Научная статья на тему 'Решение практических задач по подготовке студентами-дизайнерами макета к печати'

Решение практических задач по подготовке студентами-дизайнерами макета к печати Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
739
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА / ОРИГИНАЛ-МАКЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Позднякова Т. Ю.

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки специалистов в области дизайна средствами компьютерных технологий. В статье рассматриваются вопросы подготовки студентами оригинал-макета к печати с учетом полиграфических требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOLUTION OF PRACTICAL TASKS OF PREPARING LAYOUTS FOR PRINTING BY DESIGN STUDENTS

The article is devoted to the problem of professional training of specialists in design by using computer technologies. This article deals with the students' preparation of the original layouts for printing according to the printing requirements.

Текст научной работы на тему «Решение практических задач по подготовке студентами-дизайнерами макета к печати»

Фото 13. Снятие бумажного оттиска с доски Фото 14. Доска и полученная с нее гравюра

В предложенном курсе практических занятий соединено развитие художественно-изобразительных технологий и художественно-прикладная направленность практической деятельности детей. Пошаговое освоение приемов художественно-изобразительных технологий и технологии ручной обработки материалов, специально заложенное в курс практических занятий «Гравюра по пластику» приведет ребенка к эстетически полноценному результату его творчества.

1. Лыкова Е. С. Эстетическое воспитание детей на занятиях печатной графикой // Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 28-33.

2. Медведев Л. Г., Чекалева Н. В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. Сер. «Общество. История. Современность». 2012. № 2(106). С. 233-235.

3. Савельева О. П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Магнитогорск: Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова, 2014. С. 237-241.

© Лыкова Е. С., Чебаева Е. Н., 2015

УДК 378.147: 004.92

решение практических задач по подготовке студентами-дизайнерами макета к печати

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки специалистов в области дизайна средствами компьютерных технологий. В статье рассматриваются вопросы подготовки студентами оригинал-макета к печати с учетом полиграфических требований.

Ключевые слова: компьютерные технологии, профессиональные компетенции, допечатная подготовка, оригинал-макет, профессиональная деятельность.

Т. Ю. Позднякова T. Yu. Pozdnyakova

the solution of practical tasks of preparing layouts for printing by design students

The article is devoted to the problem of professional training of specialists in design by using computer technologies. This article deals with the students' preparation of the original layouts for printing according to the printing requirements.

Keywords: computer technologies, professional competences, prepress preparation, original layout, professional activities.

В настоящее время практически все процессы, связанные с производством графической продукции, компьютеризированы. Компьютерные технологии активно интегрируются даже в традиционные дисциплины профессиональной подготовки студентов художественных специальностей для формирования соответствующих компетенций. Становление успешной профессиональной деятельности будущего специалиста-дизайнера связано с развитием профессиональной компетентности в образовательном процессе вуза, которую мы рассматриваем (вслед за В. А. Козыревым, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной) как «интеграль-

ную характеристику, определяющую способность специалиста решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности» [1, с. 9].

Процесс подготовки студентов-дизайнеров в области компьютерных технологий направлен на формирование навыков эффективного использования графических программ в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности. Современному специалисту-дизайнеру при изготовлении макета полиграфической продукции предоставляется широкий выбор редакторов векторной (CorelDRAW, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand) и рас-

тровой (Adobe Photoshop, Paintshop, Paint) графики, программ верстки документов (FrameMaker, Corel Ventura, Microsoft Publisher, Page Plus, InDesign, PageMaker, QuarkXPress). Применение вышеперечисленных компьютерных пакетов для макетирования полиграфической продукции позволило существенно увеличить скорость работы. Однако компьютерные программы - это лишь инструмент для реализации творческих замыслов дизайнера, поэтому, чтобы качественно выполнить работу, необходимо также располагать информацией об особенностях технологического процесса тиражирования печатной продукции и подготовки электронных документов. Именно эти знания будут способствовать созданию полноценной полиграфической продукции студентом-дизайнером.

Допечатная подготовка - это комплекс мероприятий, позволяющий воспроизвести точную копию оригинал-макета при помощи печатного процесса, а также учет и исправление ошибок, которые могут возникнуть при печати [2, с. 8]. Оригинал-макет - это полностью готовая цифровая версия модели будущей полиграфической продукции.

Ниже приведем рекомендации будущему специалисту-дизайнеру по подготовке оригинал-макета и его проверке перед отправкой в типографию.

Подготовка электронного макета включает основные этапы: планирование оригинал-макета, проверку растровых и векторных изображений, проверку макетов страниц.

планирование оригинал-макета.

Планирование печати начинается еще на этапе создания документа. Перечислим важные требования, соблюдение которых поможет предотвратить возможные проблемы в процессе подготовки файлов печатной продукции.

Создание макета с учетом обрезки. Начав с выбора формата документа, необходимо, рассчитать формат полосы набора с учетом припуска на обрезку.

Обрезка - это процесс заключительной обработки, при котором печатное изделие разрезается по окончательному размеру. Кроме того, следует учесть ограничения устройства вывода, так как не все устройства могут выполнять печать до самого края бумаги.

Поскольку печать и обрезка - это механические процессы, в них вероятны некоторые неточности. Следовательно, для любого изображения, которое предполагается расположить с краю страницы, необходимо обеспечить растис-кивание - дополнительную область вокруг реального края. Обычно растискивание составляет 9 пунктов (3,384 мм) от линии обреза. Установив правильный размер для обрезки, необходимо вытянуть края изображения за линию обрезки к краям страницы (или добавить дополнительную цветовую область вне пределов обрезки).

Размер страницы публикации (листовка, буклет, книга, брошюра, журнал и т. п.) должен соответствовать обрезному формату изделия плюс вылет за линию реза, если предполагается верстка графического материала в обрез. Чтобы избежать возможных ошибок, перед началом работы в программе верстки установите размер страницы, соответствующей послеобрезному формату (при этом элементы с напуском будут размещаться с вылетом за пределы страницы на 2-5 мм).

Правильное количество страниц. В многостраничном документе (журналы, брошюры) обычного формата с разворотами количество страниц должно быть кратно четырем. В более крупных документах, например в учебниках, разницу можно компенсировать пустыми страницами для заметок.

Подбор красок. От того, сколько красок будет использовано при печати издания, напрямую зависит его дизайн. Многие книги печатаются в один или два цвета, а полноцвет используется только для обложки. Поэтому важно, чтобы иллюстрации, если они предусмотрены, были представлены в соответствующих режимах: в CMYK - полноцветные; в полутоновом (grayscale) - изображения в градациях серого; в монохромном (bitmap) - черно-белые (штриховые). Если для печати необходимы цвета, выходящие за пределы диапазона CMYK, то они должны быть заданы как смешанные (spot color). Определяя (spot) цвета, используйте каталоги образцовых оттисков Pantone.

Подбор шрифтов. Одной из главных проблем, связанных с корректным воспроизведением шрифтом на печати, является отсутствие шрифтов, использованных дизайнером, на компьютере, с которого осуществляется печать. К макету в отдельных «папках» должны быть приложены все используемые шрифты, а также все импортированные элементы, помещенные в публикацию. Необходимо использовать, по возможности, шрифты от известных производителей. Внимательно относитесь к лицензионным соглашениям по используемым шрифтам, некоторые из них запрещают передачу шрифтов поставщикам типографских услуг.

Учет внешних и внутренних размеров документа. При печати образцов, имеющих перегибы (например, буклетов или складных брошюр), необходимо учитывать: фальцовочные, биговочные сгибы и их соответствие в макете, толщину бумаги и т. д. При различных способах фальцовки размеры створок внешних и складывающихся внутрь будут отличаться. Типографии нередко предоставляют шаблоны для компоновки документов широко распространенных размеров. Знакомство с шаблонами поможет правильно разместить страницы и задать их размеры.

Учет способов переплета. Необходимо учитывать особенности того или иного способа переплета и исходя из этого правильно верстать макет.

Учет спецификации печати. Спецификации на фальцовку, обрезку и переплет необходимо уточнить у поставщика печатных услуг. Обычно они содержат следующую информацию: минимальное расстояние от изображения до краев и сгибов, минимальный объем растискивания от линии обреза, предполагаемый размер согнутых страниц.

проверка растровых изображений.

Рассмотрим основные требования, предъявляемые к растровым изображениям, соблюдение которых необходимо для успешной и качественной печати.

Цветовое пространство. На печать изображения передают в одном из пяти главных режимов: CMYK, RGB, полутоновый (grayscale), монохромный (bitmap) и двухкрасочный (duotone) полутоновый. В подавляющем большинстве случаев необходимо, чтобы растровая графика была в цветовой модели CMYK. RGB или Lab-изображения перед печатью должны проходить цветоделение (переход в CMYK).

Лучше выполнить переход в CMYK в растровом редакторе, а в программу верстки помещать уже цветоделенное изображение.

Разрешение изображений. Разрешение изображения определяется количеством пикселей, приходящихся на единицу длины изображения по вертикали и по горизонтали. Размер изображения в пикселях исчерпывающе характеризует изображение и определяет максимальный размер его печатного оттиска при заданном разрешении. При подготовке изображений к печати или публикации в электронных документах следует придерживаться определенных значений разрешения: 200-300 ppi (для вывода на высококачественном лазерном принтере), 300 ppi (для печати на фотонаборном автомате). Однако есть ряд исключений, например: для печати крупноформатной продукции (вывески, рекламные щиты) может использоваться разрешение 150 ppi; для специальных печатных изделий (художественных репродукций, книг по искусству) может понадобиться разрешение, превышающее 300 ppi.

Масштабирование. Размер растрового файла при верно заданном разрешении в точках на дюйм должен соответствовать тому размеру, с которым будет проводиться его печать. Масштабы растровых изображений и фреймов в программе верстки должны быть 1:1. Допускается уменьшение не более 30 %. Различные масштабирования и трансформации в программах верстки обычно дают худшие результаты, чем это же масштабирование, проведенное в Photoshop, так как там работу функций интерполяции изображения для пересчета цвета пикселей можно точнее контролировать (например, включить бикубическую интерполяцию (Bicubic Sharper) для наиболее качественного преобразования). Недопустимо сильное увеличение размеров растрового файла (более чем на 120 % относительно исходного размера), так как это приведет к потере качества изображения.

Текст. Не рекомендуется в графических файлах размещать текст, так как растровая структура негативно влияет на его четкость и удобочитаемость. Без необходимости применения сложных эффектов к тексту, не набирайте его в пакетах растровой графики.

Сохранение файлов. При сохранении файлов лучше не использовать нестандартные способы сжатия, такие как, например, JPEG-компрессия для файлов формата TIFF, так как возможны различные сбои при их печати. Рекомендуется хранить растровые файлы в форматах TIFF, EPS, PSD, PNG. В пакеты верстки рекомендуется помещать файлы TIFF, EPS, PDF. Недопустимо использование не предназначенных для полиграфии форматов файлов типа BMP, GIF и др.

проверка векторных изображений.

Перечислим основные требования, предъявляемые к векторной графике, используемой либо отдельно, либо в составе сложных макетов, состоящих из нескольких растровых и векторных блоков.

Правильные цвета. При использовании «заказных» красок из библиотек типа Pantone необходимо четко указывать имя цветового канала, так как именно имя определит ту краску, которой публикация будет напечатана. Если не предполагается печать такими красками, а в макете они использовались, то все заказные цвета необходимо пере-

вести в триадные (CMYK) и убедиться, что цветовая гамма не претерпела изменений.

Параметры изображений. Для удобства сборки векторных изображений следует применять боксы (рамки) с невидимым контуром и заливкой, соответствующие размеру бокса (фрейма) в программе верстки, что позволит точно позиционировать векторный объект при макетировании.

Необходимо обращать внимание на векторные узлы и контуры и не превышать их разумное число в файле, так как каждая новая точка или сегмент добавляет работы графическому редактору, а затем и растровому процессору с принтером.

Не следует помещать большое количество растровых данных в векторный файл, так как это увеличивает его объемы и несколько противоречит логике работы с векторной графикой. Если растровый объект в векторном файле все же присутствует и его размер значителен, то экспортируйте растровую часть в отдельный растровый файл, а затем совместите два файла в программе верстки.

Масштабирование. Векторные данные легко масштабируются и поддаются различного рода трансформациям без потери качества изображения. Несмотря на это, размер векторного изображения при помещении в программу верстки лучше задавать в масштабе 1:1. При использовании масштабирования векторных объектов следует проверить на контрольной распечатке как промасштабировались их обводки (Stroke).

Шрифты. Все используемые шрифты должны быть конвертированы в кривые, либо встроены или предоставлены вместе с векторным файлом (или публикацией) в типографию, в которой предполагается размещать заказ.

Сохранение файлов. Рекомендуемые форматы для хранения векторных данных - EPS и PDF. Промежуточные файлы рекомендуется хранить в собственном формате программы, в которой они создаются. В программы макетирования векторные данные лучше поставлять в формате EPS, при этом следует помещать в выходной файл все связанные объекты, от которых он может зависеть (шрифты, связанные растровые файлы).

проверка макетов страниц.

После подготовки растровых и векторных изображений необходимо проверить все файлы макетов страниц на наличие ошибок.

Правописание. Следует проверить ошибки, которые неспособны найти программы проверки орфографии, например грамматические ошибки и слова, написанные правильно, но не подходящие по смыслу.

Пробелы. Необходимо проверить документ на наличие двойных пробелов, поскольку в компьютерном наборе лишние пробелы приведут к большим разрывам между словами.

Масштабирование и поворот. Документ с большим количеством изображений и множеством трансформаций, таких как масштабирование и поворот, может стать проблемой для растрового процессора. Преобразование крупных изображений лучше делать в программе Photoshop, а затем обновлять их в макете страницы.

Лишние элементы. Удалите все лишние и пустые элементы.

Следующим шагом подготовки электронного оригинал-макета будет отправка в типографию файлов заказа.

Отправка файлов заказа.

Надлежит уточнить у поставщика типографских услуг основные правила отправки файлов заказа. Некоторые полиграфисты предпочитают файлы PDF, другие склонны использовать файлы таких приложений, как QuarkXPress, InDesign и пр.

Отправка файлов PDF. Файлы PDF, предназначенные для передачи поставщику печатных услуг, должны быть созданы в приложении макетирования или графическом приложении после тщательной проверки содержимого на соответствие требованиям исполнителя:

- изображения должны быть в цветовой палитре CMYK или смешанных красок;

- шрифты должны быть собраны в набор и встроены;

- край обрезки страниц и пределы растискивания изображений должны быть определены явно, файл PDF хранит эту информацию в параметрах TrimBox и BleedBox соответственно.

Такой файл можно рассматривать как герметично запечатанный контейнер, содержащий окончательную версию работы и не подлежащий последующему усовершенствованию и редактированию.

Передача файлов приложений. Вместе с файлом публикации в типографию должны передаваться все заверстанные изображения, а также все использованные шрифты. В том числе шрифты, находящиеся в векторных EPS-фай-лах. Программы компоновки страниц предоставляют методы для сбора всех необходимых изображений и шрифтов. Документ должен быть проверен на наличие связей. Графика должна быть связана с публикацией (linked image) и все необходимые шрифты активны. Убедившись, что вся работа собрана, можно использовать функцию Collect for Output (Собрать для вывода) в QuarkXPress, функцию Package (Упаковка) в InDesign, Save for Service Provider (Сохранить для поставщика услуг) в PageMaker. Данные функции облегчают сбор всех фрагментов, необходимых для печати файла макета страницы.

Окончательный комплект для файла компоновки страницы должен включать в себя перечисленные ниже компоненты:

- файл макета;

- все сопутствующие иллюстрации, включая растровые и векторные рисунки;

- все нужные шрифты.

Необходимо тщательно проверить собранные файлы. При наличии сложных коллажей, выполненных в Photoshop, для упрощения процесса корректировки прикладывается копия файла в слоях.

После проверки макет отдается в печать. Чтобы избежать ошибок в готовой полиграфической продукции, нужно сделать пробные оттиски страниц. Пробные оттиски демонстрируют следующие аспекты документа: расположение текста, шрифт, окончательный цвет, содержимое и т. д.

Помимо непосредственно самой печати полиграфической продукции, требуется широкий спектр послепечат-ных работ: фальцовка, сборка, брошюровка, резка и т. д. Знакомство с процессом финишной обработки необходимо и дизайнеру, и верстальщику, чтобы рассчитать примерную стоимость печатного изделия и внести все нужные элементы в макет. По окончании послепечатных процессов мы получаем завершенную полиграфическую продукцию.

Итак, несмотря на постоянное совершенствование систем допечатной подготовки и использование цифровых технологий, на сегодняшний день не существует универсального способа создания макета, который одинаково хорошо мог бы быть воспроизведен при использовании различных способов печати. Поэтому, если будущий специалист-дизайнер плохо представляет себе технологию, по которой будет осуществляться печать его макета, достаточно велика вероятность возникновения ошибок. С другой стороны, дизайнер, который хорошо осведомлен о том, на каком оборудовании и каким способом будет печататься тираж, знает как сделать оригинал-макет приемлемым с точки зрения полиграфических требований, может использовать преимущества выбранного им способа печати и обеспечить высокое качество готовой продукции.

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой, проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 391 с.

2. Никулина И. А. Верстка, дизайн и допечатная подготовка в полиграфическом процессе: учебник. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 236 с.

© Позднякова Т. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.