УДК 338.48
DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10216
КАРЛОВА Анна Ивановна
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: a.karlova@mail.ru
Гостиничная анимация как фактор повышения конкурентоспособности гостиниц Республики Крым
В целях повышения конкурентоспособности гостиниц Республики Крым необходимо разрабатывать и внедрять качественную и дифференцированную гостиничную анимацию в структуру гостиничного продукта. В данном случае приведены количественные показатели учреждений санитарно-курортной и гостиничной направленности индустрии гостеприимства Республики Крым. Важным моментом является выявление особенностей анимационной деятельности в гостиницах Республики Крым. В свою очередь необходимо учитывать теоретические основы создания и реализации анимационных программ в гостиницах. Немаловажную роль играет эффективная организация работы анимационной службы и достаточная материально-техническая база анимационной деятельности в гостиницах. В дальнейших работах автор планирует рассчитать экономический эффект от увеличения доли гостиничной анимации в структуре гостиничного продукта.
Ключевые слова:
гостиничная анимация, конкурентоспособность гостиниц, анимационная деятельность, анимационная служба, анимационная программа
Введение. Гостиничная анимация представляет собой одно из действенных условий по привлечению туристов и отдыхающих в гостиницу. Она оказывает влияние и на положительную оценку работы гостиницы в целом. Это уникальные дополнительные услуги гостям, которые должны вызвать в нем позитивные эмоции, ощутить удовлетворение от отдыха и простимулировать желание вернуться в эту гостиницу ещё.
Гостиничная анимация - комплексная услуга рекреационного характера, которая основана на взаимоотношениях аниматора с туристом или отдыхающим и одновременном участии в развлечениях, которые предлагает анимационная программа гостиничного предприятия.
Актуальность темы исследования обу-
словлена, с одной стороны, большим интересом к исследованию анимации как эффективного фактора повышения уровня услуг и конкурентоспособности гостиничного предприятия, а с другой стороны, её недостаточной разработанностью в современной науке. В связи с этим поиск способов развития анимационной деятельности и увеличения эффективности от её реализации остаётся востребованным и необходимым для развития гостиничных предприятий и индустрии гостеприимства в целом.
Основное содержание. На современном этапе материально-техническая база учреждений индустрии гостеприимства Республики Крым, разнообразие и качество услуг не соответствует мировому уровню, это отрицательно влияет на конкурентоспособность
крымского региона на внешнем туристическом рынке. Учитывая статистические показатели, касающиеся объектов размещения, необходимо отметить, что они отличаются в зависимости от источника. По данным Министерства курортов и туризма Крыма, на территории полуострова осуществляют свою деятельность 825 учреждения санаторно-курортной и гостиничной направленности. Оказанием санаторно-курортного сервиса или услуг оздоровительной направленности занимаются 467 учреждений, остальные 358 учреждений предлагают услуги размещения. Ещё в Крыму осуществляют свою деятельность 92 оздоровительных лагеря для детей [1]. Однако, круглогодично функционируют 139 санаторно-курортных (в том числе 73 средства размещения 102 государственной формы собственности Республики Крым) и 162 гостиничных учреждения [2]. Проблема качества услуг в сфере туризма в Крыму стоит особенно остро в современный период, когда турпоток переориентирован на российских туристов, имеющих возможность сравнения Крыма с другими направлениями массового туризма за рубежом (Кипр, Турция, Египет, Таиланд и др.). В городах Южного берега Крыма (ЮБК) недостаточно развита как общая, так и специфическая инфраструктура, тем более её сложно назвать приспособленной для людей с ограниченными возможностями. В отелях ЮБК адаптированные номера составляют 1015 процентов [3].
Современные крымские учреждения ту-ристско-рекреационной сферы (гостиницы, отели, санатории, пансионаты и пр.), перенимая опыт стран-лидеров в индустрии гостеприимства, в настоящее время моделируют и внедряют свою собственную досуговую программу, стараясь привнести уникальности и местные особенности. В каждом гостиничном учреждении программа разрабатывается в зависимости от количества и контингента отдыхающих, графика питания, графика лечебных процедур, а также персонала, расположения объектов и др. [4].
Перспективное развитие Республики Крым как туристско-рекреационного кластера можно рассматривать с учётом следующих факторов:
Во-первых, Крым обладает статусом национальной здравницы с большим количеством пансионатов, лечебно-профилактических центров, санаториев, которые предоставляют оздоровительные лечебно-профилактические услуги.
Во-вторых, имеет множество предпосылок для создания новых и развития существующих разнообразных видов средств размещения. Для развития потенциала требуется модернизация гостиничной инфраструктуры. Необходимо отметить, что за последние годы идёт переориентирование туристских услуг с учётом потребностей российского потребителя.
В-третьих, госпрограмма ориентирована на реализацию ряда мероприятий по совершенствованию средств размещения. Формирование в Крымском регионе туристско-рекреационных кластеров, создание и внедрение программ обучения и повышения профессиональных навыков специалистов, которые задействованы в индустрии гостеприимства, представление рекреационного и туристского потенциала Республики Крым на международных, общероссийских, региональных выставках, форумах, ярмарках, конференциях и других мероприятиях туристской направленности [5].
Туристская и гостиничная анимации взаимосвязаны с рекреационной анимацией, так как основная роль анимационных программ как в гостиницах, туристических комплексах и здравницах, так и в специализированных анимационных турах заключается в профилактике и оздоровлении туристов и отдыхающих, создания атмосферы отвлечённости от каждодневных забот, в улучшении настроения, т. е. в повышении жизненного тонуса и положительной энергии.
Туристская анимация - это элемент туристской деятельности, которая осуществляется на туристском предприятии (туристиче-
ском комплексе, гостинице), на транспортных средствах(круизном теплоходе, поезде, автобусе и т.д.) или в месте временной дислокации туристов (в центре города, в театре или городском сквере и т.д.), вовлекая туристов и отдыхающих в разнообразные мероприятия при непосредственном участии в специально разработанных анимационных программах. Туристская анимация - это туристская услуга, при которой турист или отдыхающий принимает активное участие. При формировании и разработке анимационных программ важно учитывать возраст туристов и отдыхающих, вероисповедание, национальность, место реализации анимационной программы.
В туристской анимации можно выделить три основных направления по важности, приоритетности и объёму анимационных программ в общей программе путешествия:
1. Анимационные туристские маршруты (анимационно-туристские маршруты) - целенаправленные туристские поездки для участия в одной анимационной программе, или постоянный анимационный процесс, реализуемый в пространстве в форме путешествия, передвижения от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках. В таком случае анимационная программа является целенаправленной, является приоритетной и доминирует в туристическом пакете услуг не только по физическому объёму, но и по содержанию, которое должно стимулировать душевные силы отдыхающих. Указанная анимационная программа является фактором формирования цены в туристическом продукте. Как правило, такие программы предназначены для индивидуальных туристов и отдыхающих или однообразных туристских групп, которые объединены каким-либо общим интересом (профессиональным, увлечения, интересы и т.д.). К таким анимационным программам можно отнести культурно-просветительские и тематические, фольклорные и театральные, музыкальные и литературные, фантастические и научные, фестивали, карна-
валы и спортивные-оздоровительные, а также туристические поездки по казино-локациям, расположенным в разных странах, которые организованы специально для любителей игры в казино.
2. Дополнительные анимационные услуги в технологических перерывах - анимационные программы, которые предназначены для усиления основных туристских услуг, предусмотренных в туристическом пакете, функционирующих в условиях, вызванных переездами, задержками в пути и в случаях непогоды или несоответствующей погоды (при организации спортивно-оздоровительных и индивидуальных туров, на пляжных курортах), а также в случае отсутствия снега на горнолыжных курортах и т. д.
3. Гостиничная анимация - комплексная рекреационная услуга, которая ориентирована на взаимоотношения специалиста анимационной службы с отдыхающим и одновременном их участии в мероприятиях, предлагаемых анимационной программой туристического или гостиничного комплекса. Целью реализации современной философии индустрии гостеприимства становится повышение качества предоставляемых услуг и повышение уровня удовлетворённости туристов и отдыхающих.
Гостиничная анимация - более узкое понятие из вышеперечисленных, так как формирует только организацию досуга в местах размещения туристов и отдыхающих: туристических комплексах, отелях, гостиницах, туристических базах и др. [6].
Среди основных форм организации до-суговой деятельности в гостинице можно выделить следующие: анимационная деятельность, спортивно-массовая работа, водные развлечения, проведение конкурсов и игр, вечера знакомств и отдыха, показ кинофильмов, концертная деятельность, экскурсионная деятельность, анимация для детей.
Гостиничная анимация считается относительно новым направлением в индустрии гостеприимства Республики Крым, которая пред-
полагает активное личное участие туристов и отдыхающих в игровых и театрализованных спортивных, культурно-развлекательных мероприятиях, шоу-программах. Она выступает феноменом порождения конкуренции между различными средствами размещения, которые стремятся к разнообразию отдыха своих посетителей.
Анимация рассматривается в качестве деятельности, направленной на разработку и представление специальных программ проведения свободного времени туристов и отдыхающих.
Бригады аниматоров работают с туристами и отдыхающими в течение всего дня:
- утром, проводятся спортивно-оздоровительные, игровые мероприятия;
- днем, театрализованные и концертные представления;
- вечером, яркие шоу, празднования дней рождений, танцевальные вечера, вечера знакомств и отдыха.
Для детей, подростков и молодёжи предлагаются игровые программы, различные экскурсии, водные аттракционы, конкурсы, демонстрации фильмов, работа разнообразных кружков и секций по интересам.
Основы гостиничной анимации в индустрии гостеприимства выражены в следующих условиях:
- системном подходе к организации мероприятий;
- свободе выбора туристов и отдыхающих анимационных программ;
- театрализации, использовании различных приёмов, разных разновидностей искусства;
- индивидуальном подходе к каждому участнику программы.
В зависимости от форм организации до-суговой деятельности в гостинице, выделяют разные организационные структуры соответственных служб. Задача анимационной службы заключается в постоянном контакте с туристами и отдыхающими, от результата которого в существенной мере зависит общее впечат-
ление об отдыхе. Благодаря чему гостиница может иметь дополнительное количество постоянных, лояльно настроенных туристов и отдыхающих.
Руководство гостиниц, стремящихся увеличить контингент гостей, стараются сохранять состав анимационной команды, повышают творческий потенциал и профессиональные навыки, постоянно совершенствуя анимационную работу.
Кроме работы с туристами и отдыхающими, анимационная команда принимает участие в рекламной работе гостиничного предприятия: снимается в рекламных роликах, оформляет информационные буклеты и флаера.
Наличие анимационной службы свидетельствует о статусе гостиницы, поскольку для нормальной и плодотворной работы анимационной команды, важно иметь на территории гостиницы комфортабельный и вместительный амфитеатр, детскую площадку, оборудованную всем необходимым, бассейны, спортивные сооружения.
Кроме того, требуется регулярное обновление материальной базы спортивного, игрового инвентаря, декораций, костюмов. Актуальным будет и оборудование для подвижных игр и тренажёрных залов, так как сейчас много людей придерживаются здорового образа жизни и придают большое значение физической форме. Хорошо, если гостиница может позволить помещение, книги и мебель для гостиничной библиотеки. Если гостиница расположена недалеко или на береговой линии моря, озера, реки необходимо иметь в наличии помещение и инвентарь для станций и пунктов проката лодок, яликов, катамаранов, гидроциклов и прочего. Помещение или открытую площадку на свежем воздухе для проведения массовых мероприятий и развлечений. Востребованы техническое оборудование для проведения дискотек, шоу, конкурсов и состязаний, детские игровые автоматы. Оборудование и помещения для боулинга и бильярда выгодно разнообразят ва-
рианты досуга для гостей. Для поддержания материальной базы в рабочем состоянии необходим сотрудник, который бы постоянно следил за исправностью оборудования, инвентаря и реквизита, а при необходимости производил ремонт или своевременно организовывал его. Но основная ответственность за сохранность материальной базы для проведения гостиничной анимации лежит на аниматорах, то есть тех, кто непосредственно работает с материальной базой гостиничного предприятия. Для этого необходимо проводить для аниматоров соответствующий инструктаж. Помещения, которые закреплены за аниматором, должны содержаться в должном порядке. Эти помещения строго запрещается предоставлять иным лицам, а также запрещён вход посторонним людям, не являющимся гостями отеля.
Гостиничная анимация обладает характерными особенностями: она задумывается, организуется, проводится гостиницей само-
стоятельно, в соответствии с потребительским интересом, который исследуется на основании анкетных опросов, личного контакта работника гостиницы с туристами и отдыхающими, имеющегося опыта сотрудников анимационной службы. Для эффективной реализации гостиничной анимации нужны такие составляющие: концепция гостиничной анимации и анимационные программы, анимационный менеджмент и анимационная служба, материально-техническая служба гостиничного предприятия.
Для повышения конкурентоспособности гостиниц необходимо увеличивать долю анимационной деятельности в структуре гостевого продукта. Структура гостиничного продукта представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые при взаимодействии способствуют достижению конечной цели. По мнению ряда авторов [7, 8, 9, 10] структура комплексного гостиничного продукта имеет следующий вид (рис. 1).
Рис. 2 - Структура комплексного гостиничного продукта
Категория «гостиничный продукт» с позиции гостиничного предприятия включает три уровня услуг: отдельные услуги, продукт «гостиница» как комплекс услуг, расширенный продукт «гостиница». Можно утверждать, что гостиничный продукт - это своеобразный результат хозяйственной, интеллектуальной, сервисной деятельности производителя услуги, создаваемый для удовлетворения потребителя в процессе оказания услуги размещения.
Заключение: Анализ содержания и основных направлений анимационной деятель-
ности в гостиницах позволяет утверждать, что анимационная деятельность - это комплекс видов рекреационной деятельности человека в период отдыха (кроме сугубо развлекательной) таких как: познавательная, спортивно-оздоровительная, социокультурная и др.
Обобщение результатов теоретических исследований сущности анимации, даёт основания утверждать, что её характерными чертами являются: осуществление в свободное время; наличие свободы выбора, добровольность, активность, инициатива как одного человека, так и различных социальных групп;
обусловленность национально-этическими, региональными особенностями и традициями; разнообразие видов на базе разносторонности интересов взрослых, молодёжи и детей; глубокая индивидуальность; гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.
Помимо прочего определили, что гостиничная анимация - это комплексная рекреационная услуга, основанная на личных человеческих контактах аниматора с клиентом и их долевом участии в развлечениях, предлагаемых анимационной программой гостиничного предприятия. Она выполняет несколько различных функций, таких как: адаптационная, компенсационная, стабилизирующая, оздоровительная, информационная, образовательная, совершенствующая, рекламная, холистическая.
Установили, что к составляющим элементам гостиничной анимационной деятельности относят концепцию гостиничной анимационной деятельности с набором типовых анимационных программ, материально-техническую базу, аниматоров и обслуживающий персонал, во главе с менеджером по анимационной деятельности гостиничного
предприятия.
На основании анализа состояния инфраструктуры и инвестиционной активности Крыма пришли к выводу, что гостиничная инфраструктура Республики Крым находится в плачевном состоянии, так как более 70% гостиничного фонда не соответствует современным стандартам. Соответственно и инвестиционную привлекательность Крыма можно охарактеризовать как низкую. Данная ситуация усугубляется политическим фактором, поскольку Крым не признан в мире как российская территория. Для того, чтобы анимационная деятельность в Крыму развивалась, следует развивать транспортную доступность, улучшить качество предоставляемых услуг, модернизировать материально-техническую базу.
Можно сказать, что перспективы развития анимационной деятельности в индустрии гостеприимства в Республике Крым очевидны, однако для развития эффективной анимационной политики и стратегии необходимо совершенствовать инфраструктуру гостиничных предприятий, наращивать материально-техническую базу, составлять портрет гостя, разрабатывать анимационные программы и качественно и профессионально их реализовать.
Список источников:
1. Кошелева А.И., Мирзоев И.Ф. Механизмы интенсификации развития туризма в Республике Крым в переходный период // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016. №1(45). иКЬ: https://eee-region.ru/article/4502/.
2. Иванов В.А. Современное состояние гостиничной сферы в республике Крым // Туризм: технологии и тренды: Мат. II студ. науч.-практ. конф. 2016. С. 101-108.
3. Рындач М.А. Проблемы качества услуг в сфере медицинского и доступного туризма в Крыму // Крымский научный вестник. 2015. №4. С. 68-77.
4. Севрюков И.Ю., Размахнина А.Д., Иванова М.И. Организация культурно-досуговой деятельности в санаторно-курортных учреждениях // Символ науки. 2017. №4-1. С. 147-148.
5. Иванов В.А. Современное состояние гостиничной сферы в республике Крым // Туризм: технологии и тренды: Мат. II студ. науч.-практ. конф. 2016. С. 101-108.
6. Гончаренко А.Б. Анимационный сервис. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. 101 с.
7. Котлер Ф., Боун Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М.: ЮНИТИ, 2016. 318 с.
8. Плужников И.А., Плужников Д.В., Плужников А.П. Современные формы организации и процесс анимационной деятельности на предприятиях гостиничного сервиса // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №2. С. 96-99.
Карлова А.И. СРТЕВОЙ
Гостиничная анимация как фактор повышения
конкурентоспособности гостиниц Республики Крым х1х\/пи лпНЫЙ
ЖУРНАЛ
9. Гостиничное дело / Под ред. Н.М. Мышьяковой, С.Г. Шкуропат. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. 314 с. С. 187-195.
10. Горлова Е.А., Безуглова М.С. Туристская анимация в сфере современных гостиничных услуг // Экология России: на пути к инновациям. 2014. №10. С. 52-54.
11.Маврина Н.С., Тихонова Н.И., Милюкова К.В. Проблемы качества гостиничного обслуживания // Культура народов Причерноморья. 2012. №244. С. 148-151.
Anna I. KARLOVA V. I. Vernadsky Crimean Federal University,
Institute of Economics and Management (Simferopol, Crimea); PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: a.karlova@mail.ru
HOTEL ENTERTAINMENT AS A FACTOR OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF HOTELS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA
In order to improve the competitiveness of hotels of the Republic of Crimea it is necessary to develop and introduce high-quality and differentiated hotel entertainment in the structure of the hotel product. In this case the author gives the quantitative indicators of institutions of resort and hotel orientation of the hospitality of the Republic of Crimea. An important point is to identify the features of the entertainment activity in hotels of the Republic of Crimea. In turn it is necessary to take into account the theoretical foundations of the creation and implementation of entertainment programs in hotels. Effective organization of the entertainment service and a sufficient material and technical base of entertainment activity in hotels play an important role. In further work the author plans to calculate the economic effect of increasing the share of hotel entertainment in the structure of the hotel product.
References
1. Kosheleva, A. I., & Mirzoev, I. F. (2016). Mekhanizmy intensifikacii razvitiya turizma v Respublike Krym v perekhodnyj period [Mechanisms to intensify the tourism development in the Republic of Crimea during the transition period]. Regional'naya ekonomika i upravlenie [Regional Economics and Management]. Electronic scientific journal, 1(45). URL: https://eee-region.ru/article/4502/. (In Russ.).
2. Ivanov, V. A. (2016). Sovremennoe sostoyanie gostinichnoj sfery v respublike Krym [The current state of the hotel industry in the Republic of Crimea]. Turizm: tekhnologii i trendy [Tourism: Technology and trends]: Materials of the II student scientific-practical conference, 101-108. (In Russ.).
3. Ryndach, M. A. (2015). Problemy kachestva uslug v sfere medicinskogo i dostupnogo turizma v Krymu [Problems of service quality in the field of medical and affordable tourism in Crimea]. Hrymskij nauchnyj vestnik [Crimean Scientific Bulletin], 4, 68-77. (In Russ.).
4. Sevryukov, I. Yu., Razmahnina, A. D., & Ivanova, M. I. (2017). Organizaciya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti v sanatorno-kurortnyh uchrezhdeniyah [Organization of cultural and leisure activities in sanatorium-resort institutions]. Simvol nauki [Science Symbol], 4-1, 147-148. (In Russ.).
5. Ivanov, V. A. (2016). Sovremennoe sostoyanie gostinichnoj sfery v respublike Krym [The current state of the hotel sector in the Republic of Crimea]. Turizm: tekhnologii i trendy [Tourism: Technology and trends]: Materials of the II student scientific-practical conference, 101-108. (In Russ.).
6. Goncharenko, A. B. (2016). Animacionnyj servis [Animation service]: A textbook. St. Petersburg: SPbSUITD. (In Russ.).
Keywords:
hotel entertainment, hotel competitiveness, entertainment activity, entertainment service, entertainment program
7. KoTnep, 0. BoyH, fl«., & MeMKeH3, fl«. (2016). Marketing. Gostepriimstvo i turizm [Marketing. Hospitality and tourism]: A textbook. Moscow: UNITI. (In Russ.).
8. Pluzhnikov, I. A., Pluzhnikov, D. V., & Pluzhnikov, A. P. (2014). Sovremennye formy organizacii i process animacionnoj deyatel'nosti na predpriyatiyah gostinichnogo servisa [Modern forms of organization and the process of entertainment activity in the hotel service enterprises]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy [Socio-economical phenomena and processes], 2, 96-99. (In Russ.).
9. Mysh'yakova, N. M., & Shkuropat, S. G. (Ed.). (2013). Gostinichnoe delo [Hotel Business]: A textbook. St. Petersburg: Publishing House of SPbSUSE, 187-195. (In Russ.).
10. Gorlova, E. A., & Bezuglova, M. S. (2014). Turistskaya animaciya v sfere sovremennyh gostinichnyh uslug [Tourist animation in the modern hotel services]. Ekologiya Rossii: na puti k innovaciyam [Ecology of Russia: on the way to innovations], 10. 52-54. (In Russ.).
11.Mavrina, N. S., Tikhonova, N. I., & Milyukova, K. V. (2012). Problemy kachestva gostinichnogo obsluzhivaniya [Quality problems of hotel service]. Kultura narodov Prichernomoriya [Culture of the peoples of the Black Sea region], 244, 148-151. (In Russ.).
Карлова А.И. Гостиничная анимация как фактор повышения конкурентоспособности гостиниц Республики Крым // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 2. С. 171-178. РО!: 10.24411/1995-042Х-2019-10216.
Karlova, A. I. (2019). Hotel entertainment as a factor of increasing the competitiveness of hotels in the Republic of Crimea. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(2), 171-178. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10216. (In Russ).