Научная статья на тему 'Анализ состояния образования в зарубежных странах в области профессиональной подготовки специалистов социономических профессий'

Анализ состояния образования в зарубежных странах в области профессиональной подготовки специалистов социономических профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATION TECHNIQUES / INTEGRATION / PERSONALIZATION / DEVELOPMENT OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

В статье проведен анализ тенденций развития профессионального образования специалистов социономической сферы в зарубежных странах с целью интеграции российской системы образования в мировую образовательную систему. На основании проведенного анализа предлагается в основу содержания профессионального образования положить курс на формирование творческой личности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF EDUCATION IN THE FIELD OF SOCIONOMICAL PROFESSIONS VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING IN FOREIGN COUNTRIES

The article analyzes the evolution trends of the vocational education of specialists in socionomical sphere carrying out in foreign countries, in order to integrate the Russian educational system into the global one. The author proposes to emphasize the formation of creative personality of future specialists, and put it into the basis of vocational education and training.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния образования в зарубежных странах в области профессиональной подготовки специалистов социономических профессий»

УДК 377(Ч / 9)

Гусарова Елена Николаевна Gusarova Elena Nikolaevna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Краснодарского университета культуры и искусств тел.:(861) 260-44-35

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Education Science and Psychology Department, Krasnodar University of Humanities and Arts tel.: (861) 260-44-35

ANALYSIS OF THE STATE OF EDUCATION IN THE FIELD OF SOCIONOMICAL PROFESSIONS VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING IN FOREIGN COUNTRIES

Аннотация:

В статье проведен анализ тенденций развития профессионального образования специалистов социономической сферы в зарубежных странах с целью интеграции российской системы образования в мировую образовательную систему. На основании проведенного анализа предлагается в основу содержания профессионального образования положить курс на формирование творческой личности будущих специалистов.

Ключевые слова:

профессиональное образование, технологии обучения, интеграция, индивидуализация, творческое развитие.

The summary:

The article analyzes the evolution trends of the vocational education of specialists in socionomical sphere carrying out in foreign countries, in order to integrate the Russian educational system into the global one. The author proposes to emphasize the formation of creative personality of future specialists, and put it into the basis of vocational education and training.

Keywords:

professional education, education techniques, integration, personalization, development of creativity.

В XXI в. система образования превратилась в необходимое условие экономического роста, выживания и безопасности страны. Одной из приоритетных задач сегодня является интеграция российской системы образования в мировую образовательную систему. Поэтому актуализируется необходимость изучения опыта зарубежных стран.

Приступая к анализу состояния профессионального образования важно понимать, что профессиональная подготовка специалистов социономических профессий - процесс, имеющий свое содержание и форму реализации с целью передачи студентам педагогически адаптированных научных знаний и формирования у них определенных умений и личностных качеств. В целом это сфера социальной жизни, создающая условия для развития индивида в процессе освоения ценностей профессиональной мировой и национальной культуры [1].

Говоря об общемировых тенденциях развития профессионального образования английских, французских, немецких и других педагогических учебных заведений можно отметить большое количество нюансов и закономерностей. Что касается «мегатенденций» в контексте глобального европейского образовательного пространства, то среди них можно выделить следующие: массовый характер образования и его непрерывность; ориентации на творческое развитие [2, с. 3]; гуманизацию и неогуманизацию; практикоориентированную подготовку будущих специалистов [3, с. 10-11]; коммерциализацию; активное развитие новых форматов обучения (бизнес-школы, корпоративные университеты, тренинговые системы [4] и т.п).

На современном этапе в образовательных системах развитых стран доминируют интеграционные процессы, усилия направлены на создание благоприятных условий для устойчивого социального развития и формирования среды, способствующей реализации творческого потенциала личности. Сегодня появление новых технологий, а также реформирование мировых систем образования сделали невозможным научиться чему-либо на всю жизнь и предопределили необходимость накопления и обновления знаний, умений, навыков человека, развития его творческих способностей на протяжении всей жизни.

Значительный интерес в этом плане представляют Великобритания, США и другие развитые страны, где модернизация системы повышения квалификации является одним из приоритетных направлений государственной политики и обеспечивает рост творческой, разносторонней индивидуальности специалистов социономических профессий.

Так, технологии обучения (тьюторская система обучения, персонализированное обучение, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, взаимное обучение или взаимо-консультирование) обеспечивают интеллектуальное и психоэмоциональное развитие будущих учителей Великобритании. Приведенные выше технологии стимулируют и совершенствуют индивидуальные способности на основании реализации двух принципов: принципа совершенства и принципа постоянного прогресса в обучении [5].

Р.М. Баскаев выделяет следующие формы профессионального образования педагогов, успешно применяющиеся в английских вузах: самостоятельная исследовательская работа по определенной тематике под руководством преподавателей; самостоятельное изучение достижений науки и передового опыта по специальности в библиотеках, на открытых уроках и мероприятиях опытных учителей [6].

В большинстве английских вузов упор делается на освобождение студента для создания его собственной креативной индивидуальности. Студенты и преподаватели ценят и поощряют взаимный обмен идеями и вдохновением. Поэтому они принимают активное участие в проектах, организованных британскими и международными компаниями. Работа над реальными проектами представляет собой не только интересные задания, но и помогает студентам развивать навыки и подходы, необходимые для будущего трудоустройства.

Не менее важно и то, что все вузы Англии прилагают много усилий для развития в учащихся таких свойств личности, как уверенность в своих силах, умение независимо мыслить и отстаивать свою точку зрения, способность «работать в команде» [7]. А это, как известно, играет решающую роль в профессиональной подготовке специалистов социономических профессий.

На современном этапе особенно актуальным для образовательной системы России становится детальное изучение интеграционных процессов в области профессионального образования в США. Немаловажно, что сфера образования Соединенных Штатов располагает многочисленными и хорошо подготовленными педагогическими кадрами в системе высшего профессионального образования [8].

Стратегическая цель современного высшего образования США - развитие активной творческой личности будущего профессионала с актуализацией духовного и глобального аспектов. Соответственно этому американские педагоги разрабатывают формы индивидуализированной самостоятельной работы в зависимости от способностей подготовки студентов и целей образования; создают индивидуальные программы с выбором форм и методов обучения, на протяжении всего курса поддерживается инициатива самих студентов [9].

Важно отметить, что в США профессиональное образование отличается высокими показателями в плане его системной организации. В этом плане интересно, что одним из популярных принципов индивидуализации в педагогике США является принцип обогащения (пополнение одинаковой для всех программы), подразумевающий два вида: горизонтальный (знания расширяются) и вертикальный (знания углубляются). Таким образом, студенты могут работать по программе, соответствующей их индивидуальным интересам и профессиональным намерениям.

В то же время не следует забывать о том, что в отличие от большинства российских университетов, где учебная программа жестко определена для всех студентов одной специальности, американские университеты не придерживаются единой, обязательной программы обучения [10]. Таким образом, подготовка специалистов социономических профессий в американских вузах определяется основными требованиями для получения степени бакалавра: педагогические вузы предлагают студенту на выбор большое количество сравнительно небольших курсов из разных областей знаний. Безусловно, это способствует разностороннему развитию личности и расширению творческих возможностей у студентов.

В то же время для профессиональной подготовки специалистов социономических профессий США немаловажную роль играют группы «открытого обучения», где студенты могут свободно определить свои научно-исследовательские интересы и в диалоге с преподавателями выражать различные точки зрения, критически анализировать научные позиции [11].

Проведя параллели, можно сказать, что в современном образовательном процессе России предпринимаются отдельные попытки создания интегративных университетов. Это требует изучения учебных планов и структуры, философии образования, научной базы, культурных ценностей и менталитета таких различных стран, как Россия и страны западной Европы.

Многие Европейские страны уже приняли курс на индивидуализацию программ профессионального образования. На наш взгляд, в России такой идеей должно стать обучение творчеству. Поскольку творчески и гуманистически ориентированная индивидуальность может опережать требования профессии и видеть перспективы ее развития; характеризуется способностью к внутренней социальной ответственности, к индивидуальному самостоятельному выбору.

Исходя из наличия такой тенденции, нами определена педагогическая зона исследования, цель которого - предложить современные теории и практики совершенствования профессионального образования в области подготовки специалистов социономической сферы, создающих принципиально новые идеи.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Глоссарий.ги: Образование. ІІРІ_: Іійр://\ммм.дІ088агу. ги/сді-Ьіп/дІ_зсІі2.сді?РОІі\мдпиідІоІ (дата обращения:

02.01.2012).

2. Гасфорд Н.А. Педагогическое влияние как фактор социализации учащихся (на примере Калининградской области): дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

3. Негребецкая Н.В. Основные тенденции развития высшего педагогического образования стран Западной Европы конца ХХ в. (на материале Англии, Франции, Германии): дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2003.

4. Тенденции развития высшего образования в России. 11Р1_: http://www.myhomelatvia.com/se/novosti/ index.php?action=show&nid=975 (дата обращения:

02.01.2012).

5. Карабутова Е.А. Организационно-педагогические

основы профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе Англии, 80-90-е гг. ХХ столетия. 11Р1_: http://www.lib.ua-ru.net/diss/

contf109430.html (дата обращения: 06.02.2012).

6. Баскаев Р.М. О некоторых моделях профессио-

нальной подготовки учителей в разных странах. 11Р1_: http://www.juгnal.oгg/aгticles/2008/ped9.html

(дата обращения: 06.02.2012).

7. Система образования в Великобритании. 11Р1_: http://uk.itec-group.ru (дата обращения: 06.02.2012).

8. Образование в США: состояние и приоритеты развития. 11Р1_: http://iibrary.by/portalus/modules/ pedagog-ics/гefeгat_гeadme.php?subaction=showfull&id=119123 9993&archive=&start_from=&ucat=2& (дата обращения: 06.02.2012).

9. Ширикова А. В. Целеполагание высшего образования США в контексте американской философии образования: дис. ... кандидата педагогических наук. Ростов н/Д., 2007.

10. Шрейдер В.В. Индивидуализация высшего образования как фактор становления личности гражданина демократического общества. 11Р1_: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_15.htm (дата обращения: 06.02.2012).

11. Интегративные процессы в европейском университетском образовании. 11Р1_: www.duskyrobin.com/ tpuZ2005-01-00045.pdf (дата обращения: 06.02.2012).

1. Glossariy.ru: Obrazovanie. URL: http://www.glossary.ru/ cgi-bin/gl_sch2.cgi?ROhwgnuigtol (date of access:

02.01.2012).

2. Gasford N.A. Pedagogicheskoe vliyanie kak faktor sotsializatsii uchashchikhsya (na primere Kalinin-gradskoy oblasti): dis. ... kand. ped. nauk. M., 2002.

3. Negrebetskaya N.V. Osnovnye tendentsii razvitiya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya stran Za-padnoy Evropy kontsa XX v. (na materiale Anglii, Frantsii, Germanii): dis. ... kand. ped. nauk. Belgorod, 2003.

4. Tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii.

URL: http ://www.m yhom elatvia.com/se/novosti/

index.php?action=show&nid=975 (date of access:

02.01.2012).

5. Karabutova E.A. Organizatsionno-pedagogicheskie

osnovy professional'noy podgotovki budushchikh uchiteley v vysshey shkole Anglii, 80-90-e gg. KHKH stoletiya. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/

cont/109430.html (date of access: 06.02.2012).

6. Baskaev R.M. O nekotorykh modelyakh profession-al'noy podgotovki uchiteley v raznykh stranakh. URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped9.html (date of access: 06.02.2012).

7. Sistema obrazovaniya v Velikobritanii. URL: http://uk.itec-group.ru (date of access: 06.02.2012).

8. Obrazovanie v SSHA: sostoyanie i prioritety razvitiya.

URL: http://library.by/portalus/modules/ pedagog-

ics/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1191 239993&archive=&start_from=&ucat=2& (date of access: 06.02.2012).

9. Shirikova A. V. Tselepolaganie vysshego obrazovani-ya SSHA v kontekste amerikanskoy filosofii obra-zovaniya: dis. ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Rostov n/D., 2007.

10. Shreyder V.V. Individualizatsiya vysshego obrazovaniya kak faktor stanovleniya lichnosti grazhdani-na demokraticheskogo obshchestva. URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_15.htm (date of access: 06.02.2012).

11. Integrativnye protsessy v evropeyskom universi-tetskom obrazovanii. URL: www.duskyrobin.com/ tpu/2005-01 -00045.pdf (date of access: 06.02.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.