Научная статья на тему 'Архиепископ Вассиан (Пятницкий): штрихи к портрету тамбовского архиерея'

Архиепископ Вассиан (Пятницкий): штрихи к портрету тамбовского архиерея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИЕПИСКОП ВАССИАН (ПЯТНИЦКИЙ) / ЕПИСКОП / РАСКОЛ / РЕПРЕССИИ ДУХОВЕНСТВА / ХИРОТОНИЯ / ARCHBISHOP VASSIAN (PYATNITSKY) / BISHOP / SPLIT / REPRISALS OF CLERGY / HIROTONIYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасова Светлана Александровна

В статье дается деятельностный портрет, рассматривается служение архиепископа Вассиана (Пятницкого), чья судьба неразрывно связана с труднейшим периодом в истории Тамбовской и Шацкой епархии в конце 1920-х первой половине 1930-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тарасова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHBISHOP VASSIAN (PYATNITSKY): STROKES TO THE PORTRAIT OF TAMBOV BISHOP

The article features the activity portrait, service of archbishop Vassiana (Pyatnitsky), whose destiny was inseparably linked to the difficult period in history of the Tambov and Shatsky diocese in the end of 1920s first half of 1930s.

Текст научной работы на тему «Архиепископ Вассиан (Пятницкий): штрихи к портрету тамбовского архиерея»

УДК 93/94

АРХИЕПИСКОП ВАССИАН (ПЯТНИЦКИЙ):

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ТАМБОВСКОГО АРХИЕРЕЯ

© Светлана Александровна ТАРАСОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории, и.о. начальника отдела повышения квалификации научно-педагогического персонала, e-mail: Iljina84@mail.ru

В статье дается деятельностный портрет, рассматривается служение архиепископа Вассиана (Пятницкого), чья судьба неразрывно связана с труднейшим периодом в истории Тамбовской и Шацкой епархии в конце 1920-х - первой половине 1930-х гг.

Ключевые слова: архиепископ Вассиан (Пятницкий); епископ; раскол; репрессии духовенства; хиротония.

Оценка жизни и деятельности епископов православной Церкви периода 1930-х гг. является одним из самых спорных и трудных вопросов церковной истории. Историков церкви заботят в основном отношение управляющего архипастыря к «Декларации 1927 г.», пресс-конференции митрополита Сергия Старогородского 1930 г. и принадлежность к той или иной группе оппозиционного сергианству духовенства. При этом упрощенно и схематично толкуется личность, служение самого иерарха, чья судьба неразрывно связана с труднейшим периодом в истории страны и Церкви, с окормляемой им паствой. Поэтому рассмотрение жребия служения архиепископа Вассиана (Пятницкого) на Тамбовской земле в конце 1920-х -начале 1930-х гг. как нельзя актуально.

Архиепископ Вассиан (Пятницкий), как вспоминают о нем лица, общавшиеся с ним еще до назначения его на Тамбовщину, был «человеком с огромной выдержкой, умел выслушивать спокойно, даже участливо, совершенно противоположные его взглядам мысли и столь же объективно обсуждать их, не давая места никакому личному чувству. Огромным достоинством Вассиана была его простота и доступность каждому. Он охотно делился накопленным знанием и жизненным опытом, отнюдь не навязывая их слушателям, но, привлекая их внимание и заставляя задуматься» [1, с. 203-204].

В мае 1927 г. по ходатайству митрополита Сергия перед органами ОГПУ было собрано совещание епископов, на котором был образован Временный Патриарший Священ-

ный Синод. Принесший публичное покаяние1 епископ Вассиан (Пятницкий) написал прошение о назначении его на кафедру. 22 июня 1927 г. он получил направление в г. Козлов в качестве викарного епископа и одновременно был назначен временно управляющим Тамбовской епархией. В 1930 г. его кандидатура была утверждена на место постоянного тамбовского архиерея в сане архиепископа. Этим назначением на Тамбовщине фактически завершилась практика руководства епархией временными управителями из числа викарных епископов, которая существовала с 1923 г. По сравнению с предшественниками - епископом Кирсановским Стефаном (Гнедовским) и епископом Козловским Алексием (Буем) - период пребывания Вассиана (Пятницкого) на Тамбовской кафедре был достаточно продолжительным (до 1935 г.).

В круг его обязанностей входило поддержание порядка церковной жизни в приходах, исполнение функций представительства епархии перед областной гражданской властью и посредничества в сношении с ней подчиненных ему архиереев и приходов епархии. Все эти обязанности Вассиану пришлось выполнять в довольно непростой период.

В это время Тамбовский край являлся пристанищем различных расколов и оппозиционных групп. Свое отношение к «комби-

1 Находился в григорианском расколе с декабря 1925 г. Входил в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС) во главе со Свердловским (Екатеринбургским) архиепископом Григорием (Яцковским). Публичное покаяние принес 28 мая 1926 г. за литургией в московском храме Вознесения Господня.

нациям» церквей епископ Вассиан сформировал уже в середине 1920-х гг. В то время он выступал противником сближения с обновленцами, и в конце 1920-х гг. эта позиция не изменилась. Знал епископ и глубокую богословскую суть григорианства, ведь он некоторое время считался одним из активных членов Высшего Временного Церковного Совета григорианского раскола и был лично знаком с архиепископами Григорием (Яцков-ским) и Константином (Булычевым)1. Поэтому во время организации Второго съезда епископов, клириков и мирян (ноябрь 1927 г.) епископу Вассиану также пришло приглашение. Однако оно, как и предпринятая попытка переговоров с архиереем деятельного григорианского священника о. В. Магнитского, председателя временного Тамбовского епархиального совета, было безрезультатно [2, с. 179].

Жесткая позиция епископа Вассиана по отношению к церковной смуте оправдывала многие его действия на Тамбовской кафедре в качестве управляющего архипастыря. Так, поступившее в октябре 1927 г. распоряжение Синода о поминовении за богослужением митрополита Сергия и властей епископ Вас-сиан скрыл, объявив о его существовании только через год, в июле 1928 г. Поступив таким образом, он оказался прав, ведь резонансом на оглашение этого указа стало отсоединение нескольких приходов, в их числе Петропавловской кладбищенской церкви в г. Тамбове, Никитской (Вознесенской) церкви в г. Козлове, храма в с. Избердей Козловского округа [3, с. 40]. Поминовение митрополита Сергия и советской власти священноначалию данных храмов показалось «внесшим смуту в души верующих и раскол в и без того мятежную жизнь», о чем были и соответствующие высказывания. Дальнейшее служение при таких воззрениях было для клириков этих приходов затруднительным, поэтому они были отправлены за штат.

1 С первым ездили к патриаршему местоблюстителю Петру (Полянскому), со вторым были участниками первого собора григориан в Московском Донском монастыре 22 декабря 1925 г. Всех троих также связывала Тамбовская земля: архиепископ Григорий (Яцков-ский) пребывал здесь в качестве епископа Козловского, викария Тамбовской епархии (1908-1912 гг.); архиепископ Константин (Булычев) в 1925 г. был назначен григорианами архиепископом Тамбовским.

Потери в духовенстве в конце 1920-х -первой половине 1930-х гг. были значительными. Их причиной мог быть не только раскол и оппозиция, но в большинстве случаев аресты и иные репрессивные меры. Так, по данным, приведенным заведующим историко-архивного отдела Тамбовской епархии

О.Ю. Левиным (посчитано по Тамбовскому мартирологу), количество свидетельств о фактах репрессий с каждым годом возрастало в разы. Так, в 1927 г. был зафиксирован один случай, а уже в 1930 г. - 106 (это максимальное значение за период с 1927 по 1935 гг.) [4]. Процессы по делам священнослужителей и верующих, якобы ведущих контрреволюционную пропаганду, стали проходить повсеместно. Так, в ноябре 1930 г. архиепископ Вассиан сам подвергся кратковременному заключению по обвинению в «антисоветской и контрреволюционной деятельности». По делу, заведенному на группу из 15 человек, он проходил в качестве осведомленного лица, не только знавшего и не сообщившего в органы о деятельности контрреволюционной организации «Подпольная церковь» в Кирсановском округе, но и давшего на ее освящение свое благословение. Однако из-под ареста, продлившегося несколько месяцев, его выпустили в марте 1931 г. из-за недоказанности обвинения.

Сложной была ситуация с отсутствием храмов, чему мы находим подтверждение в ответе секретаря владыки на прошение о принятии в клир и назначении на приход бывшего московского священника Иоанна Честнова в октябре 1934 г.: «Число приходов все более сокращается, и в то же время растет число безместного духовенства, которое неделями и месяцами ждет очереди на командировку в тот или иной приход... хороших приходов в настоящее время очень мало» [5, с. 226].

Однако, зная о нуждах народа иметь духовных наставников, архиепископ совершал хиротонии. Так, в 1928 г. псаломщик Феоктист Арсеньевич Хоперсков (Хоперский) был рукоположен им сначала в диакона, а затем и в священника церкви с. Питим. В кладбищенской церкви с. Базево Кирсановского округа в 1932 г. была совершена хиротония во диакона Александра Локтюшина, которого архиерей направил служить в с. Коноплянка, а в 1933 г. владыка рукоположил в иереи Ар-

кадия Светозарова и направил его священником в с. Шапкино под Мучкапом. В 1935 г. архиепископ Вассиан совершил монашескую хиротонию иеродиакона Симеона (Сиверса) в сан иеромонаха и назначил его священником в Ильинскую церковь г. Мичуринска [6-7].

Также архиепископ возвращал к церковной жизни и остававшихся в миру священнослужителей, ведших из-за отсутствия приходов жизнь простых сельских обывателей или подсобных рабочих в городах. Так, вернувшийся из-под Новосибирска бывший вышен-ский игумен Рафаил (Брыксин) жил почти в затворе в доме родителей в с. Иноковка. Вскоре к отцу Рафаилу обращается церковный совет храма с. Калугино, расположенного неподалеку от Иноковки, с просьбой стать их приходским священником. За благословением и направлением на данный приход он обратился к владыке Вассиану, после одобрения которого он отправляется на калугин-ский приход [8].

Архиепископ Вассиан в первой половине 1930-х гг. продолжал поддерживать связи с временным руководством православной церкви. Так, после освобождения из краткого заключения в апреле 1931 г. он был вызван в порядке очереди в Москву для участия в летней сессии временного Патриаршего Священного Синода вместе с архиепископами Красноярским Мелхиседеком (Паевским), Полоцко-Витебским Николаем (Покровским) и епископом Оренбургским Павлом (Введенским) в качестве временного члена [9]. Уже 30 сентября 1931 г. архиерей был уволен от присутствия в Синоде во вверенную ему епархию. Однако это не единственный факт биографии, свидетельствующий о поддерживаемых им связях с высшим руководством церкви. Так, он участвовал в епископской хиротонии бывшего наместника Ниловой пустыни архимандрита Иоанникия (Попова) во епископа Камышинского, викария Саратовской епархии в октябре 1931 г., которая проходила в Москве [10]. Одним из первых в июне 1934 г. владыка отправил телеграмму в адрес правящего Первоиерарха Русской Церкви высокопреосвященнейшего Сергия, который получил титул Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского. В тексте он сыновне приветствовал Блаженнейшего новым иерархическим титуловани-

ем и молитвенно желал многолетнего служения на первой кафедре страны [11, с. 188].

Поддерживал тамбовский архиерей отношения с архиереями соседних епархий. Известно, что он общался с архиепископом Воронежским Захарией (Лобовым) и в начале 1930-х гг. даже приезжал к нему в Воронеж [12].

Особенно тесно и близко Вассиан (Пятницкий) общался с семьей настоятеля Ильинского храма г. Козлова протоиерея Владимира Нечаева, которого он назначил благочинным храмов Козлова. Однако общение с протоиереем Владимиром Нечаевым было непродолжительным. В 1930 г. клирика арестовали по статьям 58-10-11 УК РСФСР [13, с. 22]. Также в кругу близких лиц архиерея был схиархимандрит Севастиан (Фомин), также служивший в Ильинском храме г. Козлова (Мичуринска) до 1933 г.1.

Деятельность архиепископа Вассиана на Тамбовской кафедре была удостоена награды. В пасхальные дни 1935 г. архиепископ высоким постановлением получил право ношения креста на клобуке - в то время это была отдельная награда, которая могла быть получена через несколько лет служения в сане архиепископа.

Но заслуги перед церковью не уберегли высокого служителя от ареста 26 октября 1935 г. Поводом послужили найденные властями в Ильинской церкви г. Мичуринска серебряные и золотые церковные сосуды весом более 20 кг. Власти обвинили архиерея в «умышленном сокрытии ценностей», «в антисоветской агитации», а также «призывах к террористическим акциям против представителей власти». С учетом того, что архиепископ обладал исключительным ораторским дарованием: «Его проповеди были поразительны и по содержанию, и по мастерству изложения... их слушали с напряженным вниманием и потом долго вспоминали о них в разговорах» [1, с. 203-205], сформулировать такое обвинение не составило особого труда.

На период следствия владыка Вассиан был заключен в мичуринскую городскую тюрьму. Практика церковной власти, уста-

1 Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской православной церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания.

новленная еще в 1920-х гг. с подачи ОГПУ, предусматривала в случае ареста формальное запрещение священнослужения, прекращение поминовения правящего архиерея за богослужением и увольнение на покой, что также было применено к архиепископу Вас-сиану. Следствие закончилось приговором -8 лет исправительно-трудовых лагерей. Какие-либо попытки обжаловать решение выездной сессии спецколлегии Воронежского областного суда от 25 апреля 1936 г. не удались. Архиерей был направлен в Ухто-Печерский лагерь НКВД СССР (Коми АССР) [11, с. 231].

Таким образом, деятельность архиепископа Вассиана на Тамбовской и Щацкой кафедре в период 1927-1935 гг. была достаточно насыщенной. Будучи лицом объединяющим, он смог поддерживать управление сохранившимися приходами. При этом его деятельность была также направлена на устранение в умонастроениях священнослужителей и мирян благоприятной почвы для распространения всяких басен, намеренных обманов и религиозных заблуждений. Он всячески старался укрепить пошатнувшуюся церковную дисциплину, поднять авторитет существующей высшей церковной власти в лице митрополита Сергия и временного Синода, что ему несомненно удалось.

1. Волков С. Возле монастырских стен. Мемуары. Дневники. Письма. М., 2000.

2. Алленов А.Н. Церковь и власть. Тамбовская епархия в 1917-1927 гг. Тамбов, 2005.

3. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской православной церкви. СПб., 1999.

4. Левин О.Ю. Репрессии против духовенства и мирян: конец 20-х - нач. 80-х гг. XX в. // История Тамбовской епархии: документы, ис-

следования, лица. иКЬ: http://www.

tambovdoc.ru/lektsii-po-istorii-eparhii/17-repressii.php (дата обращения: 7.09.2011 г.).

5. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том II. Тверь, 2005.

6. Священномученик протоиерей Феоктист Арсеньевич Хоперсков. иЯЬ: http://www.

eparhia-tmb.ru/o-eparxii/svyatye-i-podvizhniki-blagochestiya/feoktist-arsenevich-xoperskov/ (дата обращения: 7.08.2011 г.).

7. «Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа...»: биография ие-росхимонаха Сампсона (Сиверса) по документам российских архивов // Публикацию подготовила С.Н. Романова // Отечественные архивы. 2005. № 4.

8. Левин О.Ю. Последний вышенский монах // Тамбовская жизнь. 2011. 31 авг.

9. Постановления Заместителя Патриаршего Ме-

стоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода. А. О составе летней сессии Временного Патриаршего Священного Синода в 1931 году (от 2.04.1931 г. за № 60) // Журнал московской патриархии. 1931. № 4. иЯЬ: http://krotov.info/acts/20/ 1930/1931_zh_m_p.html (дата обращения:

7.05.2011 г.).

10. Хроника церковной жизни. 1 октября // Жур-

нал московской патриархии. 1932. № 7-8. иКЬ: http: //krotov. info/acts/20/1930/1932_zh_

m_p.html (дата обращения: 8.05.2011 г.).

11. Документы Московской патриархии: 1934 год // Вестник церковной истории. 2010. № 3-4.

12. Священномученик Захария, архиепископ Воронежский (1929-1935). иЯЬ: http://www.vob. ru/eparchia/history/ierarxija/32_zaharija/zaharija. htm (дата обращения: 18.06.2011 г.).

13. Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Русь уходящая: рассказы митрополита. М., 2004.

Поступила в редакцию 14.10.2011 г.

UDC 93/94

ARCHBISHOP VASSIAN (PYATNITSKY): STROKES TO THE PORTRAIT OF TAMBOV BISHOP Svetlana Aleksandrovna TARASOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Senior Lecturer of General History Department, Acting Head of Qualification Rise of Scientific and Pedagogical Personnel Department, e-mail: Iljina84@mail.ru

The article features the activity portrait, service of archbishop Vassiana (Pyatnitsky), whose destiny was inseparably linked to the difficult period in history of the Tambov and Shatsky diocese in the end of 1920s - first half of 1930s.

Key words: archbishop Vassian (Pyatnitsky); bishop; split; reprisals of clergy; hirotoniya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.