Список использованной литературы:
1. Архитектура и градостроительство: энциклопедия архитектуры/ гл. ред. А.В. Иконников. - М.: Стройиздат, 2001.
2. Архитектура, строительство, дизайн [Текст]: учебник / [В.И. Бареев, А.Г. Лазарев, М. А. Квартенко и др.]; под общ. ред. А.Г. Лазарева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. ил. - (Строительство и дизайн). - ISBN.
© Гурбанов Ы., Сахедов О., Аннамухаммедов Э., Сылапов С., 2024
УДК 69
Ишанов М.,
старший преподаватель,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.
Эркеаева А., преподаватель,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.
Дурдыева Л., студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.
Атаджанова ДЖ., студент,
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.
Ашхабад, Туркменистан.
ИНТЕГРАЦИЯ ДИЗАЙНА В АРХИТЕКТУРУ Аннотация
Взаимодействие и разобщенность архитектуры и дизайна - этих двух относительно похожих явления, ведется уже более ста лет, с тех пор как возникло такое понятие как «дизайн». До явления дизайна, архитектура имела «абсолютную власть» над пространством и объемом в среде жизнедеятельности людей.
Ключевые слова:
современный дизайн, дизайн в архитектуре
В философском словаре дается следующее определение - «архитектура» (от греч. аг^йе^оп -главный строитель) - в широком смысле слова «обозначает все виды строительства как целесообразной деятельности живых существ (архитектура человека, архитектура животных, архитектура мироздания). В более узком значении - «архитектура» является: 1) особым видом пространственных искусств, создающих постройку, которая является не только полезной вещью, но и созерцается как художественное единство пространственных отношений; 2) особой эстетической категорией (архитектоника, архитектоничность), выражающей природу эстетического объекта как структуру, конструкцию, результат или подобие разумного целесообразного построения (структура, конструкция)».
В теории искусствоведения - «архитектура» — это зодчество, здания и другие сооружения или их комплексы, образующие материальную художественно-организованную среду жизнедеятельности человека...» Данное определение, является наиболее популярным в «классическом» понимании
архитектуры. В нем словосочетание «художественно-организованная» является ключевым, поскольку отражает художественное начало архитектуры.
С точки зрения известного архитектора эпохи Возрождения - Витрувия: архитектура является единством трех составляющих качеств - «пользы, прочности и красоты». Архитектура, будучи материальной средой, вызывает у человека широкую гамму чувств и переживаний, и своей «красотой» создает духовную атмосферу. Поэтому архитектуру образно называют «окаменевшей музыкой».
В современной теории архитектуры термин «архитектура» рассматривается как «... зодчество, искусство строить, формировать материально-пространственное окружение жизнедеятельности общества в соответствии с принятыми ценностями и идеальными представлениями.. В системе культуры архитектура ... занимает место на стыке материальной, духовной и художественной культуры.». Здесь же выделяются три признака «архитектуры»: 1) наличие выделенного пространства для социальной деятельности, воспринимаемого чувствами, материально ограниченного по трем измерениям; 2) форма - носитель информации; 3) системность, иерархия в организации пространства.
Архитектура, воздействуя на эмоции и сознание людей, рассматривается как произведение искусства лишь с того момента, когда масса и пространство или их синтез переживаются как художественные ценности, т.е. ценности духовного порядка. По утверждению известного теоретика архитектуры и нашего современника А.В. Бокова: «Природа духовного порядка во многом непрактична, что подтверждено огромным числом примеров гигантских усилий по воспроизведению своего рода чистых формул порядка, какими являются пирамиды, зиккураты, лабиринты, прямые улицы и прямоугольные города».
Из содержания данных значений следует, что понятие архитектура как область деятельности, как материальная художественно-организованная среда, как искусство не являются тождественными. Анализ выше представленных определений понятия «архитектура» дает нам основание считать, что это понятие относится к числу общенаучных категорий и является полисемантическим. Подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод архитектура: во-первых, - область деятельности, имеющая задачей создание искусственной пространственной среды, в которой протекают все жизненные процессы общества и отдельных людей - труд, быт, культура, отдых и прочее; во-вторых, как сфера материального производства архитектура опирается на достижения строительной техники своего времен; в-третьих, как материальная среда - отражает социальные условия жизни общества; в-четвертых, как искусство -способна оказывать глубокое эмоционально-эстетическое воздействие.
Свое начало термин «дизайн» берет от итальянского "disegno" - понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в XVI в. в Англии появляется понятие "design", которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, проект, конструкция, а также - проектировать и конструировать.
В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилой, производственной, социально-культурной.
Зарождался дизайн на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования и науки. Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной "зоне контакта" его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.
Подход к дизайну как деятельности по созданию нового позволяет выделить его необходимый признак, в качестве которого выступает соответствие результата этой деятельности идеалам, целям и
потребностям человека и человечества. Результатом этой деятельности являются объекты среды, окружающей человека. Таким образом, гармоничное единство предметной среды, направленное на обслуживание нужд современного производства и людей цивилизованного общества, показатель взаимодействия архитектуры и дизайна. Отсюда, современный дизайнер работает как «генератор» новых идей, принципов и форм, а критерием его творческой деятельности являются новые разработки - «ноу-хау».
Фактически, зарождение дизайна, как явления, происходило в экспериментальной проектно-художественной деятельности школы Уильяма Морриса и Чарльза Рене Макинтоша с середины 19 до начала 20 века в Великобритании, затем в США. Параллельно с экспериментами школы Морриса, но чуть позже возникло так называемое «эстетическое движение» (Aesthetic Moverment) которое комбинировало готику со стилем эпохи Возрождения королевы Анны (представители этого стиля И.В. Гудвин и Кристофер Дрессер). Этот стиль просуществовал недолго и дал начало течению Ар Нуво, которое повлиял, в том числе, и на архитектуру США, Англии, Бельгии, Австрии.
Список использованной литературы:
1. Архитектура и градостроительство: энциклопедия архитектуры/ гл. ред. А.В. Иконников. - М.: Стройиздат, 2001.
2. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учебное пособие для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1982.
© Ишанов М., Эркеаева А., Дурдыева Л., АтаджановА Дж., 2024