Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ И РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ХХ ВЕКА'

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ И РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
286
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЛЕКТИКА / МОДЕРН / КОНСТРУКТИВИЗМ / ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лезина Е. П.

В статье дан краткий обзор развития современной зарубежной и русской архитектуры XX в. Дается определение каждого из стилистических направлений, приводятся характерные черты, особенности, причины и предпосылки их возникновения. Анализируется творчество выдающихся зарубежных архитекторов, лидеров того или иного направления на примере их произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ И РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ХХ ВЕКА»

отображающие расположение предметов, ресурсов и явлений во времени и пространстве, нашли наибольшее применение при построении моделей строительного производства (линейные графики Ганта, циклограммы, сетевые графики и др.); - диаграммы и номограммы - это графики количественных отношений (соотношений) различных величин. Номограммы дают также возможность определить некоторые величины без специальных вычислений.

Сетевые модели. Традиционные линейные графики горизонтальные и циклограммы, вообще говоря, не дают указаний о нахождении способов наилучшего использования ресурсов. Сетевые модели позволяют найти оптимальные или близкие к оптимальным последовательности работ и использования ресурсов. Опираясь на современную вычислительную технику, сетевое моделирование, наряду с эффективным использованием времени и других ресурсов, обеспечивает также возможность четкого оперативного руководства при реализации весьма сложных строительных программ. Сетевая модель, помимо графической интерпретации, может быть представлена, например, в виде таблицы или массива исходных данных для ЭВМ.

Список литературы:

1. Измаилов А.Ф. Численные методы оптимизации / А.Ф. Измаилов, М.В. Солодов. - М.: Физматлит, 2003. - 304 с. - Библиогр.: С. 294-296. -Предм. указ.: С. 297-300. - ISBN 5-9221-0045-9.

2. Калинина В.Н. Математическая статистика: учеб. для средн. спец. учеб. заведений / В.Н. Калинина, В.Ф. Панкин. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - 336 с. - ISBN 5-06-003865-3. - ISBN 5-7695-0376-5.

3. Карпов В.В. Математические модели задач строительного профиля и численные методы их исследования: учеб. пособие для вузов / В.В. Карпов, А.В. Коробейников. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: АСВ; СПб.: СПбГАСУ 1999. - 188 с. - ISBN 5-93093-051-1.

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ И РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ХХ ВЕКА

© Лезина Е.П.1

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

В статье дан краткий обзор развития современной зарубежной и русской архитектуры XX в. Дается определение каждого из стилистических направлений, приводятся характерные черты, особенности, при-

1 Студент 3 курса кафедры «Архитектуры и дизайна».

чины и предпосылки их возникновения. Анализируется творчество выдающихся зарубежных архитекторов, лидеров того или иного направления на примере их произведений.

Ключевые слова: эклектика, модерн, конструктивизм, функционализм.

Эклектизм (иначе - историзм) - стиль в архитектуре, доминировавший в Европе и России на протяжении 1830-1890 г: Название «историзм» это направление в архитектуре получило благодаря тому, что оно использовало в своем развитии элементы различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неовизантийский стиль, неоготика, неорусский стиль). В советское время за этим направлением закрепилось название эклектика. В зарубежном искусствоведении и среди историков архитектуры господствуют наименования поздний романтизм или боз-ар. Наиболее яркими представителями эклектики можно считать русских архитекторов середины и конца XIX в., таких как М.Д. Быковский, К.А. Тон, А.И. Штакеншнейдер, А.С. Каминский, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов, А.Н. Померанцев, А.А. Парланд, архимандит Игнатий (А.И. Малышев), С.И. Соловьев [4].

Форма и стилистика здания в эклектике всегда привязаны к его функциональному назначению. Так, в России русский стиль архитектора Тона стал официальным стилем храмостроительства, а также стал применяться в архитектуре гражданского назначения, ярким примером которого можно считать архитектурный ансамбль Большого Кремлевского дворца. Эклектику можно назвать «многостильным» направлением, в архитектуре, так как часто постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (школы, фабрики, частные дома, общественные здания и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная краснокирпичная архитектура).

Эклектика прошла в своем развитии два этапа: а) 1830-1860 гг., так называемое николаевское направление и 1860-1890 гг., так называемое александровское направление. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах в эпоху Николая I, Александра II и Александра III, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры. Можно отметить такие архитектурные сооружения, как ансамбли Троице-Сергие-вой Приморской пустыни и Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге [1].

В 1890-е гг. из недр эклектики и стиля национального романтизма вышел модерн, который заявил о себе как о новом направлении в искусстве и архитектуре. Модерн явился средством преодоления эклектизма. Он, прежде всего, преследовал цель создания, нового универсального синтетического стиля в архитектуре и противостоял рационализму XIX в. С появлением

чугунных и стальных конструкций в архитектуре стала формироваться новая номенклатура типов зданий исходя из их функционального назначения: универсамы, общественные библиотеки, больницы. Жилые здания проектируются исходя из их функционального зонирования. Это архитектурное направление известно под многими названиями: модерн, русский модерн в Российской империи, арт-нуво в Бельгии и Франции, сецессион в Австро-Венгерской империи, югендштилъ в Германской империи, стиль Альберти в Италии, модерн стайл в Великобритании; стиль Тиффани в США [3].

Модерн прежде всего развивается и находит свое отражение в архитектуре городских особняков, многоквартирных домов, загородных вилл. В России модерн нашел себя и в культовой архитектуре православного и исламского зодчества. Примеры: ансамбль Знаменского скита под городом Домодедово Московской области, церковь Знамения Богородицы в поселке Клязьма, кафедральный собор Воскресения Христова в городе Твери, храм Рождества Богородицы в усадьбе Поленово (село Бехово), Азимовская мечеть города Казани. Одним из первых европейских архитекторов, работавших в стиле модерн, или, как было принято говорить во Франции и Бельгии, арт-нуво, был выдающийся бельгийский архитектор Арон Виктор Орта (1867-1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в том числе стекло и металл. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, похожие на растительный орнамент. Орта тщательно проектировал все в едином стиле, начиная от проекта здания и заканчивая элементами внутренней отделки дома. Наиболее интересными с точки зрения архитектуры можно считать 15 домов, построенных им в квартале 50-летия в столице Бельгия городе Брюсселе. В их числе и собственный дом барона Орта, который он спроектировал и построил в 1906-1910 гг. Во Франции идеи модерна развивал архитектор Эктор Гимар, который является автором проектов входных павильонов на станциях линиях парижского метро.

Еще дальше от классических представлений об архитектуре ушли такие выдающиеся архитекторы, как Хильдесрайх Хундертвассер и Антонио Гау-ди. О зданиях, которые построены по их проектам, можно сказать, что они настолько вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

В России много городов, где архитектура эпохи модерна сопрягается с местными историческими и архитектурными традициями. В их числе можно назвать Ростов-на-Дону, Омск, Краснодар, но наиболее ярким городом, где архитектура эпохи модерна создавала цельные градостроительные ансамбли, можно считать Санкт-Петербург. И, говоря о Петербурге, конечно же, необходимо сказать о Каменноостровском проспекте. Он может по праву являться своеобразным «архитектурным заповедником» русского модерна. После того как в 1897-1903 гг. по проекту французской фирмы «Батинь-

оль» и под руководством Л.Н. Бенуа был построен Троицкий мост, эта улица приобрела свое значение основной транспортной артерии этой части города. Среди памятников эпохи модерна на проспекте можно выделить здание Ортопедического института (1903-1905, арх. Р.Ф. Мельцер), особняк балерины Матильды Феликсовны Кшесинской (1904-1906, арх. А.И. фон Гоген и А.И. Дмитриев). Также в числе памятников архитектуры эпохи модерна можно отметить и такие культовые сооружения Петербурга, как соборная мечеть Российской империи (1910-1913, арх. Н.В. Васильев, С.С. Кричин-ский, А.И. фон Гоген), буддистский хурул (храм) (1909-1915, арх. Г.В. Барановский) и католический костел при французском посольстве (1908-1909, арх. М.М. Перетяткович и Л.Н. Бенуа). Интересно отметить, что все они воплощают в себе черты так называемого северного модерна, который в странах Скандинавии часто именуют как раз «национальным романтизмом» [4].

Архитектуру следующего после модерна направления в мировой архитектуре принято называть архитектурой конструктивизма (в Германии принято название баутауз). Конструктивизм обычно считают русским (точнее, советским) явлением в архитектуре, однако это не совсем правильно. Действительно, конструктивизм как особое направление в архитектуре возникает после Октябрьской революции 1917 г. в качестве одного из направлений нового, авангардного стиля пролетарского искусства. Однако элементы конструктивизма были заметны и в архитектурных сооружениях предреволюционного времени. Например, возведенное в 1912-1913 гг. по проекту архитекторов братьев Л.А., В.А., А.А. Весниных здание Московского главпочтамта на Мясницкой улице или построенный по проекту архитектора Б.М. Великовского в 1912 г. доходный дом № 15 по той же Мясницкой улице уже несут на себе отпечаток более нового, модернистского направления в архитектуре, которое позднее получило наименование конструктивизма [2].

В условиях послереволюционного отрицания устоев и в условиях непрекращающегося поиска новых форм развития искусства, которые подразумевали забвение и отрицание всего старого, новаторы, в том числе и от архитектуры, провозгласили отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству. Само слово «конструктивизм» происходит от латинского слова construction - построение. Это направление в архитектуре, для которого характерны простота, подчеркнутый утилитаризм архитектурных форм при полном отсутствии декора. Архитекторы-конструктивисты старались подчеркнуть функциональность, простоту геометрических форм. И, несмотря на то что многие считают конструктивизм чисто советским / русским явлением, он зарождается именно на Западе. В Германии и бывшей Австро-Венгрии после поражения в Первой мировой войне возникла необходимость возводить как можно больше дешевого социального жилья для беженцев, реэмигрантов и приехавших в города сельских жителей. Так возникают кварталы социального жилья, архитекту-

ра которых должна была подчеркивать функциональность и удобство для жителей. Постепенно из Германии и Австрии этот стиль проникает во Францию, Великобританию и США. Также постепенно архитектура конструктивизма входит в моду, и в этом стиле возводятся частные дома и даже загородные усадьбы европейских и английских аристократов. В СССР развитие конструктивизма пошло иным путем. В 1925 г. было создано Объединение современных архитекторов (ОСА), которое стало центром развития нового архитектурного направления.

В ОСА сотрудничали многие выдающиеся архитекторы того времени, такие как братья Александр, Виктор и Леонид Веснины, Моисей Яковлевич Гинзбург, Илья Голосов, Константин Мельников. Многие ведущие русские архитекторы, например Алексей Щусев, стали пользоваться новыми конструктивистскими методами. Наиболее интересны эксперименты архитекторов-конструктивистов при строительстве рабочих клубов. Среди них ДК им. Зуева (арх. И. Голосов), ДК им. Русакова (арх. К. Мельников), ДК завода ЗИЛ и здание Театра-студии киноактера (арх. братья Веснины).

В 1926-1928 гг. в конструктивизме выделяется особое направление функционального метода. В этом направлении каждой функции соответствует наиболее объемно-рациональная планировочная структура (форма соответствует функции). На этой волне происходит борьба архитекторов-конструктивистов против стилизации, против превращения конструктивизма из архитектурного метода в стиль. Так, например, нападкам конструктивистов подвергался архитектор Г. Бархин, автор знаменитого здания издательства «Известия». В эти годы происходит увлечение конструктивистов архитектурными идеями французского архитектора Ле Корбюзье, который много раз приезжал в Москву, сотрудничал с ОСА.

За рубежами СССР признанным центром конструктивизма стала Веймарская Германия. В 1924-1934 гг. в Дессау начинает нормироваться крупный архитектурный центр нового направления, который получил название Ваи-скаш - домостроение. Этим термином в Европе стали называть все новое архитектурное направление. Однако в Германии и Европе баухауз стал развиваться как стиль индивидуализма в архитектуре. Примером итого могут служить частные виллы архитекторов - членов дессаусского баухауза, а также частные виллы в берлинских пригородах Грюневальд, Далем и Ванзее [2].

Золотая эра авангарда (конструктивизма) была недолгой, но даже за этот короткий промежуток времени (за это десятилетие) работы как советских, так и европейских архитекторов смогли оказать значительное влияние на мировое зодчество и войти во все учебники архитектуры. К 1934-1935 гг. как в СССР, так и в Европе (в частности, в Германской империи) авангардную архитектуру стали серьезно критиковать, объявляли архитектурным формализмом, «еврейской архитектурой» (в Германии), «буржуазным направлением в архитектуре» (в СССР), и постепенно она стала уступать ме-

сто архитектурным течениям, которые ориентировались на традиционные и античные образцы архитектурного стиля (архитектура А. Шпейера в Германии 1933-1945 гг., сталинский ампир в архитектуре СССР 1930-х - середины 1950-х гг.). Последний всплеск архитектуры конструктивизма (авангарда) приходится на время создания независимого государства Израиль (1947). Можно отметить такие архитектурные постройки в стилистике конструктивизма, как здание Кнессета - парламента Израиля в Западном Иерусалиме (1955), здание израильского посольства в Москве на улице Большая Ордынка [3].

Дальнейшее развитие архитектуры идет очень быстрыми темпами в ногу с развитием науки и техники. Архитектурные стили сменяют друг друга. Периоды смены стилей сокращаются до 10 лет. Осмысление опыта развития архитектуры продолжайся и в настоящее время.

Список литературы:

1. Алексеев Ю.В. История архитектуры градостроительства и дизайна / Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, В.В. Бондарь. - М.: АСВ, 2004.

2. Забалуева Т.Р. История архитектуры и строительной техники / Т.Р. За-балуева. - М.: Эксмо, 2007. - Серия «Образовательный стандарт XXI века».

3. Маклакова Т.Г. История архитектуры и строительной техники. Зодчество доиндустриальной эпохи / Т.Г. Маклакова. - М.: АСВ, 2006.

4. Основы архитектуры и строительных конструкций: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А.К. Соловьева. - М.: Изд-во Юрайт, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.