Научная статья на тему 'Анализ структуры и состава экологического законодательства Европейского сообщества'

Анализ структуры и состава экологического законодательства Европейского сообщества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры и состава экологического законодательства Европейского сообщества»

- обзор федеральных к региональных экологических программ, природоохранных программ представительных предприятий регионов с развитой промышленностью. Сравнение практики управления природоохранной деятельностью, программ и планов на выбранных представительных предприятиях РФ и ЕС. .^ - ..ч - —; - :

С.Н. Стрижеусов (ДВГТУ, г. Владивосток)

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СОСТАВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Защита окружающей среды является одной из важнейших целей Европейского сообщества (ЕС). Амстердамский договор 1997 года, внесший изменения в содержание учредительного договора, закрепил в тексте Договора о ЕС и принцип экологической ориентированности деятельности ЕС. Он подразумевает интеграцию целей и принципов экологической политики ЕС в реализацию других политик Сообщества (сельское хозяйство, транспорт, общий рынок, региональная политика).

Согласно данному принципу экологической ориентированности, любая деятельность организации должна осуществляться с учетом потребностей окружающей среды. Важнейшей составляющей такого подхода является обеспечение прав человека, в особенности прав нового поколения — экологических прав. К ним относятся: право на благоприятную окружающую среду, право на информацию об окружающей среде, право на участие в принятии экологических решений, право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, право на доступ к правосудию по экологическим делам.

В ЕС принято свыше 300 экологических законодательных актов, однако не все они подлежат перенесению в национальные законодательства других государств, не входящих в состав в ЕС. Критерием степени приближения этих стран к требованиям ЕС служит соответствие национальных правовых норм тем, которые входят в специально выбранный перечень законодательных актов ЕС. Для экологического законодательства этот перечень получил название "Экологическое достояние" ("The Environmental Acquis")- Он представляет собой систему правовых актов межгосударственного значения, имеющую целью унификацию тех норм5 которые затрагивают интересы всех стран-членов ЕС и должны приниматься на наивысшем уровне. В него было включено 86 директив (directives), 21 регуляцию (regulations) и 12 решений (decisions), всего 119 документов.

Regulations чаще всего переводят в русскоязычной литературе как "постановления", иногда их еще называют "регламенты" или "положения", но лучше их называть "регуляции".

Законодательные акты ЕС поделены на 9 групп:

A. Общие положения (Горизонтальное законодательство). Включает 3 директивы и 2 регуляции. Всего 5 документов.

B. Качество воздуха. Включает 12 директив.

C. Управление отходами. Включает 14 директив и одну регуляцию, всего 15 документов.

D. Качество воды. Включает 19 директив.

E. Защита природы. Включает 3 директивы и 6 регуляций, всего 9 документов.

F. Регулирование промышленного загрязнения и управление риском. Включает 4 директивы, 2 регуляции и 12 решений, всего 18 документов.

G. Химические вещества и генетически модифицированные организмы. Включает 10 директив и 7 регуляций, всего 17 документов. ^ ... ;

H. Шум от машин и механизмов. Включает 14 директив.

Î. Ядерная безопасность и радиационная защита. Включает 7 директив и 3 регуляции, всего 10 документов.

Относительно построения и содержания законодательных актов следует отметить, что Законодательный акт ЕС строится по такой схеме:

I. Название (Title). : г ■ -

2. Полномочия (Powers). , . а -

3. Введение (Recitais).

4. Законодательные требования.

Название обязательно указывает форму законодательства, к которой принадлежит документ. Это может быть регуляция, директива или решение, которые являются обязательными для исполнения, либо рекомендация.

В разделе "Полномочия" указывают правовую основу разработки закона. Это важно для решения вопроса о возможности принятия в национальном законодательстве более жестких экологических требований, чем те, которые приняты в законодательстве ЕС. В частности это запрещено в случаях, когда последствия могут повлиять на торговые отношения между государствами-членами ЕС. В украинском законодательстве правовые основания (полномочия), на базе которых разработан закон, как правило, не указывают. Это делают лишь в подзаконных актах, где дают ссылку на соответствующие требования законов.

Следующей частью законодательною акта ЕС является Введение (The recitals, это декларативная часть документа, ее название также переводят как "Изложение"). Здесь обосновывают необходимость этого правового акта. Форма изложения здесь достаточно специфична, ее аналогов в российском законодательстве не существует. Но это очень важная часть документа, позволяющая лучше понять его цели и задачи. - » .г

Последняя часть документа - Законодательные требования - это его основная часть, которую разделяю! на статьи, а иногда - на разделы. К ней также относятся приложения, которые содержат технические вопросы, научные данные, списки величин, категории растений и животных.

В целом, можно утверждать, что ситуация с экологическими правами в Европейском сообществе соответствует требованиям Европейской конвенции о защите прав человека и основоположных свобод и Орхусской конвенции 1998 года.

г к а.В. Сачек (Государственная инспекция труда в Приморском крае), г. Владивосток

СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Государственная инспекция труда в Приморском крае в 2007-^2008 г.г. постоянно осуществляла и осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на предприятиях судостроения и судоремонта. Проверки данных предприятий проводятся исходя из анализа состояния условий и охраны труда на предприятиях и анализа производственного травматизма. ^ < ' ■<

Как показывает анализ, на ведущих предприятиях судостроения и судоремонта края уделяется достаточно большое внимание вопросам безопасности труда. В ОАО «ХК Дальзавод», ОАО «Восточная Верфь», ОАО ВП «Эра», ФГУП «ДВЗ» Звезда» созданы службы охраны труда, но количество инженеров по охране труда в составе служб, не отвечает требованиям «Межотраслевых нормативов...», утвержденных Постановлением № 10 от 22.01.2001 г.

На предприятиях разработаны нормативные правовые акты по управлению охраной труда: положения о порядке обучения и аттестации работников по охране труда, об обеспечении специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты, стандарты предприятия по разработке инструкций по охране труда, по организации работ с повышенной опасностью, программы производственного контроля за соблюдением требований санитарных норм и правил и другие. Ежегодно на предприятиях по итогам года издаются приказы руководителей предприятий с анализом состояния охраны и условий труда и разрабатываются планы мероприятий, направленные на улучшение условий труда.

Общественный контроль за состоянием условий и охраны труда осуществляют уполномоченные по охране труда, прошедшие обучение на краевых курсах по охране труда.

На указанных предприятиях все руководители и ведущие специалисты в течение прошли обучение и аттестацию на лицензированных курсах по охране труда. Руководители структурных подразделений, инженерно - технические работники (руководители среднего звена), а также рабочие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.