УДК 330.567.28 ББК 60.561.28 С 89
Н.М. Суетина,
кандидат социологических наук, доцент кафедры административного и уголовного права Майкопского государственного технологического университета, г. Майкоп, тел.: +79034656804, e-mail: [email protected]
С.Т. Шефрукова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и уголовного права Майкопского государственного технологического университета, г. Майкоп, тел.:+79184219905, e-mail: [email protected]
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена анализу становления термина «прожиточный минимум» как правовой категории. Авторское исследование направлено на изучение истории развития российского законодательства о прожиточном минимуме, а также о потребительской корзине. В статье выявлены основные функции прожиточного минимума и его значение для социальной политики государства.
Ключевые слова: Российская Федерация, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда, уровень жизни населения.
N.M. Suetina,
Candidate of Sociology, Associate Professor of Department of Administrative and Criminal Law of the Maikop State University of Technology, Maikop, ph.: + 79034656804, e-mail: [email protected]
S.T. Shefrukova,
Candidate of Law, Associate Professor of Department of Administrative and Criminal Law of the Maikop State University of Technology, Maikop, ph.: + 79184219905, e-mail: [email protected]
LIVING WAGE IN THE RUSSIAN FEDERATION: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT
Abstract. The paper is dedicated to the analysis of formation of the term "a living wage" as legal category. The authors study history of development of the Russian legislation on the living wage, as well as on a consumer basket. The main functions of the living wage and its importance for social policy of the state are identified.
Keywords: the Russian Federation, living wage, consumer basket, minimum wage, standard of living of the population.
Прожиточный минимум является выражением качества жизни населения и критерием развития социальной политики Российской Федерации. Многие историко-тео-ретические и правовые вопросы его формирования и применения в современной действительности остаются
в фокусе интересов как государства, так и общества.
Прожиточный минимум определяет минимальный уровень потребления важнейших продуктов питания, других товаров и услуг, необходимых для жизнеобеспечения человека.
Анализ нормативных правовых актов, раннее действовавших в отношении прожиточного минимума, а также действующих в настоящее время правовых документов, позволил выявить три основные функции, которые он выполняет. Во-первых, прожиточный минимум официально ограничивает черту бедности граждан, то есть если доход граждан ниже установленного государством прожиточного минимума, то такие граждане считаются бедными. Во-вторых, прожиточный минимум является критерием, на основании которого должны устанавливаться следующие социальные гарантии: минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), а также размер трудовой пенсии (минимальный), другие социальные выплаты. Отметим, что с момента установления минимального размера оплаты труда в России он до сих пор не достиг уровня прожиточного минимума. Ожидается, что данные размеры сравняются в 2018-2019 гг.
До 1992 г. понятие «прожиточный минимум» как правовая категория в российском законодательстве отсутствовало. Президентом Б.Н. Ельциным 2 марта 1992 г. был подписан Указ № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» [1]. В соответствии с данным нормативным правовым актом Правительству РФ поручалось разработать минимальный потребительский бюджет с учетом такого набора товаров и услуг, которые удовлетворяли бы базовые материальные и духовные потребности россиян. Документом было регламентировано, что указанный минимальный потребительский бюджет должен использоваться при формировании социально-экономической политики государства. Также было решено, что на время выхода российской экономики из кризиса и деградации размер прожиточного, или так называемого физиологического, минимума гражданина должен быть
рассчитан для каждой социально-демографической группы населения, а именно - для детей, трудоспособного населения и пенсионеров. Данный разработанный стандарт должен был установить минимальный уровень потребления для населения самых важных услуг и материальных благ, таких как продукты питания, лекарственные средства, услуги жилищно-коммунальной сферы и т.п.
Отметим, что именно вышеуказанным нормативным правовым актом впервые было урегулировано положение о том, что постепенное повышение стипендий, пособий, пенсий, иных социальных выплат, в том числе и МРОТ, должно производиться с учетом данных потребительских бюджетов. Но была оговорка - с учетом реальных экономических возможностей. Как видим, на протяжении почти трех десятков лет Российская Федерация была не в состоянии уровнять размеры прожиточного минимума и других социальных стандартов.
Согласно Указу Президента РФ № 210 от 02.03.1992 г. «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации», Министерству труда и занятости населения Российской Федерации (сейчас Министерство труда и социальной защиты населения РФ) было поручено разработать методические указания для расчета потребительского бюджета (его минимального размера), а также уровней прожиточного минимума для каждого субъекта государства [1].
С 10.11.1992 г. по 1999 г. величина прожиточного минимума рассчитывалась в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом.
1 января 1998 г. вступил в силу Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который был подписан Б.Н. Ельциным 24 октября 1997 г. Данный нормативный правовой акт впервые регламентировал правовую базу для установления
прожиточного минимума в России и его использования при назначении россиянам различных государственных социально-экономических гарантий [2].
Согласно указанному федеральному закону, в статье первой, понятие «прожиточный минимум» сформулировано так: «прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы» [2]. Как видим, потребительская корзина является составным элементом прожиточного минимума.
Потребительская корзина в соответствии с данным правовым актом трактуется следующим образом: «необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания» [2].
Отметим, что пунктом 1 статьи 2 указанного закона определено, для чего вообще предназначается прожиточный минимум в государстве. Обозначим направления применения данного критерия:
- для оценивания уровня жизни населения государства при формировании и реализации различных мер социальной политики, в том числе и при разработке и внедрении федеральных социальных программ;
- для определения МрОт на федеральном уровне, для установления размеров стипендий, пособий, других социальных выплат на федеральном уровне;
- для обоснования и формирования федерального бюджета;
- для иных целей, которые определены российским законодательством.
Отметим, что в соответствии с российским законодательством субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать прожиточный минимум в субъекте.
Обратим внимание, что очередное повышение минимального
размера оплаты труда произошло совсем недавно. Так, статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» определено, что минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 г. устанавливается в сумме 9489 рублей в месяц [3]. Также введена норма, в соответствии с которой, начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года, МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года [4]. Обратим внимание на то, что данная норма введена федеральным законом от 28.12.2017 г. № 421 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» [4].
Размер прожиточного минимума с 2000 г. изменяется ежеквартально для трех групп населения: трудоспособных граждан, пенсионеров и детей, а также для населения в целом.
Рассмотрим изменения в российском законодательстве, затрагивающие регулирование потребительской корзины.
Отметим, что в 2000-2004 гг. Федеральный закон от 20.11.1999 г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» регулировал правоотношения по утверждению величины прожиточного минимума по Российской Федерации в целом [5]. Ему на смену пришел Федеральный закон от 31.03.2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» [6]. Далее вступил в силу закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах» от 08.12.2010 г. № З32-Ф3 [7].
Вышеуказанные законы перестали действовать с 1 января 2013 г., так как им на смену пришел закон
«О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 г. № 227-ФЗ [8].
Отметим, что таким подзаконным актом, как постановление Правительства РФ от 28.01.2013 г. № 54, регламентируются методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации [9].
Сейчас при определении прожиточного минимума используется методика исчисления его величины в целом по Российской Федерации. Данная методика была утверждена постановлением Правительства РФ от 29.01.2013 г. № 56 «Об утверждении правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» [10].
Для каждой социально-демографической группы населения непродовольственные товары и услуги будут определяться в размере 50% от стоимости продуктов питания - такое положение содержится в федеральном законе № 227-ФЗ. Вышеуказанный нормативный правовой акт вступил в силу с 01.01.2013 г. и действует до 31.12.2020 г. включительно [8]. Причем действие закона до 31.12.2020 г. было регламентировано Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 421-ФЗ [4]. Указанным нормативным правовым документом предусмотрено, что МРОТ в дальнейшем будет устанавливаться федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за второй квартал предыдущего года [4].
Нормативный правовой акт Министерства труда и социальной защиты России будет регламентировать
величину прожиточного минимума. Данный документ будет согласовываться с Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов России. Величина прожиточного минимума будет определяться ежеквартально на основании потребительской корзины в целом по России и данных Федеральной службы государственной статистики (Росстата) об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен (тарифов) на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам [4].
При этом величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, определяемом Правительством России. Такой документ уже вступил в силу - это Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1702 «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» [11].
Таким образом, влияние прожиточного минимума и потребительской корзины на жизнь россиян весьма значимо. Категория «прожиточный минимум» возникла в правовом поле Российской Федерации только в 1992 г. Прожиточный минимум представляет собой гарантию конституционных прав и свобод человека и гражданина, он является критерием для определения уровня бедности, а также основанием для исчисления заработной платы, пенсий и других социальных выплат. Структура и состав потребительской корзины как элемента прожиточного минимума определяются на государственном уровне и зависят от социально-экономических условий, как самого государства, так и его субъектов.
Примечания:
1. О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.03.1992 № 210 // СПС КонсультантПлюс. М., 2018 (дата обращения: 19.02.2018).
2. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федер. закон от 24.10.1997 № 134-Ф3 (ред. 28.12.2017) // СПС КонсультантПлюс. М., 2018 (дата обращения: 19.02.2018).
3. О минимальном размере оплаты труда: федер. закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. 28.12.2017) // СПС КонсультантПлюс. М., 2018 (дата обращения: 19.02.2018).
4. О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения: федер. закон от 28.12.2017 № 421 // СПС КонсультантПлюс. М., 2018 (дата обращения: 19.02.2018).
5. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: федер. закон от 20.11.1999 № 201-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 47. Ст. 5619 (утратил силу).
6. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: федер. закон от 31.03. 2006 года № 44-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 14. Ст. 1457 (утратил силу).
7. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: федер. закон от 08.12.2010 года № 332-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6590 (утратил силу).
8. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации от 03.12.2012 № 227-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС КонсультантПлюс. М., 2018 (дата обращения: 19.02.2018).
9. Об утверждении правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 29.01.2013 № 56 // СПС КонсультантПлюс. М., 2018 (дата обращения: 19.02.2018).
10. Об установлении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 28 января 2013 года № 54 (ред. 19.08.2014) // СПС КонсультантПлюс. М., 2018 (дата обращения: 19.02.2018).
11. О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30.12.2017 №1702 // СПС КонсультантПлюс. М., 2018 (дата обращения: 19.02.2018).
References:
1. On the system of minimal consumer budgets of the population of the Russian Federation: Presidential Decree No. 210 of 02.03.1992 / SPS ConsultantPlus. M., 2018 (date of access: 19.02.2018).
2. On the subsistence minimum in the Russian Federation: Feder. Law of 24.10.1997 No. 134-FZ (ed. of 28.12.2017) // SPS ConsultantPlus. M., 2018 (date of access: 19.02.2018).
3. On the minimum wage: Feder. Law of 19.06.2000 No. 82-FZ (ed. of 28.12.2017) // SPS ConsultantPlus. M., 2018 (date of access: 19.02.2018).
4. On the introduction of amendments to certain acts of the Russian Federation with regard to raising the minimum wage to the subsistence level of the employable population: Feder. Law of 28.12.2017, 2017 No. 421 // SPS ConsultantPlus. M., 2018 (date of access: 19.02.2018).
5. On the consumer basket as a whole in the Russian Federation: Feder. Law of 20.11.1999 No. 201-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1999. No. 47. Art. 5619 (expired).
6. On the consumer basket as a whole in the Russian Federation: Feder. Law of 31.03.2006 No. 44-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 14. Art. 1457 (expired).
7. On the consumer basket as a whole in the Russian Federation: Feder. Law of 08.12.2010 No. 332-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2010. No. 50. Art. 6590 (expired).
8. On the consumer basket as a whole in the Russian Federation of 03.12.2012 No. 227-FZ (ed. of 28.12.2017) // SPS Consultant Plus. M., 2018 (date of access: 19.02.2018).
9. On the approval of the rules for calculating the subsistence minimum per capita and for the main socio-demographic groups of the population as a whole in the Russian Federation: Government Decree of 29.01.2013 No. 56 // SPS ConsultantPlus. M., 2018 (date of access: 19.02.2018).
10. On the establishment of methodological recommendations for determination of the consumer basket for the main socio-demographic groups of population in the subjects of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation of January 28, 2013 No. 54 (Edited August 19, 2014) // SPS ConsultantPlus. M., 2018 (date of access: 19.02.2018).
11. On the procedure for establishing the subsistence minimum per capita and for the main socio-demographic groups of the population as a whole for the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1702 of 30 December 2017 // SPS ConsultantPlus. M., 2018 (date of access: 19.02.2018).