АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗАОРОВЬЕСБЕРЕГАЮШЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Здоровый образ жизни, профессиональное сознание, здоровьесберегающая компетентность.
Одним из факторов, способствующих укреплению здоровья, является обучение ведению здорового образа жизни, т. е. формированию у будущих выпускников педагогического вуза здоровьесберегающей компетентности. Это наиболее актуально и значимо на сегодняшний день, т. к. давно известно, что лучше не допустить развитие заболевания, чем лечить его. Проблема здоровьесбережения в педагогической практике обсуждается широким кругом исследователей [Баевский, 1988; Казначеев, Матрос, 1979; Котова, 2005; Осипов, Осипова, 2011; Павлов, 2011; Подмо-гильный, 1988]. Большая роль в данном случае отводится именно образовательным учреждениям, в том числе и высшего звена.
В современном мире в системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью и экономическим фактором, что предусматривает:
— сохранение специалистов — профессионалов высокого уровня, чье здоровье определяет стабильность результатов их труда;
— смену психологических установок на здоровье как на социально-экономическое благополучие [Митина, 1998].
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому основной целью нашего исследования является анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности выпускников педагогических вузов и, как следствие, формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ) средствами современной педагогики (активное внедрение в учебный процесс инновационных методик: решение ситуационных задач, проблемных ситуаций, использование ролевых и деловых игр).
И .А. Зимняя, рассматривая единую социально-профессиональную компетенцию выпускников вузов, выделяет компетентность здоровьесбережения в группе компетентностей, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности и общения. При этом компетентность здоровьесбережения включает в себя: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни [Зимняя, 2006; Зимняя, Земцова, 2008].
В настоящее время активно вводятся в работу образовательные стандарты третьего поколения. Безусловно, они аккумулируют весь положительный опыт, накопленный при разработке первых двух стандартов. То есть происходит соотнесение содержания предлагаемых компетентностей с такими компонентами, как знание, умение и навыки, предусмотренные в предыдущих стандартах. Неоспоримым является и то, что выпускник вуза в первую очередь должен овладеть общеп-ропрофессиональными компетентностями, уметь использовать их при нестандар-
тных ситуациях. Но в то же время выпускник, не владеющий основными навыками здорового образа жизни, выпускник с отсутствием здоровьесберегающего мышления не сможет стать полноценным работником, удовлетворяющим запросам работодателя (злоупотребление алкоголем, никотиновая зависимость, частые больничные листы, различные формы ожирения и т. д.).
Анализируя стандарты третьего поколения для педагогических вузов, в частности по направлению подготовки 050800 «Профессиональное обучение» (по отраслям), нами выявлено, что здоровьесберегающая компетентность входит в состав общепрофессиональных компетентностей и формируется через дисциплины как математического и естественнонаучного, так и профессионального циклов. Стандарты других направлений подготовки педагогов также направлены на формирование данной компетентности. Основными учебными дисциплинами, направленными на формирование и развитие здоровьесберегающих навыков, включенными в базовую часть образовательного стандарта, являются: возрастная физиология и психофизиология, возрастная анатомия и физиология, основы педиатрии и гигиена, безопасность жизнедеятельности и др.
Таким образом, современный молодой специалист, выходящий из стен педагогического вуза, должен обладать компетентностями, позволяющими ему сохранить статус здорового человека как можно дольше. Нам хотелось бы предложить следующую трактовку понятия здоровьесберегающей компетентности. Здоровьесберегающая компетентность будущего педагога — это комплекс систематических знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии собственного здоровья и здоровья окружающих; умение составлять программу сохранения своего здоровья и действенную программу (или план) сохранения здоровья учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса; умение создавать здоровьесберегающую образовательную среду; владение способами организации деятельности по профилактике здоровья и здоровьесбережению; владение образовательными технологиями, сохраняющими здоровье учащихся; исследование эффективности образовательного процесса в вопросах здоровьесохранения, а также способность организовать и реализовать деятельность по профилактике и здоровьесбережению.
В структуре здоровьесберегающей компетентности можно вычленить содержательный, деятельностный и личностный компоненты.
Содержательный курс предполагает наличие у студента знаний по конкретной дисциплине, а также по смежным дисциплинам, выражающим квинтэссенцию специальности (концептуальная компетентность), которой обучается студент [Бусыгина, 2003].
Структура концептуальной компетентности определяется, исходя из следующих соображений. Знание какой-либо одной стороны вопроса для специалиста совершенно недостаточно, так как на основе таких знаний нельзя принять решения, т. е. проявить свою компетентность. Знание по своей сути комплексно, неделимо, и отдельные разрозненные представления не образуют системы знаний. Но оно не станет интегративным, если его компоненты изучались врозь. Интегративность должны обеспечить преподаватели, работающие во взаимодействии. Такой алгоритм действий даёт совершенно другое качество знаний (т. к. при интегративном обучении вырабатываются ассоциативные связи, которые главным образом и характеризуют качество знаний). То есть существует необходимость кооперировать усилия многих преподавателей, которые так или иначе задействованы в формировании здоровьесберегающей компетентности. Примером могут служить последовательно изучаемые дисциплины: возрастная анатомия и физиология, за ней следу-
ет дисциплина основы медицинских знаний (или основы педиатрии и гигиена), завершает формирование компетентности безопасность жизнедеятельности.
Деятельностный компонент включает инвариантные профессиональные здоровьесберегающие знания, в которые входят практические умения (владение). Сюда относится весь комплекс практико-ориентированных занятий (семинарские занятия, лабораторный практикум, практические занятия, решение ситуационных задач, деловые и ролевые игры и т. д.).
Личностный компонент включает интегративные личностные качества, выражающиеся в наличии врождённых способностей к обучению, и умения самостоятельно добывать знания, т. е. самостоятельно работать с научной и учебной литературой (писать рефераты, доклады, принимать участие в научно-исследова-тельской работе и т. д.). Студент должен обладать не просто каким-либо видом интеллекта, а уметь пользоваться им в строгом соответствии с ситуацией.
Содержание здоровьесберегающей компетентности, прежде всего, определяется теми дидактическими единицами, которые требует рабочая программа дисциплины, исходя из нее, разрабатывается полный учебно-методический комплекс. Несмотря на несколько разнящиеся названия учебных курсов в различных стандартах, имеется единая инвариантная составляющая, объединяющая этот комплекс дисциплин. Прежде всего, это вопросы, связанные с онтогенезом, возрастными особенностями строения и протекания физиологических процессов, а также гигиены детей и подростков. Одним из ведущих направлений, оказывающих влияние на формирование данной компетентности, должна стать разработка в соответствии с новыми требованиями интегративного комплекса дисциплин медико-биологичес-кого цикла, содержание которого имеет личностно ориентированную направленность, то есть полученная в процессе его реализации информация, должна присваиваться студентами как личностно значимая.
В качестве основных направлений (блоков) в комплексе разрабатываемых программ по формированию здоровьесберегающей компетентности предлагаем выделить: установку на ценность собственного здоровья; приобретение знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления; овладение способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье; умение применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма; самостоятельный поиск студентами средств для сохранения и накопления здоровья.
Наполнение данных блоков должно зависеть в первую очередь от дальнейшей профессиональной деятельности студента педагогического вуза. Например, при организации педагогической деятельности с детьми и подростками различных возрастных групп выпускнику необходимо знание возрастных особенностей и закономерностей развития детского и подросткового организма. Будущий выпускник должен уметь учитывать виды нагрузки на функциональные системы организма при обучении у учащихся и педагогов (в первую очередь неблагоприятному воздействию подвергается нервная система, сенсорные системы, снижается внимание, нарушаются функции памяти, возможны нарушение сна и проявление признаков стресса). Кроме этого, будущий педагог должен уметь грамотно организовывать рабочее место учащегося, следить за его осанкой и другими эргономическими показателями. Знать об особенностях умственного труда (учащихся и педагогов), помогать в рациональной организации режима дня участников образовательного процесса и т. д.
Проанализировав Федеральные государственные стандарты нового поколения по педагогическим специальностям, мы предлагаем матрицу для формирования составляющих здоровьесберегающей компетентности у студентов (табл.).
Таблица
Матрица формирования здоровьесберегающей компетентности
Компетентность (общекультурная или профессиональная) Содержание компетентности в рамках здоровьесбережения Дидактические единицы рабочей программы, формирующие компетентность
Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профес-сионально-педагогической деятельности Выявляет морфофункциональные и психофизиологические особенности организма человека в разные возрастные периоды Висцеральные системы (строение и функции, возрастные особенности); психофизиологические аспекты поведения обучающихся
Готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности Использует знания о физиологических системах организма для рациональной организации учебно-воспитательного процесса Строение и функции нервной системы; высшая нервная деятельность; психофизиологические аспекты поведения обучающихся; психофизиология (физиология сна, эмоций, памяти)
Способен обосновать профес- сионально-педагогические действия На основании физиоло-гичес-ких и психофизиологических знаний о возрастных особенностях осуществляет индивидуальный подход к школьникам, страдающим хроническими заболеваниями и имеющими отклонения в состоянии здоровья, использует структурно-функциональные взаимосвязи, лежащие в основе нер-вно-психической деятельности для обоснования профессио-нально-педагогичеких действий Строение и функции нервной системы; высшая нервная деятельность; психофизи-ологические аспекты поведения обучающихся; психофизиологические основы эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности (понятие умственного труда; эффективность умственной деятельности; ни фор -мациионный компонент при умственном труде; интенсификация умственного труда и утомление, последствия; физиологическая ра-ци-онализация режимов труда и отдыха)
Способен проектировать и оснащать образовательнопространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) Использует методы оценки функционального состояния организма для рациональной организации образовательнопространственной среды, способен рационально планировать бюджет времени обучающихся, способен рационально структурировать режим труда и отдыха обучающихся Психофизиологические основы эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности (понятие умственного труда; эффективность умственной деятельности; информационный компонент при умственном труде; интенсификация умственного труда и утомление, последствия; физиологическая рационализация режимов труда и отдыха)
Способен организовать и осуществлять учебно-воспита-тельную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО Способен организовать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность с учетом профилактики хронических неинфекционных заболеваний Физиологические основы здоровьесбережения; гигиена
Таким образом, для формирования здоровьесберегающей компетентости (готовности к здоровьесберегающей деятельности при выполнении своих профессиональных обязанностей) у студентов педагогических вузов необходимо выполнение следующих условий.
Компетентность должна формироваться специалистами в данной области знаний, что подразумевает в первую очередь базовое специальное образование (медицинское или биологическое) и ведение научной деятельности по профилю читаемой дисциплины. На первый взгляд это очевидно, но в ряде случаев подобными требованиями пренебрегают, что является недопустимым.
Структура здоровьесберегающей компетенции должна быть интегративной и реализовываться через комплекс взаимосвязанных дисциплин медико-биологического цикла, объединенных общей смысловой нагрузкой.
Содержание здоровьесберегающей компетенции должно соотноситься с общекультурными и профессиональными компетенциями, выделенными в Федеральном государственном образовательном стандарте по специальности.
Кроме этого, несмотря на то что данные исследования направлены на разработку структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза, следует отметить безответственное отношение к собственному здоровью (злоупотребление алкоголем, никотиновая зависимость, низкая двигательная активность, беспорядочные сексуальные отношения и т. д.) и, как следствие, низкий уровень здоровья у студентов всех остальных вузов. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о включении в основные образовательные программы всех высших учебных заведений учебных дисциплин, направленных на формирование здоровьесберегающей компетентности студентов.
Библиографический список
1. Баевский Р.М. Измерьте ваше здоровье: искусство быть здоровым. М.: Советская Россия, 1988. 95 с.
2. Бусыгина А.Л. Что должен знать и уметь аспирант XXI века, мечтающий стать профессором // Достижения биологической функциологии и их место в практике образования: материалы Всероссийской конференции, посвященной памяти Р.Ш. Габдрахманова / СамГПУ. Самара, 2003. С. 272-285.
3. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профес-сиональной компетености выпускников вузов // Высшее образование сегодня 2008. № 5. С. 14-19.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Какого его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
5. Казначеев В.П., Матрос Л.Г. Право на здоровье. М.: Знание, 1979. 96 с.
6. Котова Е.А. Формирование здорового образа жизни у студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Мичуринск, 2005. 164 с.
7. Митина Л.М. Концепция профессионального долголетия // Директор школы. 1998. № 5. С. 31-36.
8. Осипов П.Н., Осипова Л.Н. О валеологической культуре будущего инженера // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 5. С. 247-251.
9. Павлов В.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта, 2011. Т. 73, № 3. С. 154-158.
10. Подмогильный А.М. Здоровьем управляет коллектив: профилактика заболеваний. М.: Профиздат, 1988. 94.с.