вильность выдвинутой идеи и показало пути и способы физического совершенствования призывников с различными исходными данными в развитии основных функциональных систем организма. Ведущую роль в достижении положительных результатов сыграло научное обоснование и практическое применение методики нормирования физической нагрузки на занятиях оздоровительно-прикладной физической подготовкой, а также учет индивидуальных показателей и физкультурно-спортивных интересов в развитии основных физических качеств и прикладных навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, А.В. К обоснованию педагогической технологии физической подготовки допризывной молодежи с учетом индивидуальных двигательных характеристик / А.В. Антонов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2011. - № 1 (10). - С. 54-59.
2. Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 N 134-р «О Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=66367. -Дата обращения 20.12.2011.
3. Орлов, В. А. Комплексная программа оценки физического состояния и функциональных возможностей организма человека / В.А. Орлов, Н.А. Фудин. - М. : Издательская группа «АРиНА», 1996. - 72 с.
4. Щеголев, В.А. Характеристика функционального состояния и заболеваемости граждан допризывного и призывного возрастов на современном этапе / В. А. Щеголев,
А.В. Шевелев // Актуальные проблемы военно-профессионального образования и физической подготовки / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2008. - С. 56-65.
Контактная информация: [email protected]
УДК 37:001.32; 37:005.745
ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Елена Анатольевна Югова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),
г. Екатеринбург
Аннотация
В статье рассматривается проблема изменения содержания результативно-целевой основы высшего образования. Цель работы заключается в попытке создания технологии оценки сформиро-ванности здоровьесберегающей компетентности студентов. Определяются составляющие здоровьесберегающей компетентности. Рассмотрены формы заданий, позволяющие оценить качество подготовки специалистов и возможность применения этих заданий при оценке готовности студента к ведению здорового образа жизни. Предложен интегративный подход оценивания знаний по здо-ровьесбережению, адекватный компетентностному подходу в его научной трактовке. Выделены смысловые оценочные блоки и описана возможность их применения к оцениванию как теоретической, так и практической части учебной дисциплины. Каждый из представленных оценочных блоков подразумевает наличие своего инструментария (контрольно-измерительные материалы). Предложен комплекс проверочных методов для оценки здоровьесберегающей компетентности. Обоснована здоровьесберегающая функция рейтинговой системы. Даны рекомендации по рациональному использованию бюджета времени студентов.
Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность, контрольно-измерительные материалы.
TECHNOLOGIES OF ASSESSMENT OF THE FORMATION OF HEALTH SAVING
STUDENTS' COMPETENCE
Elena Anatolievna Yugova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Russian State Vocational Professional University, Yekaterinburg
Annotation
The article considers the problem of changing the content of the efficient and targeted basis of higher education. The aim of the work is to attempt to create the technology of evaluating the formation of students’ health saving competence. The components of health saving competence have been determined. The article examines the forms of the activities, which enable to evaluate the quality of specialists’ training and the possibility to use these activities when evaluating the readiness of the students for healthy way of living. The integrative approach of evaluating health saving knowledge has been suggested in the article. This approach is adequate to the competence-based approach in its scientific treatment. Meaningful evaluative units are distinguished and the author describes the potential of their use to evaluating both theoretical and practical parts of the academic subjects. Each of the presented evaluative units implies the availability of its own tools (monitoring and test materials). The set of checking methods for evaluating health saving competence has been introduced. The health saving function of rating system has been grounded and recommendations on rational organization of students’ timing budget have been given.
Keywords: health saving competence, checking materials.
Современный молодой специалист, выходящий из стен университета должен обладать компетентностями, позволяющими ему сохранить статус здорового человека как можно дольше, что позволит ему более качественно выполнять свои профессиональные обязанности в течение длительного времени. Вопросы, связанные с состоянием здоровья выпускников современных вузов обсуждаются широким кругом исследователей [4,5,6,7,9].
И.А. Зимняя рассматривая единую социально-профессиональную компетентность выпускников вузов, относит компетентность здоровьесбережения к группе компетентностей, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности и общения. При этом компетентность здоровьесбережения включает в себя: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни [3].
В то же время современный этап модернизации образования характеризуется изменениями его результативно-целевой основы, содержания, структуры и контрольнооценочных процедур. Результативно-целевая основа высшего образования в последнее десятилетие также рассматривается в контексте компетентностного подхода, что нашло отражение в разработанных государственных образовательных стандартах третьего поколения [1,8].
В связи с этим, основной целью работы является попытка ответить на вопрос: каким образом оценить сфомированность компетентности? На наш взгляд, основная проблема - это сложность процесса оценивания и самой оценки целостного результата профессионального образовании и как частного случая, в оценке деятельности будущих педагогов в области формирования и ведения здорового образа жизни. Ее решение требует изменения подходов к оценке качества подготовки специалистов и создания новых форм, адекватных компетентностному подходу в его научной трактовке.
На сегодняшний день в вузах в основном используют формы заданий, которые можно представить в следующем виде.
1. Изложение своих знаний и соображений по указанному, достаточно конкретному вопросу. Сюда относятся контрольные работы по некоторым учебным дисциплинам, изложение теоретических вопросов экзаменационных билетов и т. д. Оценивание результата выполнения задания производится с учетом содержания и формы «рассуждения». При этом «правильный ответ» заранее известен преподавателю.
2. Изложение своих знаний и соображений по указанному, достаточно общему вопросу либо по вопросу, сформулированному самим студентом, Сюда относятся подготовка рефератов, определенные этапы подготовки курсовых и дипломных работ и т. д. В этом случае, помимо содержания и формы, важна и собственно постановка задачи, т. е. конкретизация задания студентом. При выполнении этих заданий студент имеет широкие возможности для проявления своих творческих способностей. При формулировке вопроса преподавателем разница между «заданной» и «свободной» темами в определенном смысле является условной и зависит от степени конкретизации поставленного вопроса.
3. Решение поставленных задач. Для этих заданий (предназначенных в первую очередь для проверки умений и навыков) в отличие от «рассуждения на заданную тему», основной интерес представляют ход решения и конкретный ответ. Прежде всего, это относится к естественнонаучным дисциплинам. Как и для «рассуждения на заданную тему», в данном случае оценивание выполнения задания производится с учетом содержания и формы результата, причем ответ (как правило, единственный правильный) заранее известен преподавателю.
4. Решение не поставленных задач. Под не поставленными понимаются такие задачи, в которых или не обеспечена совокупность данных, необходимых для их решения, или не проведена реализация задачи, или и то, и другое вместе взятое. Такие задания не имеют однозначного решения, поскольку одной не поставленной задаче исходной ситуации («задаче, как она дана») может соответствовать несколько поставленных задач («задач, как они есть»). Поэтому в данном случае основной интерес представляют не только ход решения и конкретный ответ, но и сама постановка задачи. В этих задачах проверяются и знания, и умения, и навыки. Именно в решении не поставленных задач наиболее ярко проявляется творческий потенциал студента.
При этом для подобных заданий обычно известен лишь так называемый «контрольный ответ» - вариант решения, полученного ранее и сегодня считающегося «лучшим». В принципе, студент может найти свое, еще «более лучшее» решение (и тогда оно станет «контрольным ответом»). Отметим, что во многих случаях уже известный ответ кажется очевидным «это же естественно, а как же иначе». Однако на этапе решения ситуация, как правило, совершенно иная.
5. Выполнение заданий в тестовой форме. Тесты широко используются в педагогической практике, главным образом для проверки знаний и, в определенной мере, конкретных умений и навыков. В значительной мере это объясняется сравнительной простотой соответствующих заданий, «по определению», имеющих известные правильные ответы, причем перечень таких ответов является исчерпывающим. Эти задания с успехом используются для промежуточной проверки знаний студентов. Более того, в настоящее время область применения тестирования расширяется. Однако, для итоговой аттестации применимость тестирования, во всяком случае, в его известных формах, вызывает большие сомнений.
6. Проведение деловых игр. Эта сравнительно новая форма заданий в настоящее время широко применяется в учебном процессе. Однако деловые игры могут использоваться и для контроля результатов обучения, В последнем случае преподаватель оценивает деятельность каждого из участников.
7. Решение задач в диалоге с преподавателем. Эта форма заданий (называемая иначе игрой «Да-Нет») широко используется при обучении ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Суть ее состоит в следующем. Преподаватель формулирует некоторую задачу, не требующую специальных знаний. Необходимо найти ответ (единственный «верный»), причем студенты могут задавать вопросы преподавателю. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы на него можно было ответить «Да», «Нет» или «Это несущественно». Решение задач этого типа развивает умение ставить вопросы, одно из весьма важных умений, характеризующее творческий
потенциал человека. Этот же подход может использоваться для контроля результатов обучения. Существенно, что в этом случае количество заданных преподавателю вопросов в определенной мере является критерием указанного умения, по принципу «чем меньше, тем лучше» [2].
Рассмотрим теперь возможности применения всех этих форм заданий для оценивания здоровьесберегающей компетентности выпускников вузов. При этом следует учитывать, что оценочные методики должны быть просты в использовании и доступны для любого преподавателя.
В ФГОС нового поколения здоровьесберегающая компетентность формируется через общекультурные и профессиональные компетентности. Для оценки ее сформиро-ванности, формируемой блоком медико-биологических дисциплин, на наш взгляд, следует воспользоваться интегративным подходом к системе оценивания знаний. То есть необходимо предпринять попытку по возможности объединить описанные формы в единую систему оценки знаний и применить ее к оцениванию как теоретической, так и практической части учебной дисциплины.
Каждый из представленных оценочных блоков подразумевает наличие своего инструментария (контрольно-измерительные материалы). Для проведения тестирования необходимо иметь базу тестовых заданий с различными вариантами и возможностью обновления. Для решения ситуационных задач используется сборник ситуационных задач с возможными вариантами правильных ответов. Студентам также должен предоставляться список тем реферативных работ с научной и учебной литературой, которой студент может воспользоваться при их написании. Кроме этого необходимо указать научные сайты, на которых публикуются современные научные статьи в области медицины и биологии. Специальные кафедры, ведущие дисциплины медико-биологического цикла должны организовывать такую форму работы как привлечение ведущих ученых в данной области для проведения мастер-классов или отдельно взятых лекций и бесед, предусмотренных в рамках читаемых курсов. Для формирования здоровьесберегающей компетентности большое значение следует уделять проектной деятельности студента. Для этого студенту выдается задание, содержащее задачи, которые он сможет решить, просмотрев и изучив достаточное количество литературы по конкретному вопросу, провести экспериментальную работу и дать свои рекомендации и мотивированное заключение. То есть студент должен предпринять попытку на практике применить полученные теоретические знания. Оценка за теоретический блок должна быть комплексной по совокупности выполнения всех заданий.
Кроме оценивания теоретического курса необходимо учитывать и результаты, полученные при прохождении практического курса дисциплины. То есть преподаватель учитывает систематическую работу студента на лабораторных, практических и семинарских занятиях для выставления окончательной оценки по учебной дисциплине (таблица 1). Комплексно оценить вышеперечисленные виды деятельности проще всего при помощи рейтинговой системы оценки контроля знаний, которая вводится сегодня во многих вузах. Сама по себе грамотно функционирующая рейтинговая система также является здоровьесберегающей, так как снимает функциональную нагрузку с организма студента при подготовке к зачету и экзамену. Это объясняется тем, что студент в течение семестра зарабатывает определенное количество баллов, выполняя предложенные выше виды заданий. Соответственно равномерно распределяется и время, затраченное на освоение дисциплины. У учащегося нет необходимости при подготовке к сессии сутками готовиться к экзамену, испытывая при этом эмоциональный стресс и недостаток ночного отдыха. Таким образом, бюджет времени студента становится более рациональным.
Но большое количество формальностей и где-то нежелание отойти от ранее существующих моделей оценки не всегда приводит к удачному результату. В то же время существующими на сегодняшний день методиками измерить степень сформированности
компетентности (в нашем случае здоровьесберегающей) очень сложно. Следовательно, насущной задачей является дальнейшая разработка и совершенствование комплекса контрольно-измерительных материалов, включающих многофакторные методики оценивания.
Таблица 1
Комплексный метод оценки здоровьесберегающей компетентности студентов
Теоретический курс (формы работы) Методическое обеспечение для оценки здоровьесберегающей компетентности
1. Тестирование 1. Подвижная база тестовых заданий
2. Подготовка и защита рефератов 2. Списки тем реферативных работ с критериями оценки
3. Участие в мастер-классах со специалистами в данной отрасли науки 3. Договоры с медицинскими и научными учреждениями о совместной научно-образовательной деятельности
4. Изложение своих знаний по указанному вопросу с привлечением исследовательского материала (проектно-исследовательская деятельность) 4. Комплекс проектных заданий, содержащих постановочные эксперименты, направленные как на выявление уровня соматического здоровья, так и на выработку стратегии его профилактики
Практический курс (формы работы) Методическое обеспечение для оценки здоровьесберегающей компетенции
1. Выполнение практических и лабораторных работ, умение делать выводы 1. Оценочные шкалы по выполняемым видам деятельности
2. Разбор конкретных ситуаций, прогнозирование дальнейших действий 2. Сборник ситуационных задач с проверочными материалами
3. Участие в деловых и ролевых играх 3. Набор ролевых и деловых игр
4. Экскурсии в музеи и научно-технические выставки 4. План посещения музеев
5. Самостоятельная постановка проблемы с последующим ее решением 5. Список вопросов для самостоятельного изучения и критерии оценки
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко, В.И. Некоторые тенденции развития систем высшего образования в странах СНГ / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 46-58.
2. Боярский, Е.А. Оценивание обобщенных компетенций выпускников вузов / Е.А. Боярский, С.М. Коломеец // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 11. - С. 31-35.
3. Зимняя, И.А. Интегративный подход к оценке единой социальнопрофессиональной компетентности выпускников вузов / И.А. Зимняя, Е.В. Земцова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 14-19.
4. Влияние социальных факторов на здоровье и аддиктивное поведение студентов / Л.Н. Коробов, А.Н. Карзаков, В.Н. Соловьев [и др.] // Социология медицины. - 2009. - № 1. - С. 53-59.
5. Панчук, Н.С. Проблема формирования здоровьесберегающей ответственности студентов в современном вузе / Н.С. Панчук, Н.А. Шмырева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 87-90.
6. Попов, А. А. Модель организации здорового образа жизни студентов в творческом вузе / А. А. Попов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 14. - С. 57-67.
7. Проскурякова, Л. А. Здоровьесбережение в системе высшего образования / Л. А. Проскурякова // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 6. - С. 80-83.
8. От федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов / И.М. Реморенко, Т.Ф. Дубова, М.Л. Чураева [и др.] // Высшее образование в России. - 2010. - № 8-9. - С. 3-11.
9. Селезнева, Н.А. К вопросу о социально-психологической адаптации студентов
к условиям учебной работы в вузе / Н.А. Селезнева // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2010. - № 202. - С. 331-336.
REFERENCES
1. Baidenko, V.I. (2010), “Some tendencies of higher education development in cis countries”, Vysshee obrazovanie v Rossii, No.5, pp. 46-58.
2. Boyarskiy, EA and Kolomeets, S.M. (2007), “Estimation of generalized competence of graduates”, Vysshee obrazovanie segodnya, No. 11, pp. 31-35.
3. Zimnyaya, I. A. and Zemtsova, E.V. (2008), “Integrative approach to assessing a single social and professional competence of graduates”, Vysshee obrazovanie segodnya, No.5, pp. 14-19.
4. Korobov, L.N., Karzakov, A.N., Solovyev, V.N., Naumova, E.A., Pavlova, I.E. and Ivanova, N.V. “Effect social factors on health and addictive behavior of students” (2009), Soci-ologiya mediciny, No.1, pp. 53-59.
5. Panchuk, N.S. and Shmyryova, N.A. (2011), “Problem of the formation of health saving responsibility among the students in modern university”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No.1, pp. 87-90.
6. Popov, А.А. (2011), “Model of students’ healthy lifestyle organization in an artistic educational institution”, Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i is-kusstv, No.14, pp. 57-67.
7. Proskuryakova, L.A. (2010), “Health saving in higher education”, Vysshee obrazovanie segodnya. No.6, pp.8 0-83.
8. Remorenko, I.M, Dubova, T. Ph., Churaeva, M.L., Maximova, N.I., Karavaeva, E.V., Kovtun, E.N., Korshunov, S.V., Petrov, V.K., Rozina, N.M., Belov, E.B. and Sazonov
B.A. “From the federal government educational standards to the programs of universities”, Vysshee obrazovanie vRossii, No.8-9, pp. 3-11.
9. Seleznyeva, N.A. (2010), “The question about of socio-psychological adaptation of the students for condition of educational work at university’, Uchenye zapiski Kazanskoj gosu-darstvennoj akademii veterinarnoj mediciny im. N.Je. Baumana, No. 202, pp. 331-336.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.07
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Юрий Владимирович Яковлев, аспирант,
Геннадий Викторович Руденко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный горный университет (СПГГУ), Анатолий Евгеньевич Митин, кандидат педагогических наук, доцент,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье обсуждается проблема привлечения студенческой молодежи к занятиям физической культурой. В исследовании оценивалась перспективность применения для решения этой задачи гуманитарных технологий в условиях технического вуза. Результаты исследования показали, что организация занятий, учитывающая потребности студентов, которые они хотят удовлетворить в процессе физкультурно-спортивной деятельности, позволяет формировать у них положительное отношение к физической культуре.
Ключевые слова: студенты технического вуза, занятия физической культурой, мотивация,