3. Концепция развития профессиональных квалификаций: мат-лы агентства национальных квалификаций при РСПП. - М., 2006.
4. Кузнецова Т. Ф. Философия, философская культура и гуманитаризация высшего образования // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 22-28.
5. Лыфенко А. В. Решение проблемы ментальной несовместимости в процессе изучения историкометодических вопросов // Начальное образование на пороге XXI века. (Проблемы и перспективы): мат-лы Всерос. науч. конф. - Тула, 2000.
6. Максимов Н. И. ГОС-3: определимся с тезаурусом: беседа с проректором по учебной работе Московского государственного текстильного университета Н. Максимовым // Аккредитация в образовании. - 2007. - № 12. - С. 56-57.
7. Машукова Н. Д. Профессиональный стандарт как многоуровневая структура профессиональных квалификаций // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 11. - С. 24-30.
8. Ничипуреко И. М. Организационно-педагогические условия оптимизации культурно-образовательного пространства: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1999. - С. 85-97.
УДК 14.35.07
Р Х. Гильмеева
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Рассмотрена проблема формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в контексте интеграционных процессов Российской Федерации с мировым сообществом. В качестве основополагающего механизма решения поставленной задачи выступает культурокомпетентностный подход, позволяющий определить интегративные взаимосвязи личностного, профессионального, гуманитарного и культуроформирующего компонентов в преподавании гуманитарных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Ключевые слова: культура, гуманитарная образованность, культурокомпетентностный подход, культуроформирующие процессы
R. K. Gilmeyeva
FORMATION OF THE COMMON HUMANITARIAN AND CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE PROFESSIONAL SCHOOLS
The article is devoted to the problem of forming a common culture and humanitarian education of students of professional school in context of integration processes of the Russian Federation with the international community. As a fundamental mechanism for solving this problem stands culture-forming approach which allows to determine the integrative relationship of personal, professional, humanitarian and culture-forming components in the teaching of humanities in accordance with the requirements of Federal standards of a new generation.
Keywords: culture, humanitarian education, culture-competence approach, culture-forming processes
Кризис концептуальной составляющей культуры, рассогласовании современных об-
гуманитарного образования как института разовательных систем, общих тенденций и
духовной преемственности состоит в несо- логики развития культуры, не обеспечиваю-
ответствии современных образовательных щих воспитание подлинной духовной элиты
моделей общемировым тенденциям развития общества - «истинных гуманитариев», вы-
полняющих в обществе важнейшую функцию - сохранить и передать следующим поколениям лучшие достижения отечественной и мировой культуры.
Эти тенденции, а также интеграционные процессы РФ с мировым сообществом детерминируют поиск и разработку иных подходов к формированию общей культуры и гуманитарной образованности студентов в гуманитарной подготовке. В процессе анализа трудов отечественных и зарубежных авторов (И. В. Бестужев-Лада, В. С. Библер, Л. А. Вербицкая, А. Я. Данилюк, А. С. Запесоцкий, Д. Зиглер, Д. С. Лихачев. Ю. М. Лотман, М. Д. Щелкунов, B. S. Bloom, A. H. Masloow, Г. В. Мухаметзянова, М. Хоркхаймер, Л. Хьелл и др.), а также изучения теории и практики гуманитарной подготовки студентов профессиональной школы были установлены противоречия в подходах к процессу формирования у обучаемых общей культуры и гуманитарной образованности, соответствующей требованиям времени:
- гуманитарная подготовка как базовый компонент формирования культурных ценностей личности в полной мере и в соответствии с современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения к качествам студента - будущего специалиста новой формации - интеллектуала по своим сущностным характеристикам, не обеспечивает продуктивного взаимодействия студентов с культурными ценностями, этнокультурными традициями, стилями и образами жизни;
- существующие образовательные концепции гуманитарной подготовки и идентичные им организационные структуры образования теряют свою эффективность и способность выступать в качестве культуроформирующих, соответствующих как отечественным, так и мировым стандартам;
- отсутствие научно-обоснованных подходов к разработке теоретико-методологических основ формирования общей куль-
туры и гуманитарной образованности, содержания и смыслов этих понятий, сущности и функций, условий реализации их образовательного потенциала, оптимальных и эффективных образовательных моделей, способных обеспечить трансляцию ценностей отечественной и мировой культуры, их преемственность и уникальность.
Анализ дидактического содержания преподавания социально-гуманитарных дисциплин с целью определения структуры и содержания базового компонента общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы позволил определитть интегративные взаимосвязи личностного, профессионального, гуманитарного и культуроформирующего компонентов в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения; разработать системообразующую целостную структуру формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в преподавании гуманитарных дисциплин (основы философии, история отечества, педагогика, литература, история педагогики), стержневой идеей которой является культурокомпетентностный подход.
Системообразующими компонентами культурокомпетентностного подхода формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы выступают:
1. Теоретико-методологические основы формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы.
2. Структура культуры в ориентациях студентов.
3. Модель личности современного специалиста, детерминирующая необходимость исследования проблемы НИР.
4. Требования ФГОС к культуроформирующим качествам выпускников профессиональной школы, основывающиеся на
потребностях самой личности, требованиях общества и рынка труда.
5. Состояние учебно-нормативной документации, научно-методического обеспечения процесса преподавания гуманитарных дисциплин, ориентированных на формирование общей культуры и гуманитарной образованности.
6. Уровень развития педагогических технологий, основывающихся на исследовательской, проблемно-развивающей, проектной, креативной, культуроформирующей, профессионально-ориентированной деятельности студентов.
7. Критериальная оценка освоенных студентами общекультурных компетенций и степень их проявления как гуманитарная образованность (оперирование знаниями; культурная самоидентификация; выбор культуроформирующих альтернатив, архетипов, культурно-гуманитарных универсалий; проектирование культуроформирующей страте-
гии действий; готовность к культуроформирующим нововведениям и др.).
Проведенная диагностика социокультурных ориентаций, предпочтений, ценностей студентов педагогического, хореографического и технологического профилей позволила установить иерархию социокультурных ценностей содержания социальногуманитарных дисциплин, выделены доминантные ценности-цели, по отношению к которым все остальные ценности для личностного развития студентов становятся вторичными. Доминантные ценности-цели (см. табл. 1), содержащиеся в изучаемом содержании социально-гуманитарных дисциплин, подвержены воздействию новых ценностей, психологических установок и стилей поведения, существующих в обществе. Критерием устойчивости доминантных ценностей является высокий уровень гуманитарной образованности личности.
Таблица 1
Рейтинг социокультурных ценностей - доминант содержания социально-гуманитарных дисциплин (данные в %)
Рей- тинг Ценности Показатели Кол-во ответивших
I Витальные Жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, качество жизни, экология, комфорт, уровень потребления и др. 75 %
II Социаль- ные Социальное положение, статус, профессия, семья, личная независимость, равенство полов, способность к достижениям, ориентация на прошлое или будущее, патриотизм, конформизм и др. 63 %
III Политиче- ские Законность, государственность, порядок, свобода слова и личностных прав, гражданские свободы, конституция, гражданский мир и др. 61,3 %
IV Религиоз- ные Бог, божественные законы, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание, Коран, церковь, мечеть и др. 57 %
V Моральные Добро, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, коллективизм, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям и др. 33 %
VI Художест- венно- эстетиче- ские Ценности мировой художественной культуры, художественноэстетический тезаурус личности, художественно-эстетический идеал, искусство, красота, эстетика условий труда, эстетика поведения, прекрасное в быту, художественно-эстетическое самообразование и др. 32 %
Иерархия социокультурных ценностей определяет структуру и содержание общей культуры и гуманитарной образованности выступающих инвариантным критерием сформированности профессиональной компетентности специалиста.
Содержательным базисом культуроком-петентностного подхода являются гуманитарные дисциплины (основы философии, история отечества, литература, педагогика, история педагогики), имплицитно отражающие аспекты формирования общей культуры и гуманитарной образованности, стержнем -базовая профессиональная подготовка. Базовая профессиональная подготовка определяет типологию (исследовательские, творческие, ролевые, художественно-литературные, игровые, информационные, межпредметные, телекоммуникационные) культуроформирующих проектов и технологий их реализации (проектные, исследовательские; метод направляющих тестов; конструктивного обучения; имитационного планирования; интерактивные способы обучения; тренинги корпоративности; развивающая диагностика; метод «кейс-стади»). Личностная детерминация целей культурокомпетентностного подхода как партнерского взаимодействия «преподаватель-студент»; интеграции профессиональной, гуманитарной и культуроформирующей составляющей; преемственности и непрерывности в проектировании и реализации культуроформирующего содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла; доступности новой по культуроформирующему содержанию учебной информации, ее целостности и взаимосвязанности с профессиональными компетенциями реализуется на основе культуроформирующих проектов, являющихся ведущей технологи-
ей практической реализации концептуальных идей формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов. Они определяют личностную детерминацию целей культурокомпетентностного подхода как партнерского взаимодействия «преподаватель-студент»; интеграции профессиональной, гуманитарной и культуроформирующей составляющей; преемственности и непрерывности в проектировании и реализации культуроформирующего содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла; доступности новой по культуроформирующему содержанию учебной информации, ее целостности и взаимосвязанности с профессиональными компетенциями;
Проведенный анализ действий педагога и студента в контексте проектного обучения позволил выработать алгоритм разработки культуроформирующих проектов, который включает следующие этапы: мотивирующий, целеопределяющий, содержательно-организационный, рефлексивный и коррекционный.
На этапе мотивации обозначается культуроформирующее, эмоционально-ценност-нее, профессионально-личностное осознание педагогического смысла предстоящей проектной деятельности. Целеопределяющий этап ставит задачей определение культурно-гуманитарных универсалий проекта. Разработку культуроформирующих модулей и мониторинг результатов реализации проекта включает в себя содержательноорганизационный этап. Рефлексивный этап, в свою очередь, определяет культурнопедагогическую саморефлексию в процессе апробации проекта. И, наконец, на коррекционном этапе анализируются резервы для оптимизации всего проекта.
Литература
1. Гильмеева Р. Х., Тихонова Л. П., Мухаметзянова Л. Ю., Шайхутдинова Г. А. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной образован-
ности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство / под ред. академика РАО Г. В. Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011.
УДК 377.001.76
Ю. Н. Дрешер
АНДРАГОГИЧЕСКИЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ
В данной научной статье раскрываются актуальные вопросы, посвещенные инновационному образованию, его специфике. Раскрываются особенности образования взрослых, значимости исследования андрагогических проблем и противоречий современного образования, описаны модели опережающего обучения и наполнения учебных программ.
Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, инновации, развитие андрагогических технологий.
Y. N. Dresher
ANDROGOGICAL AND INNOVATIONAL METHODS IN ADULT EDUCATION
Actual questions in the given research article are devoted to innovative education and its specificity. The peculiarities of adult education, significance of androgogic problems and contradictions of modern education are outlined, models of training run ahead of schedule and filling in the curricula are described. Keywords: androgogics, adult education, innovations, development of androgogic technologies.
В последнее десятилетие многие научные издания и общественная печать часто используют «модные» термины: инновации, инновационная деятельность, инновационная культура и т. д.
В науке и практике под инновацией понимают такое нововведение, которое находится в русле общественных устремлений, но для своего внедрения требует принципиально новых методов, подходов, часто выходящих за пределы принятых норм и правил. Здесь возникают определенные противоречия, поскольку внедрение каждого нового принципа обучения, образовательной технологии требует существенного пересмотра существующих норм и правил организации учебного процесса в современном образовательном учреждении, таком как Институт дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусств (ИДПО (ПК) СКС), которое сохраняет исследовательские традиции.
Инновационное образование сегодня необходимо рассматривать как системную совокупность образовательных процессов, основанную на активном применении новейших информационных и организационнопедагогических технологий, предполагающую применение теоретических, практических и педагогических инноваций. Спецификой инновационного образования является производство конкурентоспособной профессиональной модели специалиста на рынке образовательных услуг, а также формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей во всех сферах общественной жизни [5].