8. Липский И.А. Военно-социальная работа на уровне человека // Армия и общество. 1998. № 1. С. 84—95.
9. Луговая О.М. Дезадаптация военнослужащих — участников боевых действий и пути снижения ее негативного влияния на социум // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов. Воронеж, 2003.
10. Певень Л. В., Шишканов А.И. Состояние и перспективы решения социальных проблем военнослужащих // Социологические исследования. 2002. № 5.
11. Певень Л. В., Шишканов А.И. Социальная защита военнослужащих — у критической черты //Правозащитник. 2002. № 4.
12. Проблемы комплектования армии и флота по-прежнему остры // Ракурс: Теория. Практика. Информация. М.: ГУВР ВС РФ, 2001. Вып. 2. С. 23—36.
13. Профориентация и социальная поддержка военнослужащих, уволенных в запас / Под ред. И.В. Стазаевой. Саратов, 1995.
14. Скок А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ, 1997.
15. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 344—362.
16. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
УДК 796.5/338.48
АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСТИНИЧНОМ РЕСТОРАННОМ
СЕРВИСЕ В.К. Нестерович,
начальник центра повышения квалификации и переподготовки кадров,
А.А. Шилов, студент,
Институт туризма, БГУФК, г. Минск
Научное обоснование анимационной деятельности в туризме определяется ростом туристских потоков по определенным направлениям. Отдых и культурная программа подразумевается как единое целое и для групп, и для индивидуалов. Появилось огромное количество возможностей путешествовать по территории республики и за пределами государства. Как правило, на туристских маршрутах предусматривается культурно-
развлекательная программа. Анимационные мероприятия сегодня зависят от спроса и предложений.
Ключевые слова: гостиничный сервис, анимационная деятельность, кадры.
Сектор развлечений, досуга и спорта играет важную роль в общей инфраструктуре индустрии гостеприимства и решает разнообразные задачи: воспитание, образование, развитие культуры. Заполняя свой досуг развлечениями и спортом, человек отдыхает и восстанавливает силы, поднимает настроение. К предприятиям и организациям сектора развлечений относят цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, а также разнообразные зрелищные предприятия — театры, кинотеатры, концертные залы, филармонии и др.
Предприятия индустрии развлечений и спорта в последнее время выступают как самостоятельные и обособленные звенья, привлекающие значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы.
Гостиничным предприятиям отводится ведущая роль в деловых контактах с предприятиями, предоставляющими услуги развлечений, досуга, отдыха и спорта. Кроме того, в гостиницах формируются анимационные службы, организующие дополнительный досуг и отдых гостей. Многие гостиничные предприятия имеют собственную спортивную базу: бассейны, площадки для тенниса, гольфа, водные аттракционы, киноконцертные залы, и т.д.[1]
Туристы, собирающиеся в путешествия, интересуются не только условиями проживания и экскурсионной программой, но и наличием анимационной команды в данном отеле, пансионате или курортном комплексе.
Анимация — сравнительно новое направление курортной деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Это явление — порождение конкуренции между курортами, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов.[2]
Анимационные команды работают с туристами на протяжении всего дня, до 16 часов в сутки. Утром приглашают на игровые и спортивно-оздоровительные программы, днем — на театрализованные представления, вечером организуют красочные шоу, празднование дней рождения, вечера знакомства, танцевальные вечера и т.д.
Анимационные программы включают в себя спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.д.
Аниматор — тот же артист, и вся его деятельность требует постоянной самоотдачи. Стать аниматором непросто. Аниматор должен изначально владеть определенными
навыками и умениями, а также обладать психологической готовностью к этой работе. Всему этому учат новичков — от преодоления языкового барьера до искусства перевоплощения в свой персонаж. Кроме того, проводятся специальные семинары и практические занятия по танцам, разработке программ на сезон, проведению спортивных игр и соревнований. Каждые две недели анимационная программа меняется, поэтому рабочий день аниматора проходит очень напряженно.
Для детей и подростков предлагаются игровые программы, водные аттракционы, экскурсии, конные прогулки, конкурсы, демонстрация художественных и мультипликационных фильмов, работа различных кружков. Главная задача руководителя отеля состоит в том, чтобы туристы, забыв о повседневной жизни, получили максимум положительных впечатлений от отдыха.
Структуру менеджмента анимации можно представить в виде следующей схемы.
Схема
СТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА АНИМАЦИИ
Главный менеджер отеля
1
Главный менеджер аниматор
1
Аниматор - организатор
1 1
Аниматоры исполнители
І 1
Детская Театральная
■ ■
Рекреационная Творческая
■ ■
Художественная Хобби
1 1
Культурно -развлекательная Спортивная
1 ____________________________ і
Экстремальная Обучающая Культурно-
(приключенческая) познавательная
Ведущая роль в системе анимации отводится главному менеджеру по анимации. Он подчиняется только генеральному менеджеру, который, в свою очередь, подчиняется владельцу отеля [3].
Главный менеджер анимационной деятельности как специалист широкого профиля призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые анимационные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере туризма, управлять экономическими механизмами организации анимационной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества. Менеджер-аниматор должен знать психолого-педагогические основы управления временным
коллективом, с которым работает, быть лидером в разнообразных туристских коллективах, отличающихся по возрасту, составу, образованию, социальному положению, уметь влиять на мнение окружающих.
Важное значение имеет склонность к лидерству, а именно: умение проявлять инициативу, привлекать и направлять внимание других, предлагать им решение, способность разговаривать на языке своих сторонников. Менеджеры-аниматоры должны обладать высокими деловыми качествами, глубокими знаниями психологии людей, практическими навыками работы в условиях четко отлаженного механизма.
Методист-аниматор занимается подготовкой сценариев и постановкой шоу, разработкой костюмов и проведением репетиций.
Организатор-аниматор обеспечивает организацию процесса анимационной деятельности всем необходимым.
Одним из важных направлений аниматорской деятельности в отелях — это анимация для детей.
На территории пяти—четырех звездочных отелей действуют специальные детские клубы: «мини» — для детей 3—12 лет, и «юниор» — для молодежи 12—15 лет. Здесь родители могут оставить своих детей на целый день под присмотром опытных аниматоров (как правило, с педагогическим образованием), чтобы путешествовать по интересным уголкам других стран, или спокойно полежать на пляже. План работы, как и общий план анимационной деятельности в гостинице, составляется заранее и корректируется в ходе проведения занятий, в зависимости от контингента присутствующих детей и других условий. В этом плане должно быть оптимальное количество спортивных и культурных мероприятий, необходимых для развития ребенка.
Работая в мини-клубе, аниматор учитывает целый ряд физиологических и психологических особенностей детей разного возраста, создает такие условия, чтобы ребенку было в нем интересно. Для организации эффективной работы с детьми имеются соответствующие помещения пребывания детей в летние месяцы и в непогоду, оснащенные инвентарем для подвижных и развивающих игр, рисования, лепки, и т.д.
Работа мини-клуба в отеле — творческий и кропотливый процесс, и задача детского аниматора — организовать досуг детей, развить их познавательные, физические и психологические способности, чтобы каждый проведенный день ребенка в мини-клубе, превратился в событие, праздник, который останется ярким впечатлением от отдыха.
Развитие анимационной деятельности — актуальная проблема, требующая использования международного опыта. С учетом возросшего потребительского спроса на
анимационные программы и увеличение туристских потоков необходимо
разрабатывать программы для различных категорий туристов. Необходимо уделять серьезное внимание к подбору и обучению кадров в службу анимации.
В Беларуси не решена проблема по кадровому обеспечению аниматоров в туристской деятельности. Учитывая значение анимационной деятельности как для общества в целом, так и для доходов туристских комплексов, необходимо уделить серьезное внимание подготовке и подбору специалистов в службу анимации. Отрасль туризма сегодня представляет собой большой хозяйственный комплекс, в котором занято множество людей, от их квалификации зависит имидж всего туристского комплекса. В связи с этим появились новые профессии и новые учебные заведения, занимающиеся подготовкой туристских кадров. Однако творческих, профессионально грамотных специалистов недостаточно, а найти хорошего специалиста-аниматора в Беларуси практически невозможно.
На туристскую образовательную деятельность возлагаются очень большие надежды: обучение спортивной анимации позволит вести здоровый образ жизни, рекреационная, культурная, творческая анимация позволит решить проблему духовного здоровья, туристские предприятия смогут качественно обслуживать туристов.
Литература
1. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. Минск, 2003.
2. Гаранин Н.И., Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгина. М., 2004.
3. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Ф. Котлер. М., 1998.