ТЕМА НОМЕРА
Новые идеи - новые продукты
УДК 637.1
Антироссийские санкции и импортозамещение:
новые возможности роста производства продукции АПК России
В. Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор, С. Н. Серёгин, д-р экон. наук, профессор, В. С. Гринько, д-р экон. наук, профессор
Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского
Внешний шок, вызванный обвалом нефтяных цен, спровоцировавших девальвацию рубля на 46% к доллару США, геополитическая напряженность и введенные секторальные санкции со стороны США и ЕС привели к замедлению экономического роста, ускорению инфляции в годовом исчислении до 16%, сделали невозможным российскому бизнесу привлекать дешевые финансовые ресурсы с международных рынков, что привело к удорожанию внешних займов и усугубило структурный кризис, начавшийся еще в 2012 г. С начала 2000-х годов впервые стали сокращаться реальные доходы населения, и вырос уровень безработицы.
Продолжает расти уровень бедности: с 10,8% в 2013 г. он повысится до 14,1% в 2016 г. Это станет первым существенным ростом показателя с конца 90-х годов прошлого века - в кризис 2008-2009 гг. уровень бедности не возрастал. Неравенство в распределении доходов и сбережений замедляет экономический рост, концентрация большого объема сбережений у ограниченной категории населения создает на внутреннем рынке условия для превышения предложения ресурсов над спросом на инвестиции.
С 16 декабря 2014 г. ключевая ставка ЦБ, составлявшая до этого 10,5% годовых, повысилась до 17%. Это ре-
шение о резком увеличении ставки ЦБ объяснил «необходимостью ограничить существенно возросшие деваль-вационные и инфляционные риски». Резкое повышение ключевой ставки спровоцировало кризисную ситуацию на межбанковском рублевом рынке, где ставки достигли 30 % годовых, и банки практически перестали кредитовать друг друга.
Как считает зам. главы Внешэкономбанка А. Н. Клепач, такие действия Банка России в конце прошлого года только усугубили ситуацию в экономике страны. Резкое повышение ключевой ставки ЦБ имело разрушительные последствия для экономики: зафиксированный в конце прошлого года скачок инфляции был связан главным образом не с избытком ликвидности, а с эффектом девальвации и антисанкциями. В частности, он отметил: «Вообще на все случаи жизни рецепт один - снизить ликвидность и поднять процентные ставки. Здесь это не работает, мы только усугубляем ситуацию в экономике - не даем возможности увеличения продовольственных товаров, не помогаем выполнению таргета по инфляции».
Согласно последним прогнозам Минэкономразвития, сокращение ВВП в 2015 г. составит 3%, инфляция ожидается на уровне 12,2%, падение инвестиций - на 13,3%. Негативный прогноз рассчитывали исходя из падения цен на нефть, уровень которых
в 2015 г. составит около 53 долл. США за баррель.
Если правительство не реализует антикризисный план, падение может оказаться более глубоким. В любом случае падение инвестиционного спроса в 2015 г. будет увеличивать риски, угрожающие экономическому росту в среднесрочной перспективе. следует отметить, что секторальные санкции имеют своей целью нанесение ущерба различным секторам экономики страны, и каких бы отраслей они не касались, основной упор делается на ограничения для российского бизнеса к рынкам капитала, технологий и внешним рынкам. Это происходит в условиях ухудшения структуры расходов федерального бюджета: в России по-прежнему остаются низкими расходы, связанные с повышением человеческого капитала и качества жизни - это образование, наука, здравоохранение, инфраструктура, экология.
Каналы влияния санкций на народное хозяйство россии различны и связаны, прежде всего, с экономической неопределенностью, обусловленной повышением стоимости кредитных ресурсов, ограничением трансфера технологий, импорта сельхозсырья и продовольствия. Механизм проявления неопределенности можно рассматривать в двух направлениях: через потребление и инвестиции.
Потребление связано с доходами населения, общей социально-экономической ситуацией, проводимой финансово-кредитной политикой, ожиданием перемен будущего развития государства и рядом других факторов. Перечисленные факторы различно отражаются на формировании спроса среди разных социальных групп населения. Реальная ситуация, сложившаяся в стране, показывает, что большинство населения склонно проявлять политику сбережения накопленных средств различными путями, в том числе и переводя их в иностранную валюту, изымая тем самым деньги из обращения в экономике. все это приводит к снижению совокупного потребления и отражается на темпах экономического роста.
Высокие ставки по кредитам тормозят инвестиционный процесс, повышают риски ведения бизнеса в АПК, связанные с созданием новых производств и проведением модернизации действующих предприятий. Инвестиционное поведение компаний в этих условиях вполне предсказуемо: они переводят свои финансовые активы в сектора, где есть возможность получать прибыль. Последствия ухудшения условий доступа на зарубежные рынки капитала с одновременным нарастанием дефицита кредитных ресурсов и значительным повышением
их стоимости приводят к стагнации инвестиционных планов российских компаний, занятых в АПК, снижению платежеспособного спроса на их продукцию. Ограничение инвестиций, новых технологий и падение спроса выступают основными барьерами на пути экономического роста в АПК.
обеспечение роста экономики связано и с политикой стимулирования экспорта продукции АПК, но номенклатура и объемы этой продукции пока ограничены, а введенные санкции сужают географию ее экспорта.
В условиях санкций это направление можно переориентировать на страны ЕАЭС, где многие сектора рынка заняты импортной продукцией. Но и здесь есть немало преград: в отношении стран-участниц ЕАЭС не вводились санкции, и они не ограничены в поставках недостающей сельскохозяйственной продукции на свою территорию, а с учетом дотирования импорта российским производителям не просто конкурировать на рынках сопредельных стран в ценовом сегменте.
Вместе с этим ряд экономистов высказывает скептическое отношение к взаимодействию стран-участниц ЕАЭС по наращиванию взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией, указывая при этом, что через Беларусь и Казахстан осуществляется скрытый реэкспорт товаров, попавших под российское эмбарго европейских товаров. Также отмечается, что, несмотря на отмену тарифных барьеров во взаимной торговле, уровень нетарифных барьеров остается довольно высоким: российские аналитики оценивали его в 2014 г. на уровне 25% от стоимости экспорта в Беларусь и Казахстан.
Более того, чтобы проводить протекционистскую политику в отношении российских производителей и разрабатывать инструменты господдержки компаниям, работающим в аграрном производстве, снова предлагаются пути поиска инвестиций в странах, объявивших бойкот России, и осуществлять импорт «более дешевой и качественной продукции».
С этой позицией вряд ли можно согласиться: ЕАЭС начал свою работу только в 2015 г. и его работа может давать определенные сбои, так как здесь все зависит от политической воли руководителей этой организации и она, по всей видимости, есть.
Процессы импортозамещения по времени и ресурсам имеют свою специфику для различных отраслей АПК, но общие результаты зависят от возможностей компаний создавать современные производства на базе инновационных технологий, позволяющих вырабатывать конкурентоспособную продукцию и привлекать
в производство высококвалифицированные кадры. При этом существенное значение имеет динамика доходов различных социальных групп населения, определяющих, в конечном счете, спрос на продовольственном рынке: если это условие государством не формируется, то процесс импор-тозамещения может растягиваться на неопределенное время.
Доступ к государственному заказу с точки зрения мотивирования спроса также оказывает воздействие на производство продукции отечественных производителей, которой недостаточно в настоящее время на продовольственном рынке, но в этих условиях государственный заказчик будет устанавливать порядок и условия поставки, ценовую шкалу поставляемых товаров.
Ценовой фактор производимой отечественными производителями продукции важен при принятии решения правительством о предоставлении государственной поддержки отдельным подотраслям АПК, которые участвуют в реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства. Это особенно важно в условиях функционирования ЕАЭС, где разные условия ведения сельскохозяйственного производства, в том числе и природно-климатического характера, разные возможности ресурсного обеспечения; поэтому ценовая политика в странах-участницах этой организации имеет свою национальную окраску и эти факторы также необходимо учитывать при производстве продукции российскими производителями в формате импортозамещения.
Следует отметить, что введенное Россией эмбарго оказало позитивное воздействие на развитие агропродо-вольственного рынка страны и позволило восполнить недостающие ресурсы отдельных видов продукции, поставляемых на продовольственный рынок национальными производителями, что создало необходимые условия для снижения импорта в 20132014 гг. с 45 до 40,9 млрд долл. США. Это хорошая тенденция и ее необходимо укреплять (табл. 1).
В структуре импорта, как и прежде, остается высокий уровень мясной, молочной и плодоовощной продукции: общая стоимость импорта этих товарных групп составляет 17,8 млрд долл. США (43,6%).
В табл. 2 представлены данные по импорту свежих овощей и фруктов, анализ которых показывает как необоснованно высок импорт томатов свежих (более 1 млрд долл. США) и аналогичная ситуация с импортом яблок (1,01 млрд долл. США).
Следует отметить улучшение структуры экспорта российского АПК - этот
НОВЫЕИДЕИ - НОВЫЕ ПРОДУКТЫ
ТЕМА НОМЕРА
Таблица 1
Структура импорта продукции АПК России в 2013-2014 гг.
Импорт продукции АПК России
Показатель 2013 г. 2014 г.
Кол-во, т Стоимость, тыс. долл. США Кол-во, т Стоимость, тыс. долл. США
Мясная продукция 2420077 7170267 1712772 5691025
Молочная продукция 1462805 4686578 1317605 3878224
Зерновые культуры 1659469 679607 874831 509390
Мукомольно-крупяные изделия 391360 212659 338768 192147
Кондитерские изделия мучные и из сахара 278443 783145 243176 696241
Масложировая продукция, всего 1079893 1246263 1043502 1248312
в том числе тропические масла 844206 796798 800893 770711
Плодоовощная продукция 9010738 8627060 8335336 8222260
Сахар 967471 529190 1075464 541139
Алкогольная продукция, л 958129337 3123069 834080031 2749949
Табачная продукция, всего 254186 1329654 226767 1214031
в том числе табачное сырье 241574 1151939 210695 1043542
Всего 45012 млн долл. США 40862 млн долл. США
Таблица 2
Импорт свежих овощей и фруктов в 2013-2014 гг., тыс. т
Импорт свежих овощей и фруктов
Продукция 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2013 г.
Кол-во, тыс. т Стоимость, млн долл. США Кол-во, тыс. т Стоимость, млн долл. США Кол-во Стоимость
Томаты свежие 874,2 1122,6 875,8 1060,6 100,2 94,5
Огурцы 223,5 300,1 239,1 289,4 107,0 96,4
Капуста 218,5 127,4 270,9 138,3 124,0 108,6
Морковь, свекла, репа 344,1 185,7 362,8 185,9 105,4 100,1
Лук, чеснок 305,7 202,4 420,9 254,2 137,7 125,6
Овощи прочие (перец, баклажаны, грибы) 359,1 488,4 357,3 427,9 99,5 87,6
Яблоки, груши, айва 1790,4 1206,1 1537,2 1012,6 85,9 84,0
Вишня, слива 466,5 616,2 409,7 515,8 87,8 83,7
Виноград 402,6 578,4 372,8 456,8 92,6 79,0
Прочие фрукты свежие (ягоды - малина, смородина, крыжовник) 477,0 604,5 315,7 459,5 83,7 76,0
Субтропические фрукты (бананы, ананасы, цитрусовые) 3143,9 2818,6 3035,8 2581,6 96,6 91,6
Таблица 3
Экспорт продукции АПК России в 2013-2014 гг.
Экспорт продукции АПК России
Показатель 2013 г. 2014 г.
Кол-во,т Стоимость, тыс. долл. США Кол-во,т Стоимость, тыс. долл. США
Мясная и молочная продукция 250553 459190 255635 448247
Зерновые культуры 19037906 4753398 30161811 7094542
Мукомольно-крупяные изделия 246433 140475 294512 139233
Кондитерские изделия мучные и из сахара 218040 566586 231850 544134
Масложировая продукция 2038341 2207792 2574944 2263397
Плодоовощная продукция 638237 341057 738902 336577
Рыбная продукция 1525215 2844717 1346703 2897359
Алкогольная продукция 246141762 487746 361819812 435404
Табачная продукция 70735 758152 63283 811185
Всего 16718 млн долл. США 19149 млн долл. США
тренд связан с ростом экспорта зерновых (табл. 3).
Анализ внешнеторговой деятельности организаций АПК указывает на приоритеты развития отдельных отраслей, где необоснованно высок объем импорта, откуда бы он не поступал на российский рынок.
Новая экономическая реальность, связанная с внешними и внутренними вызовами, адаптация работы АПК в условиях санкций потребовала и внесения изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг.
В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина по проблеме импор-тозамещения Минсельхозом России были внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг., которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 1421 от 19 декабря 2014 г.
Эти изменения создают новые возможности и направлены на стимулирование роста производства в тех секторах АПК России, где объемы производства продукции недостаточны для обеспечения спроса на агро-продовольственном рынке, а недостающие ресурсы покрываются за счет импорта. Особое внимание уделено развитию подотраслей, где есть потенциал экономического роста, чтобы в краткосрочной перспективе производимая ими продукция позволила решить проблему импортозамеще-ния.
В первую очередь это относится к росту объемов производства овощей защищенного грунта, молока, поддержке племенного дела, селекции и развитию отечественного семеноводства, развитию оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания.
Реализация этих направлений заложена в различных мероприятиях подпрограмм, входящих в Госпрограмму развития сельского хозяйства, с указанием целевых индикаторов и показателей, сроков исполнения и бюджетных ассигнований на достижение установленных целей.
Мероприятиями подпрограммы 7 «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» планируется увеличить производство овощей защищенного грунта до 1,4 млн т, овощей открытого грунта - до 5,2 млн т, картофеля - до 6 млн т. Объем бюд-
жетных ассигнований на реализацию этой подпрограммы составит 43,04 млрд руб.
Подпрограмма 7 включает в себя следующие положения:
• цель подпрограммы - обеспечение устойчивого производства семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; повышение конкурентоспособности производимой продукции;
• задачи подпрограммы - увеличение производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта;
• объемы бюджетных ассигнований подпрограммы составляют 43039600 тыс. руб.;
• ожидаемые результаты реализации подпрограммы - увеличение производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, картофеля до 6 млн т, овощей открытого грунта - до 5,2 млн т, овощей защищенного грунта -до 1,4 млн т; увеличение емкости современных картофеле- и овощехранилищ на 3, 5 млн т единовременного хранения.
В рамках подпрограммы 8 «Развитие молочного скотоводства» ожидается рост производства молока до 38,2 млн т при бюджетной поддержке в 24,74 млрд руб.
Подпрограмма 8 включает в себя следующие положения:
• цель подпрограммы - увеличение
производства молока;
• задачи подпрограммы - повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, увеличение поголовья крупного рогатого скота;
• объемы бюджетных ассигнований подпрограммы составляют 247401117,4 тыс. руб.;
• ожидаемые результаты реализации подпрограммы - рост производства молока до 38,2 млн т к 2020 г.
организация новых селекционно-генетических центров, удовлетворяющих потребность сельхозтоваропроизводителей в высокопродуктивном племенном материале, создание условий для селекции и семеноводства с развитием отечественного рынка семян заложены в мероприятия подпрограммы 9 «Поддержка племенного дела, селекции и семено-
водства», объем бюджетных ассигнований этого направления составляет 77,33 млрд руб.
Подпрограмма 9 включает в себя следующие положения:
• цель подпрограммы - создание условий для максимального обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественным племенным материалом сельскохозяйственных животных и птицы;
• задачи подпрограммы - организация новых селекционно-генетических центров, удовлетворяющих потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в высокопродуктивном племенном материале; развитие племенной базы животноводства Российской Федерации;
• объемы бюджетных ассигнований подпрограммы составляют 77334707,4 тыс. руб.
• ожидаемые результаты реализации подпрограммы - обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей семенами в основном отечественного производства в размере не менее 75 %.
Создание современной системы оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции включено в подпрограмму 10 «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания», направленной на создание сети оптово-распределительных центров для закупки сельскохозяйственной продукции, ее подработки, переработки, хранения и сбыта, в том числе через реализацию для государственных и муниципальных целей в рамках оказания внутренней продовольственной помощи населению.
Подпрограмма 10 включает в себя следующие положения:
• цель подпрограммы - обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции;
• задачи подпрограммы - строительство, реконструкция и модернизация сети оптово-распре-делительных и производственно-логистических центров для сбыта сельскохозяйственной продукции; увеличение закупок сельскохозяйственного сырья для переработки предприятиями перерабатывающей промышленности;
• объемы бюджетных ассигнований подпрограммы составляют 79279009, 5 тыс. руб.
• ожидаемые результаты реализации подпрограммы - ввод новых мощностей единовременного хранения оптово-распределительных центров с
2015 по 2020 г. в объеме 4716 тыс. т (в том числе в 2015 г. - 750, 9 тыс. т, в 2016 г. - 685,9 тыс. т, в 2017 г. - 757,8 тыс. т, в 2018 г. -778, 8 тыс. т, в 2019 г. - 837, 5 тыс. т, в 2020 г. - 905,1 тыс. т); производство полуфабрикатов различной степени готовности для обеспечения системы социального питания на вновь вводимых мощностях - 700 тыс. т.
Подпрограммой на эти цели на 2015-2020 гг. планируются бюджетные ассигнования в размере 79,3 млрд руб. Реализация мероприятий подпрограммы позволит осуществить ввод новых мощностей единовременного хранения оптово-распределительных центров (ОРЦ) на 4716 тыс. т. Создание сети таких центров обеспечит развитие логистической инфраструктуры агропро-довольственного комплекса, создаст необходимые условия для доступа сельхозпроизводителей к услугам этой системы.
Коллективный доступ к инфраструктуре оРЦ даст аграриям более низкие тарифы на услуги по первичной подработке, хранению, фасовке и переработке, обеспечит проверку на предмет ветеринарной и фитосанитарной безопасности сельскохозяйственной продукции, окажет услуги в обеспечении необходимых потребностей для осуществления хозяйственной деятельности. Создание этих условий позволит стабилизировать цены на рынке услуг для сельхозпроизводителей и повысить качество, безопасность и конкурентоспособность отечественной продукции.
С целью упрощения доступа отечественных сельхозпроизводителей различных форм собственности на базе оРЦ планируется создать централизованный сбор продукции, в том числе путем организации сельскохозяйственной кооперации.
Через систему ОРЦ планируется реализация отечественной сельскохозяйственной продукции оптовыми партиями не только в торговые сети, но и в систему социального питания и внутренней продовольственной помощи, обеспечив тем самым гарантированный сбыт.
Также сеть ОРЦ позволит минимизировать посредническое звено в реализации отечественной сельскохозяйственной продукции конечному потребителю, исключив посредников.
Введение безналичных расчетов обеспечит прозрачность в системе ценообразования, позволит оперативно реагировать на необоснованное завышение цен в торговых сетях.
Взаимодействие между ОРЦ будет осуществляться в рамках единой информационной системы, которая обеспечит сбор и анализ информации
НОВЫЕИДЕИ -
ТЕМА НОМЕРА
НОВЫЕ продукты
по объемам и ценам на сельскохозяйственную продукцию во всех регионах страны, что позволит ускорить развитие межрегионального товарообмена.
Строительство сети ОРЦ создаст необходимые условия для роста объема производства и реализации отечественной сельскохозяйственной продукции, повысит конкурентоспособность российской продукции на внутреннем рынке, приведет к снижению зависимости внутреннего рынка от импорта сельскохозяйственной продукции и внесет определенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.
необходимо отметить важную роль ОРЦ в формировании национальной системы внутренней продовольственной помощи. Министерством сельского хозяйства разработана Концепция внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации № 1215-р от 3 июля 2014 г.) и План мероприятий по ее реализации (распоряжение Правительства Российской Федерации № 2028-р от 11 октября 2014 г.).
Инфраструктура ОРЦ повысит требования к поставщикам продукции в соответствии с требованиями национальных стандартов, обеспечит ритмичность поставок в необходимых объемах и по справедливым ценам для социального питания и адресной продовольственной помощи.
В настоящее время ученые МГУТУ по поручению Минсельхоза России совместно с НИИ РАН, органами управления АПК ЦФО, отраслевыми союзами и представителями бизнес-сообщества проводят работу по определению критериев отбора проектов формирования сети ОРЦ различного формата (региональные и межрегиональные) с учетом:
приоритетности и сроков их реализации, включая бюджетные ограничения; стандартизации структуры ОРЦ; возможностей предоставления земельных участков под строительство на землях сельхозназначения;
налогового режима при реализации строительства ОРЦ;
нормативно правового обеспечения и координации реализации мероприятий подпрограммы.
Большая роль в развитии аграрного комплекса принадлежит малому и среднему предпринимательству и его воздействие на все стороны сельской жизни продолжает расти. За последнее время правительством предпринимаются определенные шаги по поддержке малого и среднего предпринимательства как драйвера развития различных секторов экономики АПК. Так, в рамках подпро-
граммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» правительство своим распоряжением выделило регионам более 16,9 млрд руб.
Выделенные средства будут способствовать увеличению капитализации государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ по развитию малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого и среднего предпринимательства Президент В. В. Путин на заседании Госсовета 7 апреля 2015 г. назвал одним из ключевых условий обновления экономики страны. «Малые и средние компании в силу мобильности и гибкости могут быстро занимать востребованные ниши, формировать новые точки экономического роста, решать проблемы занятости», - заявил он.
За последние годы в России значительно улучшился деловой климат, созданы основы господдержки малого и среднего бизнеса - упрощенное налогообложение, система грантов, микрозаймы, гарантии, кредиты на льготных условиях, расширен доступ к госзакупкам, но принятые меры недостаточны для качественных сдвигов в развитии малого и среднего бизнеса, его вклад в ВВП не превышает 21%, в то время как в странах с развитой экономикой эта цифра может составлять свыше 50%. Сохраняется низкий уровень инвестиций в основной капитал - всего 6% от их объема по стране.
Существуют значительные ограничения административного характера к инфраструктурным ресурсам, что приводит к угасанию деловой инициативы представителей бизнеса. Региональные власти должны активнее решать задачи социально-экономического развития своих территорий с представителями малого и среднего бизнеса в партнерстве со СМИ, партиями и общественными объединениями. Но для этого необходимо обеспечить значительный рост доли малого и среднего бизнеса в экономике, в настоящее время в этой сфере занято 18 млн человек. В правительстве и в регионах должны быть сформированы структуры, персонально отвечающие за решение этой проблемы с понятными функциями и прозрачными решениями.
Реализация принятых решений в этой сфере экономики должна сопровождаться искоренением коррупции во всех эшелонах власти, это безусловный императив для достижения поставленных целей. Недавно ушедший из жизни Ли Куан Ю, создатель «сингапурского эконо-
мического чуда», в качестве одной из главных предпосылок достижения поставленных целей считал борьбу с коррупцией: «Чистку и дезинфекцию необходимо начинать с верхушки, систематически проходя все уровни до самого низа».
Проблема темпов экономического роста постоянно входит в повестку обсуждаемых стратегий и программ развития АПК. В современных условиях, когда руководством страны поставлена задача в обозримой перспективе решить проблему импортозамещения на продовольственном рынке, именно ускоренное развитие всех звеньев аграрного производства позволит решить эту целевую установку.
Многие индустриально развитые страны для стимулирования экономического роста используют инструменты бюджетной политики с наращиванием бюджетных расходов в ключевых секторах экономики. Но в этих странах бюджетный дефицит составляет 3,2-3,6% и низкий уровень инфляции, в России же замедление экономического роста происходит в условиях устойчивого бюджета и высокого уровня инфляции. Поэтому экономическая политика государства должна быть направлена на снижение инфляции; в последующем это приведет к падению процентных ставок и активизации инвестиционного процесса, без чего немыслим экономический рост.
Переход к рыночной экономике открыл новую страницу в экономической деятельности хозяйствующих субъектов и в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций на развитие бизнеса, но по истечении определенного времени встал вопрос: насколько они необходимы российским производителям сельхозсырья и продовольствия.
В международной экономической практике для оценки эффективности притока иностранных инвестиций используют так называемый «спилловер-эффект», который показывает их влияние на других участников экономической деятельности в отдельных секторах экономики. Это влияние может проявляться в различных формах, в том числе росте безработицы, улучшении здоровья населения в случае вывода из эксплуатации экологически вредных производств, либо вообще закрытия предприятий ввиду их неспособности конкурировать с предприятиями, где высок уровень иностранных инвестиций. Побочные эффекты от привлечения иностранных инвестиций можно трактовать, как влияние присутствия иностранных компаний на экономическую деятельность национальных производителей. Они могут носить позитивный характер: происходит диверсификация производства, расши-
ряется внедрение инноваций, обмен профессиональными компетенциями и трудовыми ресурсами, повышая тем самым конкурентоспособность вырабатываемой продукции. Появление на продовольственном рынке иностранных компаний вынуждает отечественных производителей активнее проводить технико-технологическую модернизацию своего производства, изменять структуру производства, совершенствовать систему менеджмента.
Но есть и другая сторона проявления «спилловер-эффекта» или «эффекта вытеснения», когда иностранные компании, имеющие несравненно больший ресурсный и технологический потенциал по сравнению с российскими компаниями, проводят агрессивную политику по вытеснению с рынка национальных производителей сельхоз-сырья и продовольствия. В условиях неравной конкуренции российские производители вынуждены сокращать объемы производства, уменьшать объемы продаж, а в отдельных случаях закрывать производство.
Например, привлечение иностранных инвестиций в табачной и пивоваренной промышленности привели практически к полному вытеснению российских производителей с рынка. Такие же тенденции мы наблюдаем и в молочной промышленности, где две транснациональные компании «Данон» и «Пепсико» контролируют более 60% молочного рынка.
За последние 5 лет основной объем иностранных инвестиций пришелся на оптовую торговлю - 51,6% активов приобретено за счет иностранного капитала, далее следует розничная торговля - 40,1%, иностранные инвестиции в сельское хозяйство занимают менее 10%. При этом следует отметить, что более одной трети иностранных инвестиций освоены в Москве.
Обладая более мощной поддержкой, иностранные компании в целом работают более эффективно, чем отечественные. При этом следует отметить, что иностранный капитал может выступать как катализатор экономического роста, так и создавать существенные барьеры для отечественных производителей в зависимости от уровня и специфики отраслей аграрного производства и перерабатывающих отраслей.
Поэтому, чтобы не допускать перекосов в привлечении иностранных инвестиций в модернизацию отраслей АПК и на этой основе расширять и диверсифицировать производство, необходимо в контексте проводимой агра рной политики проводить прогнозные расчеты и давать оценку возможных последствий от привлечения иностранных инвес-
Таблица 4
Прогнозные оценки факторов импортозамещения
Прогнозные индикаторы импортозамещения в АПК России
Наименование Доступность финансирования Доступность технологий Госзаказ Динамика цен Средства господдержки Рост выпуска из-за импортозамещения, %
3-5 лет 5-8 лет
Овощеводство защищенного грунта П З П РУ П 25-30 40-70
Молочное скотоводство ОП З .Р РУ П 12-15 25-30
Новые селекционно-генетические центры П ОП П оП П 10-15 30-40
Современные базы селекции семеноводства П ОП оП РУ П 15-25 40-50
Современные базы хранения сельхозпро- З П р оП оП
дукции и логистики
Новые оптово-
распределительные оП ОП оП П оП
центры
Примечание: П - позитивное, ОП - оптимально позитивное, З - затрудненное, Р - риски, РУ -
риски и ухудшение
тиций для национальной аграрной экономики.
Режим санкций, ограничивший импорт продовольствия и сырья, и снижение курса рубля относительно ведущих мировых валют создали необходимые предпосылки для запуска процесса импортозамещения, о чем было сказано выше.
Но каковы перспективы получения желаемых результатов и в каких секторах их можно достигнуть в течение 3-5 лет? Наиболее оптимистичные прогнозы могут быть реализованы в производстве овощей защищенного грунта, для этого есть все основания: наличие средств государственной поддержки, небольшие капиталовложения, поддержка этого направления региональных властей и заинтересованность бизнеса вкладывать средства в строительство современных теплиц.
Проблема создания современных селекционно-генетических центров давно стоит в повестке федеральных и региональных органов, ответственных за реализацию аграрной политики. Учитывая динамику развития животноводства и птицеводства, государственная поддержка этого направления будет продолжена с обязательным включением в программные мероприятия строительства селекционно-генетических центров, это существенно снизит производственные и экономические риски в этом секторе АПК.
Более сложная задача стоит перед семеноводством с учетом современного состояния научной и производственной базы и, по всей вероятности, проблема импортозамещения здесь займет немало времени.
Аналогичная ситуация и в молочном скотоводстве, где низкие темпы роста производства молока, высокие
риски, обусловленные большими сроками окупаемости, и необходимы масштабные инвестиции в развитие сельских территорий.
При активной государственной поддержке и заинтересованности региональных властей в создании хорошего инвестиционного и делового климата для бизнеса строительство оптово-распределительных центров и современных хранилищ сельхозпродукции может быть достигнуто в интервале времени, установленного Госпрограммой развития сельского хозяйства.
Прогнозные оценки факторов импортозамещения с учетом современного состояния и динамики развития приведены в табл. 4.
Выступая на Совете законодателей в Санкт-Петербурге 27 апреля 2015 г. Президент В. В. Путин заявил, что «взаимозависимость в современном мире - это правильное и хорошее дело, но в тех секторах, в которых мы должны развиваться и сами можем, мы там должны восстановить свою компетенцию. Мы не должны и не будем огульно заниматься импортозамещением. Это не наша цель абсолютно». Далее он отметил, что «можно выращивать и бананы, но это будут золотые бананы. Есть вещи, где мы точно должны делать сами. Много вещей, в каких мы всегда имели высокую степень компетенции, и эта компетенция, к сожалению, была утрачена по разным соображениям».
Президент отметил, что введение россией продуктовых санкций должно стать шансом освобождения внутреннего рынка для национальных, отечественных производителей в условиях пребывания в ВТО. Чтобы решить эту непростую проблему, необходимо в первую очередь изменить отношение государства к финансированию образования и науки, новые
НОВЫЕИДЕИ -
ТЕМА НОМЕРА
НОВЫЕ продукты
технологии и современные кадры для российского АПК должны подготавливаться внутри страны. Отставание в разработке инновационных технологий для различных отраслей промышленности в глобальной экономике недопустимо, взятые Россией обязательства при вступлении в ВТО связаны с либерализацией доступа на российский агропродовольствен-ный рынок иностранных компаний, имеющих более высокий технологический потенциал, а, следовательно, и производимая ими продукция имеет конкурентное преимущество на нашем рынке. В условиях неравной конкуренции российские производители будут терять не только свой сегмент рынка, но вообще могут потерять рынок, и такие примеры в российской практике уже есть.
В области разработки современных технологий имеются хорошие заделы в отдельных отраслях сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, но они не всегда находят при-
менение в промышленности, зачастую российский бизнес предпочитает закупать их за рубежом вместе с оборудованием и инжиниринговыми услугами, что, в конечном счете, приводит к удорожанию производимой продукции.
Простых решений этого вопроса нет, современные реалии - внутренние и внешние показывают объективную необходимость разработки институциональных инструментов и программ, направленных на поддержку национальной науки, машиностроения, российских производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буздалов, И. Н. Обеспечение приоритетного развития сельского хозяйства -главное в стратегии аграрной политики/И. Н. Буздалов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 4.
2. Мау, В. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход
на новые рубежи?/В. Мау // Вопросы экономики. - 2015. - № 2.
3. Серков, А. Ф. Аграрная политика: вызовы и перспективы/А. Ф. Серков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 12.
4. Кудрин, А. Новая модель роста для российской экономики/А. Кудрин, Е. Гурвич // Вопросы экономики. - 2014. - № 12.
5. Кива, А. В. Реформы в Китае и России. Сравнительный анализ/А. В. Кива. -М.: Изд. центр стратегической конъюнктуры, 2015.
6. Ушачев, И. Г. Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы/ И. Г. Ушачев. - М.: РАСХН, 2013.
7. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации № 1421 от 19 декабря 2014 года).
Антироссийские санкции и импортозамещение: новые возможности роста производства продукции АПК России
Ключевые слова
импортозамещение; санкции; АПК России; продовольствие; инновационные технологии; регулирование рынка; малый и средний бизнес
Реферат
В статье рассматриваются проблемы преодоления санкционных ограничений, введенных США и странами Запада, для развития агропродовольственного рынка России и новые возможности наращивания отечественного производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в рамках реализации мероприятий Госпрограммы развития сельского хозяйства на период до 2020 г. Представлены прогнозные индикаторы по импортозамещению на среднесрочную перспективу, достижение которых будет определяться проводимой аграрной политикой государства. Ответные действия России по санкциям позволят освободить внутренний рынок для отечественных производителей в условиях пребывания в ВТО. Однако решение данной проблемы требует изменения отношения государства к финансированию образования и науки, новым технологиям и современным кадрам для российского АПК, что должно подготавливаться внутри страны. Отставание в разработке инновационных технологий в глобальной экономике недопустимо; взятые Россией обязательства при вступлении в ВТО связаны с либерализацией доступа на российский агропродовольственный рынок иностранных компаний, имеющих более высокий технологический потенциал, что будет создавать условия неравной конкуренции российским производителям и потерей ими основного сегмента внутреннего рынка. Авторы статьи отмечают, что в области разработки современных технологий есть хорошие заделы в отдельных отраслях сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, но российский бизнес зачастую предпочитает закупать их за рубежом, вместе с оборудованием и инжиниринговыми услугами, что, в конечном счете, приводит к удорожанию производимой продукции. Для преодоления этих барьеров в современных условиях требуется разработка институциональных инструментов и программ, направленных на поддержку национальной науки, машиностроения российских производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Авторы
Иванова Валентина Николаевна, д-р экон. наук, профессор, Серёгин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор, Гринько Вера Станиславовна, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, 109004, Москва, ул. Земляной вал, 73, [email protected]
The Anti-Russian Sanctions and Import Substitution: New Growth Opportunities of AIC Products Production in Russia
Key words
import substitution; sanctions; The AIC of Russia; food; innovative technologies; regulation of the market; small and medium businesses
Abstracts
The article deals with the problem of overcoming the limitations of sanctions imposed by the United States and Western countries, for the development of the agri-food market in Russia and the new possibility of increasing domestic production of certain agricultural products and foodstuffs within the framework of the activities of the state program of agricultural development for the period until 2020 presented forecasted indicators of import substitution in the medium term, the achievement of which will be determined by ongoing agrarian policy of the state. The response of the Russian sanctions would relieve the domestic market for domestic manufacturers in the conditions of staying in the WTO. However, the solution to this problem requires a change in attitude of the state to finance education and science, new technologies and modern frames for the Russian agricultural sector, which should be prepared in the country. The lag in the development of innovative technologies in the global economy is unacceptable; Russian commitments undertaken when joining the WTO related to the liberalization of access to the Russian market for foreign agrifood companies with greater technological capacity that will create conditions of unequal competition to Russian producers and the loss of the primary segment of the domestic market. The authors point out that in the development of modern technology has a good foundation in the individual sectors of agricultural production, food processing industry, but Russian businesses often prefer to buy them abroad, together with the equipment and engineering services, which ultimately leads to higher prices products. To overcome these barriers in the modern conditions requires the development of institutional instruments and programs in support of national science, engineering Russian producers of agricultural raw materials and food.
Authors
Ivanova Valentina Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor, Seryogin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economical Science, Professor, Grinko Vera Stanislavovna, Doctor of Economical Science, Professor
Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky, 109 0 0 4, 73, Zemlyanoy Val St., Moscow, rectorat@ mgutm.ru