Градостроительство и архитектура
УДК 72.03(09)(086.6)
АРХИТЕКТУРА СЕЛЬСКИХ ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКВЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ - СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ*
E.B. Пономаренко
ARCHITECTURE OF RURAL WOODEN CHURCHES OF FIRST HALF - THE MIDDLE OF XIX CENTURY IN SOUTHERN URAL
E.V. Ponomarenko
В статье рассматривается широкий круг вопросов, связанных с архитектурой деревянных церквей Южного Урала. Выявлен интересный пласт наследия региона. Приведен обширный материал натурных обследований памятников и анализ чертежей. На основе этих материалов рассмотрены особенности и характерные черты композиции, планировочного решения, декора деревянных культовых зданий региона.
Ключевые слова: появление российских поселений на Южном Урале, особенности архитектуры деревянных церквей первой половины XIX века, особенности архитектуры деревянных церквей середины XIX века.
In article the wide range of the questions connected with architecture of wooden churches of Southern Ural is considered. The interesting layer of a heritage of region is revealed. The extensive material of natural inspections of monuments and the analysis of drawings is resulted. On the basis of these materials features and characteristic lines of a composition, decisions of the plan, a decor of wooden cult buildings of region are considered.
Keywords: occurrence of the Russian settlements in Southern Ural, feature of architecture of wooden churches offirst halfXIX century, feature of architecture of wooden churches of the middle of XIX century.
Строительство христианских храмов на Южном Урале начинается в XVIII веке с присоединения этой территории к России и появлением русскоязычного населения. В процессе освоения региона казаками, как отмечает Ф.М. Стариков [1], здесь строятся небольшие казачьи поселения, русские и других этнических групп. Они возникают одновременно с крепостями как слободы, необходимые для обслуживания армии.
Например, П.С. Даллас [2] описывает: «... большую слободу Кундраву, состоящую более, нежели из ста дворов и лежащую на юго-западной стороне озера от башкирцев Кундрава-куле именуемого». Были известны и небольшие слободы и крупные -насчитывающие более ста дворов. Как правило, они обносились укреплениями.
Главной высотной доминантой поселка была церковь. Деревянный храм, как правило, являлся
первым в поселении. Часто со временем вместо деревянного сооружалось новое каменное здание. Заказчиками строительства являлись казаки отдельной станицы, которые финансировали строительство храма своими пожертвованиями. Аналогичный процесс наблюдался и в других казачьих регионах, например, на Дону.
Деревянных храмов XVIII века в южноуральском регионе не сохранилось. Церкви начала XIX века известны только по архивным источникам. Они имели композиционную схему кораблем, то есть с последовательно расположенными колокольней, трапезной и основным четвериком. Большинство из них отличал очень скромный декор, а колокольни завершались шатром, иногда в формах петровского барокко [3].
Например, сохранился проект деревянной Рождественской церкви Юрюзань-Ивановского
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 07-06-96004.
завода [4]. Входной придел с колокольней, трапезная и основная часть внешне составляли единый объем под общей крышей. К нему была пристроена пятигранная алтарная апсида. Здание имело три входа: с запада, севера и юга. Трапезная была отделена стеной с тремя проемами, а входной придел -стеной с одним проемом. Основной объем имел на крыше завершение в виде невысокого фигурного шатра на граненом барабане. Колокольня находилась на крыше. Она состояла из четверика с куполообразным завершением и звона, увенчанного шатром. Стены были прорезаны прямоугольными окнами с полуциркульным завершением. Общие пропорции церкви были несколько приземисты. Колокольня значительно возвышалась над основным объемом церкви (рис. 1).
Храмы середины XIX века воздвигались по той же композиционной схеме, но отличались более изысканным ордерным оформлением. Как правило, они стояли на цоколе из камня-плитняка. К этому типу в Оренбургской области можно отнести церкви: Иоанна Богослова в с. Черный отрог Са-ракташского района (первая церковь, 1840-е гг.), Покровскую в селе Студенцы Саракташского района. В Челябинской области - это Петропавловская в селе Неплюевка Карталинского района, Пророка Ильи в селе Осиповка Троицкого района, Св. Петра в поселке Подгорное Троицкого района, Казанской Божьей Матери в станице Лейпциг.
Церковь Казанской Божьей Матери в станице Лейпциг Варненского района Челябинской области была построена в 1874 году мастерами из Нижнего Новгорода и Пскова, но ее декоративное решение относится к стилю классицизм. Колокола были куплены в Нижнем Новгороде. Церковь расположена в центре станицы на плацу для джигитовки. Здание бревенчатое, обшитое шпунтованной доской. Композиционный тип «кораблем». План включает последовательно прямоугольные: колокольню, трапезную, основной объем и алтарь. Цоколь - из камня-плитняка. Основной объем перекрыт четырехскатной крышей с крупной луковичной главкой на граненом барабане в центре. С запада расположен основной вход. Барабан декорирован протодорическими колонками по углам и
накладными полуциркульными арочками между ними. Арки полуциркульной формы, окна имеют узкие простые наличники. Аналогичные окна распложены в нижнем ярусе колокольни, трапезной и алтаре. В северной стене трапезной после пожара сохранилось только одно окно. С севера и юга основной объем имеет двери с арочным завершением, а в верхней части по три больших арочных окна с кованой решеткой. Колокольня состоит из двух четвериков, восьмерика и шатра с луковкой на высоком барабане. По основанию шатра расположены окошечки с кокошниками, переходящие в проемы звона (восьмерика). Углы колокольни и всех остальных объемов церкви, которые имитируют колонны, напоминающие о стиле классицизм. Карнизы тоже имеют сложный профиль. Эти детали роднят здание с кирпичными храмами в классическом стиле XVIII века. В настоящее время церковь находится в плачевном состоянии. Утрачена часть завершения колокольни и почти вся северная стена основного четверика (рис. 2).
Церковь Св. Петра в поселке Подгорное Троицкого Челябинской области района была построена в середине XIX века. В 2003 году эта церковь сгорела. Расположена она была на окраине села, на возвышенности. Там и сейчас сохранился фундамент и цоколь из камня-плитняка. Облик церкви можно восстановить по сохранившимся архивным фотографиям. Здание было бревенчатое, обшитое тесом, построено по типу храма «кораблем». План состоял из колокольни, трапезной, основного объема и алтарной апсиды пятигранной формы. Основной объем - четверик, который был завершен маленькой луковичной главкой на высоком барабане. Трапезная имела двускатное покрытие. Колокольня представляла собой восьмерик на четверике с шатровым завершением, на самом верху с небольшой луковкой.
Церковь Петра и Павла в поселке Неплюевка Карталинского района Челябинской области (рис. 3) была построена в середине XIX века. Здание -главный высотный ориентир станицы, эффектно возвышается на большой площади. Композиция традиционна - последовательно расположены: колокольня на узком входном приделе, низкая
Рис. 1. Проект Рождественской церкви Юрюзань-Ивановского завода
Градостроительство и архитектура
Рис. 2. Церковь Казанской Божьей Матери в станице Лейпциг
Рис. 3. Церковь Петра и Павла в поселке Неплюевка
трапезная, более высокий односветный четверик и пятигранная апсида алтаря. Пропорции храма несколько вытянуты горизонтально, что еще более подчеркивается сильно выступающим крыльцом западного фасада. Элемент центричности вносят северный и южный входы в четверик, которые имеют такие же скромно оформленные глубокие крыльца с двускатным навесом. Ощущение приземистых пропорций возникает из-за недостаточной высоты вертикалей колокольни и завершения четверика. Четверик с четырехскатным покрытием имеет одну небольшую луковичную главку на невысоком восьмигранном световом барабане. Окна барабана чередуются с прямоугольными филенками, выделенными цветом. Все окна храма одной и той же формы - высокие прямоугольные с полуциркульным завершением и мелкой расстеклов-кой. В барабане они имеют простые рамочные наличники, а в остальных частях здания - перспективные из полочек. Здание деревянное, обшито тесом, стоит на фундаменте из камня-плитняка. Декор очень скромен, ордерные элементы представляют собой подобие пилястр на колокольне и очень тонкие лопатки по углам основных объемов. Выразительность придает выделение декора контрастным цветом. Колокольня более декоративна. Она включает только ярус звона и шатровое завершение с луковкой на высоком граненом барабане. Шатер имеет люкарны, а проемы звона завершены килевидными кокошниками. В настоящее время церковь действующая.
Храм Ильи Пророка в поселке Осиповка Тро-
ицкого района Челябинской области был возведен в 1836-1827 годах. Это здание значительно пострадало в советское время, утратив завершение и апсиду алтаря. Тем не менее, нижняя часть церкви неплохо сохранилась, поскольку использовалась как клуб. Композиционное решение храма было традиционным, развивающимся по оси. Конструкция - срубная на фундаменте из камня-плитняка. Сохранились входной придел, трапезная и основной четверик, постепенно увеличивающиеся в ширину. Здание имело дополнительные входы с севера и юга, причем северное крыльцо сохранилось. Декором по-видимому служили классические пилястры по углам основных объемов, остатки которых хорошо читаются на срубе. Эта церковь передана верующим, но пока не восстанавливается (рис. 4).
Церковь Иоанна Богослова в селе Черный отрог Саракташского района Оренбургской области была построена 1840-е годы. Она сильно обезображена многочисленными перестройками. В настоящее время элементов первоначальной постройки практически не сохранилось. Существует колокольня, перестроенная в стиле модерн с мощными приземистыми ярусами и шатровым завершением. В верхнем ярусе располагаются широкие окна с лучковым завершением, форма и рисунок переплетов которых соответствуют стилистике модерна. Под окнами проходит широкая лента орнамента. Вокруг основного объема традиционной планировки и композиции с последовательно расположенными колокольней, трапезной и ос-
Рис. 4. Церковь Ильи Пророка в поселке Осиповка
новным четвериком сооружена кирпичная оштукатуренная галерея. Имеется два входа с деревянными крыльцами - западным и южным. Оба крыльца декорированы пропильной резьбой и декоративными столбиками. Стены галереи украшены мерным ритмом упрощенных дорических пилястр, на которые опирается сильно вынесенный деревянный карниз. В простенках расположены прямоугольные окна с полуциркульным завершением. Поскольку в настоящее время рядом построена новая каменная церковь Иоанна Богослова, судьба старого храма вызывает опасения (рис. 5).
Покровская церковь в селе Студенцы Сарак-ташского района Оренбургской области имела типичный для сел Южного Урала пропорциональный строй и композиционное решение с последовательно расположенными колокольней, трапезной, четвериком и алтарной апсидой. Завершение четверика мощное, характерное для казачьих сел региона. Крупный восьмигранный барабан увенчан куполом с главкой на высокой шее. Барабан от купола отделяет сильно вынесенный профилированный карниз. Окна барабана имеют традиционную прямоугольную форму с полуциркульным завершением. Однако завершение четверика, как и колокольня, имеют деревянную обшивку, характерную уже для периода модерна. Пропорции и декор колокольни, которая срублена «в лапу», а не «в обло», большие прямоугольные окна соответствуют стилистике модерн. В настоящее время церковь перестроена коренным образом. Со всех сто-
Рис. 5. Церковь Иоанна Богослова в селе Черный Отрог
рон сооружены дополнительные приделы и галереи из кирпича, которые сильно исказили объемное и планировочное решения. Непрофессиональная реконструкция выполнена за счет прихода (рис. 6).
Таким образом, можно констатировать, что подавляющее большинство деревянных церквей в регионе имеет традиционный планировочный тип «кораблем». Храмы строились постепенно, поэтому часто встречаются более поздние пристройки дополнительных приделов и галерей. Отдельные части зданий часто решены в разной стилистике, характерной для периода их строительства.
Хотя в культовом зодчестве особенно сильны традиции и долго сохранялись строительные приемы и декоративные элементы предшествующих эпох, в целом архитектура церквей проходит те же стилистические этапы, что и во всей России. В первой половине XIX века на Южном Урале господствовал стиль классицизм. Композиции объемов и фасадов тяготели к трехчастности. В дереве воспроизводились элементы каменного классического декора с сильно упрощенными профилями. В начале XX века нередко встречается достройка колоколен церквей в стилистике модерн.
Сельские церкви Южного Урала выделяются своими крупными размерами и местонахождением. Они часто располагаются на берегу озера или реки, как правило, поблизости находится главная площадь поселения.
Состояние деревянных церквей в регионе вы-
Градостроительство и архитектура
зывает серьезную обеспокоенность. Многие из них утрачены, другие обезображены потерей отдельных элементов или непрофессиональной реконструкцией.
Литература
1. Стариков, Ф.М. Откуда взялись казаки (исторический очерк) / Ф.М. Стариков. - Оренбург: Тип. Ефимовского-Мировицкого, 1881. - С. 264.
2. Паллас, 77. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства / 77. С. Паллас. -СПб.: Тип. При Императ. Академии наук, 1786. -4.2.-С. 476.
3. РГАДА (Российский государственный архив древних актов), ф. 271, оп. 3, д. 2806; д. 1080; д. 3207.
4. РГИА (Российский государственный исторический архив), ф. 37, оп. 63, д. 54, л. 26.
Поступила в редакцию 16 марта 2009 г.
Пономаренко Елена Владимировна, кандидат архитектуры, доцент кафедры «Искусствоведения и культурологии» ЮУрГУ.
Область научных интересов: история и теория архитектуры и градостроительства, реставрация и сохранение памятников архитектуры, градостроительство и архитектура Южного Урала в XVIII - начале XX вв.
Контактный телефон: 8-922-702-36-30.
Ponomarenko Elena Vladimirovna, a candidate of the architecture, assistant professor of the pulpit "Iskusstvovedeniya and kulturologii" YUURGU.
Area scientific interest : history and theory of the architecture and urban planning, restoration and conservation monument architectures, urban planning and architecture South Ural in XVIII-begin XX age.
Contact phone: 8-922-702-36-30.