Научная статья на тему 'Анонс как речевой жанр (на материале интернет-дискурса'

Анонс как речевой жанр (на материале интернет-дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6044
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСТНОЙ АНОНС / ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / НОВОСТНОЙ ДИСКУРС / РЕЧЕВОЙ ЖАНР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковальчукова Мария Александровна

В статье рассматриваются дифференциальные признаки анонса как речевого жанра, анализируются основные его параметры на материале интернет-дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анонс как речевой жанр (на материале интернет-дискурса»

Список литературы

1. Верещагин, Е. М. Речевые тактики «призыва к откровенности». Еще одна попытка проникнуть в идиоматику речевого поведения и русско-немецкий контрастивный подход / Е. М. Верещагин, Р. Ратмайр, Т. Ройтер // Вопр. языкознания. - 1992. -

№ 6. - С. 82-93.

2. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Ис-серс. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 284 с.

3. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация : учеб. пособие для ун-тов и ин-тов / Е. В. Клюев. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 320 с.

4. Пирогова, Ю. К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе : опыт ти-пологизации / Ю. К. Пирогова // Текст. Интертекст. Культура. - М. : Азбуковик, 2001. - С. 543-553.

5. Терихов, С. А. О социальном аспекте речевого взаимодействия в коммуникативном контексте / С. А. Терихов // Материалы Междунар. науч. конф. «Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве», посв. 65-летию Пятигор. гос. лингвист. ун-та. - Пятигорск : РОЬИ, 2004. - С. 147-149.

М. А. Ковальчукова

АНОНС КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА)

В статье рассматриваются дифференциальные признаки анонса как речевого жанра, анализируются основные его параметры на материале интернет-дискурса.

Ключевые слова: новостной анонс, интернет-дискурс, новостной дискурс, речевой жанр.

В современном информационном пространстве дискурс СМИ - основной источник знаний людей о мире и происходящих в нем событиях. Способность воздействовать на аудиторию определяет специфику дискурса СМИ как коммуникативного явления, направленного на формирование общественного мнения.

Неотъемлемой частью дискурса СМИ является новостной дискурс. Новости, будучи источником «первичной» оперативной информации, «заключают в себе в концентрированной форме признаки и функции, характерные для всего дискурса масс-медиа. Именно в новостях реализуется посредничество во взаимодействии индивида с миром действительности, осуществляющееся, в первую очередь в новостных жанрах»1.

Важную роль в современном новостном дискурсе играет представление новостного события перед изложением основного материала. Одним из первых на это обратил внимание Т. Ван Дейк, выделив Краткое Содержание как один из категориальных компонентов новостного дискурса2.

Среди современных исследователей дискурса СМИ нет единой точки зрения на структурный статус и способ обозначения этого компонента дискурса СМИ.

Так, С. В. Антропов, Г. Г. Хазагеров, Ф. Мэллет3 и др. для обозначения «краткого содержания» используют термин «лид». «Лид», по мнению Г. Г. Хазагерова,

представляет собой графически выделенное и помещенное перед текстом [выделено нами. - М. К.] краткое содержание статьи»4.

Исследователь Ю. С. Воротникова применительно к интернет-дискурсу обозначает анонсирующие компоненты новостного дискурса терминами «гипертекст» и «вводка»5.

Л. М. Майданова называет «сообщение, информирующее о содержании последующих материалов, на которые редакция желает обратить внимание адресата» в газете, теле- или радиопрограмме, анонсом6.

Обращает на себя внимание тот факт, что большинство исследователей указывают на относительную или абсолютную самостоятельность данного компонента дискурса СМИ в целом и новостного дискурса в частности.

Именно этот факт определяет цель данной статьи - выявить, является ли анонс7 самостоятельным речевым жанром дискурса СМИ.

Проблема речевого жанра в СМИ является одной из наиболее актуальных. Ученые, обращавшиеся к вопросу разграничения речевых жанров, отмечают неразработанность этой проблемы (см. работы М. Н. Кожиной8, В. В. Дементьева9). Существует множество работ, посвященных исследованию сущности и функционирования речевых жанров (см. работы Т. В. Шмелевой10, А. Вежбицкой11,

М. Ю. Федосюка12, В. Е. Гольдина13, А. В. Щербакова14 и др.)

В современной газетной публицистике принято выделять следующие группы:

1) жанры новостной информации, к которым относят заметку, отчет и репортаж;

2) диалогические жанры (интервью, диалог, беседа); 3) ситуативно-аналитические жанры (комментарий, корреспонденция, статья и обозрение); 4) художественнопублицистические жанры (зарисовка, очерк, эссе)15.

При этом Г. Я. Солганик отмечает, что «в основу деления текстов СМИ на определенные жанры могут быть положены различные принципы: интенция (описать, проинформировать, разрекламировать, высмеять и т. п.), композиционные формы/регистры речи, образ автора (человек социальный/человек частный), модальность (объективная/субъективная), оценочность (скрытая/открытая) и т. п.16.

Особого внимания заслуживает жанровая структура нового вида СМИ - Интернет. Именно в Интернете происходит взаимопроникновение различных жанров, что приводит не только к расширению жанровых границ, но и к их размыванию. Это в свою очередь способствует созданию новых «пограничных» жанровых форм.

К таким новым формам можно отнести и новостной анонс. Хотя анонс активно функционирует во всех СМИ, но именно в Интернете он приобретает особую значимость и самостоятельность. На это обращают внимание фактически все исследователи интернет-дискурса (Воротникова, Садыкова17, Антропов) и др.

Особенностями, которыми новостной анонс в Интернете отличается от анонсов в других СМИ, являются:

1. Оперативность. В Интернете новостные анонсы сменяют друг друга очень быстро (практически каждую минуту), позволяя читателю узнавать все новые и новые подробности происходящего. Таким образом, в отличие от радио, телевидения и тем более печатных СМИ, интернет-анонсы обладают более высоким уровнем актуальности и информативности.

2. Сконцентрированность. Новостные анонсы собраны на стартовых страницах поисковых сайтов. У пользователя есть возможность ознакомиться с различными точками зрения на одно и то же событие.

3. Разносторонний взгляд на событие. В Интернете у пользователя есть уникальная возможность в любое время ознакомиться с анонсом на любую тему: доста-

точно зайти на стартовую страницу поискового сайта (yandex.ru, rambler.ru, mail.ru и т. д.), где представлены новости разных информагентств. В то время как телевидение ограничено временными рамками, а печатные издания - пространством газетной полосы.

Это позволяет предположить, что в новостном блоке интернет-дискурса анонс может рассматриваться как самостоятельный речевой жанр, соответствующий жанровой модели, разработанной М. М. Бахтиным. К дифференциальным признакам речевого жанра, которые «неразрывно связаны в целом высказывании и одинаково определяются спецификой данной сферы общения», М. М. Бахтин относит тематическое содержание, композиционное построение и стиль18.

Тематическое содержание анонса определяется его основной функцией - информативной. В анонсе дается сжатое представление об актуальном событии. «Тексты на сайте не читают - их просматривают. Соответственно, посетителю необходимо сразу предоставить интересующую его информацию»19. Содержание анонса -это актуальное на данный момент событие, которое может быть интересно и важно широкому кругу пользователей. Это в первую очередь новости политического, спортивного или социально-бытового характера. Вместе с тем, новостной анонс за короткий промежуток времени должен привлечь внимание читателя, заинтересовать его и побудить к чтению полного текста сообщения.

Напримері

• Россия и Грузия обменялись пленными (Дни.ру)

Анонс в интернет-дискурсе характеризуется рядом структурных особенностей. Наиболее типичной структурой анонса является полное двусоставное предложение, содержащее ключевую информацию о событии.

Например і

• Путин назначил нового главу Росрегистрации (Сегодня.ру)

Еще одной характерной структурой анонса, встречающейся только в интернет-дискурсе, является «оборванное» предложение. Особенностью данного типа является «обрыв» фразы, ее якобы смысловая незаконченность. Такая структура заинтересовывает адресата («что же дальше?») и делает акцент на определенной (оставшейся) части предложения, представленной в анонсе и несущей на себе основную смысловую нагрузку.

Например і

• «Газпром» ограничил поставки газа Украине... (The New Times)

• Зубков предлагает вернуться к рассмотрению вопроса о второй очереди газопровода... (Gzt.Ru)

Также к характерным структурам анонса можно отнести построение текста по «телеграфному» принципу, когда ряд номинативных предложений дает ключевую информацию о событии.

Например і

• Вчера. Пекин. Золотой полет Елены Исинбаевой (Независимая газета)

Для анонса характерно специфическое использование языковых и речевых средств. В связи с тем, что текст анонса ориентирован на быстрое восприятие, в нем отсутствуют сложные изобразительно-выразительные средства. Внимание пользователя привлекается, например, специфическим использованием числительных, аббревиатур, маркированной лексики, интертекстуальных компонентов.

Например і

• А вас, Лужков, я попрошу остаться (Gzt.Ru)

• Приставы-«домушники» (Страна.Ru)

Таким образом, новостной анонс в интернет-дискурсе отвечает всем основным дифференциальным признакам речевого жанра и занимает особое место в структуре современных СМИ.

Примечания

1 Негрышев, А. А. Прагматика интертекстуальности в новостном дискурсе СМИ [Электронный ресурс] / А. А. Негрышев. - Режим доступа : ИИрУ/’^^^уі^Іи. wladimir.ru/Rus/NetMag/ у4/у4_аг08.Иіт.

2 Дейк ван, Т. А. Анализ новостей как дискурса / Т. А. ван Дейк // Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989. - С. 111-160.

3 Как писать Лид : один путь из множества [Электронный ресурс] // Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. - Режим доступа : http://www.journ.ru/library.shtml.

4 Хазагеров, Г. Г. Политическая риторика [Электронный ресурс] / Г. Г. Хазагеров. -Режим доступа : http://evartist.narod.ru/text7/09.htm.

5 Воротникова, Ю. С. Реализация новостного дискурса в электронных англоязычных

СМИ : автореф. дис. ... канд. филол. наук [Электронный ресурс] /

Ю. С. Воротникова. - Режим доступа : http://www.textology.ru/public/uzus.html.

6 Культура русской речи : энциклопед. слов.-справ. / под ред. Л. Ю. Иванова,

A. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. - М. : Флинта : Наука, 2003. - 840 с.

7 В нашей работе для обозначения краткого содержания новости мы вслед за Л. М. Майдановой будем использовать термин «анонс».

8 Кожина, М. Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) /

М. Н. Кожина // Жанры речи : сб. науч. ст. - Саратов, 1999. - С. 55-65.

9 Дементьев, В. В. Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике /

B. В. Дементьев // Вопр. языкознания. - 1997. - № 3. - С. 109-121.

10 Шмелева, Т. В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева // Жанры речи : сб. науч. ст. - Саратов, 1997. - С. 88-89.

11 Вежбицкая, А. Речевые жанры / А. Вежбицкая // Там же.

12 Федосюк, М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров / М. Ю. Федосюк // Вопр. языкознания. - 1997. -№ 5. - С. 102-120.

13 Гольдин, В . Е. Проблемы жанроведения / В . Е. Гольдин // Жанры речи : сб. на-

уч. ст. - Саратов : Изд-во гос. учеб.-науч. центра «Колледж», 1999. - С. 4-6.

14 Щербаков, А. В. О системном представлении жанрового поля языка/речи (на материале гезетно-публицистических жанров) [Электронный ресурс] / А. В. Щербаков. -Режим доступа : http://lib.krasu.ru/resources.php3?menu1=socspeach &menu2=2006-16-17

15 Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. - М. : Аспект Пресс, 2000.

16 Солганик, Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста / Г. Я. Солганик // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2001. - № 3.

17 Садыкова, Г. В. Стратегически обусловленный порядок слов / Г. В. Садыкова // Русская и сопоставительная филология'2005 / Казан. гос. ун-т, филол. фак. - Казань : Казан. гос. ун-т, 2005. - 256 с.

18 Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин. Собр. соч. : в 7 т. Т 5. -М. : Рус. слов., 1997 - 732 с.

19 Антропов, С. В. В Интернете текст должен стать новостью [Электронный ресурс] /

C. В. Антропов. - Режим доступа : http://www.webkontent.ru/index/dictionary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.