ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (14)
УДК 316.624
ПАТТЕРНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ*
К.А. Петухов
В статье представлены результаты социологического исследования о частоте, дозах и способах потребления алкоголя жителями Пермского края. Особое внимание уделяется выявлению паттернов, устойчивых схем употребления различных видов спиртосодержащих напитков. Полученные данные сопоставляются со статистической информацией об объемах проданной алкогольной продукции в регионе, оценивается преимущества и недостатки социологических методов изучения проблемы алкоголизации населения.
Ключевые слова: алкоголь; паттерн; культура потребления; способ потребления; алкоголизм.
Употребление алкоголя является неотъемлемой частью культурной традиции многих народов. В исторической перспективе роль алкоголя в жизни общества претерпела ряд существенных изменений. Так, в Древней Греции употребление вина было связано с почитанием бога плодородия Диониса. В Средневековье употребление вина считалось одной из привилегий высших сословий. С выходом производства на промышленный уровень алкогольная продукция стала доступна практически всем. Употребление алкоголя в современном обществе в основном определяется возможностью раскрепоститься, снять стресс, неформально общаться с другими людьми. Однако проблема алкоголизма становится в современном обществе особенно актуальной. Важнейшие причины этого — усиливающаяся отчужденность личности от общества, социальная атомизация, низкий уровень социального самочувствия, недоступность социальных лифтов. Употребление алкоголя становится попыткой отрешиться от возникающих жизненных трудностей. Особенно остро проблема алкоголизации населения стоит перед современным российским обществом. Это обусловлено рядом культурных особенностей потребления алкоголя в нашей стране, ее
географическим положением, а также экономическими и политическими факторами. Определение общей культуры потребления алкоголя, паттернов потребления спиртных напитков стало основной целью социологического исследования, проведенного Пермским центром социального партнерства и социологических исследований ПГНИУ в 2011 г. Задачи исследования были определены следующим образом:
• проанализировать риски развития человеческого потенциала, связанные с потреблением алкоголя на индивидуальном и социально-территориальном уровнях;
• выявить особенности распространения риска алкоголизации, дать оценку степени опасности для различных сегментов регионального сообщества (территориальных, социально-демографических, профессиональных, семейно-статусных и пр.);
• исследовать, как воспринимает население региона риск, связанный с потреблением алкоголя, изучить типологические черты, определяющие характер данного восприятия.
В качестве объекта эмпирического социологического исследования были определены взрослые жители Пермского края; предмет ис-
* Публикация подготовлена в рамках научно-исследовательских работ ФБГОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», проводимых в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ в 2012 г. (проект № 6.4216.2011, рук. Е.Б. Плотникова).
Петухов Константин Алексеевич — кандидат политологических наук, доцент кафедры социологии и политологии; Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; petoukhov@psu.ru
следования — отношение взрослого населения края к употреблению алкоголя. В качестве основной гипотезы социологического исследования был выдвинут тезис о том, что модель алкогольного потребления определяется уровнем социальной адаптации личности, который в свою очередь зависит от степени социального самочувствия индивида.
Программой социологического исследования был предусмотрен опрос в 20 административных образованиях региона, представляющих различные типы социально-экономических и географических условий в Пермском крае. Метод анкетного опроса обеспечил возможность получения более откровенных ответов на вопросы, касающиеся частоты и способов потребления алкоголя. Вместе с тем для обеспечения большей репрезентативности полученных результатов, возможности распространить полученные выводы на всю генеральную совокупность (взрослых жителей Пермского края) в ходе опроса контролировался ряд социальнодемографических показателей респондентов. Пропорции распределения участников опроса по полу, возрасту и образованию основаны на данных Пермьстата, полученных во время всероссийской переписи 2010 г. Всего в анкетном опросе приняли участие 904 жителя Пермского края в возрасте от 18 до 70 лет (среди них 425 мужчин и 479 женщин). 38,7 % участников опроса имеют среднее общее образование; 44,1 % опрошенных получили начальное или среднее специальное образование; остальные 17,2 % респондентов с высшим образованием.
Для выявления существующих систем потребления алкогольной продукции респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, определяющих частоту употребления различных видов алкогольной продукции (пива, алкогольных коктейлей, вина и шампанского, водки и других крепких спиртных напитков), среднюю разовую дозу их потребления, а также места употребления спиртного. Данные, полученные в исследовании, были затем сопоставлены со статистическими показателями продаж различных видов алкоголя в Пермском крае. Это позволило оценить правомерность использования социологической методологии для определения паттернов потребления алкоголя.
Ключевое назначение вопросов данного блока анкеты состоит в определении доли лю-
дей, употребляющих алкоголь, и исследовании их поведения. Как было установлено, большинство респондентов употребляли спиртные напитки в течение последнего года (84 %). Причем 78,5 % из них употребляли алкоголь и в течение последнего месяца. Доля лиц, не употреблявших алкоголь в течение последнего года, составила лишь 16 %.
Большинство респондентов заявили также, что они употребляют алкогольные напитки регулярно. При этом 59,6 % опрошенных выпивают 1-3 раза в месяц, 27,6 % употребляют алкоголь еженедельно, а остальные участники исследования пьют спиртное еще чаще. Согласно медицинским исследованиям, еженедельное употребление алкоголя является признаком первой стадии алкоголизма, а более частое употребление — свидетельство развития второй и третьей стадии данного заболевания. Согласно результатам опроса можно сделать вывод о том, что более 34 % жителей Пермского края подвержены риску развития алкогольной зависимости. Столь удручающий показатель свидетельствует о необходимости срочных радикальных мер для сокращения потребления алкоголя. Согласно данным медицинских исследований антиалкогольная компания во времена перестройки, несмотря на ряд «перегибов», способствовала увеличению продолжительности жизни населения Советского Союза, в первую очередь мужчин. Возможно, представителям государства стоит рассмотреть имеющийся опыт борьбы с алкоголизмом для выработки эффективных мер для решения проблемы алкоголизации населения. Без этого ситуация с потреблением алкоголя будет только усугубляться и в среднесрочной перспективе может привести к самым серьезным экономическим, социальным и даже политическим последствиям. Более подробно ответы респондентов представлены в табл. 1.
Анализ социально-демографических характеристик респондентов выявил наличие связи между частотой употребления алкоголя и полом респондентов. Мужчины-респонденты чаще, чем женщины, пьют алкогольные напитки. Возраст людей также оказывает влияние на практику употребления алкогольных напитков. Чем старше оказывались респонденты, тем реже они упоминали факт потребления алкоголя в течение последнего года. Похожая зависимость
обнаружена и в отношении респондентов к своему здоровью — чем выше оценивалась ценность здоровья, тем реже участники опроса заявляли об употреблении алкоголя в течение года, меньше оказывалась и частота употребления спиртного. Сравнение ответов респондентов относительно их отношения к алкоголю по-
казало наличие линейной зависимости: участники опроса, которые позитивно оценивали алкоголь, чаще его и употребляют (48,6 % респондентов находятся в зоне риска); частота выпивки у лиц, негативно настроенных к алкоголю, оказалась ниже (27,4 % опрошенных находятся в зоне риска).
Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как часто за последний год Вы выпивали
хотя бы небольшое количество алкоголя?»
Употребление алкоголя % от числа употреблявших алкоголь в течение последнего года % от всех опрошенных
Практически ежедневно 3,6 3,1
5-6 раз в неделю 1,9 1,6
3-4 раза в неделю 7,4 6,1
1-2 раза в неделю 27,6 23,4
1-3 раза в месяц 59,6 50,1
Не употребляли алкоголь - 15,7
Примечание: курсивом выделена зона риска.
Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопросы о местах употребления алкоголя,
в % от числа ответивших
Места употребления алкоголя Случалось ли Вам хотя бы однажды употреблять алкоголь в названных местах? В течение последнего месяца в каких из названных мест Вам приходилось чаще всего употреблять алкоголь?
В общественных заведениях (бар, кофе, ресторан) 37,5 21,7
У себя дома 60,7 45,3
Дома у друзей, знакомых, родственников 65,7 48,5
На улице 20,6 9,9
На работе/ в учебном заведении 6,6 2,2
В клубе, на дискотеке 11,9 4,7
В подъезде 2,2 0,3
Примечание: сумма процентов по столбцу больше 100 %, т.к. респондент мог дать несколько ответов.
Для формирования представления о существующих системах потребления алкоголя респондентам было предложено ответить на вопрос, где им приходилось пить алкоголь, а также где они это делают наиболее часто. Было установлено, что большинство респондентов употребляют спиртные напитки, находясь в гостях у друзей или родственников. Вторым по популярности местом употребления алкоголя оказалось место проживания участников исследования. На третьем месте со значительным отрывом находятся различные общественные заведения (кафе, бары, рестораны). Более подробно ответы респондентов представлены в
табл. 2. Интерес представляет и сравнение доли респондентов, потребляющих алкоголь наиболее часто в различных местах, с соответствующей долей участников опроса, которые заявили о том, что им приходилось употреблять спиртное в этих местах хотя бы раз. Сравнение данных позволило установить, что места потребления алкоголя можно условно разделить на три группы: к первой группе относятся общественные места, места проживания респондентов, их друзей и родственников; ко второй группе относится употребление алкоголя на улице или на дискотеке; а в третью группу отнесены такие места, как подъезды, рабочие или учебные по-
мещения. Для первой группы мест характерно близкое соответствие ответов на оба вопроса анкеты. Вторая группа мест чаще упоминается участниками исследования в связи с однократным / нечастным употреблением алкоголя. Третья группа имеет еще более существенные различия в ответах. В подъездах и на рабочих (учебных) местах часть респондентов пила лишь однажды, часть делают этого нечасто.
Полученные ответы соотносятся с мнениями участников исследования о допустимых поводах употребления алкоголя. Праздничные события, которые отмечаются жителями Пермского края у себя дома, в кругу друзей/родственников или в кафе /ресторанах, являются, по мнению участников опроса, достаточным поводом к употреблению спиртного. Другие перечисленные в анкете места в меньшей степени пригодны для проведения праздничных мероприятий, в связи с чем их доля оказалась существенно меньше.
Дальнейшее исследование эмпирических данных показало, что респонденты мужского пола чаще, чем женщины, говорят об употреблении алкоголя во всех перечисленных в анкете местах. Особенно значительны различия в случаях употребления алкоголя на улице и в подъезде (разница в ответах мужчин и женщин достигает 3-5 раз). Было также установлено, что такие места для употребления спиртного выбирают, прежде всего, люди молодого возраста (до 30 лет). Напомним, что действующее законодательство запрещает распитие алкоголя в общественных местах, к которым можно отнести улицы и подъезды. Тем не менее представители молодого поколения попросту игнорируют требования закона, а правоохранительные органы, к сожалению, не демонстрируют решимости бороться с нарушителями. Еще одной социально-демографической характеристикой людей, употребляющих алкоголь в местах, не предназначенных для этого, является уровень образования. На улице пьют в первую очередь респонденты со средним общим образованием, а в подъездах употребляют спиртное в большей мере люди с незаконченным высшим или полным высшим образованием. Публичное потребление спиртного в не подходящих для этого местах является наиболее показательным индикатором распространения алкоголизма в стране. Эта проблема наиболее остра среди мо-
лодых людей с низким уровнем образования, проживающих либо в малых городах края, либо в г. Перми. Сельские жители предпочитают употреблять алкоголь в более традиционных местах: дома, у друзей.
Для определения паттернов потребления алкоголя жителями Пермского края респондентам было предложено ответить на вопросы, которые характеризуют частоту и разовые объемы распития различных алкогольных напитков. При этом учитывались четыре категории спиртосодержащих напитков: пиво, алкогольные коктейли в заводских упаковках, вина, а также крепкие алкогольные напитки, включая водку. Совокупная доля жителей края, потребляющих пиво и крепкие алкогольные напитки, практически одинакова — 39 %. Вина по популярности находятся на третьем месте — 32,2 %. Существенно реже жители Пермского края пьют алкогольные коктейли — общая доля употребляющих их с различной частотой в течение месяца составляет 6,3 %. Следует обратить внимание, что частота употребления пива и крепких алкогольных напитков существенно отличается. Частота потребления пива, представляющая риск для здоровья (1-2 раза в неделю и чаще), более чем в 2 раза превосходит аналогичный показатель по крепким алкогольным напиткам.
В целом жителей региона по потреблению алкоголя можно разделить на три примерно равные группы. Треть воздерживается от употребления алкоголя, треть респондентов потребляют алкоголь на безопасном для здоровья уровне (не более чем,1-3 раза в месяц), треть населения находится в группе риска — регулярно употребляют спиртные напитки (прежде всего пиво и крепкий алкоголь).
Социально-демографический профиль респондентов, употребляющих перечисленные виды алкоголя, имеет ряд существенных отличий:
• Установлено наличие линейной зависимости между частотой потребления пива и полом респондентов, а также уровнем их социального самочувствия и отношения к здоровью. Высокая частота потребления пива характерна для респондентов-мужчин, людей с низким уровнем социального самочувствия, предпочитающих рискованный образ жизни, даже если это вредит их здоровью.
• Крепкие алкогольные напитки чаще пьют представители мужского пола.
• В отношении частоты потребления алкогольных коктейлей в заводской упаковке, а также вин (шампанского) не было установлено существенной дифференциации ответов респондентов, относящихся к разным социально-демографическим группам.
Следует указать на наличие связи между положительным отношением к алкоголю и частотой употребления пива (см. табл. 3). По другим категориям алкогольных напитков отсутствует четкая дифференциация ответов респондентов, относящихся к двум ранее выделенным кластерам.
Таблица 3. Распределение ответов респондентов о частоте употребления пива (в % от числа опрошенных) по кластерам, характеризующим отношение к алкоголю
Частота потребления пива Кластер негативно настроенных к алкоголю Кластер позитивно настроенных к алкоголю
Не пил алкоголя в течение месяца 43,1 22,8
Не пил пиво в течение последнего месяца 29,0 25,9
1-3 раза в месяц 19,2 26,2
1-2 раза в неделю 5,9 16,2
3-4 раза в неделю 1,2 5,3
5-6 раз в неделю 0,8 1,9
Практически ежедневно 0,6 1,7
Таблица 4. Разовый объем потребления чистого этанола по различным видам алкогольных напитков, (мл)
Виды алкогольных напитков Мужчины Женщины
Пиво 60,938 43,648
Алкогольные коктейли в заводской упаковке 64,697 50,909
Вино (шампанское) 68,764 67,871
Крепкие алкогольные напитки 74,733 41,731
Средний размер превышения разовой безопасной дозы 1,68 1,70
На основе анализа можно сделать вывод о том, в Пермском крае доминирует пивной тип потребления алкоголя. Частота потребления пива существенно выше, чем других алкогольны напитков, что представляет существенную угрозу здоровью жителей региона. Хотя в медицинской литературе не встречается термина «пивной алкоголизм», существует ряд факторов, стимулирующих рост потребления пива. К ним относятся: пиво не воспринимается как серьезный алкогольный напиток, значительно быстрее формируется психическая зависимость от него.
Для уточнения полученных данных респондентам был задан ряд вопросов, касающихся объемов разового потребления различных видов алкогольной продукции. На основе полученных данных удалось также получить информацию о примерной средней порции чистого этанола, выпиваемого жителями Пермского
края за один раз. По объемам потребления два наиболее часто употребляемых вида алкогольной продукции существенно отличаются: за один раз выпивается в среднем 1,1 л пива и лишь 0,16 л крепких алкогольных напитков. В пересчете на чистый этанол, объемы потребления спиртных напитков иные. За один раз респонденты, пьющие вино (шампанское), употребляют сравнительно больший объем этилового спирта.
Если сравнивать полученные данные с рекомендациями экспертов Всемирной организации здравоохранения, то можно сделать вывод о том, что объемы разового потребления алкоголя (в пересчете на чистый этанол) в Пермском крае находятся на небезопасном уровне. Для женщин разовая безопасная доза составляет 30 мл, а для мужчин — 40 мл. Результаты исследования по данному показателю среди мужчин и женщин представлены в табл. 4.
Из табл. 4 видно, что наибольшее превышение допустимых безопасных доз алкоголя у мужчин наблюдается при употреблении крепких алкогольных напитков, а у женщин при употреблении вин. При этом средний размер превышения безопасных доз алкоголя немного выше у женщин.
Интегральным индикатором, раскрывающим характер потребления различных видов алкоголя населением Пермского края, является среднемесячный объем чистого этанола, потребляемого за месяц. Данный индикатор учитывает крепость различных видов алкоголя, с одной стороны, и частоту их потребления — с другой. Это позволяет выявить, какие напитки представляют наибольшую угрозу развития алкогольной зависимости среди жителей региона. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что основной вклад в формирование алкогольной зависимости у населения Пермского края вносят пиво, коктейли в заводской упаковке. Крепкие спиртные напитки и вина, хотя и потребляются жителями региона в не безопасных для здоровья дозах, влияют на ситуацию с алкоголизацией населения меньше, так как употребляются редко. Сравнивая объемы месячных доз потребления алкоголя жителей Пермского края с рекомендациями ВОЗ, можно сделать вывод о том, что потребление алкоголя находится на безопасном для здоровья уровне. Однако следует учесть, что ответы респондентов не являются точным отражением реальных фактов. Ответы на вопросы о частоте потребления алкогольных напитков в этом смысле менее достоверны, чем ответы на вопросы о разовой доле выпитого алкоголя, поскольку в общественном сознании, как было установлено в ходе исследования, именно высокая частота употребления алкоголя рассматривается как признак наличия алкогольной зависимости.
С помощью процедуры кластерного анализа выделены четыре паттерна потребления алкоголя:
• абстиненты (42,4 %) — люди, отказывающиеся от потребления спиртного или пьющие очень редко минимальные дозы алкоголя;
• умеренно пьющие, люди сочетающие употребление пива и крепких алкогольных напитков (21,2 %), употребляющие алкоголь
2-4 раза в месяц, недельная доза около 90 мл этанола (далее — умеренно пьющие-1);
• умеренно пьющие, любители вина (28 %) — люди, употребляющие спиртное примерно 2 раза в месяц, недельная доза около 70 мл этанола (далее — умеренно пьющие-2);
• систематически пьющие (8,4 %) — люди, употребляющие алкоголь чаще одного раза в неделю, зачастую смешивающие различные виды напитков (крепкое спиртное, пиво, вино), но отдающие предпочтение пиву; недельная доза которых составляет более 400 мл этанола в неделю.
Каждый из представленных паттернов потребления ассоциирован со специфическим набором социально-демографических характеристик. «Абстиненты» являются в большей мере жителями городов Пермского края, среди них доминируют женщины (59,3 %). Здесь выше доля пожилого населения — старше 46 лет (51,4 %), со средними значениями уровня социального самочувствия. К данному кластеру в относятся в основном лица, находящиеся в браке и вдовцы/вдовы.
Группа «умеренно пьющих-1» представлена главным образом мужчинами, их доля достигает 75 %. В возрастном отношении — это, в первую очередь, люди 31-45 лет со средним специальным образованием, чей доход находится на уровне выше среднего. Данная группа обладает и одним из наиболее высоких уровней социального самочувствия. Среди представителей этого кластера выше доля учащихся и студентов, индивидуальных предпринимателей и военнослужащих.
Кластер «умеренно пьющих-2» составляют в основном женщины (75,1 %) в возрасте 18-45 лет, чей уровень материального достатка средний, а индекс социального самочувствия наиболее высокий по сравнению с другими кластерами. Здесь также велика доля студенческой и учащейся молодежи (20,2 %).
Группа систематически пьющих, объединяет главным образом жителей г. Перми, абсолютное большинство которых составляют мужчины (81,6 %). В результате опроса было установлено, что в этой среде значительна доля людей в возрасте 18-30 лет (39,5 %) с низким уровнем образования и дохода. Уровень социального самочувствия у этой категории респон-
дентов также один из самых низких по результатам исследования. По основному занятию представители данной группы в большей мере являются нанятыми сотрудниками либо вообще не имеют постоянной работы. В семейном отношении к сильно пьющим респондентам чаще относятся те, кто не состоит в браке: холосты (не замужем), разведены.
Проведено сравнение среднедушевых объемов употребления спиртосодержащих напитков, полученных на основе данных социологического исследования, со статистической информацией Федеральной службы государственной статистики, учитывающей физические объемы продаж алкоголя. Рабочей гипотезой исследования было предположение, что заявленные респондентами частота и объемы потребления алкоголя окажутся ниже физических объемов продаж спиртосодержащих напитков. Данное предположение полностью подтвердилось. По различным видам алкогольных напитков, доля сокрытия респондентами реальных объемов потребления отличается в среднем, находясь на уровне 284 %. Такое существенное
расхождение между статистическими данными и результатами опроса может рассматриваться как повод не доверять социологическим методам оценки потребления алкоголя. Тем не менее общая структура потребления различных видов алкоголя, выявленных в ходе исследования оказалась идентичной той, что фиксируется Федеральной службой государственной статистики. Кроме того, социологическое исследование дало возможность описать социальнодемографические характеристики потребителей алкоголя, выделить паттерны потребления, определить причины и мотивы стремления употреблять спиртные напитки. Подобного рода информация может быть получена исключительно при проведении социологических исследований. В этой связи расчет конкретных объемов потребления алкоголя на душу населения по данным опросов не является релевантным методом. Наиболее важное значение для социологического анализа имеет внутренняя структура данного показателя, которая была получена в ходе опроса респондентов.
PATTERNS OF ALCOHOL CONSUMPTION IN THE PERM REGION
Konstantin A. Petoukhov
Perm State National Research University, 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia
The frequency, doses and ways of alcohol consumption by inhabitants of Perm region are analyzed in paper. Special attention is given to the detection of patterns of consumption, sustainable schemes of drinking different types of alcohol beverages. The obtained data are compared with statistical information on the volume of sold alcohol in the region, estimated the advantages and disadvantages of methods of sociological study of the problem of alcoholism among the population.
Key words: alcohol; pattern; consumer culture; a way of consumption; alcoholism.