Научная статья на тему 'Анализ структуры профессиональных компетенций специалиста полиграфического производства в соответствии со спецификой и рынком труда'

Анализ структуры профессиональных компетенций специалиста полиграфического производства в соответствии со спецификой и рынком труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL EDUCATION / THE SPECIALIST OF AN AVERAGE LINK / VARIABLE-ADDITIONAL PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габитова Эльвира Маратовна, Галиахметова Эльвира Маратовна

Проблема исследования состоит в необходимости подготовки специалистов полиграфического профиля для решения современных профессиональных задач, соответствующих требованиям рынка труда. В статье рассмотрены содержательно-структурные характеристики формирования профессиональных компетенций специалистов полиграфического производства. Определены дополнительные компоненты общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые объединены в группы; раскрыта их сущность. Авторы обращают внимание на необходимость формирования дополнительных компонентов общепрофессиональных и профессиональных компетенций специалиста для дальнейшей реализации в многофункциональной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габитова Эльвира Маратовна, Галиахметова Эльвира Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A SPECIALIST OF POLYGRAPHIC PRODUCTION ACCORDING TO THE SPECIFICITY AND THE MARKET OF LABOR

The research problem consists in the necessity of training specialists in the polygraphic profile for solving modern professional problems corresponding to the requirements of the labor market. The content-structural characteristics of the formation of professional competencies of specialists in polygraphic production are considered in the article. Additional components of professional and professional competences are defined, which are grouped together and their essence disclosed. The authors draw attention to the need to form additional components of the professional and professional competencies of the specialist for further implementation in a multifunctional professional activity.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры профессиональных компетенций специалиста полиграфического производства в соответствии со спецификой и рынком труда»

УДК 377.5

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СПЕЦИАЛИСТА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

В СООТВЕТСТВИИ СО СПЕЦИФИКОЙ И РЫНКОМ ТРУДА

Э.М. Габитова, Э.М. Галиахметова

Аннотация. Проблема исследования состоит в необходимости подготовки специалистов полиграфического профиля для решения современных профессиональных задач, соответствующих требованиям рынка труда. В статье рассмотрены содержательно-структурные характеристики формирования профессиональных компетенций специалистов полиграфического производства. Определены дополнительные компоненты общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые объединены в группы; раскрыта их сущность. Авторы обращают внимание на необходимость формирования дополнительных компонентов общепрофессиональных и профессиональных компетенций специалиста для дальнейшей реализации в многофункциональной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, специалист среднего звена, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, информационная образовательная среда.

ANALYSIS OF STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

OF A SPECIALIST OF POLYGRAPHIC PRODUCTION ACCORDING

TO THE SPECIFICITY AND THE MARKET OF LABOR

Е. Gabitova, Е. Galiakhmetova

Abstract. The research problem consists in the necessity of training specialists in the polygraphic profile for solving modern professional problems corresponding to the requirements of the labor market. The content-structural characteristics of the formation of professional competencies of specialists in polygraphic production are considered in the article. Additional components of professional and professional competences are defined, which are grouped together and their essence disclosed. The authors draw attention to the need to form additional components of the professional and professional competencies of the specialist for further implementation in a multifunctional professional activity.

Keywords: professional education, the specialist of an average link, variable-additional professional competence, information educational environment.

Проблемы отечественной системы профессионального образования, обострившиеся в период перехода к рыночной экономике, кризисного состояния многих производственных отраслей, длительного периода ресурсного обеспечения системы образования по остаточному принципу, не могли не сказаться на качестве массовой подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и привели к существенному разрыву между квалификацией подготавливаемых кадров и требованиями современного материального производства.

Кадровая политика является одним из ключевых приоритетов государственного управления. Уровень профессиональной подготовки кадров определяет эффективность программ структурной перестройки экономики, расширения производства товаров и услуг, обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках [7]. В условиях амбициозной государственной политики по

развитию российской промышленности дефицит квалифицированных рабочих кадров оказался одной из ключевых трудностей, мешающей современной российской промышленности динамично развиваться, а территориям страны планомерно повышать свою инвестиционную привлекательность. Действующая система подготовки кадров во многих регионах характеризовалась как слабо реагирующая на происходящие в экономике преобразования, обладающая высокой инерционностью профессиональных образовательных

организаций в сфере внедрения новых производственных и образовательных технологий и не обеспечивающая адаптацию выпускников в условиях реального производства

[4].

На современном этапе социально-экономического развития страны перед системой образования стоят приоритетные задачи построения содержания образования в

соответствии с необходимостью повышения качества общей и профессиональной подготовки, являющейся основой для формирования у студентов учреждений среднего профессионального образования необходимых профессиональных качеств; подготовки квалифицированных специалистов

соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных в своей профессии и ориентирующихся в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессионально-творческому саморазвитию [5]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений развития называется структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, которая предполагает обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой. Для реализации данного направления необходимы высококвалифицированные

специалисты, способные выполнять требования современного производства [8].

Работодателей при приеме выпускника на работу в первую очередь интересует не соответствие его подготовки требованиям ФГОС СПО и наличие сформированных базовых профессиональных знаний, умений и навыков, а сформированность группы дополнительных компонентов профессиональных компетенций. Данные компоненты компетенций позволяет специалисту выполнять более широкие производственные функции, не ограниченные узким кругом конкретных видов труда [2]. Формирование профессиональных компетенций повышает роль профессионально-личностных качеств будущего специалиста, поскольку современное наукоёмкое инновационное производство предполагает у субъекта труда творческое, продуктивное воображение -способность увидеть в рутинном процессе развивающуюся действительность, предугадать и встретить назревающие изменения, то есть мыслить и действовать в таком же инновационном, продуктивном режиме.

Основными трендами образовательной сферы на двадцатилетнем горизонте станут: всевозрастное образование, распространение ценностей сетевой культуры, прагматизация образования, автоматизация рутинных интеллектуальных операций, развитие индустрии улучшения когнитивных

способностей, борьба за таланты, рост лидерства Азии, рост значимости глобальных человеческих ценностей, внимания к природе и бережного обращения с ресурсами. Для того что быть востребованным не только после окончания профессионального образовательного

учреждения, но и через 20-30 лет у специалиста должны быть сформированы дополнительные профессиональные компетенции [1]. Таким образом, наряду с задачей формирования профессиональных компетенций, необходимых для выполнения конкретного вида труда, необходимо формировать дополнительные профессиональные компетенции, которые понимаются как способность личности к профессиональному развитию для выполнения вариативных производственных задач в новых, часто изменяющихся ситуациях.

В статье [3] нами был представлен сопоставительный анализ выделенных проблем полиграфического кластера с видами профессиональной деятельности ФГОС по специальности 29.02.06 Полиграфическое производство, для определения насколько ФГОС СПО данной специальности может решить задачи современного полиграфического производства.

Для решения задач, возникающих на производстве специалисту необходимы способности:

- самостоятельное овладение знаниями;

- к постоянному обучению;

- к ресурсосбережению;

- быть профессионально-вариативным, мобильным;

- к совершенствованию технологий;

- к творческому участию;

- к внедрению организационно-технических решений;

- к разработке альтернативно-технологических решений.

Данные способности в профессиональной деятельности, требуют от выпускника определенных знаний и умений. Выпускник должен уметь:

- собирать и обрабатывать информацию по работе с инновационными технологиями изготовления печатной продукции;

- собирать и обрабатывать информацию по изготовлению популярных видов печатной продукции;

- выполнять допечатную подготовку контента с использованием современных информационных технологий;

- самостоятельно искать информацию по заданной производственной проблеме используя современные информационные средства;

- применять информационные устройства для решения производственных задач;

- выполнять подготовку электронных изданий для сети Интернет;

- быстро решать нестандартные производственные задачи;

- мотивировать сотрудников к быстрой и систематической работе;

- взаимодействовать со специалистами различных должностей предприятия в зависимости от видов и объемов производства (крупные, средние, малые);

- использовать при работе современные технические средства коммуникации;

- выстраивать взаимоотношения с заказчиком с соблюдением делового этикета.

Выпускник должен знать:

- инновационные технологии изготовления печатной продукции;

- виды печатной продукции, популярной на современном рынке полиграфических услуг;

- требования допечатной подготовки контента с использованием современных информационных технологий;

- виды и способы поиска различной информации;

- виды информационных устройств их технологические характеристики;

- требования и особенности подготовки электронных изданий для сети Интернет;

- основы организации труда, управления и тайм менеджмента;

- этапы коммуникации, приемы привлечения внимания, приемы изложения материала, инструменты воздействия, каналы восприятия;

- принципы работы современных технических средств коммуникации;

- правила делового этикета.

Все перечисленные умения и знания можно объединить в компетенции:

- способность отслеживать перспективные технологии изготовления печатной продукции;

- способность проводить мониторинг перспективных востребованных продуктов полиграфического производства;

- способность использовать информационные технологии, как средства перераспределения выполнения полиграфических работ на базе единых принципов допечатной подготовки контента;

- способность самостоятельно искать информацию по заданной производственной проблеме;

- способность применять информационные устройства для решения производственных задач;

- способность осуществлять подготовку и контроль качества электронных изданий для сети интернет;

- способность принимать решения в не стандартных производственных ситуациях;

- способность мотивировать сотрудников к быстрой и систематической работе по изготовлению печатной продукции;

- способность реализовывать бизнес-модель «печать по требованию»;

- способность взаимодействовать со специалистами различных должностей предприятия в зависимости от видов и объемов производства;

- способность использовать современные технические средства коммуникации;

- способность выстраивать взаимоотношения с заказчиком с соблюдением делового этикета.

Выделенные компетенции образуют недостающие выпускнику вариативно-дополнительные профессиональные

компетенции. На рисунке 1 представлена структура вариативно-дополнительных

профессиональных компетенций студентов полиграфического колледжа.

ФГОС СПО требует овладение студентами общими (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК). Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации Федеральных

государственных стандартов для учреждений среднего профессионального образования. Как было указано выше, сегодня работодателю нужен такой специалист, который бы был универсален, являлся специалистом широкого профиля. В связи с этим в рамках овладения ОК и ПК студенту необходимо формировать (развивать) дополнительные профессиональные компетенции.

Выше названные компетенции мы объединили в следующие группы: технологические, информационные,

организационно-управленческие, межпрофессионально-коммуникативные. Группы компетенций были образованы таким образом: компетенции, связанные с использованием технологии изготовления печатной продукции, объединены в

технологическую группу; способности позволяющие производить поиск, подготовку и контроль информации, объединены в группу информационных компетенций. Группу организационно-управленческих компетенций составили способности реализации

производственного процесса по изготовлению печатной продукции. Компетенции,

объединяющие в себе способности выстраивания взаимоотношений со

специалистами различных должностей предприятии и заказчиками полиграфических услуг; способность использовать современные технические средства коммуникации.

Технологические дополнительные

профессиональные компетенции - это такие компетенции, которые позволят

ориентироваться в перспективных технологиях полиграфического производства,

ориентироваться в инновационных

полиграфических материалах, анализировать популярные виды полиграфической продукции, использовать информационные технологии для допечатной подготовки контента.

Группа информационных дополнительных профессиональных компетенций позволит выпускнику обрабатывать и сортировать различные виды информации; качественно и быстро организовывать технологический процесс изготовления при решении различных производственных задач; выполнять подготовку электронных изданий для сети Интернет; контролировать качество выполнения заданий по дизайну и верстке.

Дополнительные профессиональные

компетенции организационно-управленческой группы - это компетенции специалиста, позволяющие ему качественно решать организационные, управленческие и

предпринимательские задачи для организации малого и среднего бизнеса [6].

Группа межпрофессионально-

коммуникативных дополнительных

профессиональных компетенций помогает

специалисту выстраивать взаимоотношения с заказчиком с соблюдением делового этикета, адаптироваться на изменение условий труда в зависимости от объемов производства (крупные, средние, малые), использовать при работе современные технические средства

коммуникации.

В рамках нашего дальнейшего исследования предполагается реализация дополнительных профессиональных компетенций в

информационной образовательной среде полиграфического колледжа.

Информационно-образовательная среда (ИОС) понимается нами, как многоаспектная целостная социально-психологическая

действительность, обеспечивающая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совокупность необходимых организационно-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных систем и технологий, дающих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам. Более подробное рассмотрение компонентов и организационно-педагогических условия формирования дополнительных профессиональных

компетенций предполагается в следующей статье.

Таким образом, после решения задачи выделения группы дополнительных

профессиональных компетенций нашей следующей задачей является практическое представление дополнительных компонентов профессиональных компетенций в

информационной образовательной среде колледжа для дальнейшей реализации в многофункциональной профессиональной

деятельности. Например, посредством использования электронного контента, который может быть представлен в виде виртуальной экскурсии на полиграфическое предприятие, электронной инструкционной карты печати на офсетной печатной машине.

1. Вахидова Л.В. Дифференциация компетенций: методика разработки дополнительных профессиональных компетенций // Профессиональное образование. Столица. - 2017. -№ 1. - С.30-33.

2. Габитова Э.М. Полифункциональные компетенции как критерий сформированности компетентного специалиста современного производства // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 3 (40). - С.103-108.

3. Галиахметова Э.М., Вахидова Л.В. Формирование вариативно-дополнительных компетенций для специалистов полиграфического кластера: исследование проблемы // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. -№ 1 (62). - С.135-141.

4. Габитова Э.М., Вахидова Л.В., Штейнберг В.Э. Дополнительные профессиональные компетенции в современной подготовке специалиста / Э.М. Габитова, Л.В. Вахидова, В.Э.

Штейнберг // Образовательные технологии (г. Москва). - 2015. - № 4. - С.59-64.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996. - 308 с.

6. Зеер Э.Ф., Морозова С.А., Сыманюк Э.Э. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2011. -№ 5. - С.90-97.

7. Ткаченко Е.В., Штейнберг В.Э. Развитие

профессионального образования и дифференциация компетенций как его важная тенденция. Коллективная монография «Актуальные проблемы профессионального и высшего образования» / Авторы-составители: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. - М.: ИЭкон-Информ, 2016. - С.37-46.

8. Ткаченко Е.В. Интеграционные процессы в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. Науч. Тр./Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Вып. 5. - М.: ВЛАДОС, 2007. - C.303-312.

Сведения об авторах:

Габитова Эльвира Маратовна (г. Уфа, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета имение М. Акмуллы, e-mail: [email protected]

Галиахметова Эльвира Маратовна (г. Уфа, Россия), аспирант Башкирского государственного педагогического университета имение М. Акмуллы, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

E. Gabitova (Ufa, Russia), candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Department of pedagogy and psychology of professional education Bashkir state pedagogical University the estate of M. Akmulla, e-mail: [email protected]

E. Galiahmetova (Ufa, Russia), postgraduate of Bashkir state pedagogical University the estate of M. Akmulla, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.