Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА В ЕВРОПЕ НАЧАЛА XX ВЕКА'

АРХИТЕКТУРА В ЕВРОПЕ НАЧАЛА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
архитектура в Европе / архитектура в начала XX века

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гурбанов Ы., Сахедов О., Аннамухаммедов Э., Сылапов С.

Взаимодействие и разобщенность архитектуры и дизайна этих двух относительно похожих явления, ведется уже более ста лет, с тех пор как возникло такое понятие как «дизайн». До явления дизайна, архитектура имела «абсолютную власть» над пространством и объемом в среде жизнедеятельности людей. Для того чтобы сложилось ясное представление о том, что же такое современная архитектура и чем она отличается от классической, необходимо ознакомиться с достаточно широким спектром понятий «архитектуры» и «дизайна», и тем как они трактуются в современной теории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА В ЕВРОПЕ НАЧАЛА XX ВЕКА»

УДК 69

Гурбанов Ы.,

старший преподаватель, Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Сахедов О., старший преподаватель, Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Аннамухаммедов Э., студент,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Сылапов С., студент,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Ашхабад, Туркменистан.

АРХИТЕКТУРА В ЕВРОПЕ НАЧАЛА XX ВЕКА Аннотация

Взаимодействие и разобщенность архитектуры и дизайна - этих двух относительно похожих явления, ведется уже более ста лет, с тех пор как возникло такое понятие как «дизайн». До явления дизайна, архитектура имела «абсолютную власть» над пространством и объемом в среде жизнедеятельности людей. Для того чтобы сложилось ясное представление о том, что же такое современная архитектура и чем она отличается от классической, необходимо ознакомиться с достаточно широким спектром понятий «архитектуры» и «дизайна», и тем как они трактуются в современной теории.

Ключевые слова: архитектура в Европе, архитектура в начала XX века

Первая Мировая война, экономические кризисы, промышленная революция - окрасила последние годы XIX столетия в мрачные тона и предчувствием подступающего поворота истории. Впервые общество почувствовало, что развитие цивилизации происходит слишком стремительно. Нарастала напряженность в политических отношениях, обострялись социальные конфликты народа с властями. «Настроения «конца века» окрашивались эсхатологически». Красота должна была «спасти мир» и в это с надеждой верили все, оставалось только осознать, в чем же заключалась эта «красота».

В 1880-е гг. сложился вариант эстетической утопии, воплощавшийся в произведениях искусства и архитектуры, в противопоставление привычному, обыденному, причиной тому стала новая философия -«философия жизни». «Философия жизни», по-немецки - «либенсфилософия» стала одним из преобразователей современной жизни, нового строя по некоему эстетико-иррационалистическому образцу. Источником вдохновения для нее был романтизм А. Шопенгауэра, который был подхвачен понятиями о «жизни», «воле» и «эволюции» и по-своему интерпретированы немецким философом Фридрихом Ницше (1844-1900), как целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи, постигаемая интуитивно и недоступная для логико-рационалистических построений. Философия, основанная на эмоциональной образности в противовес традиционной логике, легко находила отклик у людей искусства конца 19 века.

В конце 19 столетия все художественные направления стали приобретать черты общего стиля (единства стиля), ворвавшись в новое столетие «стилем модерн». Модерну было чужда декоративная театральность, внешнее одевание архитектуры в «историческую эпоху» ушедшего стиля, что было

определенно важно для эклектики. Модерн для эклектики казался, невероятно сложен и не формализован, независим от привычных канонов, и тем самым привлекателен для общества, как привлекательно все новое. Мода на модерн распространилась мгновенно. Представление о текучей изменчивости жизни казалось исключающим обращение к «знакам» прошлого. Для самоутверждения современности был необходим собственный язык, основанный на технических достижениях и менталитете нового времени.

Время стиля модерн закончилось так же неожиданно быстро, как и наступило. Просуществовав всего около двадцати лет, этот стиль претерпел радикальные изменения под давлением наступающего рационализма. Начало первой мировой войны положило конец этому стилю.

Событием, положившим начало течения «Ар Нуво» было строительство дома Тасселя (Брюссель, Бельгия, 1893г. архитектор В. Орта). Тяжелый экономический кризис в Бельгии 1884 г., вывел на ведущие позиции в бизнесе просвещенное поколение деловых людей, обеспечивших подъем экономики. Активизировалась реконструкция Брюсселя.

Застройка бульваров, по образцу Парижа, крупными многоэтажными блоками, не была принята. Заказчики предпочитали традиционные для Бельгии малоэтажные многосекционные, которые выстраивались в линию застройки, на узких, развитых в глубину участках. Возникла ситуация, когда одни и те же люди создавали разные варианты эстетической утопии, включаемые в программу бельгийских социалистов, и тип жилья, предназначенный для богатых. Ситуация давала возможность экспериментально проверить на примере уникальных особняков художественные идеи, предназначенные для широкого распространения в утопическом будущем. Она провоцировала и дерзость постановки таких экспериментов. К «околосоциалистическому» движению принадлежал В. Орта, самый яркий среди архитекторов, создавших Ар Нуво - бельгийскую версию стиля модерн.

Особняк Э. Тасселя стал для Виктора первой возможностью осуществить свои идеи в новой струе и послужил В. Орта первым воплощением новаторских идей в качестве «зрелища» и архитектурного манифеста. Заказчик, к его счастью, принял идею, удовлетворившую его вкусам и предпочтениям. Дом строился на традиционном для Брюсселя узком глубоком участке в ряду уличной застройки. Преодолевая давление ситуации, Орта добивался воспринимаемой целостности интерьера. Структура его подчинена ассиметрично расположенному пространству холла и скульптурно сформированной лестницы. Открытый металлический каркас стал основой конструктивно-орнаментальной системы. Ее гибкие переплетающиеся линии развернуты как в двухмерности живописного декора стен и мозаики пола, так и в трехмерности металлических орнаментов, которыми «расцветает» конструкция. Металлические опоры разветвляются как древесные стволы; отходящие от них криволинейные консоли служат опорой балок, но входят и в ритмы трехмерного орнамента.

Флоральные мотивы Орта были не стилизацией природной формы, но отражением абстрагированных закономерностей роста и движения. Он стремился побуждать ими определенные ощущения, следуя принципам «теории в чувствования», проецирующей эмоции на неодушевленные предметы.

В результате зародился новый стиль модерн, воплощающий эстетическую утопию социума, основанный на эстетизме, воплощающий массовое сознание того времени, что послужило широкому распространению модерна в Европе.

Бельгийско-французская интерпретация модерна основала движения в европейской художественной культуре и архитектуре, на фоне уже не актуального романтизма и «философии жизни». Центром нового течения стал Брюссель, откуда стиль получил толчок к международному распространению, вбирая в себя местные традиции и особенности, национальную специфичность, что стало выражаться в большом вариативном разнообразии проявлений стиля.

Список использованной литературы:

1. Архитектура и градостроительство: энциклопедия архитектуры/ гл. ред. А.В. Иконников. - М.: Стройиздат, 2001.

2. Архитектура, строительство, дизайн [Текст]: учебник / [В.И. Бареев, А.Г. Лазарев, М. А. Квартенко и др.]; под общ. ред. А.Г. Лазарева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. ил. - (Строительство и дизайн). - ISBN.

© Гурбанов Ы., Сахедов О., Аннамухаммедов Э., Сылапов С., 2024

УДК 69

Ишанов М.,

старший преподаватель,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Эркеаева А., преподаватель,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Дурдыева Л.,

студент,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Атаджанова ДЖ., студент,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.

Ашхабад, Туркменистан.

ИНТЕГРАЦИЯ ДИЗАЙНА В АРХИТЕКТУРУ Аннотация

Взаимодействие и разобщенность архитектуры и дизайна - этих двух относительно похожих явления, ведется уже более ста лет, с тех пор как возникло такое понятие как «дизайн». До явления дизайна, архитектура имела «абсолютную власть» над пространством и объемом в среде жизнедеятельности людей.

Ключевые слова:

современный дизайн, дизайн в архитектуре

В философском словаре дается следующее определение - «архитектура» (от греч. аг^йе^оп -главный строитель) - в широком смысле слова «обозначает все виды строительства как целесообразной деятельности живых существ (архитектура человека, архитектура животных, архитектура мироздания). В более узком значении - «архитектура» является: 1) особым видом пространственных искусств, создающих постройку, которая является не только полезной вещью, но и созерцается как художественное единство пространственных отношений; 2) особой эстетической категорией (архитектоника, архитектоничность), выражающей природу эстетического объекта как структуру, конструкцию, результат или подобие разумного целесообразного построения (структура, конструкция)».

В теории искусствоведения - «архитектура» — это зодчество, здания и другие сооружения или их комплексы, образующие материальную художественно-организованную среду жизнедеятельности человека...» Данное определение, является наиболее популярным в «классическом» понимании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.