УДК 1.13.00.01
Ларичева Наталья Вячеславовна
аспирант кафедры факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета учитель ГБОУ СОШ № 1103 (ШО № 4), [email protected]
Анализ жизненных ситуаций, возникающих у младшего школьника
Natal’ya V. Laricheva
graduate student, Faculty of initial classes, Moscow Pedagogical State University, teacher of SBEI School № 1103 [email protected]
The analysis of
LIFE SITUATIONS THAT OCCUR IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Аннотация. Анализ жизненных ситуаций, возникающих у младшего школьника, в настоящее время весьма актуален, поскольку в связи с поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Во-первых, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Во-вторых, изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.
Ключевые слова: нравственность, нравственные нормы, младшие школьники, формирование нравственности, нравственное воспитание.
Annotation. Nowadays, the analysis of life situations that occur in younger schoolchildren is rather topical, because when a child enters school some important changes in his relations with other people occur. First, he spends the most part of his time studying and communicating with others: parents, teachers, other children. Second, we can see that the content of the communication changes; it includes topics which aren't related to the game, i.e. it stands out as a special business communication with adults. Working on the problems of moral education of junior pupils, it is necessary to pay attention to their age and psychological characteristics.
Keywords: morality, norms of morality, junior pupils, formation of morality, moral education.
В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к III—IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешним изменением характера общения, происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнеров по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III-IV классами появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению [1].
В начальной школе возникает новый уровень
самосознания детей, наиболее точно определяющийся словосочетанием «внутренняя позиция». Внутренняя позиция представляет собой осознанное отношение младшего школьника к себе, к окружающим людям, событиям и делам -такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции младшего школьника становится переломным моментом в дальнейшей судьбе и определяет собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного развития как личности. Становление позиции внутренне проявляется в том, что в сознании младшего школьника выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от жизненных обстоятельств.
В школьные годы круг друзей младшего школьника начинает быстро расти, а личные привязанности становятся более постоянными, общение более регулярным. Общение переходит на качественно высокий уровень, так как дети начинают понимать причины поступков ровесников, что способствует
50
установлению хороших взаимоотношений с ними. В начальной школе, в возрасте от 6 до 8 лет, впервые образовываются неформальные группы младших школьников с определёнными правилами поведения в них. Но все же эти группы существуют недолго и обычно недостаточно стабильны.
Младшие школьники проводят много времени в различных играх, но их партнерами по игре всё чаще становятся уже не взрослые люди, а ровесники. В группах дети во время игры устанавливают свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений. Для формирования личности учащегося, для управления развитием коллектива учителю необходимо знать систему деловых и межличностных отношений в классе. Межличностные отношения в классном коллективе - один из важнейших факторов состояния благополучия класса. Знания межличностных отношений необходимы для того, чтобы правильно организовать воспитательную работу в классе, выработать правильный педагогический подход к детям, правильно выбрать актив класса, распределить детей по группам; воспитывать у детей коллективистское отношение друг к другу, дружбу, - сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности учеников, собранных в класс, в возможно более короткий срок создать коллектив. Не зная межличностных отношений между детьми в классе, учитель не сможет даже правильно рассадить детей по партам [1].
Положение младшего школьника в классе может быть благоприятным, тогда он чувствует себя принятым в группу, чувствует симпатию со стороны ровесников и сам им симпатизирует. Такую психологическую жизненную ситуацию ученик переживает как чувство единства с группой. При неблагоприятном положении младшего школьника возникает состояние психологической изоляции, что отрицательно сказывается на формировании личности. И педагогу крайне важно заметить тех детей, с которыми не хотят дружить, сидеть за одной партой. Важно принять своевременные меры, чтобы включить таких детей в коллективную деятельность. Если вовремя не сделать этого, то младшие школьники, не нашедшие себе места в учебном коллективе, не установившие дружеских, товарищеских отношений со своими сверстниками, не смогут стать настоящими коллективистами, а иногда начинают противопоставлять себя коллективу, его делам.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Педагог призывает своих учащихся быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо решать задачи, которые соответствуют правилам морали [5]. Нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложит педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальней-
шем, как будет строить свои отношения с окружающими [9]. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно, и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали [8]:
1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям вокруг тебя было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой младшие школьники постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости» [6].
Основные процессы формирования нравственного развития:
Формирование нравственного сознания
Уровень нравственного сознания личности определяет ее поведение и деятельность. Процесс формирования сознания длительный и сложный, он начинается задолго до поступления ребенка в школу, с формирования первоначальных представлений об обществе, взаимоотношениях близких людей [1].
Формирование навыков и привычек поведения
Действенность педагога во многом зависит от того, насколько школа заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения.
Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. Ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспи-
51
тывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений. Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих школьников [2].
Формирование устойчивых убеждений - важнейшая задача современной школы. Нашим детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом деятельности школы по нравственному воспитанию должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности. Важно, чтобы школьник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения. Мотив - это осознанное побуждение, это сила, которая двигает, направляет поведение человека. Без соответствующих мотивов не закрепляются нужные формы поведения, не формируется то или иное нравственное качество учащегося как активиста, общественного деятеля [3].
Формирование внутреннего идеала
С формированием идеала тесно связано возникновение таких особых нравственных чувств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важными мотивами поведения и средствами самоконтроля. Таким образом, суть данного этапа нравственного развития заключается в том, что нравственный образец, который раньше был дан ребенку извне, теперь, представленный в форме идеала, становится внутренним.
Формирование нравственных чувств
Огромное влияние на поведение учеников оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Воздействие на чувства детей неизмеримо и представляет собой наиболее сложную область в нравственном воспитании. При определении способов воздействия на чувства ученика необходимо иметь в виду, что воспитание чувств протекает, главным образом, по пути изменения и дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед учеником цель - испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя. Для возникновения необходимого чувства
Литература:
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. Омск : ОмГПУ, 1998. 256 с.
важно создать соответствующую обстановку, при которой у ученика могут возникнуть те или иные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе в стенах школы и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсий в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае учитель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению. Яркая, богатая жизнь коллектива, хорошо организованная педагогом, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед коллективом.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни [4].
Поэтому важно с первых дней обучения детей в школе, в ходе постоянного общения с ними на уроках, во внеурочное время, в беседах с родителями определить этот уровень. Но это не должно приводить к перерыву, остановке в нравственном воспитании. Используя новые возможности школьного обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний учащихся, педагоги стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, педагог не должен упускать из виду отдельных учащихся. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, педагог должен стремиться развивать и совершенствовать их. Свои усилия педагог должен координировать с родителями и таким путем не только решать задачи, стоящие перед обучением, но и подготавливать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей [7].
Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.
Literature:
1. Apletaev M.N. Sistema vospitaniya nravstvennoi lichnosti v protsesse obucheniya. Omsk : OmGPU, 1998. 256 р.
52
2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 288 с.
3. Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. М., 1987г.
4. Волченко, Л.Б. Культура, поведение, этикет, мораль. М. : Педагогика, 1982. 194 с.
5. Гудинг Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности. Ярославль : «Норд»,2004.
6 . Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания. М. : «Просвещение», 1975.
7. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. М., 1987 г.
8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1980 г.
9. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн. : Ильин В.П.,1996.
2. Bondarevskaya E.V. Vospitanie kak vozrozhde-nie grazhdanina, cheloveka kul'tury i nravstvennosti. Rostov-na-Donu: Feniks, 1995. 288 р.
3. Bozhovich L.I. Nravstvennoe formirovanie lichnosti shkol'nika v kollektive / L.I. Bozhovich, T.E. Konnikova M., 1987.
4. Volchenko L.B. Kul'tura, povedenie, etiket, moral'. M. : Pedagogika, 1982. 194 р.
5. Guding D. Mirovozzrenie: chelovek v poiskakh istiny i real'nosti. Yaroslavl' : Nord, 2004.
6. Kairov ЬА. Аzbuka nravstvennogo vospitaniya. M. : Prosveshhenie, 1975.
7. Makarenko А.S. Volya, muzhestvo, tseleustrem-lennost'. M., 1987.
8. Sukhomlinskij V.А. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. M., 1980.
9. Furmanov M. Detskaya agressivnost': psikhodi-agnostika i korrektsiya. Mn. : Il'in V.P., 1996.
53