УДК 343.341.1/.342.3 Маздогова Заира Зауровна
кандидат политических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
Машекуашева Маргарита Хасанбиевна
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
Шхагапсоева Марианна Хасановна
преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
АНТИТЕЗИСЫ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ МОРАЛИ
Mazdogova Zaira Zaurovna
PhD in Political Science, Assistant Professor, General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of International Affairs of Russia
Mashekuasheva Margarita Hasanbievna
PhD in Psychology, Senior Lecturer, General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of International Affairs of Russia
Shkhagapsoeva Marianna Hasanovna
Lecturer, General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of International Affairs of Russia
ANTITHESES OF EXTREMIST MORALITY
Аннотация:
В статье затрагивается тема формирования экстремистских настроений в России в период кардинальной перемены системы ценностей. Выявлено, что систематизирующей и воспитывающей категорией в сложившихся условиях призвана стать гражданственность. К причинным факторам, по-рождающим экстремистскую деятельность, отнесены агрессивность, нетерпимость и ксенофобия. Авторы приходят к выводу, что самыми обнадеживающими и эффективными средствами борьбы с экстремизмом остаются профилактика, а также пропагандистские и воспитательные меры.
Ключевые слова:
феномен экстремизма, терроризм, гражданское общество, интегративное свойство личности, патриотизм.
Summary:
The article discusses a topic of extremist sentiments in Russia during the period of cardinal change of the value system. It is revealed that the civic consciousness is supposed to become the systematizing and educating power under the current circumstances. The authors think, that among the reasons, supporting the extremist activities, there are aggression, intolerance and xenophobia. It is concluded, that the most encouraging and effective means of extremism control is prevention, propagandistic and educative measures.
Keywords:
extremism phenomenon, terrorism, civil society, integrative feature of an individual, patriotism.
В России в течение последних нескольких десятилетий происходит коренное изменение всей системы ценностей. Это время небывалого ускорения ритма жизни, смены устоявшихся стереотипов, переоценки ценностей. Изменения, происходящие в современной России: демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека - требуют переориентации целей и результатов воспитания нового поколения.
Переход к гражданскому обществу выявил ряд вопросов, требующих скорейшего разрешения, в их числе воспитание гражданственности и патриотизма в условиях обновленной России. Систематизирующей категорией в этих условиях может и должна стать гражданственность - интегративное свойство личности, предполагающее единство нравственной, правовой и политической культуры личности. Проблема готовности человека к выбору и самостоятельному, ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни государства неоспоримо актуальна в настоящее время.
Организация гражданско-правового воспитания - приоритетное политическое направление государства, которое заключается в воспитании гражданина с четкой гражданской позицией и правовой культурой, а кроме того, является условием построения современного российского общества.
- 15G -
Современная социальная и экономическая ситуация в России, создавая предпосылки для позитивных перемен в обществе, привела к смене идеологии и системы ценностей, нестабильности правовых и моральных критериев. Вместе с тем можно отметить тенденцию, наметившуюся сегодня в общественном развитии России: гражданская и правовая позиции личности среди молодежи не являются безусловной ценностью. Одним из факторов сложившейся ситуации является, на наш взгляд, разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем гражданско-правовой культуры населения.
Понятия «права и обязанности», «демократия», «свобода», «гражданская ответственность», «гражданский долг», «патриотизм» - ключевые слова, сущность которых составляет содержательный компонент гражданско-правового воспитания. Но, как известно, содержательное наполнение этих категорий, формы и способы проявления, их иерархичность определяются системой ценностей в обществе, идеологией государства. Важно воспитать у молодежи готовность соблюдать законы государства, заботиться о благосостоянии страны, сохранении и приумножении многонациональной российской общности. В этой связи правовая культура рассматривается как часть гражданской культуры личности.
Вместе с тем известны такие социальные проблемы, как рост экстремистских настроений среди молодежи, интернет-зависимость, наркомания и алкоголизм. Однако общепринятого понимания экстремизма, различных форм его появления нет не только в массовом сознании, но и среди специалистов. Отношения между различными социальными группами, конфликты, решаемые зачастую радикальными методами, провоцируют всевозможные формы экстремизма, а именно политическую, национальную, религиозную и т. д. Из этого следует, что нетерпимость, ксенофобия и агрессивность распространяются на идеологию и мораль, что проявляется в экстремистской деятельности и может доходить до мятежей и террористических актов.
Экстремизм имеет способность увеличивать агрессию, которая меняет фон существования человека, комфортные условия его жизни, придает жизни негативный окрас, а именно:
- влияет на свободу человека быть самим собой, а точнее, ограничивает эту свободу;
- трансформирует ощущение судьбы в убеждение фатальности;
- актуализирует чувство одиночества перед лицом этой неизбежной фатальности;
- решимость человека направляет в плоскость крайней непримиримости и аморальности;
- деформирует смысл жизни, направляя его вектор на преодоление страха за эту жизнь;
- гипертрофирует чувство страха и безысходности.
Противоборство экстремизму осуществляется по основным направлениям:
- осуществление профилактических мер, которые направляются на то, чтобы предупредить экстремистскую деятельность, а также на то, чтобы выявить и устранить причины, влияющие на осуществление экстремизма;
- выявление и пресечение экстремизма в обществе и в религиозных объединениях.
Для исполнения противоборства экстремистской деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют профилактику, а также предпринимают воспитательные, пропагандистские меры, направленные на то, чтобы предупредить экстремистскую деятельность.
За работу, направленную на экстремистскую деятельность, граждане Российской Федерации, представители зарубежных стран и лица, не имеющие гражданства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Для обеспечения безопасности в установленном порядке, предусмотренном федеральным законом, гражданам, принимавшим участие в исполнении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.
При этом самым опасным в феномене экстремизма является то, что он имеет неопределенную протяженность в социальном пространстве и нефиксированную длительность по времени. Поэтому самым обнадеживающим средством борьбы с ним остается профилактика, которая заключается в первую очередь в направленной работе по формированию внутренних установок человека на добро.
В наши дни жизнь заставляет общаться между собой людей разных культур с уже устоявшимися, подчас древними традициями. Стало быть, сегодня уже не только отдельные индивиды, а целые народы и культуры должны привыкать сосуществовать друг с другом в мире и согласии.
Таким образом, должны действовать принципы толерантности, основной задачей которых является выполнение следующего, второго шага - приучение людей разных культур свыкаться с взаимной непохожестью [1].
Множество стран, а именно с демократическим общественным устройством, в течение многих лет ведут противодействие расовой дискриминации, выражению вражды на почве расизма, религии и этнической нетерпимости [2].
Данная деятельность состоит прежде всего в том, чтобы сохранить демократическое общественное устройство, основанное на равенстве прав граждан. Средством борьбы против расизма и ксенофобии также является борьба против всего того, что может угрожать общественной безопасности, а именно против возрождения идеологии пренебрежения личностью и превосходства одного народа над другим, отрицания фундаментального принципа равенства всех людей [3].
Во многих странах мира приняты законы и выработаны общественные механизмы противодействия обозначенной угрозе. Далеко не везде и не всегда они приносят быстрые и позитивные результаты, но в целом этот опыт важен для России.
В ряде стран мира наблюдается рост неофашистских, расистских и ксенофобских проявлений наряду с насилием со стороны выходцев из мигрантских меньшинств и религиозных экстремистов. Тем не менее действующие в Германии, Великобритании, Франции и в других странах законы против экстремизма, расизма и антисемитизма четко устанавливают различия между убеждениями, свобода выражения которых находится под защитой, в том числе и свобода выражения мнений в СМИ, и провоцированием расовой ненависти, преступлениями против человечности, которые подлежат наказанию [4].
Преступления расового и ксенофобского характера строго связываются с наказанием отдельных лиц, но закон и общество также противодействуют формированию экстремистской идеологии, созданию сообществ, организаций и политических сил, для которых насильственные действия являются одним из способов самовыражения и которые поэтому представляют опасность для общества.
Что касается нашей страны, то в первую очередь следует обратить внимание на то, что в России народ обладает историческим опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом поддержки и развития больших и малых культур. Россия не может быть отнесена к категории государств, где существует открытая дискриминация этнических и религиозных меньшинств [5].
То, что является экстремизмом, не может приниматься демократическим обществом. Альтернативой же экстремизму в любых его проявлениях может и должна стать толерантность.
Ссылки:
1. Алиев И.И. Этнические репрессии. М., 2008. 472 с.
2. Информационно-пропагандистские инициативы МВД России по привлечению общественных объединений правоохранительной направленности, граждан к обеспечению правопорядка : план мероприятий по реализации программы № 1/121 от 12 января 2006 г.
3. Борисов Е.В. Диалог как судьба. Событие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // История философии. 1997. № 1. С. 86-91.
4. Журавель В.П. ШОС: проблемы борьбы с терроризмом // Мир и согласие. 2009. № 4 (41). С. 44-51.
5. Машекуашева М.Х. Молодежный экстремизм и молодежная субкультура // Сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия». Краснодар, 2010. С. 171-173.