УДК 378
АНАЛИЗ СУЩНОСТНЫХ ПРИЗНАКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ЦЕННОСТНОЙ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРНО-
ДОСУГОВОГО ПРОЦЕССА
А.А.Зиннатова
В статье представлен семантический анализ понятия «толерантность», которая рассматривается в аспекте ценностной категории культурно-досугового процесса
Ключевые слова: толерантность, культурно-досуговый процесс, досуговая деятельность, толерантная среда, толерантная личность.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества, где характерной чертой является дальнейшее усиление межнациональных контактов, межкультурного взаимодействия. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива, в связи с чем необходимо поощрять методы систематического и рационального формирования толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения.
На протяжении последних лет ведутся поиски наиболее эффективных средств и способов использования социально-культурной деятельности как инструмента межкультурного общения и взаимопонимания. Все более очевиден тот факт, что наряду с экономикой и политикой социально-культурная сфера есть и остается важным фактором регулирования не только внутренней жизни, но и взаимоотношений между странами. Следует особо подчеркнуть практическую значимость двух понятий, принципиально важных для осуществления воспитательной работы в рамках программы культуры мира и ненасилия. Речь идет об утверждении в качестве доминирующих и об адекватном восприятии на всех языках и континентах таких терминов, как «диалог» и «взаимная толерантность».
В самом обращении к термину «толерантность» подчеркивается многообразие социальных, конфессиональных, этнокультурных и других
факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать укреплению мира, эффективно противостоять проявлениям экстремизма, насилия, неуважительного отношения к правам и свободам граждан. Государствам-членам ООН предложено в ходе десятилетия уделять больше внимания деятельности по пропаганде культуры мира и ненасилия, содействовать любым поощряемым формальным и неформальным её проявлениям: на местном, региональном, национальном и международном уровнях развивать партнерские отношения и обмен информацией; участвовать в проведении специальных крупномасштабных мероприятий, отвечающих интересам человечества, грядущих поколений. По существу формирование толерантности предполагает установление такого состояния общества, при котором при решении любых спорных вопросов на всех уровнях общения будет доминировать отказ от любого военного противостояния, от насилия, от нанесения ущерба возможным оппонентам. Человечеству предлагается единственно возможный альтернативный путь перехода от логики силы и страха к логике разума и доброжелательности во всех сферах общественной деятельности.
Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимопонимания и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях в условиях культурно-досугового процесса.
Достаточно важно осознание каждым человеком роли образования, высокой профессиональной квалификации и стремления к активной и, главное, результативной трудовой деятельности на собственное благо. Экономические факторы разъединения, поляризации и противостояния государств и народов, таким образом, сводятся к факторам духовным, нравственным, принципиально поддающимся воспитанию. В этом и состоит суть движения к толерантности на основе жизненно важных, житейских, повседневных ценностей.
Принцип толерантности диктует необходимость сближения, взаимопонимания, взаимообогащения, в конечном счете, - конвергенции и интеграции мировоззренческих установок и поведенческих приоритетов людей в вопросах труда, собственности, благосостояния, независимо от их конфессиональной принадлежности или, скажем, политической ориентации.
Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость. Производные (от лат. tole-rantia) — tolerance и toleration, встречающиеся в античности, также несут смысл «страдания» [1].
Понятие «толерантность» очень часто трактуется и как терпимость, терпение. Семантика слова «толерантность» очень разнообразна. Она выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение. Глубинная содержательная и смысловая тонкость этих понятий -не скорое решение сложнейшей проблемы. Не случайно, в Библии Слово и Терпение даны «в одной связке»: «... семя есть слово Божие» (Лука, 8,12); и «семя, упавшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лука, 8,15). Русским народом терпение ценится высоко: «Без терпенья нет спасенья» и т.п. Но, тем не менее, и нетерпение возможно: «Иисус же отвечая, сказал: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Матвей, 17,17).
Необходимо отметить, что в основу изучения толерантности многих исследований положен теоретический конструкт, который базируется на фундаментальном осмыслении теоретических основ толерантности и включает регулятивную составляющую - механизм формирования толерантности. Механизм формирования толерантности молодежи рассматривается как
совокупность последовательных воздействий на сознание молодежи, структурируемых в русле общей логики процесса регуляции, которая основывается на последовательности стадий социальной регуляции: институционализация, профилактика, контроль и коррекция. Результатом регулятивного воздействия является складывание диспозиционной готовности личности к позитивному взаимодействию с различными формами существования инаковости, ценностной основой которой является мораль, а практическим выражением правосознание, детерминированное социокультурными факторами, которая рассматривается рассмотренными выше авторами как собственно толерантность.
Сегодня необходимо обновлять социокультурные подходы, формы и методы педагогической работ с молодежью и делать толерантность основой отношения к миру, основой поведения, жизненной позиции, опираясь при этом на:
- ассоциативные связи со всеми значимыми событиями в мире, стране, городе, вузе и жизни самого человека;
- учет индивидуальных особенностей молодежи и профиля объединения, кружка, клуба при выборе содержания и форм данной деятельности;
- «сквозной» характер содержания используемого материала от традиционных сложившихся духовных ценностей до сегодняшних, рожденных временем;
- акцент содержательной доминанты не на черно-белое видение реальности с позиции «правильно - неправильно», а на толерантную логику - основу мировоззрения гражданского общества;
- приоритет форм, соориентированных на эмоциональное восприятие (если личность не в состоянии осмыслить, что-то, он может это прочувствовать);
- образовательный эффект используемого материала, направленный не только на развитие в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений, но и формирование необходимых качеств личности как устойчивость, терпимость и умение сделать самостоятельный выбор в
конкретных жизненных обстоятельствах, занять определенную позицию, с которой человек может выстраивать свою аргументацию.
В диссертационном исследовании А.Э.Ширваняна «процесс формирования толерантности понимается как постепенное достижение гармонии и психолого -педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-практической сфер личности, обеспечивающего накопление, осознание и развитие личностью эмоционально пережитых и личностно принятых толерантных норм поведения» [5, С.25]. Как показано в работе, реализация толерантно-ориентированного подхода предполагает, во-первых, построение толерантного образовательного пространства путем организации субъект-субъектного педагогического общения, а во-вторых, целенаправленное формирование толерантности учеников, которая представляет собой одно из важнейших качеств личности, характеризующееся совокупностью сформированных знаний норм морали и общечеловеческих ценностей, умений использовать их в различных видах деятельности, в восприятии отношения и поведения другого человека, различающегося по убеждениям, национальности, языку, культуре, обычаям [5].
Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и её главным творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, является важным средством формирования толерантности в условиях досуга.
Татарстан является регионом с толерантным самосознанием и отношением к действительности. Также для него характерна тенденция гражданского общества и государства к формированию и воспитанию у молодежи толерантных установок посредством воспитательных, культурных и спортивных мероприятий. Однако стоит отметить, что при этом у государства и общества нет четко декларируемой и финансируемой программы такого направления.
Э.А.Тайсина отмечает, что толерантность по неизвестной причине стала синонимом терпимости в смысле эпической благожелательности, терпеливого отношения к иному. На земле казанской много веков сосуществуют разные этносы. По ее мнению, единая идея, консолидирующая народы и государство, необыкновенно важна, - это реальная сила. Ее нужно беречь и за нее нужно бороться [4, С.174].
Опыт Татарстана привлекает ученых и государственных деятелей других стран. Так, в июле этого года в Казани прошел круглый стол «Построение гармоничной жизни в многообразном обществе», организованный посольством Индонезии. В Татарстане много внимания уделяется проблемам развития толерантного мышления, реализуются программы разными государственными ведомствами и отдельными образовательными учреждениями, но, к сожалению, не существует комплексной систематической работы по формированию и развитию толерантности в регионе.
Формирование толерантности рассматривается в данной статье с позиции ценностной категории культурно-досугового процесса. Предметом культурно-досуговой деятельности является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. И здесь важно подчеркнуть, что цель воспитания толерантности - это формирование у молодежи потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Здесь толерантность требует определенного самоограничения, бывает принципиальной, т.е. базируется на твердых убеждениях о ее необходимости или же прагматической, т.е. целесообразной (ситуационной) практикой отношений». Таким образом, понимание толерантности как неотъемлемой ценностной категории культурно-досугового процесса ставит необходимой задачу активного формирования и развития молодежи. Досуговая деятельность, как отмечает Н.Ф.Максютин, коллективная, социализированная в
значительной мере, ставя поведение личности в сфере досуга под социальный контроль, оказывается фактором управления поведением личности. «То есть сам факт вовлечения человека в орбиту деятельности библиотеки, музея, клуба, кинотеатра, театра и досуговых учреждений, независимо от уровня интереса и активности индивида, уже педагогически положителен, ибо уменьшает возможность антисоциальных поступков, в свободное время... И для формирования гармонической личности нет более благоприятной среды, чем сфера культурно-досуговой деятельности» [2, С.18-19].
В.Е.Новаторов рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга [3, С.110].
Построение толерантной среды в условиях досуга затрагивает социологический, психолого-педагогический и методологический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека. Идея формирования толерантности здесь имеет определенную специфику, которая состоит в том, что она получает дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности досуга рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
Еще одним немаловажным условием формирования толерантности молодежи как ценностной категории культурно-досугового процесса является использование социально-образовательных технологий. Как правило, социально-образовательные технологии ориентированы на широкий спектр
коммуникативных технологий и форматов. Так, среди новых социально-образовательных технологий можно выделить:
- «рынок культур» - ярмарки этнической музыки и промыслов народов мира, кафе с национальным колоритом;
- информационные мероприятия и тематические семинары - выпуск брошюр, обсуждение прикладных аспектов формирования толерантности, противодействия этнополитическому и религиозному экстремизму на уровне институтов социализации;
- антикризисное управление общественными отношениями - технологии разрешения социальных конфликтов, тренинги предотвращения потенциальных конфликтов;
- проведение специализированных мероприятий: культурно -развлекательного характера; поискового и туристического характера, изучение биографий российских национальных героев - представителей различных этносов и территорий.
Таким образом, без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Это связано в первую очередь, с развитием у молодежи черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых воспитанию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинство и индивидуальность. Здесь важно обратить внимание на развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни, умении предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными методиками, средствами.
Для этого культурно-досуговая деятельность должна опираться на новые методики, формы и приемы работы по развитию среды толерантности в досуговом процессе. Этот процесс направлен на создание условий для воспитания толерантности и активной гражданской позиции молодёжи, создание целенаправленной системы работы с молодёжью по воспитанию толерантности, активное внедрение интерактивных инновационных методик,
обучение лидеров в муниципальных образованиях области, способных быть мультипликаторами инновационных проектов. И здесь предлагаются различные виды деятельности, способствующие реализации проведения мероприятий, интерактивных игр, влияющих на формирование толерантного сознания и поведения, адаптацию и интеграцию личности в городское сообщество, проведение круглых столов по проблемам толерантности, межэтнических и межкультурных контактов и взаимодействий, организации культурно-досуговой деятельности, направленной на улучшение и гармонизацию взаимоотношений и взаимодействия людей, воспитание толерантности и профилактику экстремизма в молодежной среде.
Необходимо выделить, что суть и смысл культурно-досугового процесса в данном контексте состоит в освоении и обогащении базовых ценностей и идей, на которых покоится культура мира и ненасилия, формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в обществе. Также подчеркиваем связь толерантности с социальной компетентностью, положительным социальным опытом, мотивационно-потребностной сферой личности, ее социальной инициативностью и социальной активностью, где формирование толерантности выступает важнейшим фактором развития личности и определяет процесс воспитания толерантности центральным компонентом культурно-досуговой системы, нацеленной на развитие толерантных качеств личности.
Можно сделать вывод, что в условиях досуга формирование толерантности молодежи опирается на развитие знаний о многообразии культур нашего мира, умении генерировать мысли, структурировать информацию и представлять возможные исходы различных ситуаций, наличия интереса к традициям своего народа, обычаям и культуре различных этносов. На протяжении последних лет ведутся поиски наиболее эффективных средств и способов использования социально-культурной деятельности как инструмента межкультурного общения и взаимопонимания. Все более очевиден тот факт, что наряду с экономикой и политикой социально-культурная сфера есть и остается важным фактором
регулирования не только внутренней жизни, но и взаимоотношений между странами. Следует особо подчеркнуть практическую значимость двух понятий, принципиально важных для осуществления воспитательной работы в рамках программы культуры мира и ненасилия. Речь идет об утверждении в качестве доминирующих и об адекватном восприятии на всех языках и континентах таких терминов, как «диалог» и «взаимная толерантность».
В результате анализа опыта организации досуговой деятельности молодежи были выявлены следующие социально-педагогические условия формирования толерантности:
- передача молодому поколению совокупного человеческого опыта, который направлен на выработку у студенческой молодежи уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур мира;
- направленность досугового процесса на выработку у молодежи форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности на основе принципов гуманизма, уважения и взаимной свободы;
- сочетание в процессе формирования толерантности молодежи массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
- формирование толерантных отношений в поликультурной учебной среде высшего учебного заведения;
- использование социально-образовательных технологий, обеспечивающих ознакомление с культурой и бытом других этносов через общение с их представителями; ознакомление с культурой российских регионов, традициями и историей этносов, в них проживающих; изучение исторического процесса становления Российского государства, его взаимоотношениям с соседями;
- использование информационно-сетевых технологий формирования толерантности, связанных с осмыслением специфических психологических и культурных характеристик процесса формирования толерантности в Интернет-пространстве;
- развитие толерантной коммуникативности, обеспечивающей способность молодежи к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности,
терпимого коммуникативного поведения и направленностью на его реализацию в различных ситуациях жизнедеятельности;
- вовлечение студенческой молодежи в принятие участия в различных акциях, направленных на развитие коммуникативных навыков и обучения межличностному, межэтническому пониманию;
- участие молодежи в дискуссионных технологиях на базе создания дискуссионных площадок.
Источники:
1. Сборник онлайн-словарей [Электронный ресурс] / Проект разработан при поддержке Российской национальной библиотеки и Международной ассоциации преподавателей
русского языка и литературы OnlineDics.ru /_г.Режим_доступа:
http://www.onlinedics.rU/slovar/soc/p/programma.html
2. Максютин Н.Ф. Педагогические ресурсы досуга. Казань: Медицина, 1996. 140 с.
3. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития // Вестник Омского университета, 2005. Вып. 3. С. 109-114.
4. Тайсина Э.А. Татарстан - в сердце России: территория толерантности / Тайсина Э.А.-Восток и запад: глобализация и культурная идентичность: Казань: изд-во Казанского ун-та, 2005. С.171-176.
5. Ширванян А.Э. Формирование толерантности младших школьников в процессе педагогического общения: Дисс.. .канд.пед.наук. Ставрополь, 2008. 230 с.
Зарегистрирована: 28.03.2013