Научная статья на тему 'Современные формы организации и процесс анимационной деятельности на предприятиях гостиничного сервиса'

Современные формы организации и процесс анимационной деятельности на предприятиях гостиничного сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5894
1066
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / АНИМАЦИЯ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / QUALITY / ANIMATION / HOSPITALITY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плужников Игорь Александрович, Плужников Дмитрий Владимирович, Шелест Андрей Петрович

В данной статье рассмотрен процесс совершенствования качества услуги на предприятиях гостеприимства посредством анимационной деятельности. В данном контексте анимация рассматривается как целая отрасль в гостиничном обслуживании, составная часть всего сервиса, качественного сервиса отеля. В последнее десятилетие в России быстро развивается индустрия туризма: появляются новые гостиницы, туристские комплексы, туроператорские и турагентские фирмы, экскурсионные бюро, предприятия по производству сувениров, информационные и рекламные службы. Проблема обеспечения качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она реализуется, зависит многое в развитии любой отрасли. Однако показатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны для каждой отрасли, в том числе и для индустрии гостеприимства. Индустрия туризма сегодня это большой хозяйственный комплекс, в котором занято множество людей, от квалификации которых зависит продуктивность работы этого комплекса. В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление это анимация, т. е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS OF THE ORGANIZATION AND PROCESS OF ANIMATION ACTIVITY AT THE ENTERPRISES OF HOTEL SERVICE

In this article process of improvement of quality of service at the hospitality enterprises by means of animation activity is considered. In this context animation is considered as a whole branch in hotel service, a component of all service, high-quality service of hotel. In the last decade the tourism industry quickly develops in Russia: there are new hotels, tourist complexes, tour operator and tourist's agency firms, excursion bureaus, enterprises for production of souvenirs, information and advertizing services. The problem of ensuring quality of production has universal character in the modern world. From that, how successfully it is realized, a lot of things depend in development of any branch. However quality indicators, and also the problems connected with release of qualitative production, are specific to each branch, including to the hospitality industry. The tourism industry is today a big economic complex in which the many people from whose qualification efficiency of work of this complex depends are occupied. Now around the world it became to use active absolutely new direction an animation, i.e. revival of rest and the organization of direct impressions of personal participation in actions.

Текст научной работы на тему «Современные формы организации и процесс анимационной деятельности на предприятиях гостиничного сервиса»

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЦЕСС АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА

И. А. ПЛУЖНИКОВ, Д. В. ПЛУЖНИКОВ, А. П. ШЕЛЕСТ

В данной статье рассмотрен процесс совершенствования качества услуги на предприятиях гостеприимства посредством анимационной деятельности. В данном контексте анимация рассматривается как целая отрасль в гостиничном обслуживании, составная часть всего сервиса, качественного сервиса отеля. В последнее десятилетие в России быстро развивается индустрия туризма: появляются новые гостиницы, туристские комплексы, туроператорские и турагентские фирмы, экскурсионные бюро, предприятия по производству сувениров, информационные и рекламные службы. Проблема обеспечения качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она реализуется, зависит многое в развитии любой отрасли. Однако показатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны для каждой отрасли, в том числе и для индустрии гостеприимства. Индустрия туризма сегодня - это большой хозяйственный комплекс, в котором занято множество людей, от квалификации которых зависит продуктивность работы этого комплекса. В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление - это анимация, т. е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях.

Ключевые слова: качество, анимация, индустрия гостеприимства.

В последние годы в организации досуга отдыхающих происходят значительные изменения. Это обусловлено рядом причин: заимствованием опыта зарубежных курортов; ростом образовательного и культурного уровня населения; внедрением новых технологий индустрии развлечений; изменением структуры использования свободного времени.

Человек, потенциальный потребитель услуг гостиничной индустрии, который выбирает место проведения своего отпуска, безусловно, ставит перед собой первоочередную задачу отдохнуть, расслабиться, отвлечься от повседневных забот и проблем, получить положительные эмоции и заряд энергии для дальнейшей жизни. Именно психологическое состояние, настроение и эмоции определяют чувство удовлетворенности от проведенного в данном гостиничном предприятии времени [1].

Важной частью многоплановой деятельности гостиничного предприятия, выражением высокой степени ее профессионализма является организация анимации. Анимация гостиничной деятельности занимает одно из главных мест в структуре отеля и представляет собой отдельную службу, тесно связанную с другими. Анимация - это целая отрасль в гостиничном обслуживании, составная часть всего сервиса отеля.

Гостиничная анимация вносит весомый вклад в выполнение условий положительного преобразования потребностей гостя в его удовлетворенность. Это достигается усилиями и искусной работой аниматоров. Ежедневное общение туристов с аниматорами и участие их в анимационных программах завершают процесс формирования для них комфортной среды гостеприимства. Анимационные программы представляют собой план проведения туристских, спортивно-оздоровительных, культурно-познавательных и любительских занятий. На протяжении всего периода пребывания туриста в отеле анимационные программы должны обеспечить ему полную удовлетворенность [1].

Общая программа анимации гостиничного предприятия готовиться таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме. Выбор конкретных форм анимационной деятельности гостиницы зависит от материально-технической базы и наличия инфраструктуры, контингента отдыхающих и уровня профессиональной подготовки работников анимационной службы [2].

Наиболее традиционными направлениями в организации анимационной деятельности гостиничных предприятий являются спортивно-оздоро-

вительная, культурно-познавательная, зрелищно-развлекательная работа. Особая роль в организации анимационных программ в гостиницах принадлежит активным спортивным занятиям, игровым мероприятиям, анимации для детей, различным шоу и праздникам.

Важным направлением в гостиничной анимации являются спортивно-оздоровительные мероприятия. Для данного направления особое значение имеют материально-техническая база гостиницы, ее инфраструктура и природные ресурсы, так как для организации спортивных программ анимации необходим целый спортивно-оздоровительный комплекс, позволяющий их осуществлять. В общем, должны быть созданы все условия для организации активного оздоровительного отдыха. Программы, разрабатываемые для любителей активного отдыха, очень разнообразны по форме и содержанию. Традиционными формами организации спортивно-оздоровительных программ являются различные походы, слеты, соревнования и состязания, пешие, лыжные, велосипедные прогулки.

Спортивные аниматоры стараются постоянно совершенствовать формы оздоровительных мероприятий. Одной из современных форм организации активного отдыха на сегодняшний день является веревочный курс.

Программа веревочного курса, разработанная еще в 60-е гг. прошлого века для реабилитации военнослужащих, сегодня очень популярна среди туристов. Веревочный курс разрабатывается индивидуально для каждой группы туристов и обязательно включает работу квалифицированных тренеров, имеющих опыт работы, организацию места проведения веревочного курса, обеспечение страховки участников и обязательный инструктаж высотных соревнований. За время, проведенное в веревочном курсе, туристы получают яркие эмоции и активно отдыхают. Кроме того, прохождение веревочного курса стимулирует желание учиться, узнавать что-то новое. Не последнее значение имеет благодарность участников организаторам веревочного курса за интересно и необычно проведенное время.

Особое значение в комплексе анимационных мероприятий, направленных на развлечение туристов, уделяется всевозможным спортивным соревнованиям, состязаниям, играм, конкурсам. Здесь может быть использовано все, что наработано и создано человечеством в этой области на данный момент. На сегодняшний день в гостиничной анимации применяется одна из современных форм организации игровой анимационной

деятельности - сюжетная анимация. Сюжетная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми. Именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития анимационной деятельности в гостиницах.

Сюжетная анимация в России возникла сравнительно недавно. Игры и развлечения стали составной частью этого анимационного жанра. Сегодня сюжетная анимация рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени не только в гостиничных комплексах, а так же в крупных корпоративных коллективах. Это новое направление призвано вдохнуть «душу» в педагогику и структуру любой игры.

Наряду с сюжетной анимацией отдыхающим предлагают тимбилдинг, сюжетно-динамические и ролевые игры, эстафеты, экстремальные приключения, веселые, оригинальные, стилизованные спортивные программы, имеющие цель познакомить и сдружить участников, привить им чувство единой команды, способствуют проявлению творческого потенциала каждого участника.

Тимбилдинг (от англ. team building - «коман-дообразование») - это программы по организации и проведению командообразующих тренингов, корпоративных праздников и игр с элементами командообразования, приключенческих тренингов. Как правило, эта современная форма анимации применятся в организации отдыха для корпоративных гостей.

Основами культурно-досуговой анимации в отелях является: комплексный подход к организации мероприятий, свобода выбора этих мероприятий, театрализация, использование разнообразных приемов и всех видов искусства, при этом ход события определяется сценарием. К традиционным формам организации таких мероприятий относят: карнавал - народное гуляние в виде уличного шествия, парада, маскарада; раут - собрание людей, не предполагающее танцы; банкет - массовое собрание людей, в основе которого - обильное угощение; мистерия - театрализованная постановка пьесы религиозного содержания; раус - мероприятие по зазыванию зрителей перед презентациями, культурно-досуговыми программами; церемония -культовый благоговейный (государственный) акт, который проводится в строгом порядке (церемониале); шоу-представление, массовое зрелище. Команда аниматоров должна иметь большой набор анимационных программ, сценариев различных

мероприятий, которые проводятся на протяжении многих лет, и становятся традиционными мероприятиями. Здесь важно вносить разнообразие и оригинальность в проведение любого анимационного представления. Следовательно, каждый год команда аниматоров должна создавать новые формы анимационных шоу.

Сегодня одной из современных самых ярких и запоминающихся форм проведения вечерних шоу являются мюзиклы. При реализации шоу-мюзикла гости могут быть пассивными зрителями, а могут стать и непосредственными исполнителями основных ролей мюзикла, а аниматоры наполнять действо яркими эффектными номерами. Осуществить постановку мюзикла возможно без какой-либо предварительной подготовки участников, что делает шоу еще интересней. Помимо самого мюзикла, проводимое мероприятие может быть насыщено большим количеством веселых, азартных и динамичных конкурсов, тематически связанных с идеей шоу. Проведение такого шоу-мюзикла можно приурочить к какому-нибудь празднику, открытию или закрытию сезона. Организаторы прилагают все усилия, чтобы вечер прошел самым наилучшим образом и после него остались только самые хорошие и приятные воспоминания.

Большой популярностью среди отдыхающих пользуются разнообразные конкурсные программы, которые команде аниматоров необходимо постоянно совершенствовать и находить все более интересные и новые формы их проведения.

Организация праздников - это еще один из важных моментов в построении анимационных программ, и здесь главное - не упустить деталей, характерных именно для этого праздника, и внести сюда познавательные и привлекательные для всех туристов элементы. В крупных гостиничных комплексах, куда приезжают отдыхать граждане других стран, менеджеры анимации строят развлекательные программы на основе традиций своей страны, ставя перед собой в качестве одной из задач познакомить иностранных гостей со своими обычаями, нравами, жизнью. Это могут быть национальные, религиозные или государственные праздники, которые отмечаются широко и красочно. В отелях этим праздникам посвящают вечерние программы. Так же при разработке и подготовке развлекательных комплексов и программ обязательно учитываются национальные особенности культуры, традиции, праздники, колорит стран, из которых в настоящее время прибыли гости.

Так, например, праздник Масленицы в Российских гостиничных комплексах организуется

весьма зрелищно, с катанием на тройках, сжиганием фигуры Масленицы, с включением самых разнообразных фольклорных элементов, что очень привлекает туристов, и многие, попав случайно, на этот праздник, только лишь потому, что они остановились именно этом комплексе, где устроители и решили провести эти торжества, затем специально приезжают, чтобы повторно принять в них участие.

В последнее время в России работники анимационных служб больших гостиничных комплексов активно используют для развлечения отдыхающих общекурортные мероприятия и концерты, проводимые гастролирующими «звездами» эстрады, театра и кино. Например, такие как «Кинотавр» в Сочи, «Киношок» в Анапе, показы мод «Бархатные сезоны в Сочи», выставки и ярмарки общероссийского значения. На большинстве курортов проводятся Дни города, открытия летнего сезона, морские праздники и другие.

Наиболее крупные и известные отели, совершенствуя анимационный сервис на своем предприятии, позволяют себе проведение наиболее значимых мероприятий, организуя при этом концерты звезд эстрады первой величины, творческие вечера и бенефисы артистов театра и кино, различные фестивали, выставки, ярмарки, конференции и симпозиумы.

Анимационная деятельность на предприятиях индустрии гостеприимства - это реальный и совершенно особый мир с присущими только ему правилами действия, которые совершают профессионалы. Профессиональная команда анимационного сектора, круглосуточно заботящаяся о досуге отдыхающих, организует и проводит игры, конкурсы и спортивные соревнования, приглашает на представления, театральные и танцевальные шоу, мюзиклы, комедии, концерты классической музыки. В общем, делает все, чтобы сделать отдых интересным и незабываемым.

Рассматривая анимационное обслуживание в гостиницах, можно сделать вывод о том, что в современном мире в условиях жесткой конкуренции на рынке туристских услуг невозможно представить гостиничный комплекс без организации в ней анимационной деятельности, с использованием новых современных ее форм и видов. Для того чтобы удовлетворить потребности гостей разных национальностей, возрастов, достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т. д.), программы анимации должны совершенствоваться и меняться на протяжении всего сезона по содержанию, интенсивности, времени проведения и по другим параметрам.

Литература

1. Морева С. Н. Система подготовки кадров как основа профессиональной компетентности специалистов сферы сервиса и туризма // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.

2. Шелест А. П. Маркетинговые технологии гостиничного бизнеса // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 2 (94).

* * *

MODERN FORMS OF THE ORGANIZATION AND PROCESS OF ANIMATION ACTIVITY AT THE ENTERPRISES OF HOTEL SERVICE

I. A. Pluzhnikov, D. V. Pluzhnikov, A. P. Shelest

In this article process of improvement of quality of service at the hospitality enterprises by means of animation activity is considered. In this context animation is considered as a whole branch in hotel service, a component of all service, high-quality service of hotel. In the last decade the tourism industry quickly develops in Russia: there are new hotels, tourist complexes, tour operator and tourist's agency firms, excursion bureaus, enterprises for production of souvenirs, information and advertizing services. The problem of ensuring quality of production has universal character in the modern world. From that, how successfully it is realized, a lot of things depend in development of any branch. However quality indicators, and also the problems connected with release of qualitative production, are specific to each branch, including to the hospitality industry. The tourism industry is today a big economic complex in which the many people from whose qualification efficiency of work of this complex depends are occupied. Now around the world it became to use active absolutely new direction - an animation, i.e. revival of rest and the organization of direct impressions of personal participation in actions.

Key words: quality, animation, hospitality industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.