экономические науки
Осенева Ольга Владимировна, Щетилина Ирина Петровна, Борисова Виктория Владиславовна АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ И ПОКУПАТЕЛЬНОЙ ...
УДК 338:637
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ И ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ОТНОШЕНИИ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
© 2018
Осенева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Торговое дело и товароведение» Щетилина Ирина Петровна, кандидат технических наук,
доцент кафедры «Сервис и ресторанный бизнес» Борисова Виктория Владиславовна, магистрант кафедры «Торговое дело и товароведение» Воронежский государственный университет инженерных технологий (396036, Россия, Воронеж, пр-т Революции, 19, e-mail:[email protected])
Аннотация. В 2018 году состав потребительской корзины будет пересмотрен и видоизменен в сторону качественной составляющей, но появится в России не раньше, чем через три года. Будет изменен количественный состав продуктов, т. к. по мнению диетологов, перечисленные в прежнем варианте нормы, не соответствуют ни потребностям населения, ни нормам здорового питания. В новой потребительской корзине будет больше мяса (вместо 58 планируется 73 кг), молочной продукции (вместо 290 планируется 325 кг) и меньше круп и мучных изделий (вместо 126 планируется 96 кг). Показатель уровня жизни зависит от уровня потребностей, количества и качества предоставленных населению благ и услуг, при этом прожиточный минимум определяет уровень потребления товаров и услуг. Снижение благосостояния сказывается на потребительском поведении населения. Люди по-прежнему стремятся покупать рационально: ходят в магазины со списком, покупают более дешевые продукты, охотятся за скидками и промо-акциями. В статье проведен анализ доходов населения Воронежской области; структуры потребительской корзины по категориям;величины прожиточного минимума. Дана характеристика минимального набора товаров и услуг. Проанализирован потребительский спрос на молочные продукты; представлены основные критерии выбора потребителями молочной продукции по степени значимости.
Ключевые слова: потребительская корзина, доходы населения, рынок, стоимость, ассортимент, рацион, товары и услуги, ценовой фактор, прожиточный минимум, индекс потребительских цен, покупательная способность, молочная продукция.
ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE CONSUMER BASKET AND THE PURCHASING POWER OF THE POPULATION OF THE VORONEZH REGION IN RELATION
TO DAIRY PRODUCTS
© 2018
Oseneva Olga Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor of the department «A trade, and commodity research» Shchetilina Irina Petrovna, candidate of technical sciences, associate professor of the department«Service and restaurant business» Borisova Victoria Vladislavovna, undergraduate of the department «A trade, and commodity research» Voronezh State University of Engineering Technologies (396036, Russia, Voronezh, Prospect of Revolution, 19, e-mail:[email protected])
Abstract. In 2018, the composition of the consumer basket will be revised and modified towards a qualitative component, but will not appear in Russia before three years. Will change quantitative composition of the products, because according to nutritionists, which are listed in the former version of the rules, not were consistent with those nor with the needs of the population, nor the norms of a healthy diet. The new consumer basket will have more meat (instead of 58, 73 kg is planned), dairy products (instead of 290, 325 kg is planned) and small grains and flour products (instead of 126, 96 kg is planned). The indicator of the standard of living depends on the level of needs, quantity and quality of goods and services provided to the population, while the subsistence level determines the level of consumption of goods and services. The decline in welfare affects the consumer behaviour of the population. People still try to buy rationally: they go to shops with a list, buy cheaper products, hunt for discounts and promotions. The article analyzes the income of the population of the Voronezh region; the structure of the consumer basket by category; the subsistence minimum. The characteristic of the minimum set of goods and services is given. The consumer demand for dairy products is analyzed; the main criteria for the choice of dairy products by consumers according to the degree of importance are presented.
Keywords: consumer basket, incomes of population, market, cost, assortment, diet, goods and services, price factor, subsistence minimum, consumer price index, purchasing power, dairy products.
Доходы населения в 2018 году в реальном выражении увеличатся на 6 %. Об этом говорится в макропрогнозе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. В номинальном выражении доходы населения в этом году вырастут на 9 %, в реальном - на 6 %, составив 60 трлн рублей. В следующем году реальные доходы увеличатся на 3 %, а в 2020 году - на 3,7 % [1]. Реальные доходы населения сокращались четыре года подряд. Пик падения пришелся на 2016 год и составил 5,8 %, в прошлом году он уменьшился до 1,7 % (в Минэкономразвития прогнозировали рост на 1,2 %). Следует отметить, что Росстат при оценке роста доходов населения учитывает в том числе и скрытые доходы. Так что несмотря на низкую инфляцию прошлого года в 2,5 % и рост зарплат в 3,5 % доходы в реальном выражении все-таки упали на 1,7 % из-за сокращения теневой
прибыли россиян [1].
На 1 января 2018 года прожиточный минимум по Воронежской области составил 9271 рубль. Это ниже федерального значения (9489 руб.), поэтому МРОТ в Воронежской области с 1 января по 30 апреля 2018 года для работающих не может быть ниже 9489 рублей (составляет 85 % от величины прожиточного минимума), а с 1 мая 2018 года - 11 163 рублей [2]. На 4 квартал 2017 года в Воронежской области был установлен прожиточный минимум на душу населения 8034 руб., в том числе для трудоспособного населения - 8700 руб., для пенсионеров - 6751 руб., для детей - 7846 руб. (рисунок 1) [3].
Прожиточный минимум - установленная денежная сумма, которая пересчитывается Правительством РФ каждый год. Она очень тесно связана с потребительской корзиной, поэтому важно знать, что это такое и каков
Oseneva Olga Vladimirovna, Shchetilina Irina Petrovna, Borisova Victoria Vladislavovna ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE CONSUMER BASKET ...
economic sceinces
ее состав в 2018 году [4]. Потребительская корзина показывает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в течение года. Исходя из стоимости данного набора, Росстат ежеквартально определяет величину прожиточного минимума [5].
На основе стоимости потребительской корзины рассчитывается прожиточный минимум, к которому с 1 января 2018 года привязан МРОТ (85 % в 2018 году и 100 % в 2019 году) [6].
надушу для для пенсионеров для детей
населения трудоспособного населения
Рисунок 1 - Величина прожиточного минимума в Воронежской области
составила 14006 рублей. За месяц его стоимость возросла на 0,3 процента (в феврале 2017 г. - на 0,6 %). В феврале 2018 года цены на продовольственные товары увеличились на 0,4 % (в феврале 2017 г. - на 0,1 %).
По Воронежской области в среднем ежемесячная стоимость условного (минимального) набора продуктов питания на конец февраля 2018 года составила 3416 рублей и по сравнению с январем увеличилась на 1,5 % (в феврале 2017 г. - на 0,4 %) [9].
Рисунок 2 - Индексы цен на отдельные группы и виды
продовольственных товаров в процентах по Воронежской области (январь 2017 г., январь 2018 г.)
В России потребительская корзина включает три основные группы и составляется отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Первая группа - это продукты питания, составляющие около 50 % всей стоимости, в структуре стоимости прожиточного минимума трудоспособного населения в 2017 году они занимали в среднем 44 %. Вторая группа - непродовольственные товары: лекарства, обувь, одежда, включая головные уборы и белье. Третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее. Данные по первой группе в разрезе суточных норм потребления продуктов питания, представлены в таблице
1 [7].
Таблица 1 - Суточная норма потребления продуктов питания в день на взрослого человека
По данным Воронежстата, сводный индекс потребительских цен за минувший январь составил в регионе 100,3 %, что на 0,1 процентного пункта ниже, чем за январь 2017 года. В феврале 2018 года по сравнению с январем 2018 года индекс потребительских ценсоставил
100.3 %, в том числе на продовольственные товары -
100.4 %, непродовольственные товары - 100,2 %, услуги - 100,1 %. Анализируя структуру стоимости условного (минимального) набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по Воронежской области следует отметить, что в конце января 2018 года стоимость условного (минимального) наборасоставила 3366 рублей,что на 2,1 % больше, чем за декабрь 2017 года(рисунок 2).В январе по сравнению с декабремценына продовольственные товары увеличились на 0,4 % (в январе 2017 г. - на 0,5 %) [8].
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в расчете на месяц в среднем по Воронежской области в конце февраля
252
В натуральном выражении потребление продуктов питания перераспределилось в сторону более дешевых товаров. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения (в среднем за месяц) на рынке продуктов питания по сравнению с январем 2017 года в январе 2018 года увеличилась на: 2 % по луку, 5 % по подсолнечному маслу,7 % по капусте, 9 % по яйцам, 30 % по сахару, 70 % по гречневой крупе; но уменьшилась на: 18 % по сливочному маслу, 6 % по молоку, 12 % по сметане, 22 % по картофелю, 10 % по мороженой рыбе, 9 % по говядине, 16 % по яблокам, 8 % по вареной колбасе, 7 % по пшеничной муке и хлебу [9].
В рационе питания человека молоко и молочные продукты являются жизненно важной составляющей. Их доля в стоимости потребительской корзины составляет 23 %, при том, что доля социально значимого продукта хлеба и хлебобулочных изделий, круп, макаронных изделий составляет 26 %. Молоко и молочные продукты включаютболее 200 необходимых для организма полезных пищевых веществ (белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества, органические кислоты и др.).
Объем потребления молока за последние пять лет составляет от 200 до 250 литров в годна человека, при этом, по оценкам экспертов норма потребления должна составлять от 340 до 350 литров, т. е. на сегодняшний день уровень потребления молока составляет60-65 % от рекомендованной нормы.
Воронежская область в 2017 году лидер среди регионов Центрального федерального округа по производству молока. Сельхозпредприятия выпустили 578,1 тыс. тонн молока. В России область заняла шестое место по этому показателю. При этом, население обеспечено молоком лишь на 75 %. За четыре года молочная отрасль получила устойчивую доходность и возможность активно развиваться. По словам, исполнительного директора «Союзмолоко» Артема Белова за данный период товарное производство сырого молока выросло на 2 млн. тонн, а его стоимость - на 60-70 %. В 2017 году собственное производство молока в России «подросло» больше, чем на 1 % и составило 31,1 млн тонн, а за первый квартал 2018 года рост составил 2,2 %. За первые два месяца 2018 года предприятия произвели 80 тыс. тонн молока, что на 5,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за 2017 год было произведено 473,9 тыс. тонн молока [10].
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)
Наименование продукта Суточная норма потребления в день на взрослого человека, г
Хлеб 300
Картофель 280
Молоко и молочные продукты 80
Рыба 50
Мясо 160
экономические науки
Осенева Ольга Владимировна, Щетилина Ирина Петровна, Борисова Виктория Владиславовна
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ И ПОКУПАТЕЛЬНОЙ ...
На молочные продукты потребительский спрос достаточно стабилен, при том, что последнее время он становится более индивидуализированным, т. к. потребители предпочитают приобретать продукты, которые наиболее соответствуют их образу жизни. Система питания для некоторых групп покупателей имеет немаловажное значение, особенно такие составляющие, как полезность продукта икалорийность.
При небольшом доходе, потребители как правило, приобретают традиционные продукты в недорогом ценовом сегменте: молоко, кефир, сметану. Предпочтения потребителей при увеличении дохода смещаются в сторону более дорогостоящих продуктов, например, обогащенных микроэлементами и витаминами: сывороточные продукты, творожные десерты, смузи и др.
Вопрос качества и состава молока в настоящее время для потребителя становится актуальным, при этом продукцию отечественного производителя предпочитает большая часть покупателей (45 %). Как отмечают СМИ, растет спрос на брендированные продукты, к которым привык потребитель, при этом до 40 % покупателей при осуществлении покупки обращают внимание на дату производства и срок хранения. На сегодняшний день лидерами рынка молочной продукции являются традиционные продукты: молоко, кефир, сметана, ряженка, их доля на рынке составляет около 83 % продаж, из них 49 % занимает питьевое молоко, и около 17 % приходится на продукцию йогуртно-десертной группы. В России лидер продаж - это питьевое молоко, на втором месте кисломолочные продукты, а также сыры, сливочное масло, спреды и т. д. Наиболее продаваемым продуктом из группы кисломолочных продуктовявляется кефир. Последние годы растет спрос на творожные продукты, в среднем на 10 % в год, на йогурты с кусочками фруктов и соками потребление увеличивается на 40 % в год.
Главными критериями, которыми руководствуется потребитель при выборе молочной продукции, являются:производитель и марка товара, состав продукта (отсутствие или наличие консервантов, красителей), натуральность и полезность продукта,свежесть и срок хранения (чем меньший срок хранения, тем более свежий продукт), вкусовые свойства продукта, упаковка (удобство в использовании). По степени значимости они располагаются в следующем порядке: натуральность и полезность продукта^производитель и марка товара^свежесть продукта и срок годности^состав продукта^-вкусовые качества продукта^упаковка продукта.
По прогнозам экспертов, в дальнейшем предполагается снижение потребления традиционных молочных продуктов и увеличение потребления обогащенных инновационных продуктов, что будет способствовать активному расширению ассортимента товаров на российском рынке молочной продукции. Можно предположить, что увеличится потребление десертных молочных продуктов, которые потребитель приобретает не для утоления голода, а для удовольствия. Ростдоходов населения, сбалансированная потребительская корзина, расширение ассортиментамолочной продукции обеспечат здоровое питание населению Воронежской области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новости молочного рынка каждый день [Электронный ресурс] / ©DairyNews.ru- Режим доступа^йр:// www.dairynews.ru/news/dokhody-naseleniya-v-2018-go-du-v-realnom-vyrazheni.html - 10.05.2018 г.
2. МРОТ в Воронежской области с 1 мая 2018 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа::https://www. gazeta-unp.ru/articles/52126-mrot-v-voronejskoy-oblasti-s-1-maya-2018-goda- 04.05.2018 г.
3. Какой прожиточный минимум в Воронежской области в 2018 году? [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://setdoc.ru/pm/pm-voronezh/ - 29.04.2018 г.
4. Осенева, О. В. Состояние и тенденции развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий Воронежской
области [Текст] / О. В. Осенева, И. П. Щетилина, А. И. Шапкарина, И. Х. Бердыев / RJOAS: Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences, 4 (64), April 2017, Р. 213-219.
5. Все о прожиточном минимуме [Электронный ресурс] / Политобразование Информационно-аналитический журнал - Режим доступа: http://lawinrussia.ru/ content/vse-o-prozhitochnom-minimume. - 03.05.218 г.
6. По материалам юридической социальной сети [Электронный ресурс] / Режим доступа:www.9111.ru-28.04.2018 г.
7. Потребительская корзина 2018 [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://center-yf.ru/data/stat/ potrebitelskaya-korzina-2018.php - 26.04.2018г.
8. Коммуна. Информационный портал Воронежа и Воронежской области [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://communa.ru/ekonomika/v_voronezhskoy_ oblasti_v_yanvare_stoimost_minimalnogo-_nabora_ produktov_sostavila_3366_rubley/- 25.04.2018 г.
9. Социально-экономическое положение Воронежской области Январь-февраль 2018 года Аналит. докл. [Текст] / Воронежстат. - Воронеж, 2018. - 156 с.
10. Смагин Е. Регионы обещают молочные реки [Электронный ресурс] / Е. Смагин. - Режим доступа :https://www.eg.ru/economics/520122/ - 10.04.2018.
Статья поступила в редакцию 29.04.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018