ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 351.746.1
Коркмазов Алим Викторович
преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Korkmazov Alim Viktorovich
Lecturer, Firing Training Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TOPICAL ISSUES OF THE POLICE ACTIVITIES ON PREVENTION OF EXTREMIST OFFENCES
Аннотация:
В статье, в соответствии с Основным законом страны, обозначены направления работы, требующие особого внимания со стороны органов государственной власти и управления, по предупреждению террористической деятельности и распространению экстремистских настроений. Особо акцентируется тот факт, что террористическая деятельность имеет своей главной целью дестабилизацию социального и этнополитического положения в обществе, создание острых конфликтных ситуаций. В числе действий, которые предпринимаются сегодня органами ОВД для пресечения и выявление экстремистских образований на ранней стадии, названы профилактические меры и мониторинг СМИ и информационных ресурсов Интернета.
Ключевые слова:
концепция национальной политики, толерантность, профилактика, экстремистские настроения, борьба с экстремизмом, правоохранительные органы.
Summary:
In accordance with the Conception of the state national policy of the Russian Federation, the article considers the areas of activities requiring special attention from the public authorities for prevention of terrorist acts and suppression of extremist sentiments. It is emphasized that the terrorist activity is focused on destabili-zation of social and ethno-political situation in society and creation of acute conflicts. Among the actions that are being taken today by the police for preclusion and exposure of extremist organizations at early stages there are preventive measures and monitoring of mass media and Internet information resources.
Keywords:
conception of national policy, tolerance, prevention, extremist sentiments, counter-extremist measures, law enforcement agencies.
Проблема реализации вновь принятых и уже действующих нормативных правовых актов может быть решена только после выработки соответствующего правового механизма, необходимость которого обусловлена в числе прочего отсутствием в системе государственных экспертных учреждений направлений судебной экспертизы по вопросам, связанным с экстремистскими проявлениями.
В целях противодействия террористической деятельности, в том числе подготовке и использованию террористов-смертников, следует продолжить работу по выявлению и пресечению проявлений националистической деятельности.
В соответствии с основными положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909, усилия органов государственной власти и управления в первую очередь должны быть направлены на:
- воспитание культуры межнационального общения, формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия; культивирование чувства российского патриотизма; привитие руководящим кадрам органов государственной власти и управления навыков самостоятельного анализа тенденций развития межнациональных отношений в стране и ее регионах;
- использование в практике управления органами государственной власти технологий и методов выявления и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, а также связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, агрессивного этнического национализма;
- выработку и закрепление навыков взаимодействия руководящих кадров органов внутренних дел с общественно-политическими и религиозными организациями;
- использование ведомственных средств массовой информации (телевидение, радио, печатные органы, Интернет) в области защиты прав и свобод российских граждан различных национальностей и вероисповедания;
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 17)
- развитие диалога между правоохранительными органами и многонациональным гражданским обществом, конкретными национальными общностями [1, с. 143].
Гражданин является полноправным членом общества, имеющим определенные права и обязанности, а также человеком, обладающим особым нравственно-психологическим качеством -гражданственностью [2, с. 56].
Совершенно очевидно, что нет гражданина без гражданственности, что в полной мере относится к социально-профессиональной общности личности: государство формирует институт подданства, а гражданское общество, в котором человек из подданного превращается в личность с определенными гражданскими качествами, воспитывает самих граждан.
Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан. В отличие от обычных групп, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки среди молодежи осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии.
В качестве основного тезиса здесь в основном звучат радикальные идеи: преодоление всех политических и экономических проблем в стране требует создания «чисто русского» - «чисто исламского» - «чисто коммунистического» и т. п. государства, так как это, по представлению людей, находящихся во власти экстремистских настроений, послужит гарантией от любых угроз [3, с. 123].
Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности религии или иных убеждений. Сюда же примешивается ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех бед в обществе, а это приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно подобные идеи становятся фундаментом образования экстремистских группировок. Но здесь важно понять, что, какими бы мотивами не руководствовались экстремисты, их основная цель - дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций [4, с. 21].
В целях противодействия экстремистской деятельности органами внутренних дел в пределах своей компетенции в приоритетном порядке реализуется комплекс профилактических мер, направленных на выявление экстремистских настроений. Упомянутые профилактические меры нацелены на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется открыто (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) [5, с. 128].
В целях борьбы с экстремизмом правоохранительными органами проводятся мероприятия по недопущению создания экстремистских организаций, пропагандирующих насилие и т. д.
На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети Интернет для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также сведений о несанкционированных митингах и акциях протеста [6, с. 68].
При всём при этом наиболее опасным в феномене экстремизма является то, что он имеет неопределенную протяженность в социальном пространстве и нефиксированную длительность по времени [7, с. 23]. Поэтому самым обнадеживающим средством борьбы с ним остается профилактика, которая заключается в первую очередь в осуществлении направленной работы по формированию внутренних установок человека на добро.
Ссылки:
1. Хачидогов Р.А. Актуальные вопросы предупреждения и пресечения преступлений террористической и экстремистской направленности // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3.
2. Геляхова Л.А. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности // Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2014. № 2.
3. Кожушко Е.П. Современный терроризм : Анализ основных направлений / под общ. ред. А.Е. Тараса. Минск, 2000.
4. Машекуашева М.Х. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3.
5. Машекуашева М.Х. Молодежный экстремизм и молодежная субкультура // Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России : материалы междунар. конф. Краснодар, 2010.
6. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Некоторые особенности мониторинга потенциала сотрудников полиции // Бизнес в законе. 2014. № 2.
7. Таова Л.Ю. Организационно-правовые аспекты борьбы МВД России с незаконными вооруженными формированиями // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2014. № 6. Т. 14.