цию заболеваний. Так как обеспечение населения объектами здравоохранения является залогом повышения уровня рождаемости, сокращения смертности, особенно в младенческом и трудоспособном возрастах, а также способствует повышению работоспособности трудовых ресурсов.
Значительно уменьшилось число сельских учреждений культурно-досугового типа. Так, в 2008 г. численность учреждений культурно-досугового типа была равна 649 единиц, что составляет 62,5% от уровня 1990 г. и 98,0% от уровня 2007 г. На протяжении всего анализируемого периода продолжает сворачиваться библиотечное обслуживание сельского населения. В 2008 г. в сельской местности насчитывалось всего 590 библиотек с общим библиотечным фондом 3931,9 тыс. экз., или соответственно 82,8% и 73,3% от уровня 1990 г. и 98,7% и 94,4% от уровня
2007 г. В связи с уменьшением количества библиотек и библиотечного фонда сокращается также и численность экземпляров в среднем на 1000 человек: в
2008 г. она на 4,6% меньше, чем в 2007 г. Нужно также отметить, что многие библиотеки находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. В то же время увеличивается обеспеченность населения домашними телефонными аппаратами. В 2008 г. обеспеченность населения домашними телефонными аппаратами были в 3 раза больше, чем в 1990 г. и на 1,5% больше, чем в 2007 г.
Сравнительный анализ показывает, что состояние сельской социальной инфраструктуры ухудшается повсеместно и по-прежнему значительно уступает городу.
Плохая материально-техническая база, снижение объемов строительства и свертывание деятельности сельской социальной инфраструктуры усугубляют непривлекательность сельского образа жизни и снижают человеческий потенциал сельского населения. В результате этого сельское население оказалось практически оторванным от средств жизнеобеспечения, от социальных и политических прав,
к которым относятся институты социальной защиты, органы правозащитной системы, права и возможности создавать организации по представительству своих интересов.
Приведенные данные со всей очевидностью свидетельствуют об углублении социальных процессов в сельской местности и доказывают особую важность разработки и осуществления адекватной региональной социальной политики. Вопросы улучшения среды обитания для жителей, проживающих в сельской местности, создание условий для полноценного труда и отдыха в определенной степени призвана решать Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» [2]. Общая сумма расходов на реализацию программных мероприятий до 2010 г. составляет 178,7 млрд руб., из них средств федерального бюджета 18,7 млрд руб., что составляет 10,5% от суммарных затрат. Этого явно недостаточно, учитывая сложившуюся ситуацию в развитии социальной сферы села [3]. Несмотря на определенную ограниченность федеральной программы она может помочь повернуть общество и государство лицом к социальным нуждам деревни и активизировать само сельское население в решении его социальных проблем.
Источники
1. Горбачев И.В. Эффективное ведение сельскохозяйственного производства как одно из основных условий повышения уровня и качества жизни сельского населения // Занятость на селе - индикатор экономического благополучия региона. - Матер. межд. семинара-совещания. - Курск, 2005. - С. 32-37.
2. Федеральная целевая программа «Развитие села до 2010 года» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 / Правительство РФ. - М.: 2002. - 92 с.
3. Чирков Е.П. Бедность на селе - актуальная проблема современности // Вестник Брянского государственного университета. - Брянск: Издательство БГУ, 2004. - № 3. -С. 58-60.
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА Г.А. Бахматова, науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов
Переход к социально ориентированной рыночной экономике, являющийся в настоящий момент общемировой тенденцией, требует формирования адекватной бизнес-среды, включающей инженерную, природоохранную и рыночную отрасли инфраструктуры, развитие которой осуществляются при активном участии государства. Сильная зависимость развития инфраструктуры от государственного регулирования обусловливает необходимость прогнозирования ее развития в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития Российской Федерации» и статьей 172 Бюджетного кодекса РФ, поскольку прогнозы являются одними из документов для составления проектов бюджетов.
На данный момент, в связи с возрастающим интересом государства к этому вопросу, разрабатываются прогнозы развития и методики прогнозирования, в том числе и на уровне федеральной и муниципальной власти. Однако все выполненные разработки ориентированы в основном на инерционный характер развития и мало увязаны с инвестиционными возможностями страны.
Наступление в российской экономике рецессии, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, обусловливает необходимость выявления тенденций развития инфраструктуры и составление на их основе прогнозов, предусматривающих альтернативные варианты развития ситуации, в том числе посредством использования новых инфраструктурных технологий и способов финансирования их развития.
Основываясь на мнении ведущих специалистов в отрасли инфраструктур: А. Хиршмана, П. Ро-зенштейном-Родана, Р. Фрея, Я. Штолера, Р. Йохим-сена, Е. Тухтфельда - можно выделить следующие общие черты инженерной, природоохранной и рыночной инфраструктуры:
- всеобщность и общедоступность оказываемых услуг: рынок услуг инфраструктуры носит массовый, обезличенный характер, безадресный к той или иной целевой группе потребителей;
- материальность оказываемых услуг: производимые инженерной, природоохранной и рыночной инфраструктурой услуги обслуживают процесс материального товарного производства либо материальные потребности населения;
- дефицитность и безальтернативность для потребителей: услуги одной отрасли инфраструктуры не могут быть заменены услугами другой (вода поставками энергии, транспортная доступность газоснабжением и т.п.);
- локальный характер оказываемых услуг: практически невозможно заменить место оказания услуг инфраструктуры, т.е. удовлетворить спрос на них с помощью импорта или их завоза с других территорий;
- этатизм: характерной чертой инфраструктуры является механизм финансирования ее развития, в котором значительная роль принадлежит государству, которое либо осуществляет бюджетные инвестиции, либо жестко контролирует размер инвестиционной составляющей при утверждении тарифов на услуги коммерческих субъектов инфраструктуры, либо субсидируя из бюджета услуги для отдельных категорий потребителей (пассажирские перевозки и т.п.), либо используется механизм «перекрестного финансирования» (например, при установлении тарифов на электроэнергию).
В свою очередь инфраструктура оказывает обратное влияние на развитие всей социальноэкономической системы сельских территорий:
- развитие инфраструктуры повышает капитализацию инвестиционного потенциала территории за счет роста дифференциальной ренты по местоположению, что способствует повышению конкурентоспособности отраслей местной экономики, работающих на общероссийский рынок или на экспорт, а это приводит к созданию новых рабочих мест, привлечению более квалифицированных кадров, обеспечивающих дополнительный прирост производительности труда;
- повышение качества жизни на сельской территории, обусловленное развитием инфраструктуры, приводит к притоку на сельские территории обеспеченных слоев населения, что является акселератором развития торговли, бытового обслуживания и других отраслей экономики;
- в результате действия вышеуказанных факторов происходит рост валового регионального продукта и доходов местных бюджетов, что обеспечивает устойчивое развитие сельских муниципальных образований в целом.
Прогнозирование сельской, инженерной, рыночной и природоохранной инфраструктуры имеет специфические особенности.
1. Данные отрасли экономики предназначены для обеспечения функционирования товарного производства и жизнедеятельности населения услугами по перевозке грузов, пассажиров, в сфере энергоснабжении, водоснабжения и связи (инженерная инфраструктура), совершения трансакций (рыночная инфраструктура), минимизации воздействия производства и человека на окружающую среду (природоохранная инфраструктура) на коммерческой основе.
2. Спецификой сельской инженерной, рыночной и природоохранной инфраструктуры является высокая капиталоемкость вследствие территориального рассредоточения потребителей и сезонности спроса. Поэтому высшим приоритетом при выборе альтернативных вариантов развития является оптимизация капиталоемкости инфраструктурных услуг.
3. Ограниченная возможность финансирования развития сельской инфраструктуры, пониженная степень защиты сельских территорий от природных катаклизмов и криминального риска предполагает целевой, селективный принцип формирования ин-
фраструктурных сетей: услуги должны предоставляться в первую очередь сельским потребителям с ограничением несанкционированного доступа для иногородних юридических и физических лиц.
При составлении прогнозов руководствуются принципами рациональной организации финансирования инвестиционного процесса в инженерной, рыночной и природоохранной отраслях, которые в полной мере будут реализованы в будущем:
- основой организационно-экономического механизма финансирования развития инфраструктуры, согласно Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. должно стать государственночастное партнерство, предполагающее, что основным финансовым источником инвестиций будут являться внебюджетные инвестиции, осуществляемые субъектами предпринимательства за счет доли тарифов на их услуги, определяемой по согласованию с органами государственного регулирования;
- государство может участвовать в финансировании развития инфраструктуры посредством долевого участия в инфраструктурных проектах (например, посредством Инвестиционного фондов и других подобных структур, либо предоставляя бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в обмен на оформление участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц).
Обеспечение эффективности прогнозирования предполагает выделение перечня инфраструктурных подотраслей по критерию критичности (степени общественной значимости вида услуг для развития экономики и жизнедеятельности сельского населения). Исходя из этого был составлен следующий перечень подотраслей инфраструктуры:
- инженерной (производственной) отрасли: транспортное обслуживание, энергоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, телефонная связь (проводная и мобильная);
- рыночной отрасли: услуги банков, страховых компаний, снабженческо-сбытовых посредников, торговых домов, товарных бирж, риэлторов и т.п.;
- природоохранной инфраструктуры: водоотведение (канализация), утилизация твердых производственных и бытовых отходов.
Эффективное функционирование агропродо-вольственного сектора может проходить только во взаимосвязи всех подотраслей инфраструктуры. На данный момент, кооперация осуществляется при помощи, а порой и указанию первых лиц государства, что не может создать стабильного и долгосрочного сотрудничества.
Не смотря на принимаемые государством меры, банковские структуры, нефтеперерабатывающие организации и пр. продолжают работать обособленно, не вкладывают средства в развитие инфраструктуры, как источник прибыли в будущем.
Таким образом, в области прогнозирования развития агропродовольственного сектора, в первую очередь, учитывается готовность государства поддерживать и развивать этот сектор: инвестиции в отрасль, степень взаимного влияния государственной, финансовой, нефтедобывающей и перерабатывающей и др. структур на реализацию программ развития, кооперация с муниципальными органами власти, контроль над расходованием бюджетных средств.