ских пунктов, создания амбулаторий общей врачебной практики, укрепления материально-технической базы здравоохранения, организации мобильных и дистанци-
онных форм медицинского обслуживания и систематической диспансеризации сельского населения, организации профилактики заболеваний.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И.А. Буякова к.э.н., доц. Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского
Комплексная оценка социально-экономической ситуации в сельском хозяйстве свидетельствует о том, что последние 20 лет аграрный сектор функционировал в сложных экономических условиях, которые определялись громадным дефицитом финансовых ресурсов у сельскохозяйственных производителей, подорванной материально-технической базой сельского хозяйства, неадекватными ценовыми соотношениями на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, невысокой платежеспособностью населения, высоким уровнем бедности на селе, развитием процесса деградации и старением сельского населения, а также критическое состояние социальной инфраструктуры [1]. В то же время достойное образование, качественная меди-
цина, наличие рынка жилья, доступ к культурным ценностям и другие элементы инфраструктуры обеспечивают более привлекательными условия жизни сельского населения.
На протяжении исследуемого периода происходит неуклонное ухудшение социальной инфраструктуры села (табл. 1). В 2008 г. число дошкольных учреждений составляло 134 единиц, или всего 28,7% от уровня 1990 г. и 84,8% от уровня 2005 г. Также изменяется обеспеченность детей постоянными дошкольными учреждениями. В 2008 г. этот показатель составил 31,6% от численности детей соответствующего возраста, что на 0,8% больше, чем в 2007 году. В то время как этот же показатель в 1990 г. составлял 45,1%, что в 1,5 раза больше, чем в 2008 г.
Таблица 1. Динамика показателей состояния социальной инфраструкту ры села Б рянской области
Показатель 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Число дошкольных учреждений, единиц 467 364 224 205 158 135 134
- в них детей 16832 11534 6084 5701 5904 6358 6809
Обеспеченность детей постоянными дошкольными учреждениями (в % от численности детей соответствующего возраста) 45,1 34,3 24,2 27,4 28,9 30,8 31,6
Число общеобразовательных учреждений, единиц 748 667 621 605 602 602 600
в них учащихся, тыс. чел. 54,2 60,7 58,8 42,6 39,9 38,5 36,9
Число центральных районных больниц 27 27 27 27 27 27 27
Число учреждений культурно-досугового типа всего, единиц 1038 816 725 711 681 662 649
на 10000 человек населения 19 17 16 16 16 16 16
Число общедоступных библиотек, всего единиц 713 666 640 626 613 598 590
на 10000 человек населения 5 5 4 4 4 4 4
Библиотечный фонд - всего, тыс. экз. 5361,1 4742,5 4637,1 4560,2 4483,1 4163,3 3931,9
Число экземпляров в среднем на 1000 человек населения 11400 10157 10494 10736 10741 10086 9627
На начало 2008/2009 учебного года число сельских общеобразовательных учреждений составило 600 единицы, т.е. 80,2% от 1990 г. и 99,7% - к
2007 г. Это связано с продолжающейся реструктуризацией сельских школ. Отчасти этот процесс был связан с изменением организационно-правовой формы учреждений в результате укрупнения - некоторые школы потеряли статус самостоятельного юридического лица и стали структурными единицами более крупных образовательных учреждений.
Наряду с этим уменьшается численность учащихся в общеобразовательных учреждениях. В 2008 г. число учащихся составляло 36,9 тыс. человек (68,1% от числа в 1990 г. и 95,8% от числа учащихся в 2007 г.).
В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования в сельской местности. Характеризуя в целом возможности образования сельской молодежи, нужно отметить, что они намного ниже, чем у городской. Поэтому уже на данном этапе формируются миграционные настроения молодежи, так как большинство из них связывает возможность улучшения жизни с получением качественного образования.
За анализируемый период постоянным остается численность центральных районных больниц. В
то время, как остальные показатели обеспеченности объектами здравоохранения уменьшаются: так,
уменьшается число сельских больничных учреждений, оказывающих стационарную помощь на 24,4% с 1990 по 2008 г. Незначительно снизилась обеспеченность населения области фельдшерско-акушерскими пунктами - на 7,9% и количеством врачей - на 4,9%. Обеспеченность населения больничными койками в 2008 г. составила 126,6 коек на 10 тыс. населения (норматив 134,7) и 232 посещения в смену (норматив 181,5) соответственно. Многие амбулаторно-поликлинические учреждения размещены в приспособленных помещениях с нарушением санитарногигиенических норм. Мы видим, что показатели обеспеченности населения области объектами здравоохранения с каждым годом все больше и больше отстают от нормативных значений показателей. Это при том, что в области остро стоит проблема ухудшения здоровья населения, проживающего на территориях, загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. То есть, необходимы значительные финансовые вложения в объекты здравоохранения для того, чтобы создать такие медицинские условия, которые позволяли бы углубленно диагностировать на ранних стадиях различные заболевания, а также проводить профилактику и эффективную реабилита-
цию заболеваний. Так как обеспечение населения объектами здравоохранения является залогом повышения уровня рождаемости, сокращения смертности, особенно в младенческом и трудоспособном возрастах, а также способствует повышению работоспособности трудовых ресурсов.
Значительно уменьшилось число сельских учреждений культурно-досугового типа. Так, в 2008 г. численность учреждений культурно-досугового типа была равна 649 единиц, что составляет 62,5% от уровня 1990 г. и 98,0% от уровня 2007 г. На протяжении всего анализируемого периода продолжает сворачиваться библиотечное обслуживание сельского населения. В 2008 г. в сельской местности насчитывалось всего 590 библиотек с общим библиотечным фондом 3931,9 тыс. экз., или соответственно 82,8% и 73,3% от уровня 1990 г. и 98,7% и 94,4% от уровня
2007 г. В связи с уменьшением количества библиотек и библиотечного фонда сокращается также и численность экземпляров в среднем на 1000 человек: в
2008 г. она на 4,6% меньше, чем в 2007 г. Нужно также отметить, что многие библиотеки находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. В то же время увеличивается обеспеченность населения домашними телефонными аппаратами. В
2008 г. обеспеченность населения домашними телефонными аппаратами были в 3 раза больше, чем в 1990 г. и на 1,5% больше, чем в 2007 г.
Сравнительный анализ показывает, что состояние сельской социальной инфраструктуры ухудшается повсеместно и по-прежнему значительно уступает городу.
Плохая материально-техническая база, снижение объемов строительства и свертывание деятельности сельской социальной инфраструктуры усугубляют непривлекательность сельского образа жизни и снижают человеческий потенциал сельского населения. В результате этого сельское население оказалось практически оторванным от средств жизнеобеспечения, от социальных и политических прав,
к которым относятся институты социальной защиты, органы правозащитной системы, права и возможности создавать организации по представительству своих интересов.
Приведенные данные со всей очевидностью свидетельствуют об углублении социальных процессов в сельской местности и доказывают особую важность разработки и осуществления адекватной региональной социальной политики. Вопросы улучшения среды обитания для жителей, проживающих в сельской местности, создание условий для полноценного труда и отдыха в определенной степени призвана решать Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» [2]. Общая сумма расходов на реализацию программных мероприятий до 2010 г. составляет 178,7 млрд руб., из них средств федерального бюджета 18,7 млрд руб., что составляет 10,5% от суммарных затрат. Этого явно недостаточно, учитывая сложившуюся ситуацию в развитии социальной сферы села [3]. Несмотря на определенную ограниченность федеральной программы она может помочь повернуть общество и государство лицом к социальным нуждам деревни и активизировать само сельское население в решении его социальных проблем.
Источники
1. Горбачев И.В. Эффективное ведение сельскохозяйственного производства как одно из основных условий повышения уровня и качества жизни сельского населения // Занятость на селе - индикатор экономического благополучия региона. - Матер. межд. семинара-совещания. - Курск, 2005. - С. 32-37.
2. Федеральная целевая программа «Развитие села до 2010 года» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 / Правительство РФ. - М.: 2002. - 92 с.
3. Чирков Е.П. Бедность на селе - актуальная проблема современности // Вестник Брянского государственного университета. - Брянск: Издательство БГУ, 2004. - № 3. -С. 58-60.
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА Г.А. Бахматова, науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов
Переход к социально ориентированной рыночной экономике, являющийся в настоящий момент общемировой тенденцией, требует формирования адекватной бизнес-среды, включающей инженерную, природоохранную и рыночную отрасли инфраструктуры, развитие которой осуществляются при активном участии государства. Сильная зависимость развития инфраструктуры от государственного регулирования обусловливает необходимость прогнозирования ее развития в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития Российской Федерации» и статьей 172 Бюджетного кодекса РФ, поскольку прогнозы являются одними из документов для составления проектов бюджетов.
На данный момент, в связи с возрастающим интересом государства к этому вопросу, разрабатываются прогнозы развития и методики прогнозирования, в том числе и на уровне федеральной и муниципальной власти. Однако все выполненные разработки ориентированы в основном на инерционный характер развития и мало увязаны с инвестиционными возможностями страны.
Наступление в российской экономике рецессии, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, обусловливает необходимость выявления тенденций развития инфраструктуры и составление на их основе прогнозов, предусматривающих альтернативные варианты развития ситуации, в том числе посредством использования новых инфраструктурных технологий и способов финансирования их развития.
Основываясь на мнении ведущих специалистов в отрасли инфраструктур: А. Хиршмана, П. Ро-зенштейном-Родана, Р. Фрея, Я. Штолера, Р. Йохим-сена, Е. Тухтфельда - можно выделить следующие общие черты инженерной, природоохранной и рыночной инфраструктуры:
- всеобщность и общедоступность оказываемых услуг: рынок услуг инфраструктуры носит массовый, обезличенный характер, безадресный к той или иной целевой группе потребителей;
- материальность оказываемых услуг: производимые инженерной, природоохранной и рыночной инфраструктурой услуги обслуживают процесс материального товарного производства либо материальные потребности населения;