ПАМЯТИ Е. В.ТКАЧЕНКО
В. Э. Штейнберг
Доктор педагогических наук, профессор, кандидат технических наук, главный специалист управления научной работой и международными связями Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, г. Уфа E-mail: [email protected]
Valeriy E. Shteinberg
Dr. Sc. (Education), Professor, PhD (Technical Sciences), Chief Specialist, Department of Scientific Work and International Relations, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia
I
Н. Н. Манько
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, г. Уфа E-mail: [email protected]
Natalia N. Manko
PhD (Education), Associate Professor of the Chair of Education, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia
УДК 37/022 Б01: 10.24411/2071-6427-2019-10061
Обучающие программные комплексы «Жизнь замечательных мелодий» и «Профессиональная самоэффективность педагога»
Значительный культурологический потенциал музыкального аудиоконтента предполагает использование современных информационно-технологических методов обращения с ним. В статье представлен обучающий программный комплекс «Жизнь замечательных мелодий», который представляет собой продукт интеллектуальной деятельности, созданный в креативной студии «ЖЗМ» от Научной лаборатории дидактического дизайна (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва). Данная разработка защищена Свидетельством о государственной регистрации программы для ЭВМ: «Штейнберг В.Э., Габитова Э. М., Ткаченко Е. В., Манько Н. Н., Вахидова Л. В., Саитова Л. Р. Свидетельство Ки2018612220 от 14.02.2018. Обучающий программный комплекс „Жизнь замечательных мелодий". Представлена также совместно разработанная электронная программа «Профессиональная самоэффективность педагога» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018614157).
Ключевые слова: проект, мелодия, сравнительное музыкослушание, аудиоконтент, компьютерная программа, профессиональная
самоэа
эективность.
Как цитировать статью: Штейнберг В. Э., Манько Н.Н., Габитова Э.М., Вахидова Л. В., Саитова Л. Р. Обучающие программные комплексы «Жизнь замечательных мелодий» и «Профессиональная самоэффективность педагога» // Ценности и смыслы. 2019. № 2 (60). С. 136-146.
В шестом номере журнала «Ценности и смыслы» за 2016 год [6] был представлен поисковый проект «Жизнь замечательных мелодий» (далее — Проект ЖЗМ), в основе которого лежал разработанный коллективом креативной студии «ЖЗМ» авторский вариант структурирования аудиоконтента: формирование исходной аудио-теки из моноантологий замечательных мелодий по авторской технологии сравнительного музы-кослушания; формирование различных тематических разделов с использованием материала исходной аудиотеки и дополнительного аудио-контента. При создании Проекта ЖЗМ использовались принципы многомерности и рекурсивно-сти дидактического дизайна, разрабатываемого Научной лабораторией дидактического дизайна Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы при участии Академии профессионального образования (г. Москва) [2; 3].
По словам соавтора Проекта ЖЗМ Е. В. Тка-ченко, «существует много хорошей и очень хорошей музыки, которая не содержит концептуальных мелодий. Такая музыка не входит в мировой золотой список, просто красивой музыки много, но мелодий, которые исполнялись бы десятилетиями по всему миру, в разных стилях и жанрах, очень мало. Таким в проекте отведено особое место. Иными словами, в проекте представлено не только многочисленное и популярное, но и редкое, очень ценное в плане выразительности музыкального образа» [1].
Несколько слов об истории Проекта ЖЗМ (1958-2018 гг.): она включает этап выборочного прослушивания виниловых пластинок; этап первых аналоговых аудиосборок путем копирования с виниловых пластинок на магнитофонные
Э. М. Габитова
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, г. Уфа E-mail: [email protected]
Elvira M. Gabitova
PhD (Education), Senior Lecturer of the Chair of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia
Л. В. Вахидова
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, г. Уфа E-mail: [email protected]
Lucia V. Vakhidova
PhD (Education), Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia
миникассеты; настоящий этап конструирования цифровых аудиосборок при работе с цифровыми компакт-дисками и твердотельными полупроводниковыми носителями информации. Обладая профессиональной подготовкой и будучи меломанами, в 2000 году разработчики Проекта ЖЗМ начали апробацию идеи аудиотеки, согласного которой отбор концептуальных и популярных мелодий осуществлялся на основе талантливых аранжировок, образующих сборки — «моноантологии». Таким образом достигалась цель Проекта ЖЗМ — знакомство педагога (и не только) с замечательными мелодиями и пополнение его культурологического багажа.
Накопление значительного по объему контента и разработка специальных разделов Проекта ЖЗМ привели к необходимости создания компьютерной программы с удобным для пользователя интерфейсом, с использованием методов и средств дидактического дизайна [2; 3]. Работал над программой временный творческий коллектив (авторы статьи). Обучающий программный комплекс «Жизнь замечательных мелодий» является продуктом интеллектуальной деятельности, что подтверждает полученное авторами проекта Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018612220. Образовательный музыкальный комплекс спроектирован с помощью специальной программы — визуального HTML-редактора Adobe Dreamweaver CS6. Данная программа позволяет создать правильный валидный HTML/CSS-код интернет-страницы и, соответственно, интуитивно понятный визуальный интерфейс комплекса (содержит более 200 веб-страниц с различными графическими и звуковыми объектами).
Создание графических фрагментов интер-
Л. Р. Саитова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, г. Уфа E-mail: [email protected]
Lira R. Saitova
PhD (Education), Associate Professor of the Chair of and Psychology of Professional Education, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia
фейса: управляющих кнопок, иконок и пиктограмм, а также обложек компакт-дисков осуществлялось в графических редакторах Adobe Photoshop и CorelDRAW; детальная коррекция амплитуды и тембра аудиофайлов — в аудиоредакторе Nero Wave Editor Portable; информационное оформление аудиофайлов формата MP3 выполнялось с помощью программы TagRename. Использовались также программа-скрин-шотер FSCapture, декодер текста ABBYY Screenshot Reader; редактор графического проектирования и печати обложек компакт-дисков Epson PrintCD.
Важно отметить, что в Российской Федерации образовательных музыкальных программ с названием «Жизнь замечательных мелодий» до сих пор зарегистрировано не было.
Рис. 1. Информационный раздел обучающего программного комплекса «Жизнь замечательных мелодий»
Рис. 2-2. Дизайн именных компакт-дисков
Освоение аудиотеки в формате МР3 обучающего программного комплекса «Жизнь замечательных мелодий» обеспечивает ознакомление с технологией сравнительного музыкослушания; способствует формированию соответствующих компетенций; в базе аудиотеки осуществляется навигация; контент аудиотеки и авторские сборки постоянно пополняются. Аудиоконтент Проекта ЖЗМ состоит из 115-ти томов исходных моноантологий; 300 папок с 3 883 аудиофайлами (16,5 ГБ) в формате МР3. Постепенно разрабатывается объемное приложение к проекту, включающее на сегодняшний день следующие разделы:
«Погружение в мир музыки — «Ритмы» («Босанова на ЖЗМ», «Вальсы на ЖЗМ»); «Инструменты» («Золотое фортепиано», «Золотой аккордеон»); «Мелодии» (Histoire dUn Amour, Love Is A Many Splendored Tbing,, All ne mngs, Recado Bossa Nova, Cest si bon); «Исполнители» (Acappella ExpreSSS, Akimoto Kaoru, COOL & JAZZY, Crazy Otto — Пe Honky Tonk Piano, Eddie Higgins Trio, Global.Kryner, Jazz Dance Orchestra, Max Raabe & Palast Orchester, Ray Conniff, Vikingarna, трио «Реликт»).
Проект ЖЗМ включает ряд разделов, позволяющих работать с музыкальным контентом проекта — «Исходная аудиотека ЖЗМ», а также с дополнительным аудиоконтентом: «Золотые инструменты на ЖЗМ», «Вспоминая великих на ЖЗМ», «Памяти патриотов России на ЖЗМ», «Авторские сборки на ЖЗМ». Кроме того, имеется специальный технологический раздел «Теория и технология Проекта ЖЗМ» с подразделами «Аудиодизайн» (амплитудно-частотное редактирование аудиофайлов), «Изодизайн» (графическое оформление аудиофайлов) и «Инфодизайн» (аннотации к мелодиям аудиотеки).
В последние годы по инициативе и при активном участии Е. В. Ткаченко раздел «Авторские сборки на ЖЗМ» пополнился серией именных компакт-дисков в жанре «Посиделки у специалиста», содержание которых определялось непосредственно специалистами дружественных организаций. Примеры дизайна компакт-дисков приведены на Рис. 2.
В память о Е. В. Ткаченко — соавторе Проекта ЖЗМ и соразработчике обучающего программного комплекса «Жизнь замечательных мелодий» для его мемориального архива подготовлен комплект Проекта ЖЗМ, в том числе: компьютерная программа обучающего программного комплекса «Жизнь замечательных мелодий»; каталог аудиотеки Проекта ЖЗМ; руководство пользователя Проекта ЖЗМ; компакт-диски «Монотриады ЖЗМ — презентации моноантологий Проекта ЖЗМ»; буклет «Проект ЖЗМ — памяти Ткаченко Е. В.».
¿>-:-:-:-Л, Г БАШКИРСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ4]
им. М. Акмуллы
ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО
НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»
КРЕАТИВНАЯ СТУДИЯ «ЖЗМ»
ПОИСКОВЫЕ ПРОЕКТЫ
(^жзм) «жизнь
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ
МЕЛОДИЙ»
[дидактический]
1 дизайн J «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ
щ ПЕДАГОГА»
УФА - МОСКВА
-^
Е. В. Ткаченко совместно с Научной лабораторией дидактического дизайна также участвовал в разработке перспективного поискового проекта «Профессиональная самоэффективность педагога» (Рис. 3), реализованного в виде электронной программы «Профессиональная самоэффективность педагога» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018614157, авторы — Вахидова Л. В., Штейнберг В. Э., Ткаченко Е. В., Хакимжанов Р. С., Манько Н. Н., Габито-ва Э. М., Галиахметова Э. М., Горлицына О. А.).
Рис. 3. Интерфейс электронной программы «Профессиональная самоэффективность педагога»
Главный элемент интерактивного интерфейса электронной программы представляет собой визуальный дидактический регулятив логико-смыслового типа [4], с помощью которого реализуется функция программы — поддержка развития профессиональной самоэффективности педагога путем формирования соответствующих компетенций с помощью набора теоретических и практических фрагментов, а также специальных дидактических средств. Развитие профессиональной самоэффективности осуществляется поэтапно, согласно предложенной концепции, положенной в основу электронной программы «Профессиональная самоэффективность педагога» следующим образом:
- на первой ступени формируется педагогическая грамотность, условное название уровня самоэффективности — «стажер», условное
название субъектно-деятельностной ситуации—«персонизация»;
- на второй ступени формируется педагогическая компетентность, условное название уровня самоэффективности—«ремесленник», условное название субъектно-деятельностной ситуации — «персонификация»;
- на третьей ступени формируется педагогическая культура, условное название уровня самоэффективности—«мастер», условное название субъектно-деятельностной ситуации—«персонализация».
В выстраиваемой таким образом иерархической системе развития профессиональной самоэффективности предусматривается реализация на различных уровнях таких ресурсов, как среда, информация и образование.
Каждому уровню развития соответствуют, как упоминалось, свои уровни профессионального становления и свои уровни субъек-тно-деятельностной ситуации: «персонизация», «персонификация» и «персонализация»:
- уровень «персонизация» («стажер») определен как базовый уровень профессиональной самореализации и характеризуется обращенностью на субъекта образовательного процесса; при этом важную роль играют нормативно-правовые документы, определяющие данный уровень, а субъект образовательного процесса начинает осознавать свою роль и значимость, проявляя себя в деятельности и трансформируя условия среды под свои индивидуальные возможности;
- уровень «персонализация» («ремесленник») означает движение педагога от простого исполнения трудовых профессиональных действий к сознанному пониманию их, что выражается в развитии профессиональных компетенций и создании благоприятной образовательной среды;
- уровень «персонализация» («мастер») четко характеризуется становлением субъекта в качестве креативного лидера, когда он самостоятельно задает условия другим участникам среды, определяя виды деятельности и видоизменяя ее; при этом в процессах и содержании среды деятельности появляются элементы авторского стиля, решаются творческие задачи.
Таким образом и происходит восхождение педагога по ступеням профессиональной самоэффективности: от неизменного применения рецептов решения профессиональных задач («стажер») — к их транс-
формации при варьировании условий решения задачи («ремесленник») и далее — к генерации, творческому продуцированию новых способов решения как традиционных, так и новых задач («мастер») [4]. Разработанная концепция развития профессиональной самоэффективности успешно апробирована для различных профилей подготовки специалистов, а также специальных задач развития профессиональной самоэффективности педагога.
В завершение авторы считают своим долгом отметить активное сотрудничество с Ткаченко Е. В., которое всегда отличалось накалом в постановке задач и поиске их решения, высокой требовательностью к предметной и понятийной точности представляемых результатов, но при этом доброжелательностью и корректностью в самом процессе научного творчества.
Литература
1. Ткаченко Е. В. О сравнительном музыкослушании. Комментарий к статье
B. Э. Штейнберга и Н. Н. Манько «Технологии сравнительного музыкослуша-ния в поисковом проекте „Жизнь замечательных мелодий"(ЖЗМ)» // Ценности и смыслы. 2016. Т. 2, № 6 (46). С. 79-83.
2. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Дидактический дизайн — инструментальный подход // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 6 (61).
C. 74-87.
3. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Дидактический дизайн — инструментальный подход // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 1 (62). С. 50-65.
4. Штейнберг В. Э. Педагогические техника, технология, искусство // Педагогическое искусство. 2017. № 1. С. 42-48.
5. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа // Образование и наука . 2017. Т.19, №9.
6. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Технология сравнительного музыкослуша-ния в поисковом проекте «Жизнь замечательных мелодий» (ЖЗМ) // Ценности и смыслы. 2016. Т. 2, № 6 (46). С. 70-78.
EDUCATIONAL SOFTWARE SYSTEMS «LIFE OF WONDERFUL MELODIES» AND «PROFESSIONAL THE VERY EFFICIENCY OF A TEACHER» The significant cultural potential of musical audio content implies the use of modern information and technological methods of handling it. The article presents the learning program complex "The Life of Remarkable Melodies", protected as a result of intellectual activity by the Certificate of State Registration of the Computer Program No. 2018612220. The Creative Studio "ZHM" of the Scientific Laboratory of Didactic
Design (BMSU named after M. Akmulla, Ufa) and the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education (Moscow). Also presented a jointly developed e-program «Professional self-efficacy of teachers» (Certificate of state registration of program for computer № 2018614157).
Keywords: project, melody, comparative music listening, audio content, computer program.
References
• Shtejnberg V. E. Pedagogicheskie tekhnika, tekhnologiya, iskusstvo // Pedagogicheskoe iskusstvo. 2017. № 1. S. 42-48. [In Rus].
• Shtejnberg V. E., Man'ko N. N. Tekhnologiya sravnitel'nogo muzykoslushaniya v poiskovom proekte «Zhizn' zamechatel'nyh melodij» (ZhZM) // Cennosti i smysly. 2016. T. 2, № 6 (46). S. 70-78. [In Rus].
• Shtejnberg V. E., Man'ko N. N. Vizual'nye didakticheskie regulyativy logiko-smyslovogo tipa // Obrazovanie i nauka. 2017. T. 19, № 9. S. 9-31. [In Rus].
• Tkachenko E. V. O sravnitel'nom muzykoslushanii. Kommentarij k state V. E. Shtejnberga i N. N. Man'ko «Tekhnologii sravnitel'nogo muzykoslushaniya v poiskovom proekte „Zhizn' zamechatel'nyh melodij" (ZhZM)» // Cennosti i smysly. 2016. T. 2, № 6 (46). S. 79-83. [In Rus].
• Tkachenko E. V., Shtejnberg V. E., Man'ko N. N. Didakticheskij dizajn - instrumental'nyj podhod // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2015. № 6 (61). S. 74-87. [In Rus].
• Tkachenko E. V., Shtejnberg V. E., Man'ko N. N. Didakticheskij dizajn - instrumental'nyj podhod // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2016. № 1 (62). S. 50-65. [In Rus].