Научная статья на тему 'Общие особенности нравственных представлений младших школьников'

Общие особенности нравственных представлений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3590
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МОРАЛЬ / МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ETHICS / MORAL CONCEPTS / MORAL ORIENTATION / MORAL QUALITIES / MORALITY / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дрожжинова Виктория Викторовна

Исследование направлено на изучение проблемы нравственных представлений младших школьников. В статье уточняется сущность понятий «нравственность», «мораль», выделены критерии нравственности и их значение в жизнедеятельности человека. Обозначены специфические особенности младшего школьного возраста, и выделены особенности нравственных представлений младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дрожжинова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Common features of moral ideas younger students

The study aims to examine the problem of moral representations of younger schoolboys. The article clarifies the essence of the concept of "morality", "morality", highlighted the criteria of morality and their significance in human life. Marked specifics of primary school age and highlighted features of moral representations of younger schoolboys.

Текст научной работы на тему «Общие особенности нравственных представлений младших школьников»

ISSN 2304-120X

Дрожжинова В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15332. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15332.htm. - ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

ART 15332

УДК 159.922.7:17.022.1

Дрожжинова Виктория Викторовна,

студентка факультета психологии и социальной педагогики Таганрог ского института имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростов ский государственный экономический университет», г. Таганрог v.drozhzhinova@mail.ru

Общие особенности нравственных представлений младших школьников

Аннотация. Исследование направлено на изучение проблемы нравственных представлений младших школьников. В статье уточняется сущность понятий «нравственность», «мораль», выделены критерии нравственности и их значение в жизнедеятельности человека. Обозначены специфические особенности младшего школьного возраста, и выделены особенности нравственных представлений младших школьников.

Ключевые слова: нравственность, мораль, нравственная направленность, моральные качества, младший школьный возраст, нравственные представления. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Социологические, психологические, педагогические исследования свидетельствуют о том, что в эпоху социально-экономических перемен к наиболее сложным вопросам современной педагогической теории и практики относятся вопросы, связанные с нравственным становлением личности. Т. Д. Молодцова, О. И. Ефремова и другие отмечают, что состояние современной психолого-педагогической науки и ее задачи ставят педагогов перед необходимостью управлять гуманистическим пространством конкретного социума, а значит, создавать благоприятные условия для нравственного развития личности ребенка [1].

Наиболее остро встает проблема поиска путей нравственного воспитания школьников, обусловленная рядом причин: неоднозначностью влияния социально-политических, экономических, педагогических факторов и условий на осуществление процессов нравственного развития воспитания детей и молодежи; неготовностью многих педагогических коллективов результативно осуществлять нравственное воспитание в значительно изменившихся социальных условиях; отсутствием ориентации многих положений теории нравственного воспитания на современную социально-педагогическую действительность.

Задача нашего исследования - охарактеризовать специфику нравственных представлений младших школьников.

Понятие «нравственность» зачастую приравнивается к понятию «мораль» (от латинского mores - нравы) и рассматривается как нормы, принципы, правила поведения людей. Понятие «мораль» чаще применяется для характеристики общественно установленных норм, а понятие «нравственность» в большей степени отражает индивидуальный характер их принятия [2].

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [3]. Понятие «нравственный» В. И. Даль определял как «противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный» [4], отмечал, что нравственный быт человека важнее быта вещественного. Нравственное начало, по В. И. Далю, составляет неразрывное единство с умственным, но не сводится к нему. К умственному началу относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Вся-

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дрожжинова В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15332. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15332.htm. - ISSN 2304-120X.

кое самоотвержение рассматривается как поступок нравственный. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова [5] определяют нравственность как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

В. А. Сухомлинский [6] писал о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать человека. В. А. Сухомлинский считал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение -понятие достаточно широкое и рассматривает все стороны жизнедеятельности личности. В связи с этим для уточнения нравственной сущности поведения необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели [6; 8 и др.].

Таким образом, под поведением можно понимать совокупность поступков, в основе которых лежат внешние действия, обусловленные внутренней мотивацией и переживаниями.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается прежде всего через способность личности активно проявлять жизненную позицию [9].

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что основными критериями нравственности человека являются убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, его поступки.

Важный момент заключается в том, что выделенные критерии нравственности формируют личностные качества младших школьников, способствуют их социальной активности в учебном процессе и программируют самоопределение [10-12].

Теперь более подробно рассмотрим особенности нравственных представлений и проявления нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте. Каждый последующий этап нравственного развития личности знаменуется увеличением ее нравственных возможностей. Так, если дошкольный возраст можно характеризовать как период эмоциональной активности, то младший школьный возраст можно назвать периодом интеллектуальной активности. Данный возраст - это тот этап развития личности, который по преимуществу является этапом накопления знаний и приобретения опыта, в том числе и нравственных знаний, нравственного опыта.

Жизнедеятельность младших школьников, в отличие от дошкольника, имеет свои отличительные черты: они сами ходят в школу, имеют друзей и врагов, о которых родители не знают, сами принимают решения и общаются с другими детьми. Они соблюдают правила и обычаи большого мира. Если раньше дети все правила, установленные взрослыми, понимали как должное, то теперь это все время подвергается сравнениям и испытаниям. По мере того как растет знакомство с законами и правилами, возрастает искушение нарушить их - что-то украсть, выругаться, позавидовать, обмануть. Ребенок по-новому начинает относиться к ровесникам. Многие дети с трудом налаживают дружеские взаимоотношения. Они не хотят работать и

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дрожжинова В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15332. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15332.htm. - ISSN 2304-120X.

играть в одиночестве, при этом вместе трудиться еще не научились. Склочность, столь заметная у детей этого возраста, свидетельствует о зарождении коллективного духа - дети пытаются установить новые отношения между собой, создавая и затем сглаживая острые углы.

Учитель пользуется огромным авторитетом, отчасти занимая место родителей. Учитель олицетворяет для детей все то новое, важное серьезное, что вошло в их жизнь с поступлением в школу. Уважение и авторитет, которыми учитель пользуется у первоклассников, трудно оценить. Каждое слово педагога, его требование - закон для детей. Если дети не выполняют этих требований, то, как правило, потому, что еще не научились управлять своим поведением.

Младшим школьникам свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. В коллективе начинают плохо относиться к тем, кого часто порицает учитель, а хорошо к тем, кто получает от него похвалу и поощрения [13]. Подражательность проявляется и в том, что дети стараются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в пример учитель. «Оля - молодец, она дала авторучку Сергею, в его авторучке закончилась паста» -после таких слов учителя многие дети начинают предлагать учебные предметы своим соседям. «Обратите внимание, как прямо сидит Таня» - и каждый из детей старается сесть правильно. Такие примеры учитель использует для более наглядного показа образцов, которым могут подражать дети. Наглядность важна не только в обучении, но и в воспитании.

Цель, к которой стремится ребенок на этом этапе, - приспособиться к миру и людям, к порядкам и законам природы и социальной жизни.

В течение этого этапа происходит существенный скачок в умственном развитии. Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, выделять то, что считает конкретным и реальным. У него появляется вкус к простейшему планированию и выполнению намеченного. Интеллект доминирует, ребенок приступает к занятиям в школе, активно пополняет недостаток рациональных сведений о мире, формирует собственное мировоззрение. Второе детство - время торжества «практического разума», заимствования взглядов и опыта старших. Возрастает значение социального опыта, мышление принимает сравнительные и практические формы. Правда, оно еще далеко от настоящей диалектики, продолжает опираться на знакомые и привычные семейные формы: «А у нас дома делают так-то», «А мой папа сказал, что...» Но постепенно, к концу возрастного периода отход от семьи в среду сверстников становится все более очевидным.

Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок ничего в них не меняет. Предметом изменений становится он сам. Впервые ребенок выполняет деятельность, которая поворачивает его на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем Я был» и «чем Я стал». Ребенок постепенно обретает самосознание - видит себя субъектом взаимоотношений, тщательно контролирует свое поведение [14].

Моральная сфера идет вслед за общей рационализацией. Хорошим, заслуживающим одобрения считается то, что поддерживается всеми, что справедливо, логично, целесообразно [15]. Ребенок может быть недоволен собой, унывать от повторенных ошибок и слабостей.

У младших школьников нет такого негативного отношения к нормам морали, которое проявляют младшие подростки. У них не возникают сомнения в необходимости и безусловности нравственных правил, они хорошо их запоминают и хотят их

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дрожжинова В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15332. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15332.htm. - ISSN 2304-120X.

выполнять. Младшие школьники сами моралисты. Они бескомпромиссны в нравственных требованиях к другим.

Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образам (поведения, чувства, мысли) таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребенок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями, зачастую впадая в «фарисейство». Такие дети становятся юными «правдолюбцами» или «ябедами». Они требуют четкого выполнения неких предписаний и от своих сверстников, и от взрослых. Порой взрослые сами же нарушают те правила, которым они учили ребенка, и в этой ситуации возникают конфликты и непонимание. А порой получается так, что ребенок, стремясь соблюсти все правила, предписанные взрослыми, в какой-то момент ослабевает под этим непосильным грузом. Тогда он может начать жить своей «тайной» жизнью.

Л. И. Рувинский считает, что в младшем школьном возрасте зарождаются моральные качества, которые воплощают в себе те или иные моральные нормы, но эти качества еще слабо выражены. У детей этого возраста еще недостаточно развито самосознание, поэтому они не могут осознать свои качества и соотнести их со своими поступками, в отношении же других людей могут. Умение видеть причину поступков в самом себе вырабатывается только в подростковом возрасте.

Особенности становления нравственных представлений у детей младшего школьного возраста связаны с развитием степени их осознанности, обобщенности. Сначала проявляется уровень эмоциональных обобщений, который характеризуется умением учащихся правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим. Следующая ступень - пассивное овладение теми или иными понятиями. Учащиеся еще активно не пользуются нравственными понятиями для обозначения конкретного факта, но этот же факт могут обозначать нужным словом, выбрав его из нескольких, например, обозначив поступок как справедливый, выбрав нужное понятие из данных близких ему понятий: хороший, правильный, смелый, справедливый. Затем дети учатся раскрывать понятие через указание на характерный поступок: «Она хорошая подруга, потому что дала мне альбом, а потом карандаш». На более высокой ступени развития нравственных представлений обобщенные поступки выражаются в соответствующем понятии, обосновываются: «Света правильно всегда рассудит, когда спор, она справедливая».

Для детей младшего школьного возраста соотношение поведения и осознание нравственной стороны явлений жизни характеризуется следующими особенностями: сначала это поведение, основанное на эмоциональных обобщениях (не могут объяснить с позиций нравственности, почему они поступили так или иначе). Затем отмечается увеличение объема ситуаций и поступков, соответствующих нравственной норме, которую ребенок уже может сформулировать.

Дети младшего школьного возраста могут, отказавшись от заманчивой игровой цели, выполнять непривлекательные и требующие усилий учебные задачи, руководствуясь моральными побуждениями. Моральные мотивы - новый тип мотивации, обусловливающий качественно новый тип поведения ребенка. Эти мотивы побуждают поведение и деятельность не прямо, а через сознательно принятые намерения или сознательно поставленную цель.

Особенности детей младшего школьного возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дрожжинова В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15332. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15332.htm. - ISSN 2304-120X.

ставит перед ребенком взрослый. Поэтому дети, особенно семилетние, легко отвлекаются от того главного, на что должно быть направленно их внимание на уроке, во время беседы. У семи-восьмилетних детей внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий.

Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок не умеет длительное время занимать одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом, так как испытывает естественную потребность движения. Учитель старается дать детям возможность организационно подвигаться: встать, поднять руки, пошевелить пальцами; дает новое задание, ставит перед ними новую задачу.

Эмоциональность, свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возбудимости, потребности вслух сказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями, в проявлении непосредственного интереса к внешне яркому, броскому. Задача педагога состоит не в том, чтобы направить непосредственную эмоциональность детей на совместное решение учебных, развивающих, воспитательных задач на уроке и во внеклассной работе. Нельзя забывать о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. В игре у детей иногда получается то, с чем они не могут справиться в традиционных формах учебной деятельности.

Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших школьников получает развитие в связи с началом системного обучения. Младшие школьники не удовлетворяются любым ответом на свой вопрос; ответ может повлечь за собой целую цепь новых вопросов: «Почему?», «Как и из чего сделано?» Поступая в школу, ребенок уже понял ценность самого знания, у него есть интерес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения. Интерес к знанию вообще переходит в увлечение отдельными приемами учебной деятельности. Говоря о возрастных особенностях детей, следует помнить, что точных возрастных границ нет, эти границы подвижны. Исследования педагогов и психологов [16 и др.] показали, например, что путем изменения содержания и методики обучения можно развить такие особенности мышления, которые свойственны более позднему возрастному этапу.

Одним из направлений развития в этом возрасте становится установление разнообразных социальных связей. Дети, воспитанные в детском саду, в большей степени обладают чертами коллективистов, но у них слабо развиты тормозные процессы, они не умеют сдерживаться, привыкли вести себя в любом коллективе очень свободно; постоянное общение с большим числом детей сделало их легковозбудимыми. Общение детей в школе и дома должно быть организовано так, чтобы дети учились считаться с теми, кто их окружает. Нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребенка, улавливать возможные отклонения от нормального развития.

Созревая к началу младшего школьного возраста, ребенок осознает свою «непрозрачность» для других. Это позволяет ему выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях. Младший школьный возраст - это не только годы учения, порядка, подражания старшим и усвоения социальных навыков, но и годы пробы сил, лукавства и храбрости, героических увлечений различными сказочными и историческими образами.

Итак, в младшем школьном возрасте дети особенно сензитивны к усвоению норм нравственности [17]. Во-первых, это обусловлено интенсивным развитием по-

5

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Дрожжинова В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15332. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15332.htm. - ISSN 2304-120X.

знавательной активности. Развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, что приводит детей к усвоению материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий. Во-вторых, произвольность психических процессов, формирование волевых усилий, новый уровень потребностно-мотивационной сферы ребенка не только позволяют ему действовать под влиянием непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами. В-третьих, у младших школьников формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности. И наконец, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям.

Подводя итоги, можно отметить следующие особенности нравственных представлений младших школьников:

1) привязанность к образцам и конкретным требованиям социального окружения;

2) недостаточно полная осознанность моральных норм и необходимости следования им;

3) некоторая фрагментарность, неполнота;

4) неумение четко дифференцировать разные нравственные категории;

5) недостаточное проявление в деятельности и общении внутренних регуляторов поведения, преобладание регулирующего влияния внешних требований и санкций.

Ссылки на источники

1. Молодцова Т. Д., Ефремова О. И. и др. Психолого-педагогические факторы возникновения, предупреждения и преодоления дезадаптации детей и подростков в образовательных учреждениях разных типов. - Таганрог, 2007.

2. Уледов А. К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1999.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 11. - М.: Русский язык, 2001. - С. 153.

4. Там же.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999.

6. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. - М.: Педагогика, 1980.

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. (Серия «Мастера психологии»).

8. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб.: Речь, 2003.

9. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников. -М.: Просвещение, 1981.

10. Кобышева Л. И. Влияние социальной активности на нравственной самоопределение студентов // Науковедение: интернет-журнал. - 2013. - № 4 (17). - С. 72.

11. Кобышева Л. И. Пути и средства личностной подготовки школьников к вузовскому социуму // Научные труды SWorld. - 2012. - Т. 15. - № 3. - С. 71-76.

12. Кобышева Л. И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза // Концепт. -2014. - № 10. - С. 76-80.

13. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979.

14. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников. -М.: Просвещение, 1981.

15. Цукерман Г. А., Мастеров Е. М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995.

16. Козлов Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

17. Мухина B. C. Возрастная психология. - М.: Академия, 2003. - С. 52.

6

ISSN 2304-120X

Дрожжинова В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15332. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15332.htm. - ISSN 2304-120X.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Victoria Drozhzhinov,

3rd year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy "Taganrog Institute of AP Chekhov "(branch) FGBOU IN" Rostov State Economic University (RINH). "Russia, Taganrog v.drozhzhinova@mail.ru

Common features of moral ideas younger students

Abstract. The study aims to examine the problem of moral representations of younger schoolboys. The article clarifies the essence of the concept of "morality", "morality", highlighted the criteria of morality and their significance in human life. Marked specifics of primary school age and highlighted features of moral representations of younger schoolboys.

Keywords: morality, ethics, moral orientation, moral qualities, primary school age, moral concepts. References

1. Molodcova, T. D., Efremova, O. I. et al. (2007) Psihologo-pedagogicheskie faktory vozniknovenija, preduprezhdenija i preodolenija dezadaptacii detej i podrostkov v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah razn-yh tipov, Taganrog (in Russian).

2. Uledov, A. K. (1999) Nravstvennoe vospitanie, Mysl', Moscow (in Russian).

3. Dal', V. I. (2001) Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka. T. 11, Russkij jazyk, Moscow, p. 153 (in Russian).

4. Ibid.

5. Ozhegov, S. I. & Shvedova, N. Ju. (1999) Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. 80000 slov i frazeolog-icheskih vyrazhenij / Rossijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im. V. Vinogradova, 4-e izd., dop., Azbukovnik, Moscow (in Russian).

6. Suhomlinskij, V. A. (1980) Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. T. 2, Pedagogika, Moscow (in Russian).

7. Bozhovich, L. I. (2008) Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste, Piter, St. Petersburg (Serija “Mastera psihologii”) (in Russian).

8. Docenko, E. L. (2003) Psihologija manipuljacii: fenomeny, mehanizmy i zashhita, Rech', St. Petersburg.

9. Rubinshtejn, S. L. (1981) Psihologo-pedagogicheskie problemy nravstvennogo razvitija shkol'nikov, Prosveshhenie, Moscow (in Russian).

10. Kobysheva, L. I. (2013) “Vlijanie social'noj aktivnosti na nravstvennoj samoopredelenie studentov”, Naukovedenie: internet-zhurnal, № 4 (17), p. 72 (in Russian).

11. Kobysheva, L. I. (2012) “Puti i sredstva lichnostnoj podgotovki shkol'nikov k vuzovskomu sociumu”, Nauchnye trudy SWorld, t. 15, № 3, pp. 71-76 (in Russian).

12. Kobysheva, L. I. (2014) “Teorija i praktika samoopredelenija studentov v uslovijah vuza”, Koncept, № 10, pp. 76-80 (in Russian).

13. Petrovsky, A. V. (ed.) (1979) Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija, Prosveshhenie, Moscow (in Russian).

14. Rubinshtejn, S. L. (1981) Psihologo-pedagogicheskie problemy nravstvennogo razvitija shkol'nikov, Prosveshhenie, Moscow (in Russian).

15. Cukerman, G. A. & Masterov, E. M. (1995) Psihologija samorazvitija, Interpraks, Moscow (in Russian).

16. Kozlov, Je. P. (1983) Vospitanie nravstvennogo soznanija shkol'nikov, Izd-vo Rostovskogo un-ta, Rostov n/D. (in Russian).

17. Muhina, B. C. (2003) Vozrastnaja psihologija, Akademija, Moscow, p. 52 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Кобышевой Л. И., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 19.09.15 Получена положительная рецензия 23.09.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 23.09.15 Опубликована 30.09.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Дрожжинова В. В., 2015

www.e-koncept.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.