Научная статья на тему 'Районирование сакральных ландшафтов Республики Тыва по материалам полевых экспедиционных работ'

Районирование сакральных ландшафтов Республики Тыва по материалам полевых экспедиционных работ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сакральный ландшафт / сакральность / культовое место / география сакральных ландшафтов / сакральное место / Тува / туризм / тувинцы / памятник природы / достопримечательное место / sacred landscape / sacredness / place of worship / geography of sacred landscapes / sacred place / Tuva / tourism / Tuvans / natural monument / landmark.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Базырчап Анай-хаак Орлан-ооловна

В статье рассматриваются характеристики районирования сакральных ландшафтов на территории Республики Тыва. Происхождение и размещение сакральных объектов зависит от природных условий и их духовной роли в жизни населяющих народов, которые образуют своеобразные сакральные ландшафты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zoning of sacred landscapes of the Republic of Tyva based on materials from field expeditions

The article discusses the characteristics of zoning of sacred landscapes on the territory of the Republic of Tyva. The origin and placement of sacred objects depends on natural conditions and their spiritual role in the life of the inhabiting peoples, who form unique sacred landscapes

Текст научной работы на тему «Районирование сакральных ландшафтов Республики Тыва по материалам полевых экспедиционных работ»

Научная статья УДК 911.53 (39)

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-25-29

Районирование сакральных ландшафтов Республики Тыва по материалам полевых

экспедиционных работ*

Анай-Хаак Орлан-ооловна Базырчап

Центр биосферных исследований, Кызыл, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются характеристики районирования сакральных ландшафтов на территории Республики Тыва. Происхождение и размещение сакральных объектов зависит от природных условий и их духовной роли в жизни населяющих народов, которые образуют своеобразные сакральные ландшафты.

Ключевые слова: сакральный ландшафт, сакральность, культовое место, география сакральных ландшафтов, сакральное место, Тува, туризм, тувинцы, памятник природы, достопримечательное место.

Original article

Zoning of sacred landscapes of the Republic of Tyva based on materials from field expeditions

Anai-Khaak Orlan-oolovna Bazyrchap Center for Biosphere Research, Kyzyl, Russia, [email protected]

Abstract. The article discusses the characteristics of zoning of sacred landscapes on the territory of the Republic of Tyva. The origin and placement of sacred objects depends on natural conditions and their spiritual role in the life of the inhabiting peoples, who form unique sacred landscapes.

Keywords: sacred landscape, sacredness, place of worship, geography of sacred landscapes, sacred place, Tuva, tourism, Tuvans, natural monument, landmark.

Введение

В традиционной культуре всех народа в их эволюции существовали, и будут существовать природные ландшафты, которые наделены социумом культурными смыслами. При этом и природная, и культурная часть ландшафта это и есть одно единое целое [8, с. 197]. Учитывая множество культурных ландшафтов и недавнее появление и развитие науки о них стандартизированной единой систематизации и классификации этих объектов отсутствует. Однако в «Руководстве по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия» ЮНЕСКО [8, с. 197] представлена один из вариантов классификаций, в котором культурный ландшафт подразделяется на 3 вида: одна из них включает ландшафты с религиозными ассоциациями, т.е. сакральные места [8, с. 197; Веденин, Кулешова, 2001, с. 714; Ермков, 2016, с. 218-221], где располагаются сакральные, культовые объекты. Распространение данных сакральных, культовых объектов, мест, территорий зависит от природных условий и духовной роли в жизни населяющих народов, которые формируют определенные особенные сакральные ландшафты. Сакральный ландшафт - это тот

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РНФ № 24-28-20412 «Комплексные исследования сакрального ландшафта в традиционной культуре тувинцев: природные и духовные аспекты».

ландшафт, который объединяет и природную и культурную составляющие, которые взаимодействуют и влияют друг на друга в процессе исторического развития. Сакральные места - это места, прежде всего, призванные выполнять духовную функцию, связанную с религиозными запросами верующих [Батомункуева, 2011, с. 254-257]. Сакральные объекты существуют до тех пор, когда есть народ, сохранивший свои традиции и память о них [Пахомова, 2018, с. 72-80]. Сакральное значение зависит от восприятия, от того, какое впечатление производил тот или иной объект на человека. Конечно, объекты природы не сами по себе являются сакральными, а сакральным является то, что они выражают. Бывает так, что камень - это просто камень, не более чем компонент определенного ландшафта. Но именно человек наполняет сакральным значением объекты, это способ осмысления и познания мира вокруг себя [Лукина, Пахомова, 2019 с. 83]. Таким образом, в настоящее время отсутствует четкое определение сакрального ландшафта, однако приводятся некоторые его характеристики: он включает проведение религиозных церемоний, поклонение объектам культа, священнодействие, состоит из «сакральных (то есть священных, культовых, ритуальных) местностей» [Культурный ландшафт... 2004, с. 146].

Цель исследования - районирование пространственного размещения сакральных ландшафтов на территории Тувы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Систематизировать, группировать исследованные сакральные объекты по видам происхождения и сакрального значения.

2. Районировать сакральные ландшафты по зонам, районам Тувы.

При исследовании темы мы основываемся на методах и методологиях наших коллег-ученых, которые применяли при исследовании сакрального ландшафта Якутии. Основными методами послужили анализ и синтез, социологический и методы районирования.

Методика районирования сакральных ландшафтов Тувы. Методика районирования, как правило, строится на выявлении формальных признаков и усреднённых показателей, характеризующих полученные районы. Необходимо отметить, что этот анализ обладает элементами субъективизма, так как требует необходимости применения экспертной оценки, которая во многом зависит от личности исследователя [Андреев, 2011, с. 113-131].

Согласно разработанной методики ученых О.Р. Лукина, Л.С. Пахомова в нашей работе также для выделения сакрального ландшафта используются следующие критерии: - их количественный показатель; - типы и виды объектов на определенной территории; -критерий явности и хорошей сохранности.

При районировании сакральных ландшафтов нами использованы географический, природоцентричный и культуроцентричный подходы, которые являются основными критериями их выделения в районы и раскрывают взгляд авторов на предмет исследования. Критерии районирования сакральных ландшафтов [Лукина, Пахомова, 2019, с. 84]:

А) культуроцентричный подход - традиционные верования народов, населяющих данный ландшафт и их ритуалы, являются посредниками между природой и человеком, при этом сакральный объект зависит от особенностей обычаев и быта населения.

Б) географический подход или территориальный подход является основой районирования ландшафтов по районам Тувы, учитывая географическое разнообразие ландшафтов Тувы.

Также следует отметить роль метода культурно-ландшафтного районирования, широко применяемого в работах А.А. Андреева, В.Н. Калуцкова, И.П. Чалой, Ю.А. Веденина [Чалая, Веденин. 1997] и др. Систематизация культурных ландшафтов позволяет применить для их районирования как наиболее эффективный и информативный метод. Данный метод позволяет рассмотреть природный объект и его сакральный смысл как единое целое.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время на территории Республики Тыва существуют немало количество сакральных ландшафтов, в которых сформированы и расположены объекты, обладающие характеристиками сакрального объекта и связанные с традиционными верованиями тувинцев. Характеристиками сакрального

объекта выступают проведение на территории объекта или в самом объекте ритуалов, обрядов, поклонение объектам культа, священнодействий и т.д. На сегодняшний день малоисследованы сакральные ландшафты Тувы с точки зрения сакрализации ее территории, имеется существенная проблема сбора, интерпретации и сохранения информации о сакральных объектах Тувы. Результаты проведенных исследований на территории республики показали, что в Туве имеются достаточно объектов имеющих характеристики сакральных объектов, расположенных на различных ландшафтах.

Районирование было проведено на основе концентрации сакральных объектов природного и антропогенного происхождения на определенной территории района Тувы. При этом определились следующие концентрации: 1. Высокая концентрация сакральных объектов, мест и ландшафтов наблюдается в Центральной части Тувы (Кызылский, Тавдынский, Пий-Хемский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский. Чаа-Хольский, Каа-Хемский районы; 2. Второй по степени концентрации культовых объектов является - Западная Тува, куда входит Бай-Тайгинский, Баруун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Сут-Хельский, Менгун-Тайгинский районы; 3. Средняя коцентрация объектов наблюдается в Южной приграничной с Монголией части республики - Эрзинский, Овюрский, Тес-Хемский; 4. В четвертых ниже средней - один самых по природе красивых частей Тувы Восточная зона, где имеюся Тоджинский и Тере-Хольский (количество культовых объектов, расположенных на различных территориальных зонах Тувы см. рис. 1.)

70 60 50 40 30 20 10 0

Западная Тува Центральная Тува Южная Тува Восточная Тува

Рис. 1. Количество культовых объектов, расположенных в различных территориальных зонах

Тувы

Выявление концентрация сакральных территорий позволило выделить распространение сакральных объектов и ландшафтов по территории Тувы: Территория Центральной Тувы характеризуется многочисленностью культовых объектов - местностей исторического значения, а также древними обрядовыми местами, родовыми местами и т.д. Данная территория межгорная степная зона, где расположены Улуг-Хемская и Турано-Уюкская котловины, хр. Уюкский, Ондумский массив, относящегося к хр. Академика Обручева, хребет Танну-Ола, возвышенность Берт-Даг, Куртушибинский хребт (на севере), Саяно-Шушенское водохранилище, река Улуг-Хем обладает достаточно большим разнообразием историко-кульртурного и природного сакрального ландшафта, что явилось следствием особенности исторического развития данного региона республики. Для Западной части Тувы характерен сохранившийся горно-степной сакральный ландшафт на Хемчикской котловине, хр. Шапшальский, хр. Цаган-Щибэту, Каргинская котловина, высокогорный массив Менгун-Тайга, хр. Чихачева, бассейн реки Хемчик с местами археологического значенич (горы, перевалы, истоки воды, обрядовые родовые места).

63

39

10

В результате районирования на обширнй территории рсепублики Тыва, а также систематизации позволила разработать размещение районов и ареалов сакральных ландшафтов на территории Тувы, что отразилось в следующей таблице._

№ п/п Зона Сакральный район Сакральный ареал Сакральные ландшафты

1 Западная часть Тувы Бай- Тайгинский, Баруун-Хемчикский, Дзун- Хемчикский, Сут-Хельский, Мен^н-Тайгинский Западная горно-степная зона Хемчикская котловина, хр. Шапшальский, хр. Цаган-Щибэту, Каргинская котловина, высокогорный массив Мен^н-Тайга, хр. Чихачева, бассейн реки Хемчик Территория преобразованного сакрального ландшафта, территория археологического значения, горный, перевалы, уникальные природные места, памятные места, минеральные источники, озера

2 Централь ная часть Тувы Кызылский, Тандынский, Пий-Хемский, Чеди- Хольский, Улуг-Хемский. Чаа-Хольский, Каа-Хемский Межгорная степная зона, Улуг-Хемская и Турано-Уюкская котловины, хр. Уюкский, Ондумский массив, относящегося к хр. Академика Обручева, хребет Танну-Ола, возвышенность Берт-Даг, Куртушибинский хребт (на севере), Саяно-Шушенское водохранилище, река Улуг-Хем Территория преобразованного сакрального ландшафта, территория археологического значения, горный, перевалы, уникальные природные места, памятные места, минеральные источники, озера, каньоны, реки.

3 Восточна я Тува Тоджинский, Тере-Хольский Восточная горно-таежная зона занимает практически всю территорию Восточной Тувы, куда входят хребты Восточного и Западного Саяна, Академика Обручева, нагорье Сангилен и Тоджинская котловина, обширное водораздельное пространство между реками Бий-Хем и Каа-Хем, река Хамсары и оз. Азас Территория преобразованного сакрального ландшафта, территория археологического значения, горный, перевалы, уникальные природные места, памятные места, минеральные источники, озера.

4 Южная часть Тувы Эрзинский, Овюрский, Тес-Хемский Убсунурская котловина, хр. Восточный и Западный Танну-Ола и нагорье Сангилен, хр. Большой Булнай-Нуру и Хан-Хухей, хр. Цаган-Шибэту, массив Тургэн-Ула и горы системы Монгольского Алтая, Унгешская, Кара-Хольская, Чумуртукская, Шангантская и Деспенская котловины Территория преобразованного сакрального ландшафта, территория археологического значения, горный, перевалы, уникальные природные места, памятные места, минеральные источники, озера, каньоны, реки, пещеры

Районирование способствовало более подробному изучению и описанию известных сакральных и памятных мест и объектов на ландшафтах сакральных районов Тувы.

Таким образом, важно также отметить, что в данной работе это далеко не полный перечень сакральных объектов, распространенных в пространстве разнообразных ландшафтов Тувы. В перспективе сакральные ландшафты имеют широкие возможности для детального исследования по природным районам и по селам Тувы. Большинство сакральные объекты, расположенные на определенном месте на ландшафте Тувы, имеют важное значение в области туризма. Некоторые из них обладают развитой инфраструктурой: транспортная доступность, хорошо сохранились до наших дней (например, в основном это

минеральные источники (Арголик, Шивилиг, 4YpeK^eprYH, Сенек и т.д.), родовые места (Чацгыс-Терек), буддийские храмы (YстYY-ХYрээ, Алдыы-ХYрээ, буддийский храм Чоксум в с. Кызыл-Даг и т.д.), сакральные горы ^пуг-Хая, Бижитиг-хая, буддийская ниша), сакральные озера (оз. Чагытай, Дус-Хел, Тере-Хел и т.д.)). Кроме того сакральные объекты имеют огромное значение в духовной жизни жителей республики, населения, этноса, а также в деле сохзранения природного и историко-культурного наследия Тувы, сохранения памяти о жизни предков, традиций, обычаев и культуры своего народа и бережного отношения к ним в природной среде.

Список источников

1. Андреев А. А. Культурно-ландшафтное районирование территории Псковской области // Псковский регионологический журнал. 2011. № 11. С. 113 - 131.

2. Батомункуева С. Р. Феномен сакрализации в контексте культа поклонения священным горам // Вестник БГУ. 2011. № 6. С. 254-257.

3. Веденин Ю. А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Известия АН. Серия географическая. 2001. № 1. С. 7 - 14.

4. Ермаков Е. Е. Сакральный ландшафт Тюменской области: типология и механизмы конструирования // Экология древних и традиционных обществ: материалы 5 Международной научной конференции (Тюмень, 7-11 ноября 2016 г.) / под редакцией Н. П. Матвеевой; Тюменский государственный университет, Институт проблем освоения Севера СО РАН, Институт археологии и этнографии СО РАН, Институт экологии растений и животных УрО РАН. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016. Вып. 5, ч. 2. С. 218 - 221.

5. Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Ин-т Наследия; Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004.

6. Лукина О. Р., Пахомова Л. С. Районирование сакральных ландшафтов Якутии // Успехи современного естествознания № 12, 2019 г. С. 83.

7. Пахомова Л. С., Лукина О. Р. Сакральные ландшафты Олекминского и Ленского районов // Вестник СВФУ. Серия: Науки о земле. 2018. № 4 (12). С. 72-80.

8. Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия. Июнь, 2013. С. 197 [Электронный ресурс]: Мин-во культуры РФ: официальный сайт. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/26 11 2013 4.pdf. (дата обращения 30.05.2024)

9. Чалая И.П., Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. Москва, 1997. 286 с.

Информация об авторе:

А.-Х. О. Базырчап, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории геоэкологических исследований ГБНУ РТ «Центр биосферных исследований». Information about the author:

А.-H. O. Bazyrchap, Candidate of History, Senior Researcher at the Laboratory of Geoecological Research of the State Budgetary Institution of the Republic of Tuva «Center for Biosphere Research».

Научная статья УДК 172.12

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-29-33

Анализ знаний истории России и мира при изучении дисциплины «Основы российской государственности» среди студентов 1 курса Тувинского государственного

университета

Наталья Викторовна Бондаренко

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.