийского стиля на Южном Урале стали несохранившиеся до наших дней памятники: кафедральный собор в Оренбурге, церкви Одиги-триевского монастыря в Челябинске, Александра Невского в Миассе, а также целый ряд сохранившихся сельских и городских храмов, выполненных по переработанным чертежам из типовых альбомов. Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божей Матери в Оренбурге основан в 1895 году (рис. 11). Здание было построено в русско-византийском стиле по проекту архитектора А.А. Ященко. Его прообразом являлся собор Александра Невского в Софии. Ярко выраженный пирамидальный ступенчатый объём имел три яруса (включая мощный барабан с куполом). В основе плана лежал тетраконх, в котором западная апсида была заменена порталом, на нём находилась колокольня. Части тетраконха в первом ярусе были фланкированы небольшими апсидами, перекрытыми маленькими конхами. Центральная апсида со всех четырёх сторон поднималась выше, составляя второй ярус. Между апсидами основного тетраконха в углах находились сужающиеся кверху башни (вероятно, лестничные), перекрытые полусферическими куполочками на световых барабанах.

Рис. 11. Кафедральный собор в Оренбурге

Большой полусферический купол на высоком световом барабане был с трёх сторон окружён крупными полукуполами тетраконха. В целом здание имело гармоничные пропорции и ярко выраженную ступенчатую композицию.

Проникновение русско-византийского и неорусского стилей в небольшие города и сельские поселения региона осуществлялось путём использования типовых проектов церквей, что позволили значительно увеличить объём их строительства. Как отмечает Е.И. Кириченко, «Сибирь и Западные губернии, хотя и по разным причинам, превратились в XIX - начале ХХ века в место особенно интенсивного строительства православных храмов» [8].

Рис. 12. Церковь во имя Николая Чудотворца. Верхнеуральск

В большинстве случаев использовались более поздние альбомы, в которых были помещены образцовые проекты дешёвых зданий церквей. Эти проекты определённым образом перерабатывались при строительстве, в результате чего появились интересные варианты храмов.

Характерным примером служит построенная в 1875 году на деньги купца Н.И. Рытова церковь во имя Николая Чудотворца в Верхнеуральске. Здание состоит из последовательно расположенных объёмов: колокольни, трапезной, четверика и алтаря с тремя апсидами (рис. 12). Четверик завершен пятиглавием. Крупные главы луковичной формы располагаются на высоких цилиндрических барабанах. Фасады четверика членятся тосканскими пилястрами на высоких пьедесталах. Каждый простенок заканчивается треугольным фронтоном с профилированным карнизом и лентой орнамента.

Вариантами этих проектов являются также церковь Св. Екатерины в селе Тугустемир Тюльганского района Оренбургской области (1852), Свято-Троицкая и Рождественская церкви в Кыштыме, Богородицкая церковь в селе Беликуль Красноармейского района Челябинской области.

Как в городских, так и в сельских церквях широко представлен неорусский стиль. Например, церковь Св. Михаила в Сорочинске, Николая Мирликийского в Бузулуке, Симеонов-ская в Челябинске, Александра Невского в Троицке, часовня во имя иконы Божьей Матери «Троеручица» в Троицке, Троицкая церковь в Миассе, церковь Казанской Богоматери в Кусе, Рождества Богородицы в Верхнем Уфалее и многие другие.

Типична часовня во имя иконы Божьей Матери «Троеручица», построенная в Троицке в 1911 году (рис. 10). Это кирпичное оштукатуренное здание, увенчанное башней сложной формы. Фасады членятся лопатками с ширинками.

Центры фасадов акцентированы трёхлопастными фронтонами, которые разрезают карниз с лентой орнамента. Окна и вход фланкированы тонкими полуколонками, на которые опирается двойная декоративная перспективная полуциркульная арка. Под окнами проходит декорированный горизонтальный пояс.

Образцы «кирпичного» стиля в регионе отличаются большей целостностью, чем образцы неорусского. Для городских церквей этого стиля характерны крупные размеры. Композиционно они, как правило, относятся к типу «кораблём», а пропорциональный строй встречается самый разный: от гармоничного и ясного до излишне протяжённого горизонтально. Характерными примерами можно считать: соборы Спасо-Преображенский в Орске, Александра Невского в Челябинске; церкви Троицкую в Челябинске, Св. Николая в Сатке, Св. Ильи в Троицке, Рождества в Юрюзани и другие.

Троицкая церковь в Челябинске была перестроена в 1914 году по проекту архитектора П.А. Сараева (рис. 13). Церковь имеет прямоугольный план, завершённый тремя параллельными апсидами. Завершение центральной части представляет собой тетроконх, на который опирается четверик средокрестья. Четверик увенчан традиционным пятиглавием с луковичными главками. Центральная глава более крупная, все главы на высоких барабанах. У основания барабанов расположены кокошники. На четырех конхах также расположены главки на высоких барабанах. Подобные главки венчают боковые апсиды приделов алтаря, имеющие гранёную форму. Тетроконх в здании играет роль светового барабана. Здание оборудовано тремя входами: с запада и в уровне средокрестья. Входной придел возвышается над крышей трапезной. На этом приделе находится двухъярусная колокольня с шатром и луковкой.

Рис. 13. Троицкая церковь в Челябинске

Рис. 14. Церковь на станции Челябинск

Модерн в культовой архитектуре Южного Урала представлен только деревянными православными храмами. Традиция строительства подобных памятников появилась одновременно с прокладкой железной дороги, при которой в переселенческих пунктах возводились деревянные церкви в этой стилистике. Например, Рождество-Богородицкая церковь на станции Челябинск, построенная в 1904 году (рис. 14).

Таким образом, градообразующее и стилеобразующее значения культового наследия выражаются в использовании этих традиций в современной архитектуре. На Южном Урале в настоящее время остро стоит проблема взаимосвязи и содержательного соответствия сложившегося и вновь формируемых при реконструкции исторических территорий градостроительных образов. Если на протяжении довольно длительного периода ХХ века представления общества и профессионалов, касающиеся реставрации памятников, совпадали с идеей их музеефикации, то в настоящее время архитектурное наследие в профессиональной среде активно приобретает новые функции и новые смыслы. В перспективе архитектурно-градостроительное наследие должно целенаправленно учитываться при реконструкции существующей и формировании новой городской среды.

Литература

1. Российский государственный архив древних актов. Ф. 1455. Оп. 1. Д. 2.

2. Российский государственный исторический архив. Ф. 835. Оп. 2. Д. 236.

3. Проскурякова, Т.С. О некоторых принципах планировки православных монастырей Сибири XVШ-XIX вв. / Т.С. Проскурякова // Архитектурное наследство. - 1996. - №41. -С. 119-124.

4. Масиэль-Санчес, Л.К. Строительная артель Далматова монастыря и архитектура Сибири XVIII века / Л.К. Масиэль-

Санчес // Материалы научной конференции «XI Филёвские чтения» - М.: ООО «УРС», 2012. - С. 47-49.

5. Российский государственный военно-исторический архив. Ф 349. Оп. 27. Д. 2442.

6. Российский государственный архив древних актов. Ф. 248. Оп. 1. Д. 150. Л. 129.

7. Российский государственный архив древних актов. Ф. 192. Оп. 1. Ед. хр. 12.

8. Кириченко,Е.И. Николай I и Александр II. Государственная политика в области архитектурно-градостроительной деятельности / Е.И. Кириченко // Власть и творчество. - М.: Эра, 1999. - С. 133-138.

Literatura

1. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv drevnih aktov. F. 1455. Op. 1. D. 2.

2. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv. F. 835. Op. 2. D. 236.

3. Proskuryakova T.S. O nekotoryh principah planirovki pravoslavnyh monastyrej Sibiri XVIII-XIX vv. / T.S. Proskuryakova // Arhitekturnoe nasledstvo. - 1996. - №41. - S. 119-124.

4. Masiel'-Sanches L.K. Stroitel'naya artel' Dalmatova monastyrya i arhitektura Sibiri XVIII veka / L.K. Masiel'-Sanches // Materialy nauchnoj konferencii «XI Filevskie chteniya» - M.: OOO «URS», 2012. - S. 47-49.

5. Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F 349. Op. 27. D. 2442.

6. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv drevnih aktov. F. 248. Op. 1. D. 150. L. 129.

7. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv drevnih aktov. F. 192. Op. 1. Ed. hr. 12.

8. Kirichenko E.I. Nikolaj I i Aleksandr II. Gosudarstvennaya politika v oblasti arhitekturno-gradostroitel'noj deyatel'nosti / E.I. Kirichenko // Vlast' i tvorchestvo. - M.: Era, 1999. -S. 133-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.