РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА
Джумаева Р.Х.
8.4. ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Джумаева Русана Хамидбиевна, канд. ист. наук. Должность: Преподаватель кафедры общеправовых дисциплин.
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета России.
E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья раскрывает основополагающие факторы, обуславливающие распространение экстремизма на Северном Кавказе, сущность экстремистской идеологии, по своей сути, отвергающей многоэтничность и многоконфессиональность, составляющие важнейший фактор исторического развития и самого существования России.
Ключевые слова: религиозно-политический
экстремизм, национальная безопасность, идеология, противодействие, межнациональная рознь, социальные установки, ислам, радикализм, межэтническая толерантность, многоэтничность, многоконфессиональность.
FACTORS CONTRIBUTING THE SPREAD OF EXTREMISM IN THE NORTH CAUCASUS
Dzumaeva Rusana Hamidbievna, PhD in history. Position: lecturer at general law disciplines chair. Place of employment:
Place of employment: the North-Caucasian Advanced Training Institute for the personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia (branch) of the Krasnodar University of MIA Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation: The article reveals the underlying factors causing the spread of extremism in the North Caucasus, the essence of extremist ideology, inherently rejecting multi-ethnicity and multi-religiosity, constituting an important factor of historical development and the very existence of Russia.
Keywords: religious and political extremism, national security, ideology, counteraction, ethnic strife, attitudes, Islam, radicalism, ethnic tolerance, multiethnicity, multi-confessionality.
Однозначного определения «экстремизма» не существует до сих пор. Большая советская энциклопедия определяет экстремизм как приверженность к крайним взглядам. ПАСЕ определяет «экстремизм», как форму политической деятельности, выступающую прямо или косвенно против основных составляющих парламентской демократии. Экстремизм- это особая форма проявления активности, в основе которой находится превышение пределов допустимого при наличии злого умысла и которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения. Эта активность преследует собою цель на ломку социальной системы или какой-либо ее части [3, с. 6].
Борьба с экстремизмом давно перестала быть проблемой только Северного Кавказа и стала одной из главных проблем, угрожающих национальной безопасности России. Экстремизм национальный тем опаснее, что перерастает в международный терро-
ризм. Анализ статистических данных показывает, что преступления экстремистской направленности в России растут в геометрической прогрессии [2. с. 147]. За последние десятилетие число подобных преступлений несколько раз возросло.
Экстремистская идеология, по своей сути, отвергает многоэтничность и многоконфессиональность, составляющие важнейший фактор исторического развития и самого существования России, подрывает принципы конституционного строя, ведет к отрицанию прав и свобод человека, угрожает стабильному сосуществованию многонационального российского общества. Он противодействует достижению гражданского единства и толерантности. [4. с. 58].
Чаще всего в качестве главного инструмента экстремистских группировок в России выступает религия. В современном мире различают экстремизм политический, идеологический, религиозный, классовый, расовый, этнический, национальный, социальный, националистический и т.д.
В республиках Северного Кавказа преобладает религиозно-политический экстремизм. Религиознополитический экстремизм является довольно распространенной формой экстремизма в современном мире. Это объясняется консервативностью и высокой приспособляемостью религии к существующим мировым условиям. [6. с. 23-28]. Она создает устойчивую картину мира и способна пережить все революции, смены правительств и реформы.
В современной России наблюдается идеологический вакуум. Отменена коммунистическая идеология, а достойной ей замены не нашлось до сих пор. На Северном Кавказе, где всегда главенствовал традиционный ислам, перемешанный с народными традициями и обычаями нет эффективного духовного центра, способного выработать заслон идущим извне международным негативным влияниям. У молодежи отсутствуют фундаментальные знания по основам религии, и они не могут определить, что в предложенной им идеологии действительно является составной частью ислама, а что изменено в угоду деструктивным целям экстремистов. Вместо проведения мероприятий по просвещению молодежи по вопросам религии, государство лишь ужесточает санкции и запреты.
Основные причины распространения экстремизма на Северном Кавказе можно разделить на экономические, политические, социальные, духовные и религиозные.
В качестве основной политической причины можно назвать политическую нестабильность в стране. В периоды нестабильности всегда активизируются центробежные силы и данную картину можно наблюдать в республиках Северного Кавказа. Попытки других государств повлиять на политику России через Северный Кавказ выливаются в создание экстремистских групп и организацию таких террористических актов как нападение на Нальчик 13 октября 2005 г, чеченские компании и т.д.
Экстремизм - это способ заработать большое количество денег. Необходимо на государственном уровне обеспечить условия для занятости молодежи, как самого активного участника террористических операций. Безусловно, государственная власть предпринимает шаги в данном направлении. В частности, в Кабардино-Балкарии принята Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности в Кабардино-Балкарской
229
1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
Республике" на 2013 - 2020 годы». По данной программе реализуется информационная компания, направленная на формирование гражданского общества и межэтнической толерантности в КабардиноБалкарской Республике, а также позитивного образа Северного Кавказа в российских и иностранных средствах массовой информации [1. с. 8-9].
Взрыв молодежного экстремизма обусловлен происходящей ныне коренной ломкой стереотипов поведения, складывавшихся веками и освященных культурой. Смена культурных эпох влечет за собой четкую смену стереотипов и норм поведения. Наиболее болезненными оказываются пограничные области, когда старые стереотипы уже не отражают изменившейся реальности, но еще продолжают существовать в жизни старшего поколения и навязываются молодым традиционной системой образования и воспитания [5. с. 147].
Поддержке осуществлению главных линий государственной молодежной политики, в том числе проведению мероприятий, направленных на профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде, будет способствовать создание 13 муниципальных многофункциональных молодежных центров и 180 муниципальных молодежных клубов в Кабардино-Балкарии [1. с. 11]. Данные меры, безусловно, сыграют положительную роль в переориентации молодежи, но их крайне недостаточно. Нужны более глобальные меры на государственном уровне относительно идеологической переориентации молодежи. Насильно здесь можно изменить крайне мало и такие изменения будут носить кратковременный характер. Необходимо целенаправленно менять мировоззрение молодежи и направлять их устремления в мирное русло.
Свою роль в распространении экстремизма играет и географическое положение Северного Кавказа - он связывает Россию с Закавказьем и через республики Северного Кавказа проходит большой поток людей. Далеко не все они приезжают в Россию с мирными целями. Через границы идет также большой поток финансовых средств, которые выступают финансовой основой экстремистской деятельности.
На Северном Кавказе действует очень большое количество иностранных организации, прикрывающихся гуманитарной деятельность, а на деле - выступающих организаторами и спонсорами экстремистов [8 , с. 116 - 125]. И здесь очень важным является роль правоохранительных органов в перекрытии этих финансовых потоков.
Видя экономическую и социальную несправедливость, энергичные и целеустремленные люди, которые не смогли реализовать свои материальные устремления идут по более легкому, по их мнению, пути - получение «легких денег» от экстремистов.
Средства массовой информации также играют большую роль в распространении экстремизма. Очень часто и на телевизионных каналах и в публикациях можно найти большое количество провокационной информации, которая может также способствовать межэтническим, межрелигиозным и межнациональным конфликтам. В основном, в СМИ встречается лишь агрессия и эгоцентризм. Отсутствует пропаганда патриотических и семейных ценностей. Главным критерием для СМИ выступает рейтинг, а не моральные ценности. Необходима четкая политика государства, направленная на противодействие распространению публикаций, способствующих разжиганию межнациональной розни. Здесь для государства главное не вве-
дение цензуры, а выявление материалов способствующих ксенофобии, а, следовательно, и экстремизму.
Современный религиозный экстремизм противостоит не только людям другой веры, но также и мусульманам, нарушающим, по их мнению, законы шариата. Здесь стоит подчеркнуть, что большинство мусульманских идеологов отмечают коренное отличие ислама, проповедуемого современными экстремистами, и традиционного, фундаментального ислама имеют коренные различия и являются отклонением от веры.
Безусловно, политика России как демократического государства, направлена на искоренение экстремизма и терроризма, но данная политика является однобокой. В целом, действуют лишь силовые методы борьбы [8. с.32] , когда необходимы меры по повышению толерантности в российском обществе и изучению основ религий.
Одним из главных мер по противодействию экстремизму, является повышение уровня жизни, борьба с безработицей и совершенствование правовой базы борьбы с экстремизмом.
Список литературы:
1. Постановление Правительства КБР от 02.09.2013 N 240-ПП "О Государственной программе КабардиноБалкарской Республики "Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы" (вместе с "Перечнем основных мероприятий Государственной программы "Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы")// Правовой сайт «Консультант плюс» (дата обращения 15.12.2013 г.).
2. Воронин М.Ю., Мазеин В.Т., Покаместов А.А. Проблемы пресечения подразделениями криминальной милиции МВД России финансирования незаконных вооруженных формирований // Организованный терроризм и организованная преступность / Под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2002. С. 116 - 125.
3. Джамалова Э.К. Религиозный экстремизм как деструктивное явление в правовой культуре народов Дагестана //"Актуальные проблемы российского права", 2013, N 5.
4. Жигалова Е.А. Формула Антиэкстремизма. Нальчик, 2013.С. 6.
5. Машекуашева М.Х. Молодежный экстремизм и молодежная субкультура. Материалы международной конференции «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России». Краснодар: Краснодарский университет МВД России. 2010.- 159с.
6. Паненков А.А. Проблемы оптимизации реагирования на организованную преступность, в том числе на преступления террористического и экстремистского характера в Южном федеральном округе в 2011 году // "Военно-юридический журнал",
7. Яхъяев М.Я. Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления/ М.Я. Яхъяев.- М.: Парнас, 2011. - 296 с.
230