А.Г. Абраменко*
АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛЯ САРКОЗИ
В статье А.Г. Абраменко «Антикризисная политика Николя Саркози» дается обзор экономической программы и первых реформ Н. Саркози 2007 г. и рассматриваются антикризисные меры президента в 2008—2009 гг. для оздоровления сферы финансов и реального сектора экономики Франции, которая оказалась менее затронута всемирным экономическим кризисом, чем другие ведущие страны Запада.
Ключевые слова: Н. Саркози, реальный сектор экономики Франции, экономический
кризис
Keywords: Nicolas Sarkozy, France's real economy sector, economic crisis
Несмотря на всестороннюю критику весьма консервативной экономической политики Жака Ширака во время его второго срока президентских полномочий в 2002— 2007 гг. как со стороны левой оппозиции («недостаточная социальная направленность»), так и оппонентов главы государства по правому лагерю во главе с Николя Саркози («недостаточная либеральная и реформаторская направленность»), в указанные годы рост ВВП во Франции был небольшим (1—2,2%), однако был зачастую несколько выше, чем в Германии (-0,2%—3,2%), в среднем по «зоне евро» (0,9—2,6%) и в США (1,6—3,6%)1.
* Абраменко Александр Григорьевич - третий секретарь МИД России, соискатель Кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России.
Экономические реформы Саркози в 2007 г.
В 2007 г. Н.Саркози и руководимая им правая партия «Союз за народное большинство» (СНД) победили на президентских и парламентских выборах с экономической программой, базировавшейся прежде всего на предложениях в классическом либеральном духе, во многом навеянных опытом американской Республиканской партии и заметно поправевших при Тони Блэре британских лейбористов. Главными целями были провозглашены достижение «полной занятости» и более высокие темпы экономического роста. Были выдвинуты следующие основные идеи (срок реализации -до 2012 г.):
- Более гибкий рынок труда: отмена налогов на сверхурочные часы работы; оптимизация системы выдачи пособий по безработице - «чтобы не было стимулов к иждивенчеству за счет государственной казны»2; выполнение не реализованного Ж. Шираком обещания ввести обязательного минимального обслуживания населения на общественном транспорте во время забастовок; отмена архаичного запрета на работу магазинов во Франции по воскресеньям, действующего еще с 1906 г.
- Налоговые льготы бизнесу и наиболее обеспеченным французам: «налоговый щит» (максимальный уровень налога на доходы) на уровне 50% от всех доходов физического лица (вместо существовавших 60%)3 и отмена налога на доходы на недвижимость постоянного проживания; снижение уровня налогообложения французских компаний до среднеевропейского и введение налоговых льгот для малых и средних предприятий.
- Экономия бюджетных средств: принятие бездефицитных бюджетов, проведение анализа результативности расхода средств во всех осуществляемых государством программах; сокращение числа работников бюджетной сферы путем замещения новым работником только каждого второго работника, уходящего на пенсию4; отмена оставшихся «специальных пенсионных режимов» госслужащих и работников государственного сектора.
Как говорил Н. Саркози, французская система социального обеспечения «недостаточна и эгалитарна»5. Вместе с тем, он никоим образом не ставил под вопрос целесообразность самого существования разветвленной системы социальной защиты населения, а программа СНД содержала ряд предложений в социальном духе: строительство социального жилья, гарантии доступа к качественной современной инфраструктуре во всех отдаленных сельских районах Франции, улучшение материального и финансового положения студентов и ученых. Соответственно, идейная концепция Николя Саркози в области экономики была скорее прагматичным компромиссом между либеральными и социальными идеями, принципами свободы предпринимательства и активного государственного вмешательства.
После победы на выборах Н. Саркози, новое правительство во главе с Ф. Фий-оном и партия СНД незамедлительно приступили к реализации своих предвыборных обещаний. В июле 2007 г. был принят Закон об общественном обслуживании на транспорте, предусматривавший обязательное объявление о проведении забастовки за 2 суток6. В августе 2007 г. был принят Закон ТЕПА7 в поддержку труда, занятости и покупательской способности, который предусматривал отмену налогообложения на сверхурочные часы работы и введение «налогового щита» на уровне 50%. В октябре 2007 г., несмотря на забастовку транспортников, парализовавшую на несколько дней Париж, начата реформа по отмене «специальных пенсионных режимов» госслужащих и работников государственных компаний, которая должна завершиться к 2012 г. Вместе с тем, темп реформ «выдохся» уже к концу осени 2007 г., когда правительство не смогло адекватно отреагировать на инфляцию, начавшуюся в связи с всемирным ростом цен на продовольствие, сырье и энергоносители, и рейтинги популярности Н. Сар-кози и премьер-министра Ф. Фийона стали стабильно отрицательными. В целом, даже без учета негативного влияния начавшегося в 2008 г. кризиса, либеральные реформы Саркози носили ограниченный по сравнению с предвыборной программой характер и не возымели ожидавшегося от них стимулирующего экономического эффекта. Закон ТЕПА, как указывали 80% французских работодателей в апреле 2008 г., не имел для них положительного результата8, Закон об обслуживании на транспорте не дал по сути никаких гарантий транспортного обслуживания во время забастовок, а шумная отмена «специальных пенсионных режимов» вообще не дала никакого выигрыша для го-
сударственной казны, поскольку, как оказалось, была «обставлена» не афишировавшимися широко уступками правительства. Возможно, самым важным оказалось то, что, несмотря на использование либеральных англосаксонских экономических рецептов, Саркози не только не отказался, но даже скорее продолжал руководствоваться традиционным голлистским экономическим принципом активного государственного вмешательства в экономику, что вскоре оказалось более чем необходимым в кризисных условиях.
Антикризисные меры Саркози в 2008—2009 гг.
Влияние всемирного финансового кризиса, переросшего в экономический, стало сказываться во Франции с лета 2008 г. С июля 2008 г. возобновился рост безработицы. Если в январе 2007 г. без работы было 2,1 млн чел. трудоспособного населения, в январе 2008 г. - 1,9 млн, то в январе 2009 г. - уже снова 2,2 млн чел.9 После минимального роста экономики в III квартале 2008 г. на 0,1% начался экономический спад: -1,1% в IV квартале 2008 г. (всего по итогам 2008 г. рост ВВП во Франции составил 0,7%, по сравнению с 2,1% в 2007 г. и 2,4% в 2006 г.)10.
С одной стороны, в связи с кризисом правительство решило заморозить некоторые запланированные реформы, чтобы не провоцировать дополнительные демонстрации профсоюзов и левых. В декабре 2008 г. было отложено на неопределенный срок рассмотрение в парламенте законопроекта, разрешающего работать в воскресенье, и приостановлена школьная реформа.
В то же время, «благодаря» кризису Саркози сумел «развернуть» свои таланты «спасателя» французской и всемирной экономики, активно выступая с различными предложениями на национальной и международной арене, попутно используя все возможные политические дивиденды от председательства Франции в ЕС во второй половине 2008 г., из-за чего президент сумел частично восстановить заметно пошатнувшиеся позиции в рейтингах опросов общественного мнения, хотя и ненадолго. Согласно опросам, проводимым социологическим институтом БВА, если в сентябре
2007 г. отрицательно к президенту относились только 33% французов, то уже в январе
2008 г. эта цифра составила 58%, в апреле 2008 г. - рекордные 64%; затем началось падение: в июле 2008 г. - 60%, в сентябре 2008 г. - 47%, в январе 2009 г. - только 45%, который затем сменил небольшой рост в феврале 2009 г. - 53%11.
Как и можно было ожидать, в условиях экономического кризиса профсоюзы организовали несколько массовых демонстраций в поддержку покупательной способности и против увольнений: 29 января 2009 г. (до 1 млн участников по данным полиции; 2,5 млн - по данным профсоюзов12), 19 марта (от 1,2 до 3 млн чел. - самая крупная во Франции с апреля 2006 г.13) и 1 мая 2009 г. (от 465 тыс. до 1,2 млн чел.)14. Следует отметить, что подобные мероприятия проводятся во Франции с «завидной» регулярностью, в том числе и в не самые «кризисные» времена, превратившись в одну из особенностей «национального колорита», и, как правило, не имеют серьезного влияния на внутриполитическую обстановку в стране, если только не связаны с какими-то непопулярными реформами, как, например, во время протестов против введения правительством Д. де Вильпена нового трудового договора «первого найма» весной 2006 г.
В условиях набиравшего оборота всемирного кризиса ликвидности в конце сентября 2008 г. правительства Франции, Бельгии и Люксембурга приняли план спасения небольшого франко-бельгийского банка «Дексиа» (выделено 6,4 млрд евро)15. 13 октября 2008 г. в Париже был одобрен План поддержки банковской сферы Франции на сумму в 360 млрд евро (40 млрд евро - для рекапитализации банков, испытывающих финансовые проблемы в виде ссуд под 8% годовых, возмещаемых банками по мере восстановления экономического роста; 320 млрд евро - гарантии для межбанковского кредитования и сохранности вкладов)16. Этот план стал частью скоординированных действий ведущих стран ЕС: такие же пакеты помощи банкам были приняты в Германии (480 млрд евро)17 и Великобритании (287 млрд фунтов ст.)18. Благодаря своевременности предпринятых мер и более благополучном состоянии дел во французском банковском секторе по сравнению с другими странами (даже несмотря на такое громкое дело, как потери банка «Сосьете Женераль» в размере 4,9 млрд евро19 из-за рискованных операций молодого трейдера Ж. Кервьеля в январе 2008 г.), во Франции пока удалось избежать как банкротств банков, так и их вынужденных национализаций.
23 октября 2008 г. в Аргонэ (Верхняя Савойя) Николя Саркози изложил свои первые «(антикризисные меры» для оздоровления реального сектора экономики:
- Создание Стратегического инвестиционного фонда для покупки государством миноритарных пакетов акций предприятий, имеющих стратегическое значение для французской экономики и сталкивающихся с серьезными экономическими трудностями. Общие средства Фонда, завершение формирования которого намечено на 1 июля 2009 г. - 20 млрд евро (их должны выделить поровну государство и Касса депозитов). К концу апреля 2009 г. Фонд располагал суммой только 1 млрд евро и потратил 130 млн, однако уже получил около 80 заявок на привлечение средств от различных компаний20.
- Отмена «(профессионального налога» для предприятий, осуществляющих инвестиции в 2009 г., что может содействовать поддержке деловой активности в стране и противодействовать переносу производств за границу, и адекватное возмещение недополученных средств департаментам и регионам (на сборы от этого налога приходится 50% их доходов)21.
4 декабря 2008 г. в г. Дуэ (Север) Саркози обнародовал План оживления экономики, который был одобрен парламентом в январе 2009 г.
Стоимость Плана - 26 млрд евро, или 1,3% ВВП Франции22.
Основные статьи расходов Плана:
- Прямые инвестиции государства в экономику - 10,5 млрд евро. Это модернизация университетов, НИОКР, новые разработки оборонной промышленности и большие инфраструктурные проекты, в том числе строительство 4 новых сверхскоростных железных дорог и судоходного канала «Сена - Север Европы» в 2010—2014 гг.
- Поддержка автомобильной промышленности.
200 млн евро - на выплату компенсаций за утилизацию подержанных автомобилей в возрасте более 10 лет в размере 1000 евро (вместо предыдущих 300 евро);
1 млрд евро - государственная линия рефинансирования в банках для стимулирования покупки автомобилей частными лицами в кредит.
- Досрочное возмещение долгов государства национальным предприятиям -11,5 млрд евро (ускоренный возврат НДС, компенсаций затрат на инновации на производстве и т.д.). Поддержка государства - при условии обязательства компаний «не переносить производства за границу».
- Меры по поддержке занятости. 700 млн евро - стоимость налоговых изъятий, которые распространяются на малые предприятия, осуществляющие новые наймы в 2009 г.
- Строительство социального жилья - 1,8 млрд евро (строительство 70 тыс. новых домов и квартир и выкуп 30 тыс. строящихся домов и квартир у частных деве-лоперов).
- Новое специальное пособие наименее обеспеченным семьям - 760 млн евро (по 200 евро, для 3,8 млн малообеспеченных семей)23.
План преследует как краткосрочные цели (поддержка замедлившегося инвестирования в экономику и наименее обеспеченных категорий населения), так и долгосрочные (модернизация инфраструктуры, которая будет содействовать будущему росту экономики). 75% предусмотренных по плану расходов должны быть осуществлены в 2009 г., причем, без учета налоговых изъятий, стоимость непосредственных денежных вливаний государства в экономику оценивается только в 10 млрд евро (финансирование более 1000 различных проектов)24. В целом, французский план по «спасению экономики» выглядит намного скромнее, чем аналогичные планы в других странах Запада: США (787 млрд долларов)25 или Германии (50 млрд евро)26. В Париже продемонстрировали крайне сдержанный и консервативный подход. Саркози не исключил принятие более крупномасштабного плана, однако только в случае дальнейшего существенного ухудшения экономических показателей страны.
5 февраля 2009 г. президент Франции выступил с общенациональным телеобращением об экономической политике правительства Франции в условиях всемирного кризиса. Во-первых, Н. Саркози заверил, что «реформы будут продолжены в прежнем ритме»27. Имелась в виду прежде всего запланированная на 2009 г. частичная отмена «профессионального налога» на предприятия. Во-вторых, глава государства пообещал принять дополнительные меры социальной защиты населения. В-третьих, Н. Сар-
кози вновь обратился к публике со своими ставшими уже традиционными призывами о необходимости «морального очищения» капитализма (неоднократно звучат начиная со времен президентской кампании 2006—2007 гг.) и осудил «систему оплаты так называемых «трейдеров», этих молодых людей, которые играли в спекуляции, что привело к известной нам катастрофе»28. В целом, как отметил еженедельник «Пуэн», реакция французской общественности на выступление президента не была наполнена большим энтузиазмом: правые расценили «щедрые обещания» президента как проявление слабости перед профсоюзами и демонстрантами, а левые посчитали, что власти не предпринимают «достаточно усилий» для выхода из кризиса и скорее придерживаются «тактики выжидания»29.
Новые меры социального характера были согласованы 18 февраля 2009 г. на «(Социальном саммите» с участием организаций профсоюзов, работодателей и правительства, в том числе:
- Введение ряда новых пособий, выплат и льгот для самых незащищенных категорий населения, в том числе увеличение на 15% зарплаты частично занятым, еди-норазовое пособие в 500 евро лицам, которые станут безработными после 1 апреля, единоразовое школьное пособие в 150 евро в 2009 г. и др.;
- Ограничение выплаты бонусов для руководителей предприятий, прибегающих к увольнениям;
- Призыв к банкам согласиться на отсрочки по выплатам кредитов физических лиц, являющихся частично безработными.
9 февраля 2009 г. Николя Саркози утвердил План поддержки автомобильной промышленности в объеме 6,5 млрд евро: по 3 млрд евро компаниям «ПСА Пежо-Ситроен» и «Рено», 500 млн евро - «Рено Тракс» (филиал «Вольво»). Необходимо отметить, что помощь выделена государством не безвозмездно, а в качестве 5-летней ссуды под 6% под ответные обязательства автопроизводителей не прибегать к увольнениям персонала в 2009 г.; не закрывать заводы и «все сделать для того, чтобы избегать увольнений» в течение 5 лет30. Также для поддержки программ модернизации национальной автомобильной промышленности создан Фонд модернизации автомобильного оборудования в размере 600 млн евро (200 млн евро из Стратегического инвестиционного фонда и по 200 млн евро из автомобильных компаний «ПСА Пежо-Ситроен» и «Рено»)31. Автомобильная промышленность имеет важнейшее значение для экономики Франции, в ней занято 10% самодеятельного населения страны32. Ранее Н. Саркози выступил с критикой планов французского автопроизводителя (возможно, имелась в виду «Пежо») перенести производство в Чехию, что вызвало негативную реакцию чешского руководства, председательствующего в первой половине 2009 г. в ЕС.
Помимо усилий на национальном уровне, Николя Саркози также принял активное участие в работе «антикризисных» встреч глав государств и правительств «Большой двадцатки» крупнейших экономик мира. 15 ноября 2008 г. на встрече в Вашингтоне был осужден принцип национального протекционизма, стороны обязались «воздерживаться от возведения новых барьеров» в области торговли и инвестиций33 в течение следующего года, однако не было принято никаких конкретных решений с целью оздоровления финансовой и экономической ситуации в мире. К тому же, как выяснилось вскоре, к почти не завуалированному протекционизму своих национальных производителей стали прибегать едва ли не все страны «Двадцатки», включая саму Францию.
12 марта 2009 г. накануне проведения очередного саммита «Двадцатки» в Лондоне Франция согласовала свои позиции с Германией на встрече Н. Саркози—А. Мер-кель в Берлине. Обе стороны договорились совместно отстаивать принципы большего регулирования всемирной экономики и требовать «(введения санкций» против «(налоговых оазисов»34, центров всемирных финансовых махинаций, перед лицом администрации Б. Обамы и правительства Г. Брауна, выступающих скорее за увеличение денежных вливаний ведущих государств мира в национальные экономики для борьбы с кризисом. 31 марта 2009 г. предидент Франции «пригрозил», что не поедет в Лондон, если не будет гарантии достижения реальных «результатов»35, в частности, в борьбе с «налоговыми оазисами». В целом, это заявление Саркози выглядело скорее как блеф, рассчитанный на «внутреннее национальное пользование» как попытка восстановить свои вновь снизившиеся рейтинги в опросах общественного мнения. 2 апреля 2009 г.,
несмотря на решения увеличить финансирование МВФ, опубликовать список «налоговых оазисов» и ввести в будущем против них санкции, лидеры «Двадцатки», включая французского президента, вновь не договорились о каком-либо кардинальном пересмотре действующей системы международных финансовых и экономических отношений, приведшей к началу мирового кризиса.
Итак, все антикризисные меры, предпринятые руководством Франции во главе с Н. Саркози в 2008—2009 гг., носят скорее осторожный характер и имеют также отчетливую социальную направленность. Свернуты запланированные ранее новые реформы либерального характера, однако не ставится под вопрос и реализация реформ, уже начатых с «докризисного» 2007 г. Вместе с тем, к настоящему времени усилия правительства по поддержке занятости не увенчались успехом: в марте 2009 г. число безработных во Франции выросло до 2,5 млн чел. (3,5 млн чел. вместе с частично занятыми)36. В то же время само правительство планирует увидеть позитивный эффект от антикризисных мер не ранее 2010 г.
Особенности экономического кризиса во Франции
По опубликованному 17 марта 2009 г. прогнозу Министерства экономики Франции, в 2009 г. ВВП Франции снизится на 1,5% (США - 1,9%, Германии 3%)37. Согласно более пессимистичному прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который был обнародован 30 марта 2009 г., ВВП Франции упадет на 3,3% в 2009 г.38 (США - 4%39, Германии - 5,3%40). Безработица во Франции вырастет в 2009 г. с 7,4% до 9,9% экономически активного населения41 (в США - с 5,8 до 9,1%42, в Германии - с 7,3% до 8,9%43).
Пока что, по всем прогнозам, экономика Франции будет менее затронута кризисом в 2009 г., чем другие крупнейшие страны Запада. Как ни парадоксально, «(амортизирующий эффект» имеют как раз те самые традиционные особенности социально-экономической модели страны, которые в более благоприятные времена скорее тормозили экономический рост и, соответственно, были объектом критики со стороны правых во главе с Саркози:
- Франция - исторически страна рантье, и до сих пор в ней один из самых высокий уровней сбережений - 15—16% дохода семьи (США 3%, Великобритания 5%, Германия 10%, Испания 11%), а уровень задолженности населения менее 50% ВВП (в США, крупнейшей стране «жизни в кредит», этот показатель вырос в 2000—2007 гг. с 85 до 116% ВВП)44;
- Количество работников бюджетной сферы во Франции - 5 млн чел. (их не так просто уволить, как работников частного сектора);
- 31,1% ВВП Франции тратится на социальную защиту населения, включая разнообразные семейные пособия и пособия по безработице (самый высокий показатель на Западе; в Швеции - 30,7%, в Германии - 28,7%, Великобритании 26,6%)45. В 2007 г. уровень государственных расходов во Франции составил 52% ВВП (Великобритания 45%, Германия 44%)46.
- Благодаря 35-часовой рабочей неделе французы работают меньше всех на Западе, что период кризиса делает менее необходимыми массовые увольнения;
- Из-за традиционно активной роли государства в экономике во Франции, в отличие от англосаксонских стран, намного проще, в случае необходимости, осуществлять национализации банков, страховых компаний и т.д.
Помимо этого, Франция, несмотря на все разговоры об «упадке» и постепенном «сползании вниз» в списке крупнейших стран по объему ВВП, по-прежнему является одной из ведущих экономических держав мира с собственными конкурентными преимуществами:
- Самая высокая рождаемость в ЕС: в 2008 г. - 2,02 ребенка на женщину47, что дает 65% всего естественного прироста населения Европейского Союза48 (в среднем по Европе рождаемость на уровне 1,5)49;
- Энергетическая независимость - на уровне 50,4% в 2007 г.50 - благодаря развитому производству атомной энергии (в Германии энергетическая независимость 39,2%, в Испании 21,7%, в Италии 14,9%)51;
- Выгодное географическое расположение - на перекрестке путей из Северной в Южную и Центральную Европу - и современная транспортная система: 2-е в мире
место после Японии по протяженности сверхскоростных железнодорожных линий (1,88 тыс. км.)52.
- Инвестиционная привлекательность. Во Франции работает 18 тыс. филиалов иностранных компаний, на которых работает 2 млн чел., что в 2 раза больше, чем 10 лет назад. В 2006 г. иностранными компаниями было создано 40 тыс. новых рабочих мест в стране, в то время как в результате переноса производств Франция потеряла только 13,5 тыс. мест53;
- Крупнейший АПК в Европе и второй в мире после США;
- Развитая индустрия культуры (музеи, кино и т.д.) с годовым оборотом в 40 млрд евро54 и туризма (в 2006 г. страну посетили 82 млн иностранных путеше-ственников)55.
К тому же, что немаловажно, Николя Саркози, несмотря на риторику в духе «свободной торговли», фактически осуществляет протекционистскую экономическую политику, что ярко выразилось в мерах по поддержке национальных автопроизводителей. Как скептически подчеркнула известная своими «фритрейдерскими» взглядами редакция британского еженедельника «Экономист», пакет помощи автопрому вызвал крайне «мало дебатов» в самой Франции по поводу «обоснованности траты государственных денег и сдерживания "международной" конкуренции»56. В ответ на критику комиссара ЕС по вопросам конкуренции Неели Крус французские власти ограничились письменным обещанием расплывчатого характера, что не будут «ограничивать свободу Общего рынка»57. В целом, следует еще раз подчеркнуть, что меры для оздоровления сферы финансов и реального сектора экономики, инициированные французскими властями, были своевременными и имели, несмотря, а может, и благодаря своему осторожному характеру, определенный стабилизирующий эффект, «смягчив» воздействие всемирного кризиса на экономику Франции.
Соответственно, кризис во Франции пока что менее глубок, чем в других странах. Однако не исключено, что может повториться история 30-х годов XX века, когда кризис во Франции наступил также несколько позже, чем в других странах, падение экономики было менее значительным, однако в силу «сдерживающих» консервативных особенностей национальной экономики кризис принял затяжной характер и длился фактически все 1930-е годы. Вместе с тем, не стоит излишне «сгущать краски»: пока, в соответствии со всеми прогнозами, масштабы нынешнего всемирного экономического и финансового кризиса в странах Запада будут несопоставимо меньшими по сравнению с Великой депрессией 1929—32 гг., когда ВВП в США ежегодно падал более чем на 10%58.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Perspectives économiques 2009—2010. Ministère de l'économie, de l'industrie et de l'emploi. 03.2009. P. 34. //
http://www.minefe.gouv.fr/directions_services/dgtpe/ref_mars/pers0309.pdf
2. Propositions Convention Social // http://www.conventions-ump.org/site/ propo-sition.php ?idconvention=16
3. Propositions sur l'économie // http://www.conventions-ump.org/site/proposi-tion.php?idconvention=4
4. Propositions Convention Services publics // http://www.conventions-ump.org/site/proposition.php?idconvention=15
5. Ibidem.
6. Finet F. Deux ans de réformes économiques Sarkozy à la loupe/ F.Finet, A.Ha-verland // http://www.lexpansion.com/economie/actualite-economique/deux-ans-de-reformes-economiques-sarkozy-a-la-loupe_180724.html?pg=2
7. По-фр. Loi Tepa, Loi en faveur du travail, de l'emploi et du pouvoir d'achat
8. Le Figaro. 17.04.2008.
9. Le Point. № 1903. 05.03.2009. P. 25.
10. Insee - Indicateur - Comtes nationaux trimestriels. 27.03.2009 // http://www.insee.fr/fr/ themes/indicateur.asp?id=28&type=1
11. L'Express. № 3008. 26.02.2009. P. 24.
12. Manifestations : La plus grosse mobilisation depuis le CPE //
http://tf1 .lci.fr/infos/economie/social/0„4310412,00-sous-le-soleil-les-francais-descendent-dans-la-rue-.html
13. Ibidem.
14. LeFigaro.fr. 01.05.2009 // http://www.lefigaro.fr/actualite-france/2009/05/01/01016-20090501ARTFIG00077-defiles-du-1er-mai-une-mobilisation-unitaire-.php
15. Sauvetage de la banque Dexia : 6,4 milliards d'euros // http://web.ifrance.com/actu/ economie/235884
16. Garantir le système bancaire - Plan de soutien aux banques: Nicolas Sarkozy annonce de futurs prêts // http://www.premier-ministre.gouv.fr/chantiers/plan_relance_eco-nomie_1393/garantir_systeme_bancaire_1401/plan_soutien_banques_nicolas_62180.html
17. LeFigaro.fr. 17.10.2008 // http://www.lefigaro.fr/economie/2008/10/18/04001-2008 1018 ARTFIG00216-le-parlement-allemand-adopte-le-plan-de-soutien-aux-banques-.php
18. LeFigaro.fr. 19.01.2009. // http://www.lefigaro.fr/marches/2009/01/19/04003-20090119 ARTFIG00424-grande-bretagne-un-nouveau-plan-de-soutien-aux-banques-.php
19. LeMonde.fr. 14.02.2009 // http://www.lemonde.fr/la-crise-financiere/article/ 2009/02/14/ jerome-kerviel-mauvais-joueur_1155424_1101386.html
20. L'Express. № 3016. 23.04.2009. P. 52.
21. Le Point. № 1900. 12.02.2009. P. 66.
22. L'Express. № 3001. 08.01.2009. P. 8.
23. Данные приводятся по: Croissance - Le plan de relance pour l'économie -Portail du Gouvernement - Site du Premier Ministre // http://www.premier-ministre.gouv.fr/chantiers/croissance_847/plan_relance_pour_economie_61857.html
24. Plan de relance de l'économie - Plan de relance: 1 000 projets dans toute la France // http://www.premier-ministre.gouv.fr/chantiers/plan_relance_economie_1393/ plan_relance_1_000_ 62486.html
25. LeFigaro.fr - 13.01.2009 // http://www.lefigaro.fr/international/2009/02/ 14/01003-20090214ARTFIG00485-le-plan-de-relance-americain-est-adopte-.php
26. LeFigaro.fr- 13.01.2009 // http://www.lefigaro.fr/economie/2009/01/14/04001-200901 14ARTFIG00344-le-second-plan-de-relance-allemand-deja-critique-.php
27. Sarkozy promet un geste social et supprime la taxe professionnelle // http://www.lexpress.fr/actualite/politique/sarkozy-promet-un-geste-social-et-supprime-la-taxe-professionnelle_73 8985.html
28. L'Express. № 3015. 16.04.2009. P. 53.
29. Le Point. № 1900. 12.02.2009. P. 22.
30. Там же. P. 66.
31. L'Express. № 3016. 23.04.2009. P. 52.
32. Le Point. № 1900. 12.02.2009. P. 66.
33. The Economist. 20.11.2008.
34. LeMonde.fr. 13.03.2009 // http://www.lemonde.fr/europe/article/2009/03/13/m-sarkozy-et-mme-merkel-scellent-leur-rapprochement-par-des-actes_1167368_3214.html
35. LePoint.fr. 01.04.2009 // http://www.lepoint.fr/actualites-politique/2009-04-01/g20-sarkozy-menace-de-claquer-la-porte/917/0/330575
36. LExpansion.com. 28.04.2009 // http://www.lexpansion.com/economie/actualite-economique/le-spectre-du-chomage-de-masse-hante-la-france_180253.html
37. Perspectives économiques 2009—2010. Ministère de l'économie, de l'industrie et de l'emploi. 03.2009. P. 6. //
http://www.minefe.gouv.fr/directions_services/dgtpe/ref_mars/pers0309.pdf
38. Perspectives économiques - Rapport intermédiaire - France // http://www.oecd.org/dataoecd/17/21/42442945.pdf
39. Chute de 4.3 pour cent du PIB dans les pays de l'OCDE en 2009, avec une forte poussée du chômage // http://www.oecd.org/document/34/0,3343,fr_2649_34487_42465122_ 1_1_1_1,00.html
40. Perspectives économiques - Rapport intermédiaire - Allemagne // http://www.oecd.org/dataoecd/17/20/42442914.pdf
41. Perspectives économiques - Rapport intermédiaire - France // http://www.oecd.org/dataoecd/17/21/42442945.pdf
42. Perspectives économiques - Rapport intermédiaire -Chapitre 2 - Evolution
dans certains pays membres de l'OCDE et dans certains pays non membres - Etats-Unis // http://www.oecd. org/dataoecd/17/38/42442565.pdf
43. Perspectives économiques - Rapport intermédiaire - Allemagne // http://www.oecd.org/dataoecd/17/2042442914.pdf
44. Le Point. № 1903. 05.03.2009. P. 32.
45. Там же. P. 33.
46. The Economist. 14.03.2009. P. 29.
47. La France, championne d'Europe de la natalité - Monde - Actualité Challen-ges.fr // http://www.challenges.fr/actualites/europe/ 20090113.CHA9989/la_france_cham-pionne_deurope_de_la_natalite.html
48. Le Point. № 1903. 05.03.2009. P. 29.
49. La France, championne d'Europe de la natalité - Monde - Actualité Challen-ges.fr // http://www.challenges.fr/actualites/europe/20090113. CHA9989/la_france_cham-pionne_deurope_de_la_natalite.html
50. Insee - Industrie-IAA-Construction - Taux d'indépendance énergétique nationale // http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?ref_id=NATTEF11310
51. Le Point. № 1903. 05.03.2009. P. 30.
52. Там же. P. 31.
53. Там же. P. 31.
54. Там же. P. 32.
55. Там же. P. 33.
56. The Economist. 14.03.2009. P. 29.
57. Ibidem.
58. Le Point. № 1897. 22.01.2009.
Аlexandr G. Abramenko Nicolas Sarkozy's Anti-Crisis Policies
The article entitled written by A.Abramenko provides a review of Sarkozy's economic programme and his first reforms adopted in 2007 and examines French President's anti-crisis measures introduced in 2008 and 2009 in order to bail out France's finance and real economy sector which appears to be less affected by the world economic crisis than other major Western countries.