Научная статья на тему 'Политика Европейского сообщества и Российской Федерации в области охраны окружающей среды в промышленной индустрии'

Политика Европейского сообщества и Российской Федерации в области охраны окружающей среды в промышленной индустрии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика Европейского сообщества и Российской Федерации в области охраны окружающей среды в промышленной индустрии»

С.н. Стрижеусов (ДВГТУ, г. Владивосток)

ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНДУСТРИИ

Необходимо провести сравнительный анализ состояния и управления природоохранной деятельностью в промышленной индустрии Европейского сообщества (ЕС) и Российской Федерации (РФ).

Основная задача исследования - провести сравнение подходов к охране окружающей среды и основных характеристик воздействия репрезентативных предприятий промышленности ЕС и РФ на окружающую среду, оценить влияние экологического фактора на двустороннюю торговлю со странами ЕС с точки зрения положений Протокола «Б» Соглашения РФ-ЕОУС о переходе к либерализации торговли.

Основой Законодательства ЕС в области охраны окружающей среды является Директива 96/61/ЕС IPPC - integration Pollution Prevention and Control Комплексный контроль и предотвращение загрязнения окружающей среды (воздуха, воды и почвы).

Вышеуказанная Директива вступила в действие с 1996 г. и практически стала применяться с 1999 г. для новых технологий и установок, а с 2007 г. стала обязательной и для всех реконструируемых установок в ЕС.

Концепция: v ^

- /у ) ; Best Available Techniques not Entailing Excessive Cost - IPPC/BATNEEC.

Лучшие имеющиеся технические средства, не требующие чрезмерных затрат.

Система предварительного одобрения ввода новых или реконструкции действующих промышленных предприятий (с учетом их воздействия на окружающую среду).

ч " --- .Главные инструменты:

BREFs - специальные справочники, конкретизирующие технологии и технические средства с анализом соотношения издержек и полезного эффекта в конкретных условиях.

Рассматриваются мероприятия по охране окружающей среды, встроенные в производственный процесс и так называемые «технологии на конце трубы».

Главные цели:

- сравнение действующего законодательства и институциональной структуры, основных принципов и регулирующих положений по охране окружающей среды применительно к промышленной индустрии ЕС и РФ на региональном и федеральном уровнях;

- сравнительный анализ основных показателей воздействия промышленных предприятий ЕС и РФ на окружающую среду на общеотраслевых уровнях, оценка степени их несоответствия;

- выработка практических рекомендаций по сближению подходов к природоохранной деятельности в промышленной индустрии ЕС и РФ, внедрению в практику деятельности предприятий передовых методов и оборудования по защите окружающей среды;

? - сравнительный анализ подходов к природоохранной деятельности, действующих норм и экологических стандартов в промышленной индустрии ЕС и РФ;

- обзор экологической политики, действующего законодательства и подходов к управлению природоохранной деятельностью применительно к промышленной индустрии ЕС и РФ;

- сравнительный анализ основных положений законодательной и методической базы по природопользованию и охране окружающей среды применительно к регионам с развитой тяжелой промышленностью в ЕС и РФ;

- сравнительный анализ применения нормативной базы в области охраны окружающей среды применительно к предприятиям (по загрязнению воздуха, воды, почвы и отходам), а также по расходу сырьевых материалов и энергоемкости некоторых видов производств;

- экологические стандарты серии ISO 14000. Европейские подходы в области охраны окружающей среды: Комплексный контроль и предотвращение загрязнения (Integration Pollution Prevention and Control), Лучшие имеющиеся технические средства, не требующие чрезмерных затрат (Best Available Techniques not Entailing Excessive Cost) - IPPC/BATNEEC);

- обзор федеральных к региональных экологических программ, природоохранных программ представительных предприятий регионов с развитой промышленностью. Сравнение практики управления природоохранной деятельностью, программ и планов на выбранных представительных предприятиях РФ и ЕС. .^ - ..ч - —; - :

С.Н. Стрижеусов (ДВГТУ, г. Владивосток)

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СОСТАВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Защита окружающей среды является одной из важнейших целей Европейского сообщества (ЕС). Амстердамский договор 1997 года, внесший изменения в содержание учредительного договора, закрепил в тексте Договора о ЕС и принцип экологической ориентированности деятельности ЕС. Он подразумевает интеграцию целей и принципов экологической политики ЕС в реализацию других политик Сообщества (сельское хозяйство, транспорт, общий рынок, региональная политика).

Согласно данному принципу экологической ориентированности, любая деятельность организации должна осуществляться с учетом потребностей окружающей среды. Важнейшей составляющей такого подхода является обеспечение прав человека, в особенности прав нового поколения — экологических прав. К ним относятся: право на благоприятную окружающую среду, право на информацию об окружающей среде, право на участие в принятии экологических решений, право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, право на доступ к правосудию по экологическим делам.

В ЕС принято свыше 300 экологических законодательных актов, однако не все они подлежат перенесению в национальные законодательства других государств, не входящих в состав в ЕС. Критерием степени приближения этих стран к требованиям ЕС служит соответствие национальных правовых норм тем, которые входят в специально выбранный перечень законодательных актов ЕС. Для экологического законодательства этот перечень получил название "Экологическое достояние" ("The Environmental Acquis")- Он представляет собой систему правовых актов межгосударственного значения, имеющую целью унификацию тех норм5 которые затрагивают интересы всех стран-членов ЕС и должны приниматься на наивысшем уровне. В него было включено 86 директив (directives), 21 регуляцию (regulations) и 12 решений (decisions), всего 119 документов.

Regulations чаще всего переводят в русскоязычной литературе как "постановления", иногда их еще называют "регламенты" или "положения", но лучше их называть "регуляции".

Законодательные акты ЕС поделены на 9 групп:

A. Общие положения (Горизонтальное законодательство). Включает 3 директивы и 2 регуляции. Всего 5 документов.

B. Качество воздуха. Включает 12 директив.

C. Управление отходами. Включает 14 директив и одну регуляцию, всего 15 документов.

D. Качество воды. Включает 19 директив.

E. Защита природы. Включает 3 директивы и 6 регуляций, всего 9 документов.

F. Регулирование промышленного загрязнения и управление риском. Включает 4 директивы, 2 регуляции и 12 решений, всего 18 документов.

G. Химические вещества и генетически модифицированные организмы. Включает 10 директив и 7 регуляций, всего 17 документов. ^ ... ;

H. Шум от машин и механизмов. Включает 14 директив.

Î. Ядерная безопасность и радиационная защита. Включает 7 директив и 3 регуляции, всего 10 документов.

Относительно построения и содержания законодательных актов следует отметить, что Законодательный акт ЕС строится по такой схеме:

I. Название (Title). : г ■ -

2. Полномочия (Powers). , . а -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.