ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАНЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ САНКЦИЙ
А.И. Алтухов
Аннотация. Рассмотрены вопросы обеспечения населения страны продовольствием в связи с объявленными зарубежными санкциями и даны предложения по наращиванию отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за счет увеличения государственной поддержки аграрной сферы экономики и совершенствования организационно-экономического механизма регулирования агропро-довольственного рынка.
Ключевые слова: продовольственное обеспечение, зарубежные санкции, импортозамещение, организационно-экономический механизм, аграрная сфера экономики, импорт продовольствия, агропродовольственный рынок.
Многие годы Россия является крупнейшим мировым нетто-импортером сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в основном из-за неспособности аграрной сферы обеспечить продовольственную независимость, составляющую основу стабильного развития отечественной экономики. Именно в надежном обеспечении населения страны отечественным продовольствием накопились, переплелись и сконцентрировались в сложный узел практически все многочисленные проблемы развития аграрной сферы экономики и особенно ее базовой отрасли - сельского хозяйства, возможности повышения жизненного уровня населения, и в первую очередь сельского. Проблема надежного обеспечения страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием отечественного производства вобрала в себя фактически все «болевые точки» функционирования аграрной сферы экономики за более чем двадцатилетний период рыночных преобразований.
В современных социально-экономических условиях решать многочисленные проблемы надежного обеспечения продовольственной независимости страны стало значительно сложнее и затратнее для аграрной сферы экономики и одновременно потребовало принятия более оперативных и активных мер со стороны государства в силу ряда возникших новых обстоятельств внутреннего и внешнего характера. К основным из них следует отнести:
членство России в ВТО и ее одновременное участие во многих региональных интеграционных объединениях на экономическом пространстве СНГ, значительно повышающих открытость отечественного агропродо-вольственного рынка, а следовательно, усиливающих действие существующих негативных процессов и вызывающих дополнительные риски и угрозы для обеспечения устойчивого развития аграрной сферы экономики;
сохранение в основном прежней многолетней экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики «нефть в обмен на продовольствие», а также сложные внутренние макроэкономические условия и системные проблемы в развитии аграрной сферы экономики и особенно сельского хозяйства;
воссоединение Крыма, разразившийся острый украинский кризис и введение в связи с этим разного рода зарубежных санкций против России;
обострение политического и экономического противостояния России и Запада, повышенную его агрессивность в ответ на объявленное российским государством эмбарго на закупку импортного продовольствия в 31 стране;
более активное вовлечение страны в процессы глобализации и регионализации мировой экономики и их быстрое распространение и существенное влияние на сложившуюся национальную систему продовольственного обеспечения;
повышение конкуренции на внутреннем и мировом агропродовольственных рынках и его отдельных продуктовых сегментах;
возрастание дифференциации участия регионов в обеспечении продовольственной безопасности страны в условиях сохранения крупномасштабных импортных поставок по отдельным видам продовольствия;
усиление монополизации отдельных продуктовых сегментов агропродовольственного рынка в связи с расширением и укреплением присутствия на нем торговых сетей и особенно транснациональных корпораций при отсутствии в стране развитой системы упреждающих мер регулирования внутренней и внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
возрастание роли государственного регулирования агропродовольственного рынка и его основных продуктовых сегментов и государственной поддержки сельского хозяйства, создание развитой инфраструктуры и товаропроводящей системы, проведение эффективной государственной торгово-сбытовой политики;
резкое падение курса рубля, главным образом в связи со снижением цены на экспортируемые углеводороды, недостатками денежно-кредитной политики.
В совокупности они создали принципиально новую социально-экономическую ситуацию на селе и в аграрной сфере страны, которая во многом не укладывается в рамки действующей национальной аграрной политики как долговременного инструмента экономического регулирования агропродовольственного рынка и государственной поддержки аграрной сферы и прежде всего ее основы - сельского хозяйства. Все это привело к возрастанию неопределенности, неустойчивости, непредсказуемости и напряженности в экономике аграрной сферы, надежном обеспечении населения отечественным продовольствием, социальной жизни села и общества в целом. В свою очередь, это настоятельно требует перехода к новой парадигме обеспечения продовольственной безопасности, которая должна опираться прежде всего на рациональное использование внутренних производственных ресурсов страны и одновременно учитывать преимущества международного разделения труда в агропромышленном производстве, особенно на экономическом пространстве СНГ.
Аграрная сфера экономики является эффективной, если она в полной мере выполняет свою основную функцию - обеспечивает продовольственную независимость страны. Однако поспешность, а зачастую и ошибочность в выборе приоритетов в проведении рыночных преобразований привели к снижению самообеспеченности страны продовольствием и увеличению его импорта, ставшего по отдельным видам продовольствия фактически альтернативой их собственному производству. Приоритет к АПК и в первую очередь к сельскому хозяйству не стал системой для государства. В последние годы импортные поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия более чем на одну треть превышали стоимость реализованной продукции сельскохозяйственными организациями, составляя почти одну треть объема их внутреннего потребления, и были в полтора раза выше порога продовольственной безопасности.
В 2013 г. затраты на импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, достигшие 43,2 млрд. долл. и занимающие третью позицию в общем объеме российского товарного импорта, это по существу нереализованные внутренние инвестиции в аграрную сферу экономики, поддержка иностранного, а не отечественного товаропроизводителя. Такая негативная ситуация с продовольственным обеспечением страны свидетельствует о низкой эффективности существующей национальной аграрной политики, неспособной даже консолидировать усилия государственной власти и бизнес-сообщества для развития аграрной сферы экономики.
Современная модель отечественной экономики, базирующаяся преимущественно на экспорте сырья и топлива, а также крупномасштабном импорте продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, неприемлема для ее развития, не отвечает национальным интересам и требует кардинального изменения. Это особенно опасно в условиях, когда продовольствие все больше и больше становится одним из основных факторов политического и экономического давления прежде всего экономически развитых стран на Россию, что унизительно для нее как государства, располагающего одним из самых крупных в мире аграрным потенциалом, но не способного пока полностью обеспечить население собственным продовольствием. Наиболее остро продовольственная проблема проявилась при введении Россией отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности страны (Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г.), когда под зарубежные санкции попала примерно пятая часть всего объема российского импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для его производства, что соответствует почти 15% объема их внутреннего потребления. Так, по данным Федеральной таможенной службы, годовой импорт попавшей под ограничения продукции оценивается в 9,1 млрд. долл., из которых на страны Европейского Союза приходится около 6,5 млрд., Норвегию - 1,2 млрд., США - 843,8 млн., Канаду - 373,6 млн., Австралию - 182 млн. долл.
Восполнить недостаток продовольствия, подпавшего под зарубежные санкции, за счет относительно быстрого увеличения его внутреннего производства, можно лишь частично. Даже по самым оптимистичным экспертным оценкам, это позволит заместить 15% выпавшего импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья при одновременном росте цен на них, поскольку до объявленного Россией эмбарго свыше 71% объема импорта продовольствия приходилась на страны Европейского Союза, которые имели относительно низкие затраты на логистику при поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Россию.
Для России импортозамещение отечественным продовольствием многие годы оставалось довольно сложной, многозатратной и труднорешаемой проблемой, поскольку слишком глубоким оказался кризис в сельском хозяйстве, несмотря на то, что страна располагала значительным запасом «нефтедолларов». Зарубежные санкции значительно могут обострить сложившиеся и вызвать дополнительные трудности в обеспечении населения страны отечественным продовольствием, даже по тем его видам, для производства которых она имеет необходимые условия. К ним следует отнести:
возрастание риска снижения государственной поддержки сельского хозяйства и реализации новых инвестиционных проектов из-за невозможности привлечения инвестиций вследствие существенного сокращения
и удорожания кредитных ресурсов и ухудшения бизнес-климата в стране;
рост потребительских цен на продовольствие и ухудшение в связи с этим продовольственного обеспечения прежде всего малоимущего населения, возможного увеличения его численности, особенно в депрессивных регионах страны;
опасность проникновения на отечественный агро-продовольственный рынок контрабандной аграрной продукции через «третьи» страны и расширения реэкспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья;
сокращение у сельскохозяйственных организаций собственных финансовых ресурсов для инвестиций в условиях высокой их закредитованности и снижения инвестиционной активности, неопределенности продолжительности действия зарубежных санкций.
Из-за невозможности сравнительно быстрого наращивания отечественных продовольственных ресурсов в течение одного года, максимального использования конкурентных преимуществ аграрной сферы экономики в отдельных регионах, во многом обеспечивающих продовольственную независимость страны, пришлось в срочном порядке искать новые источники крупномасштабных поставок импортного продовольствия, диверсифицировать его прежде всего из стран Европейского Союза на другие государства, тем самым осуществить среди них новый крупномасштабный передел емкого российского рынка импортного продовольствия. Кроме того, осуществление ускоренного импортозамещения на внутреннем агропродовольственном рынке за счет дополнительного производства отечественной сельскохозяйственной продукции невозможно без одновременного развития сельских территорий. Однако согласно новой редакции Государственной программы общий объем финансирования ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» сокращается почти вдвое, что, мягко говоря, необоснованно, поскольку сельское хозяйство и сельские территории многофункциональны, выполняющие не только производственную функцию, обеспечивая продовольственную независимость страны, но и сохраняют заселенность ее обширных территорий. Возможность динамичного развития сельского хозяйства необходимо рассматривать во взаимосвязи социально -экономической и государственной аграрной политики как ее важнейшей составляющей, так как социально-экономическая политика создает условия для развития аграрной сферы, а та, в свою очередь, обеспечивает достижение важнейших макроэкономических показателей развития АПК и в целом экономики страны.
Продовольствие не бывает дешевым, но государство должно делать все необходимое, чтобы оно было качественным, относительно экономически доступным для населения, а главное было отечественным и в необходимом количестве. Безусловно, при наличии крупномасштабного импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья не должно быть никаких иллюзий относительно того, что за один год можно значительно увеличить производство отечественной сельскохозяйственной продукции, тем самым кардинальным образом улучшить продовольственное обеспечение населения, сократить запредельный импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Однако этого невозможно достичь не только из-за непродолжительного периода и особенностей ведения сельского хозяйства, но и освоения инвестиций, потребность в которых к тому же отрасль постоянно испытывала и, к сожалению, она не ощутит существенных подвижек в ее финансировании и в 2015 г. Но, да-
же если они и были бы выделены в необходимом объеме, то следует учитывать, что сельское хозяйство это сравнительно инерционная отрасль с медленным оборотом капитала и высокими рисками по его освоению, находится многие годы в глубокой и неуклонно расширяющейся долговой яме. Громадная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций ставит большинство из них на грань банкротства и свидетельствует о несовершенстве действующего организационно-экономического механизма реализации государственной аграрной политики в части поддержки сельского хозяйства и регулирования агропродовольст-венного рынка и его отдельных продуктовых сегментов.
Чтобы успешно осуществить импортозамещение, а не импортозамещение и перераспределение значительных импортных потоков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия между новыми странами-экспортерами, потребуется сравнительно длительный период, а не один и не два года для наращивания отечественного производства. Оно не сможет относительно быстро отреагировать даже на повышение внутреннего спроса на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие вследствие наличия и других причин, таких как:
- высокая зависимость отдельных подотраслей сельского хозяйства от импортных поставок семян, генетического материала, технологий, технологического оборудования, средств защиты растений, ветеринарных препаратов и невозможность наладить их производство в стране в относительно короткие сроки;
- неразвитость кооперативного движения, которое, например, в странах Европейского Союза является своеобразным локомотивом развития сельского хозяйства, отсутствие доступа у более чем половины сельскохозяйственных организаций и у двух трети крестьянских (фермерских) хозяйств к относительно дешевым кредитным ресурсам при одновременно высокой общей закредитованности, составляющей около 2,3 трлн руб., тех, кто их получал, но в силу разного рода причин не может своевременно рассчитаться с кредиторами, что делает неизбежной реструктуризацию их долговых обязательств;
- наличие значительных перекосов в структуре ведения сельского хозяйства, вызывающих отставание животноводства при «однобоком» развитии зернового хозяйства и экспорта зерна, разрыв технологических связей между растениеводством и животноводством, а также хронические недостатки в межотраслевых экономических отношениях и территориально-отраслевом разделении труда в агропромышленном производстве, усиливаемые несовершенством функционирования организационно-экономического механизма и особенно кредитно-финансовых отношений;
- низкие темпы структурно-технологической модернизации сельского хозяйства, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природ-но-экономического потенциала в условиях неблагоприятных общих экономических условиях функционирования отрасли;
- неразвитость инфраструктуры агропродоволь-ственного рынка (особенно оптово-логистических центров) и невозможность доступа к ней большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- сохраняющаяся неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности, наличие существенных межотраслевых диспропорций непосредственно в агропромышленном комплексе страны;
- хронический дефицит финансовых ресурсов и особенно времени, поскольку обеспечивать население страны отечественным продовольствием необходимо почти немедленно, а не через несколько лет;
- высокая зависимость импортозамещения от инвестиционной деятельности, активность которой в последние шесть лет снизилась и привела к сокращению объема привлечения инвестиций почти на 9% в сельское хозяйство, что подрывает основу для ведения отрасли на расширенной основе и делает проблематичным проведение ее системной технико-технологической модернизации, а следовательно, ускоренное наращивание производства сельскохозяйственной продукции и невозможности ее удешевления и повышения конкурентоспособности;
- истощение демографического потенциала села и невозможность остановить этот процесс в короткие сроки особенно во многих регионах европейской части страны с угрожающими темпами сокращения сельского населения.
В качестве положительного момента все же следует отметить повышенное внимание со стороны государства и бизнеса к развитию сельского хозяйства в связи с введенными зарубежными санкциями против России. Это дает дополнительный импульс для развития сельского хозяйства, хотя и не решает даже часть накопившихся за многие годы его системных проблем. Вместе с тем зарубежные санкции довольно четко показали, что государство обязано постоянно поддерживать сельское хозяйство, а не только при возникновении форс-мажорных обстоятельств. Поэтому вне зависимости от возможного ослабления или даже снятия зарубежных санкций, которые рано или поздно закончатся, ориентация аграрной сферы экономики на скорейшее достижение продовольственной независимости страны останется единственно верным направлением в решении этой сложной и многогранной проблемы национального масштаба и является приоритетной задачей управления экономикой и социально-экономическим развитием российского государства. Достижение Россией продовольственной независимости должно стать доминантой новой государственной аграрной политики, которая должна опираться прежде всего на государственную стратегию развития аграрной сферы экономики, базироваться на полноценной законодательной основе, исходить из основополагающего положения о многофункциональности сельского хозяйства, повышении его роли и места в экономике страны.
Проблема надежного обеспечения продовольственной безопасности страны требует хорошо продуманных долгосрочных и системных решений, разработки и реализации эффективной долгосрочной стратегии развития аграрной сферы экономики, ориентированной на достижение продовольственной независимости и повышение жизненного уровня населения. В этой связи задача надежного обеспечения населения страны продовольствием перерастает в сложные межотраслевые проблемы, решение которых с позиции отдельных отраслей агропромышленного комплекса является недостаточным. Поэтому проблема обеспечения продовольственной безопасности страны не только и не столько аграрная, сколько комплексная, непосредственно связанная с устойчивым макроэкономическим развитием государства, его возможностями осуществления социально ориентированной политики, неуклонного повышения жизненного уровня населения, использования преимуществ международного разделения труда в агропромышленном производстве. Для России как одного из крупных мировых производителей и одновременно импортеров продовольствия основой укрепления продовольственной безо-
пасности является в первую очередь повышение эффективности развития отечественного АПК и его базовых отраслей.
В условиях введения Россией антисанкций в отношении западного продовольственного импорта она оказалась фактически не готовой к такому роду быстрых событий с обеспечением страны отечественным продовольствием, отсутствием у нее антикризисного плана действий на этот счет. До последнего времени у России в отличие, например, от Беларуси и Казахстана, не было даже собственной программы по импортозамеще-нию, несмотря на то, что она в большей степени зависит от импортных поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Только 2 октября 2014 г. распоряжением Правительства Российской Федерации был утвержден план мероприятий («дорожная карта») по содействию им-портозамещения в сельском хозяйстве на 2014-2015 гг. В частности, согласно этого плана предусматривается внести изменения в указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» и в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы с целью импортозамещения. Предстоит уточнить перечень и методику расчета показателей, отражающих состояние продовольственной безопасности, актуализировать рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих требованиям здорового питания населения, а также создать государственную автоматизированную информационную систему в сфере обеспечения продовольственной безопасности, активизировать участие страны в международном сотрудничестве в области сельского и рыбного хозяйства, продовольственной безопасности. Реализация мероприятий плана позволит снизить зависимость внутреннего агропродовольст-венного рынка от импортных поставок мяса и мясопродуктов с 21,6 до 7,7%, молока и молочной продукции -с 23,6 до 16,6%, овощей - с 14,6 до 10,1%.
Одной из главных причин создавшейся негативной ситуации с продовольственным обеспечением населения страны является несовершенство государственной аграрной политики. Она должна иметь комплексный характер и в конечном счете и была бы нацелена на обеспечение продовольственной безопасности страны, которая проводилась бы федеральным центром и прежде всего Минсельхозом России и опиралась на полноценную и стабильную законодательную базу. Без наличия новой государственной аграрной политики, наиболее полно отражающей современное состояние агропромышленного комплекса и социальной сферы села и перспективы их развития в условиях глобальной турбулентности, трудно рассчитывать на существенные позитивные подвижки в надежном обеспечении населения страны отечественным продовольствием, создании необходимых социальных и экономических условий для повышения уровня и качества жизни сельских жителей. Поскольку речь идет о производстве пищевых средств, ничем не заменимой продукции первостепенной жизненной важности для человека, именно государство объективно вынуждено взять на себя все основные функции по обеспечению продовольственной независимости страны.
Вместе с тем следует отметить, что Россия даже не воспользовалась возможностью использовать максимальный объем разрешенной ей требованиями ВТО поддержки аграрной сферы экономики в 9,0 млрд долл. Фактически ее уровень, по разным оценкам, не превы-
шает 6,5 млрд долл. Но он выше объема, взятого Россией обязательствами по сокращению предельно допустимого объема агрегированной поддержки аграрной сферы экономики и доведению ее до 4,4 млрд долл. к 2018 г. При наличии системных проблем в развитии прежде всего сельского хозяйства, Россия не выбирает даже минимальный объем разрешенной поддержки аграрной сферы экономики, что лишает ее определенного маневра по применению отдельных мер «желтой корзины». В недалеком будущем она столкнется с реальной проблемой нарушения своих же обязательств, если не пересмотрит объем, состав и механизмы агрегированной поддержки аграрной сферы экономики.
Чтобы импортозамещение в аграрной сфере экономики не свелось преимущественно к диверсификации крупномасштабного импорта, которая приведет только к удорожанию зарубежных поставок в страну сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и снижению их качества, необходимо:
во-первых, разработать более совершенную государственную аграрную политику, в максимальной степени ориентирующую аграрную сферу экономики на достижение продовольственной независимости страны прежде всего за счет превращения сельского хозяйства в наукоемкую и высокотехнологичную отрасль и развития сельских территорий;
во-вторых, разработать и принять комплексную программу по импортозамещению по основным видам продовольствия, как неотъемлемой части новой государственной аграрной политики, с целью ликвидации пресловутой модели «нефть в обмен на продовольствие», особенно по продукции животноводства и в первую очередь скотоводства, для наращивания производства которой страна имеет все внутренние возможности;
в-третьих, укрепить макроэкономическую стабильность, направленную прежде всего на противодействие внутренним и внешним экономическим рискам, угрожающим надежному обеспечению страны отечественным продовольствием. Для этого предстоит:
- осуществить корректировку кредитно-денежной политики государства путем перехода от преимущественно сдерживающей к стимулирующей политике, используя более эффективные механизмы и меры по ее реализации, сориентировав эту политику не на поддержание низкой инфляции, а в основном на обеспечение стабильного экономического роста и расширение деловой активности хозяйствующих субъектов агропродовольственного рынка;
- ликвидировать или существенно смягчить диспропорции в развитии аграрных кредитно-финансовых отношений, устранив сложившийся дисбаланс между привлеченными краткосрочными и инвестиционными кредитами, когда последние во многом определяя возможности развития аграрной сферы экономики, имеют неуклонную тенденцию к сокращению преимущественно из-за значительного роста стоимости кредитных ресурсов и их недоступности для многих сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- совершенствовать финансово-кредитный механизм в направлении перехода на проектное финансирование крупных инвестиционных проектов в аграрной сфере экономики, одновременно сохранив субсидирование процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным кредитам для предприятий малого и среднего бизнеса, но внося определенные коррективы в действующий механизм их доведения до конкретного товаропроизводителя;
- увеличить государственную поддержку сельского хозяйства, списать часть финансовых долгов, об-
разовавшихся не по вине сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также обеспечить относительный паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, предоставить сельскому хозяйству щадящие кредиты, действующие, например, в экономически развитых странах.
Безусловно, для проведения более ускоренного им-портозамещения на агропродовольственном рынке страны необходимо решить проблему повышения доходности прежде всего непосредственно самих сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет:
- увеличения удельного веса сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене продовольствия в первую очередь за счет стимулирования развития сельской кооперации, устранения излишних посредников совершенствования проведения товарных и закупочных интервенций и применения других механизмов для ликвидации резких колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию;
- ограничения неуклонного роста цен на материальные ресурсы и тарифы для сельского хозяйства, которые в значительной мере зависят от решений федерального правительства, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- государственного регулирования размещения производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, стимулирования формирования территориальных продуктовых кластеров;
- повышения уровня гарантированной государственной поддержки сельского хозяйства, сопоставимого с экономически развитыми странами.
Поскольку одним из основных сдерживающих факторов осуществления импортозамещения являются институционально-административные и инфраструктурные проблемы, то их решение во многом будет способствовать повышению инвестиционного климата в аграрной сфере экономики и снижению издержек и рисков ведения агробизнеса, что, в свою очередь, будет способствовать наращиванию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного производства, повышению их конкурентоспособности на внутреннем и мировом агропродовольственных рынках.
Но для этого необходимо, чтобы приоритет государства по отношению к сельскому хозяйству не был разовым и не носил декларативный характер, а стал общей стратегией его развития с точки зрения экономической и социальной политики. Только тогда надежное обеспечение продовольственной независимости станет доминантой государственной аграрной политики, а отечественное сельское хозяйство не будет заложником большой международной политики, которая нередко используется ведущими странами-экспортерами продовольствия как предмет разного рода торгов на переговорах с Россией.
Надежное обеспечение страны продовольствием является необходимым условием сохранения целостности и укрепления суверенитета российского государства, успешной реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни населения путем повсеместного гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения, включая и экономическую доступность продовольствия, достаточного для активного и здорового образа жизни.
Список использованных источников
1 Алтухов А.И. Продовольственная безопасность России в условиях зарубежных санкций // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 2. - С. 19-29.
2 Алтухов А.И. Парадигма продовольственной безопасности страны в современных условиях // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - № 11. - С. 4-12.
3 Алтухов А.И. России необходима новая аграрная политика // Экономист. - 2014. - № 8. - С. 28-39.
4 Алтухов А.И. Развитие зернопродуктового подкомплекса России: монография. - Краснодар: КубГАУ: ЭДВИ, 2014. - 662 с.
5 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. - 204 с.
Информация об авторе
Алтухов Анатолий Иванович, доктор экономических наук, профессор, академик РАН, зав. отделом территориально-отраслевого разделения труда в АПК ФГБНУ «ВНИИЭСХ»; e-mail: [email protected], тел. 8(499) 195-60-32.