X U в химии и химической технологии. Том XXV. 2011. N>13(129)
* Автор выражает благодарность научному руководителю - ассистенту кафедры Логистики и экономической информатики Международного института Логистики ресурсосбережения и технологической иннова-тики, магистру наук Швецу Андрею Сергеевичу.
УДК 004.94:658.7 _ *
П.Ю. Синяя
Международный институт логистики ресурсосбережения и технологической инноватики Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
АНАЛИЗ ВЫГОД ОТ КОНТЕЙНЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДОСТАВКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
In this paper an analysis benefits from container technology of delivery by railway transport is proposed.
В работе предложен анализ выгод от контейнерной технологии доставки с использованием железнодорожного транспорта.
За годы развития рыночной экономики в России значительно изменился такой сектор рынка транспортных услуг как международные перевозки. Особое значение при этом приобретает работа железнодорожного транспорта как основного владельца перевозочной инфраструктуры в масштабах Российской Федерации.
Выполняя важнейшую функцию перевозчика, федеральный железнодорожный транспорт планомерно осуществляет транспортное обслуживание всех товаропроизводителей как по внутренним, так и по внешнеторговым контрактам. Поэтому дальнейшее совершенствование перевозочного процесса путем внедрения новых современных технологий перевозок с использованием принципов логистики является на данном этапе необходимым условием более активного выхода России на мировые рынки.
Экономическая политика железнодорожного транспорта направлена на повышение эффективности работы, максимальное сокращение издержек, совершенствование механизмов регулирования тарифов и повышение конкурентоспособности. В связи с этим в настоящее время наиболее актуальными направлениями в отрасли являются определение путей обеспечения экономической стабильности и улучшение финансово-экономических показателей работы отрасли. Следовательно, необходимо постоянно и планомерно решать задачи внедрения прогрессивных транспортных технологий, новой техники, повышения производительности труда и решения социальных и экологических проблем.
С й 6 X и в химии и химической технологии. Том XXV. 2011. N013 (129)
Проблема совершенствования существующих и внедрения новых технологий перевозок грузов является наиболее актуальной для транспортной системы нашей страны, особенно в условиях реформирования железнодорожного транспорта. Необходимость структурной реформы федерального железнодорожного транспорта к 2000 году стала главным условием реализации важнейших стратегических задач развития отрасли: обновления и технического перевооружения на основе инвестиционного роста, а также повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Без решения этой задачи будут существенно ограничены возможности железнодорожного транспорта по повышению качества, безопасности перевозок и снижению их стоимости.
Конкурентный сектор железнодорожного транспорта будет развиваться за счет появления все большего числа перевозочных компаний, владеющих собственным подвижным составом: пассажирских компаний и перевозочных грузовых компаний.
Причем перевозочные грузовые компании призваны играть решающую роль в формировании внутриотраслевой конкурентной среды. Такие компании сами закупают подвижной состав и развивают свой бизнес.
Таким образом, с целью повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок и привлечения дополнительных объемов груза на железную дорогу необходимо внедрять те новые технологии, которые для пользователей транспортных услуг являются преимущественно выгодными в экономическом и техническом отношении.
Экономическая эффективность контейнерной технологии перевозок связана с такими показателями как предполагаемые объемы перевозок, эксплуатационные расходы, транспортные тарифы и др. Но тарифы на перевозки, установленные ФЭК РФ на железных дорогах на основании среднесете-вых показателей, не учитывают затрат перевозчика-собственника на содержание и эксплуатацию подвижного состава, особенно предназначенного и соответствующим образом оборудованного для перевозок специализированных контейнеров. Поэтому для повсеместного и эффективного внедрения перевозок в специализированных контейнерах необходим также кардинально иной подход к расчетам провозных плат за перевозки, с выделением из тарифа затратной составляющей на содержание платформ и контейнеров, применением дополнительных понижающих коэффициентов на маршрутизацию перевозок, как это существует в мировой практике.
Операции, связанные с транспортировкой грузов составляют около 30% общих расходов на снабжение, и именно с опозданиями в доставке связано в среднем более 70% ошибок в распределении товаров. Поэтому здесь важно правильно определить способы и эффективные методы оперативного управления транспортировкой. С учетом месторасположения участников цепи поставок, политики в отношении запасов и требуемого уровня обслуживания клиентов.
Себестоимость перевозок является комплексным экономическим по-
X и в химии и химической технологии. Том XXV. 2011. № 13 (129)
казателем, оценивающим в сопоставимом стоимостном виде затраты всех видов ресурсов на осуществление перевозок. Поэтому при прочих равных условиях снижение себестоимости перевозок свидетельствует о сокращении затрат ресурсов.
Однако при оценке изменения себестоимости перевозок необходимо учитывать, что не всегда снижение себестоимости свидетельствует об улучшении работы железнодорожного транспорта. Рост себестоимости перевозок также не всегда свидетельствует об ухудшении работы транспорта. При анализе изменения себестоимости необходимо тщательно выявлять причины изменений и производить их количественную оценку. При оценке изменений себестоимости перевозок нужно сопоставлять изменения себестоимости с изменениями доходов от перевозок.Основные направления снижения себестоимости перевозок заключаются в воздействии на факторы, определяющие ее величину.
Вхождение России в мировую экономическую систему, а также в систему международного товародвижения требует согласованного функционирования и комплексного развития контейнерной транспортной системы (КТС) с различными отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства, а также координации работы всех взаимодействующих видов транспорта. Единство достигается улучшением разных форм координации: технической, технологической, экономической, организационной, управленческой и правовой.
Танк-контейнеры являются относительно новой транспортной тарой для российского рынка, хотя первые танк-контейнеры появились у нас еще в 1980-ых годах. В последние несколько лет, с ростом объемов экспорта и импорта химической и пищевой продукции, возрос спрос на это оборудование.
Помимо общих преимуществ использования танк-контейнеров существуют специфические факторы, способствующие росту популярности этой транспортной тары в России:
- льготная тарифная политика для танк-контейнеров; при перевозке химической продукции по железной дороге стоимость перевозки (из расчета на тонну) ниже, нежели стоимость перевозки в железнодорожных цистернах
- отсутствие возможности прямых поставок продукции в/из Европы в железнодорожных цистернах из-за несовпадения ширины ж/д колеи.
- дефицит железнодорожных цистерн для целого ряда продуктов
- отсутствие возможности перевалки жидких грузов на многих железнодорожных станциях и портах,
- низкое качество пищевых железнодорожных цистерн, большая часть которых изготовлена из низколегированной стали и имеет малоэффективную систему пароразогрева,
- требования европейских и американских покупателей/поставщиков, предпочитающих получать/отгружать продукцию в танк-контейнерах.
Автор выражает благодарность научному руководителю - ассистенту кафедры Логистики и экономической информатики Международ-
У 0 tt 0 X II
в химии и химической технологии. Том XXV. 2011. № 13 (129)
ного института Логистики ресурсосбережения и технологической иннова-тики, магистру наук Швецу Андрею Сергеевичу.
УДК: 656.025.4
Е.Н. Чаусова, Е.Д. Быков
Международный институт логистики ресурсосбережения и технологической инноватики Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ СОЗДАНИЯ
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-
ОКРАСОЧНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОКРАСКИ И СУШКИ КОНТЕЙНЕРОВ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ
We consider the problem of effective project management to create an automated complex for staining and drying of containers with radioactive waste. Justified by the need to automate the handling of radioactive waste. The basic stages of project management. The technological characteristics of the creating object is presented.
Рассматривается проблема эффективного управления проектом по созданию автоматизированного комплекса по окраске и сушки контейнеров с радиоактивными отходами. Обосновывается необходимость автоматизации при обращении с радиоактивными отходами. Выделены основные этапы управления проектом. Дана технологическая характеристика создаваемого объекта.
При современном уровне производства электроэнергии на АЭС количество отходов в ближайшие несколько лет может удвоиться. При этом ни одна из 34 стран мира с атомной энергетикой не знает сегодня однозначных рациональных путей решения проблемы обращения с отходами. Дело в том, что большая часть отходов сохраняет свою радиоактивность до 240 ООО лет (определяется периодом полураспада) и должна быть надежно изолирована от биосферы на это время. Твердые радиоактивные отходы собирают в специальные контейнеры в местах их образования. Сегодня, как правило, отходы содержатся во "временных" хранилищах. В настоящее время существует проблема автоматизированного восстановления контейнеров с радиоактивным солевым продуктом и подготовки его к устранению возможных неисправностей (нарушение целостности покрытия, наличие следов коррозии).
Цель проекта: управление проектом создания автоматизированного комплекса по подготовке, окраски и сушки, предназначенного для получения лакокрасочного покрытия на снаряженных контейнерах с радиоактивными отходами применительно к хранилищу твёрдых радиоактивных отходов (ХТРО).
При выполнении данного проекта должны быть предусмотрены еле-