УДК 33
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11708
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАСШИРЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОРЗИНЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
Железовская Любовь Анатольевна
младший научный сотрудник ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск
Аннотация: Для преодоления бедности и имущественного неравенства в обществе необходимо обеспечить рост благосостояния основных социальных групп населения и наполнение потребительской корзины. Повышение качества состава потребительской корзины предполагает решение вопроса роста реальных доходов малообеспеченных групп населения. Состояние Российской экономики сегодня позволяет перейти от минимальных норм потребления продуктов питания к рекомендуемым рациональным медицинским нормам.
Ключевые слова: продукты питания, потребительская корзина, нормы потребления, доходы населения, качество жизни.
AGRARIAN SECTOR OF RUSSIA: CHALLENGES AND PROSPECTS OF GROWTH
Luybov A. Zhelezovskaya
Junior Researcher Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk
Abstract: To overcome poverty and property inequality in society it is necessary to ensure the welfare of the main social groups of the population and the filling of the consumer basket. Improving the quality of the consumer basket involves solving the problem of growth of real incomes of lowincome groups. The state of the Russian economy makes it possible today to move from the minimum standards of food consumption to the recommended rational medical standards.
Keywords: food, ^nsumer basket, Norms of consumption, income of the population, quality of life.
Одной из основных задач развития российского общества, является борьба с бедностью - этот вопрос не снимается с повестки дня органов законодательной и исполнительной власти государства. Основные цели государства - это улучшение демографического состояния российского общества и увеличения продолжительности жизни населения страны. Данные цели могут быть решены в установленные сроки только в том случае, если будет значительно повышен уровень благосостояния народа. Повышение уровня жизни населения позволит всем социальным слоям населения расширить свой рацион питания и перейти к более полноценному сбалансированному питанию. Это должно быть отражено в составе потребительской корзины. Для реализации поставленной задачи необходима корректировка проводимой социально-экономической политики государства. В противном случае будут наблюдаться негативные процессы в социальной сфере, имеющих место в обществе в послереформенный период.
Смена общественно-экономического строя в России в конце прошлого столетия и переход к рыночной экономике породил такие негативные социальные явления, как бедность и сильное имущественное неравенство в обществе, чего не было при плановом ведении народного хозяйства, когда материальные общественные блага распределялись государством с учетом доходов всех слоев общества.
Оценке состояния и изменениям в условиях и качестве жизни населения, а также удовлетворенности жизнью в последнее время ученые уделяют большое внимание, полагая, что качество жизни - это набор ресурсов, необходимых для удовлетворения индивидуальных потребностей, участия в жизни социума и определения своей позиции в нем для сравнения себя с остальными членами общества. Большинство современных стратегий и концепций о качестве жизни позволяют оценить не только психологический аспект формирования в целом, сколько удовлетворенность отдельными элементами и их важность для каждого члена общества.
В современном российском обществе о состоянии удовлетворенностью качеством жизни строится на росте благосостояния основных социальных групп населения, и наполнение потребительской корзины и ее структура во многом зависит от того, как государство будет решать данную проблему и насколько долго будет растянут во времени этот процесс.
Чтобы не допустить социальных взрывов в обществе и снизить градус общественного недовольства основной массы населения страны своим экономическим и материальным положением, государство приняло Федеральный закон от 03 декабря 2012 года №227 «О потребительской корзине в целом по РФ». Настоящий закон устанавливает перечень основных продуктов питания, включаемых в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения, и соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания.
Потребительская корзина представляет собой определенный набор постоянно потребляемых человеком продуктов и услуг, рассчитанный по текущим ценам, дифференцированный по социальным группам: трудоспособное население, пенсионеры, дети. Нормы продуктов питания, включенных в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения, устанавливаются на уровне, который значительно ниже рекомендованных Минздравом России рациональных норм питания. Это делается по вполне понятным причинам - из-за отсутствия необходимого бюджетного финансирования по данному направлению. Именно в силу этих причин в потребительской корзине преобладают продукты углеводного состава; хлеб, макароны, картофель, а мясной, молочной продукции, фруктов и овощей явный дефицит. Структура такого набора пищевых продуктов в потребительской корзине не соответствует политике государства о здоровом питании и провоцирует дополнительные риски развития заболеваний у значительной части населения России.
В советский период набор пищевых продуктов в продуктовой корзине советского периода был более сбалансирован и нацелен на укрепление здоровья граждан. Так, в тот период в потребительской корзине на год было предусмотрено 110 кг. хлеба, в сегодняшней - 123,5 кг., мясной продукции - 84 кг. вместо теперешних 58,6кг., молока - 380 кг. вместо -290 кг., рыбы - 20 кг. вместо - 18,5 кг., фруктов - 80 кг. вместо 60 кг. и овощей - 146 кг. вместо - 114 кг.(таблица1).
Таблица 1
Набор потребительской корзины (продукты питания для основных социально-демографических групп населения) в целом по РФ, объем потребления в год на одного человека, кг._
Продукты Трудоспособное население Пенсионеры Дети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые) 126,5 98,2 77,6
Мясные продукты 58,6 54,0 44,0
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 290,0 257,8 360,7
Картофель 100,4 80,0 88,1
Фрукты 60,0 45,0 118,1
Овощи и бахчевые 114,6 98,0 112,5
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар 23,8 21,2 21,8
Яйца (шт.) 210 200 201
Рыбные продукты 18,5 16,0 18,6
Масло растительное, маргарин и другие жиры 11,0 10,0 5,0
Прочие продукты (соль, чай, специи) 4,9 4,2 3,5
Российская потребительская корзина значительно уступает по набору продуктов и услуг аналогичным государственным обязательствам перед обществом в экономически развитых странах. Например, в Великобритании набор товаров и услуг включает 700 наименований, в Германии -475, во Франции - 256, в США - 300, тогда как в российской всего - 156 наименований.
Данная ситуация вполне объяснима там, где уровень экономического развития высокий, там выше и государственные социальные гарантии для малообеспеченных слоев граждан.
Структура потребительской корзины в 2018 году выглядит следующим образом: расходы на продукты питания составляют примерно 50%, на непродовольственные товары -25% и на услуги - 25%. Следует отметить, что в экономически развитых странах расходы на питание составляют 15-20%.
Таблица 2
Величина прожиточного минимума за I квартал 2018 года в целом по РФ в расчете на
Показатели Население В том числе
Трудоспособное население Пенсионеры Дети
Величина прожиточного минимума 10038 10842 8269 9959
В том числе: стоимость потребительской корзины 9360 9647 8269 9959
Из нее минимальный набор: продуктов питания 4709 4852 4157 5018
Непродовольственных товаров 2327 2399 2057 2472
услуг 2324 2396 2055 2469
расходы по обязательным платежам и сборам* 678 1195
*Величина прожиточного минимума для пенсионеров и детей определяется без учета расходов по обязательным платежам и сборам
Источник: данные Росстата
Высокие расходы на питание в потребительской корзине связаны с падением доходов
населения за последние четыре года - реальные денежные доходы снизились более чем на 15%, произошло также удорожание услуг ЖКХ, транспорта, медицинского обслуживания и оплата обучения в университетах.
Несмотря на двукратный рост цен на нефть, который начался два с половиной года назад, государство не спешит реально повышать доходы большей части населения страны. В принятом Федеральном законе от 24 октября 1997 года №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в РФ» устанавливается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, которые определяют МРОТ, доплаты к пенсиям, пособия для многодетных семей, выплаты при рождении первого ребенка и социальные стипендии. Прожиточный минимум в целом по РФ предназначается для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программах.
Сведения о прожиточном минимуме используются при формировании бюджета региона или города и определении того, какие потребуются затраты на социальные выплаты малоимущим слоям населения. Также исходя из величины прожиточного минимума предоставляются дополнительные социальные надбавки населению. К тому же прожиточный минимум - это неотъемлемая часть формирования регионального минимального уровня оплаты труда. Величина прожиточного минимума четко устанавливается для каждого субъекта Федерации. Эта сумма пересматривается один раз в квартал.
В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ - в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Величина прожиточного минимума и стоимость потребительской корзины взаимосвязаны, и обе эти категории нуждаются в увеличении расходов государства. Только при выполнении этого условия можно рассчитывать, что уровень благосостояния населения будет постепенно расти, а масштабы бедности уменьшаться.
Если проанализировать данные о росте доходов населения за последние годы (таблица 3), то мы увидим, что ежегодно они растут примерно на 7-9% и, казалось бы, государство должно, обеспечивая стоимость набора услуг потребительской корзины, соответственно увеличивать величину прожиточного минимума. Однако приведенные показатели величины прожиточного минимума за I квартал 2018 года демонстрируют иную тенденцию, не отвечающую требованиям современной экономики и условиям повышения качества жизни всех социальных слоев нашего общества. Так, расходы на продовольствие для всех социальных групп даже не достигают пяти тысяч рублей в месяц. Именно это обстоятельство обрекает многочисленную армию малообеспеченных людей на повышенные риски различных алиментарных заболеваний и как следствие снижения продолжительности жизни.
Таблица 3
Среднедушевые денежные доходы населения в целом по РФ
Годы Доходы, руб./мес. По отношению к предыдущему периоду, %
2008 14863,6 118,5
2009 16895,0 113,7
2010 18958,4 112,6
2011 20780,0 109,6
2012 23221,1 111,0
2013 25928,2 111,7
2014 27766,6 107,1
2015 30466,6 110,6
2016 30747,0 100,9
2017 31477,4
Существующий уже много лет дисбаланс в доходах разных групп населения может быть разрешен только в том случае, если государство будет смещать акценты проводимой бюджетной и налоговой политики в сторону решения социальных проблем малообеспеченных слоев общества.
Рост стоимости потребительской корзины будет стимулировать динамику экономического развития всего народного хозяйства страны, а за счет повышения спроса на продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности будет расти и сельскохозяйственное производство, обеспечивая тем самым замкнутый цикл воспроизводства.
Состояние российской экономики позволяет сегодня пересмотреть вопрос перехода от минимальных норм потребления к рекомендуемым рациональным медицинским нормам потребления продуктов питания с учетом современных стандартов государственной политики о здоровом питании. Поэтому снижать уровень бедности в России следует не путем продления действий установленной ранее потребительской корзины, а на основе развития промышленного производства, создания новых рабочих мест, что, безусловно, даст возможность повысить благосостояние народа и обеспечить экономическую доступность качественных продуктов питания для всех социальных слоев нашего общества.
Проблема пересмотра потребительской корзины потребует от органов исполнительной и законодательной власти федерального центра и регионов проведения всестороннего анализа данного вопроса с тем, чтобы провести расчеты необходимых бюджетных ресурсов для решения этой важной социальной задачи и определить источники их наполнения.
Проведенные расчеты по оценке бюджетных средств, необходимо для улучшения структуры потребительской корзины и качественного изменения набора продуктов питания в сторону увеличения норм продуктов белкового содержания с целью приближения к рекомендуемым медицинским нормам, показывают, что только по товарным группам мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов потребуется дополнительно ежегодно привлекать в эту сферу 121-126 млрд. руб. При этом для первой группы продовольствия этот объем оценивается в 68-70 млрд. руб., для второй - 50-52 млрд. руб.
Для достижения поставленных целей Правительству поручено разработать совместно с региональными властями национальные программы по ряду направлений, включая «Демографию» и «Здравоохранение». В настоящее время пересмотром стоимости потребительской корзины занимаются Госдума РФ и Совет Федерации РФ, которые считают, что, настало время внести изменения в действующее законодательство, регулирующее данную сферу деятельности. Эти изменения должны обеспечить выполнение поручения Президента РФ о снижении бедности в два раза к 2024 году.
Список литература:
1. Андреева О.В. Государственная финансовая политика в социальной сфере: основные подходы к изучению // Социальная политика и социология.- 2016. - №2.
2. Кайшев В.Г., Серегин С.Н. Достижения и системные проблемы развития агропромышленного комплекса // Пищевая промышленность. - 2017. - №3.
3. Волкова М.И. Выявление факторов удовлетворенности жизнью В России и Европе // Социальная политика и социология.-2017. - №5.
4. Лукьянчикова Т., Ямщикова Т. Труд и капитал: трудовые конфликты или социальное партнерство // Экономист. - 2017. - №5.
5. Иванова В.Н., Серегин С.Н. Потребительская корзина: новый формат расширения набора товаров и услуг // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. - №1.
6. Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в РФ».
7. Федеральный закон от 03 декабря 2012 года №227 «О потребительской корзине в целом по РФ».
8. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
УДК 33.332
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11709
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СБЫТА ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА
Кленова Татьяна Владимировна
к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» Россия, г. Волгоград Подберезников Матвей Валерьевич студент группы ГМУм 181 кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» Россия, г. Волгоград
Аннотация: В статье рассмотрена значимость отрасли овцеводства для сельского хозяйства Волгоградской области. Описаны основные аспекты ведения мелкого рогатого скота в условиях Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области. Определены основные трудности, связанные со сбытом продукции овцеводства. Представлены пути решения нижеописанных проблем в современных экономических условиях.
Ключевые слова: Экономическое развитие, импортозамещение, овцеводство, сельское хозяйство.
SOLUTION OF PROBLEMS OF PRODUCT SALES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURE INDUSTRY OF THE REGION
Klenova Tatyana Vladimirovna
Ph.D., Associate Professor, Department of State and Municipal Administration FSAEI of HE "Volgograd State University" Russia, Volgograd Podbereznikov Matvey Valerievich Student group GMMU 181 Department of State and Municipal Administration
Volgograd State University Volgograd, Russia
Abstract: The article discusses the importance of the sheep industry for agriculture of the Volgograd region. The main aspects of the management of small cattle in the conditions of the Middle Akhtuba municipal district of the Volgograd region are described. The main difficulties