100 80 60 40 20 0
Абс. Успеваемость Кач. Успеваемость
■ входное тестирование ■ итоговое тестирование
Рис. 3 Динамика уровня абсолютной и качественной успеваемости студентов по итогу входного и контрольного
тестирования курса «Основы российской государственности» Абсолютная успеваемость студентов увеличилась на 24,81%, качественная успеваемость на 28,69%.
По проблемным вопросам качество результатов так же увеличилось.
1. имена влиятельных людей в истории (21% респондентов дали неверный ответ. Рост качественного показателя на 28%);
2. основное содержание исторических документов (49% дали неверный ответ. Рост качественного показателя на 28%);
3. низкий уровень знаний современных подходов и документов, устанавливающих современные ценности российской цивилизации (45% дали неверный ответ. Рост качественного показателя на 23%).
Необходимость укрепления исторической осведомленности студентов первого курса в области российской и миров истории обусловлена важностью обеспечения глубинного понимания основ культуры и национальной идентичности страны.
Интеграция углубленных знаний о ключевых исторических событиях и процессах является критически важной для формирования всесторонне развитого специалиста. Повышение уровня исторической эрудиции студентов первых курсов способствует не только расширению их культурного кругозора, но и углублению патриотического сознания и гражданской ответственности.
Список источников
1. История государства Российского: XII т. в 3 кн. Москва : Гардарики, 1994. 146 с.
2. Долгих Ф. И. История государства и права России. Москва. 322 с.;
3. Основы российской государственности: учебно-методическое пособие. Москва : ТУСУР, 2023. 59 с.
Информация об авторе:
Н. В. Бондаренко, старший преподаватель кафедры философии. Information about the author:
N. V. Bondarenko, senior lecturer at the Department of Philosophy.Кми
Научная статья УДК 173 doi 10.24412^-37216-2024-6-33 -36
Обряды детства в современной тувинской культуре
Екатерина Карбый-ооловна Даваа1, Чечекмаа Болат-ооловна Куулар2
1 Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия
2 МБОУ СОШ № 4, Кызыл, Россия
77,44
Аннотация. В статье приведены результаты опроса современных тувинцев по вопросу сохранности традиций и обрядов, сопутствующих детям в период младенчества. Традиционные охранительные обряды играли важную роль в жизни ребенка, что обусловлено мировоззренческими представлениями кочевников.
Ключевые слова: традиционная этика тувинцев, обряд, традиция, социологический опрос, анкетирование.
Original article
Rituals of childhood in modern Tuvan culture
Ekaterina K. Davaa1, Chechekmaa B. Kuular2
1Tuvan State University, Kyzyl, Russia
2 Municipal Budgetary Educational Institution Secondary School No. 4, Kyzyl, Russia
Abstract. The article presents the results of a survey of modern Tuvans on the issue of the preservation of traditions and rituals accompanying children during infancy. Traditional protective rituals played an important role in the life of a child, which is determined by the worldview of nomads.
Keywords: traditional ethics of Tuvans, ritual, tradition, sociological survey, questionnaire.
В последние годы в Туве усиливается интерес к истории и культуре коренного народа. Возрастает тяга к познанию традиционных тувинских ценностей, обычаев и обрядов. Цель данной статьи - выявить уровень сохранности традиций и обрядов, сопутствующих детям в период младенчества - от рождения до трех лет у тувинского народа.
Обрядовая практика тувинцев изучалась многими исследователями, среди них необходимо выделить работы Л. П. Потапова [Потапов, 1969], В. П. Дьяконовой [Дьяконова, 1988], М. Б. Кенин-Лопсана [Кенин-Лопсан, 1994, 2002], С. Н. Соломатиной [Соломатина, 1992].
У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения. Обряды, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, занимают особое место в традиционной" культуре тувинцев. В них просматриваются представления тувинцев о ребенке. Место, отводимое ребенку и его детству у тувинцев значимо.
Актуальность темы в какой-то степени определена и временем. Изменившиеся реалии жизни вносят свои коррективы в традиционный этику. Поэтому нельзя терять возможность фиксации сохранившихся обрядов. Нас заинтересовало, соблюдаются ли тувинцами на сегодняшний день обрядовые традиции, сопутствующие детям в период младенчества - от рождения до трех лет?
С тувинскими обрядами, связанными с детьми в рамках традиционной картины мира тувинцев, можно познакомиться в прекрасной книге знаменитого тувинского исследователя Монгуша Кенин-Лопсана «Мифы тувинских шаманов» [Кенин-Лопсан, 2002]. Большая часть обрядов периода беременности состоит из запретов и предписаний, регулирующих поведение и обеспечивающих рождение здорового ребенка.
Ребенок в тувинских традициях это любимый родной маленький человечек, средоточие надежд и чаяний для родителей: продолжение рода, мерило семейного богатства, благополучия, залог счастливой старости для человека. Это одна из главных ценностей в тувинской культуре [Кенин-Лопсан, 2002, с. 3].
Для достижения поставленной цели нами был проведен опрос среди молодых людей тувинской национальности в возрасте 23-35 лет, имеющих детей и проживающих в Республике Тыва. В проведенном опросе приняли участие 50 человек. Из них 40 женского, 10 мужского пола. Из общего количества респондентов 38 человек (76%) работают, остальные 12 (24%) - учатся в учебных заведениях. В анкету были включены 16 обрядов, сопутствующие детям от рождения до 3 лет, описанные в книге Монгуша Кенин-Лопсана и еще добавлена 1 пустая строка для дополнения самими опрашиваемыми респондентами. Участникам необходимо было отметить напротив обрядов один из двух вариантов ответов «да» или «нет». Итоги опроса выявили следующую картину:
1. стрижка утробных волос хылбык - «да» - 90%, «нет» - 10%;
2. особенное отношение к детям: не бить, не ругать, относиться плохо, особенно к тем, кто еще не умеет говорить - «да» - 62%, «нет» - 38%;
3. заранее готовиться к рождению ребенка (покупать одежду, коляску и др.) нельзя «да» -60%, «нет» - 40%;
4. помазания сажей/золой лоб (между бровями) ребенка - «да» - 60%, «нет» - 40%;
5. одежду ребенка до одного года, даже если она сушится, на ночь не оставляют - «да» -52%, «нет» - 48%;
6. запрет матери ласкать, целовать ножки, ступни ребенка - «да» - 35%, «нет» - 65%;
7. наличие у ребенка нескольких имён (домашнего, по паспорту) - «да» - 34%, «нет» - 66%;
8. неблагозвучное (плохое) имя (например, Черлик-оол (Бродяжка мальчик), Калдар-оол (Чумазый мальчик)) или мужское имя девочке, женское - мальчику - «да» - 25%, «нет» -75%;
9. не называть имя младенца постороннему (каждому прохожему) - «да» - 20%, «нет» - 80%;
10. наречение имени почтенным человеком - «да» - 20%, «нет» - 80%;
11. хранение отпавшей пуповины ребенка в шелковой подушке, расшитой бусинами «да» -10%, «нет» - 90%;
12. не звать ребенка по имени ночью - «да» - 10%, «нет» - 90%;
13. не давать младенцу вареное сердце и язык овечки - «да» - 4%, «нет» - 96%;
14. ребенка не целуют, а нюхают - «да» - 0%, «нет» - 100%;
15. в колыбели возле спящего ребенка оставлять нож - «да» - 0%, «нет» - 100%;
16. предание земле уруг сыртыын - «подушку» ребенка или послед - «да» - 0%, «нет» -100%;
17. не показывать новорожденного посторонним людям до истечения 40 дней после рождения - «да» - 0%, «нет» - 100%.
Подавляющее большинство современных тувинцев проводят 1 обряд - хылбык. В большей степени еще сохраняются 4 обряда: запрет заранее готовиться к рождению, особенное отношение к младенцу, помазание золой/сажей между бровями, не оставлять на ночь одежду ребенка на улице, не ласкать ступни ребенка. Малая часть современной тувинской молодежи следуют таким 5 обрядам как нельзя ласкать ступни, не называть имени посторонним, наречение почтенным человеком и наличие нескольких имен. Единичны случаи соблюдения обрядов не звать по имени ночью, не давать младенцу вареное сердце и язык овечки. Совсем не присутствуют и забыты такие обряды как ребенка не целовать, в колыбели возле спящего ребенка оставлять нож, предание земле последа. 10% опрошенных вписали в анкету обряд хранения отпавшей пуповины ребенка в шелковой подушке, расшитой бусинами, который не был описан в книге М.Б. Кенин-Лопсана. Было много «оберегающих» детей обычаев и обрядов, так как детская смертность в традиционном обществе была высока.
Таким образом, на основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что многие из перечисленных М.Б. Кенин-Лопсаном традиций и обрядов, сопутствующих детям в период младенчества у современных тувинцев, не сохранились. Большинство, т.е. 11 из 16 традиционных обрядов, описанных в работах исследователя ХХ века, мало присутствуют
или совсем не присутствуют в жизни современных тувинцев. Общий уровень их сохранности ниже 50%.
Проблема сохранения и модернизации традиций и обрядов прошлого исторического опыта народа остаётся актуальной.
Список источников
1. Дьяконова В. П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Ленинград: Наука, 1988. С. 152 - 186.
2. Кенин-Лопсан М. Б. Мифы тувинских шаманов. Кызыл: Новости Тувы, 2002. 544 с.
3. Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная этика тувинцев. Кызыл: Новости Тувы, 1994.
4. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. Москва, 1969. 402 с.
5. Соломатина С. Н. Символ и ситуация в обрядовой деятельности тувинцев // Ранние формы религии народов Сибири: Материалы III сов.-франц. симп. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 1992. С. 149 - 155.
Информация об авторах:
Е. К. Даваа, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии; Ч. Б. Куулар, учитель истории МБОУ СОШ № 4 г. Кызыла. Information about the authors:
E. K. Davaa, Candidate of History, Associate Professor at the Department of Philosophy.
Ch. B. Kuular, teacher of history Municipal Budgetary Educational Institution Secondary School
No. 4 of Kyzyl.
Вклад авторов:
Даваа Е. К. - научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; обработка текста, итоговые выводы.
Куулар Ч. Б. - проведение опроса, анализ результатов, написание текста, итоговые выводы. Contribution of the authors:
Davaa E. K. - scientific leadership; research concept; development of methodology; text processing, final conclusions.
Kuular Ch. B. - conducting a survey, analyzing the results, writing the text, final conclusions.
Научная статья УДК 314.053
doi 10.24412/cl-37216-2024-36-40
Эволюция этнодемографической структуры тувинского общества в 1930-1950-е гг.:
опыт пространственного анализа
Вера Монгушевна Дамдынчап
Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается процесс изменений этнодемографической структуры тувинского общества в результате коллективизации и индустриализации. Проведен анализ демографических показателей.
Ключевые слова. Население, демографические показатели, рост населения, социалистические преобразования, миграции.
Original article
Evolution of the ethno-demographic structure of Tuvan society in the 1930-1950s: experience
of spatial analysis
Vera M. Damdynchap