УДК 378.147
Зак Галина Георгиевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, заместитель декана по учебной работе Института специального образования Уральского государственного педагогического университета dom-hors@mail.ru
ПОДГОТОВКА
СПЕЦИАЛИСТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Zak Galina Georgievna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Special Education and Special Psychology Department, Deputy Dean for Academic Affairs, Institute of Special Education, Ural State Teachers’ Training University dom-hors@mail.ru
TRAINING OF SPEECH PATHOLOGISTS TO WORK WITH PERSONS WITH MODERATE AND SEVERE MENTAL RETARDATION IN THE MULTI-LEVEL LEARNING MODEL
Аннотация:
Статья посвящена актуальным вопросам подготовки специалистов-дефектологов к работе с лицами с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях реализации многоуровневой модели обучения. Предложен вариант формирования у бакалавров и магистров по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование профессиональных компетенций через проектирование курсов по выбору студентов.
Ключевые слова:
специалисты-дефектологи, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, моноуровне-вая и многоуровневая модели обучения, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО), курс по выбору, компетенции, бакалавриат, магистратура.
Summary:
This article deals with the topical issues of speech pathologists training to work with persons with moderate and severe mental retardation in the multi-level learning model. The author suggests a variant of professional competences formation of the Bachelors and Masters with major in Special (Speech Pathology) Education by projecting elective courses in accordance with the students’ choice.
Keywords:
speech pathologists, children with moderate and severe mental retardation, mono-level and multilevel learning models, Federal State Educational Standard of Higher Professional Education of the third generation, elective course, competencies, Bachelor’s program, Master’s program.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, отказ от представлений о «необучаемых детях», актуализировало вопросы подготовки специалистов-дефектологов к работе с лицами с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Специалист-дефектолог, организующий процесс коррекционно-педагогической помощи, должен обладать профессионально-личностной готовностью, основой которой является профессионально-гуманистическая направленность его личности. По мнению отечественных исследователей (Р.О. Агавелян, Н.М. Назарова, Н.А. Строгова, Л.А. Ястребова, И.М. Яковлева и другие), профессионально-гуманистическая направленность включает осознание ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенность ею, целеустремленность в овладении профессиональным мастерством. Более того, мы убеждены, что у специалиста-дефектолога, работающего с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, должны быть сформированы такие профессионально значимые качества, как эмпатия, толерантность, педагогический оптимизм, ответственность за выбранные приоритеты и за полученный результат. Современный специалист-дефектолог должен быть готов к педагогическому сопровождению ребенка и его семьи в условиях инклюзивного образования.
В связи с этим одним из приоритетных направлений высшего профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов-дефектологов, способных владеть современными методиками, осуществлять координацию деятельности работников всех сфер, мониторинг эффективности процесса обучения, воспитания, реабилитации и интеграции лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В настоящее время в структуре высшего педагогического образования реализуются три системы подготовки специалистов-дефектологов: моноуровневая (подготовка специалиста для определенного вида профессиональной деятельности), многоступенчатая (получение высшего образования на основе базового профессионального) и многоуровневая (получение высшего образования на основе выбора направления, профиля и объема профессиональной подготовки).
Необходимо отметить, что подготовка специалистов-дефектологов долгое время осуществлялась в условиях моноуровневой системы. При реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС вПо, 2005 г.) в требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050714.65 Олигофренопедагогика была предусмотрена специализация объемом 500 часов. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имело право устанавливать наименование специализации по специальностям высшего профессионального образования, перечень дисциплин специализации, их объем и содержание, а также форму контроля над их освоением студентами. Так в Институте специального образования Уральского государственного педагогического университета успешно реализовывалась специализация «Обучение и воспитание глубоко умственно отсталых детей», предполагающая получение студентами более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области деятельности с детьми с тяжелой умственной отсталостью.
В рамках специализации студенты изучали дисциплины: «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта», «Основы социальной адаптации детей с тяжелой умственной отсталостью», «Обучение грамоте детей с тяжелой умственной отсталостью», «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта» и «Логопедическая работа с детьми с тяжелой умственной отсталостью».
С 2011 г. процесс подготовки высших педагогических кадров происходит в период перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО, 2010 г.) и предполагает многоуровневое образование: первый уровень - 4-годичное обучение (степень «бакалавр»), второй уровень - 2-годичное обучение (степень «магистр»).
При реализации стандарта третьего поколения подготовка специалистов любого профиля связана с внедрением в образовательное пространство компетентностного подхода, результативно-целевой основой которого являются компетенции. В понятие «компетенция» в качестве составных частей входят знания, умения, навыки, личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины [1].
Многоуровневая подготовка специалистов-дефектологов осуществляется по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавр, магистр). При этом стандарт по данному направлению подготовки позволяет высшим образовательным учреждениям самостоятельно разрабатывать основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, которые предусматривают изучение общенаучного и профессионального циклов. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и дальнейшего обучения в аспирантуре [2; 3].
В связи с этим перед нами встала необходимость разработки учебных дисциплин, в соответствие с требованиями нового ФГОС ВПО. При этом очевидно, что образовательные программы дисциплин должны быть ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности, в том числе при работе с лицами с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Предварительное теоретическое осмысление требований к структуре основных образовательных программ бакалавриата (профиль «Олигофренопедагогика») и магистратуры («Пси-холого-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья») показало, что в процессе усвоения большого перечня дисциплин студенты получают знания о психофизических особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья, основных направлениях деятельности специалистов в оказании квалифицированной комплексной помощи им и их семьям. Однако базовая часть не предусматривает отдельной дисциплины, формирующей у
будущего специалиста-дефектолога профессиональную готовность к коррекционнопедагогической работе с лицами с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
С целью конкретизации особенностей работы с лицами с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в рамках подготовки бакалавров «Специального (дефектологического) образования» (профиль «Олигофренопедагогика») разработана дисциплина вариативной части «Воспитание и обучение лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».
Данная дисциплина дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, является их логичным завершением, позволяет формировать у студентов компетенции для успешной профессиональной деятельности с указанными лицами.
Учебная программа указанной дисциплины определяет цели, задачи, содержание, объем и порядок ее изучения. Для реализации цели и задач данной дисциплины предусмотрены лекционные и практические занятия, самостоятельная работа студентов. Кроме того, в нее входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций), примерный перечень тем для написания рефератов.
По нашему мнению, изучение любой дисциплины должно сочетаться с практической деятельностью студентов. Поэтому при освоении дисциплины «Воспитание и обучение лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» предусмотрены практические занятия на базе детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, специальных (коррекционных) школ. Такой спектр учреждений выбран неслучайно. Он позволяет студентам анализировать поступающую теоретическую, наглядную информацию о профессиональной деятельности специали-стов-дефектологов с точки зрения специфики оказания помощи в данных учреждениях и использования различных современных подходов в оказании коррекционно-педагогической помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и их семьям.
Итогом изучения дисциплины является зачет, который проводится на основании предварительно представленных студентам критериев или в индивидуальной форме. В процессе изучения дисциплины у специалистов-дефектологов формируются следующие компетенции, указанные в ФГОС ВПО: способность к рациональному выбору и реализации коррекционнообразовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуальнодифференцированного подходов к лицам с ОВЗ; готовность к организации коррекционноразвивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционнокомпенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ; способность организовывать и осуществлять психоло-го-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории [4].
Область профессиональной деятельности магистра по вышеуказанному направлению подготовки, включает: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ОВЗ, реализуемое в условиях различных государственных и негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения.
В соответствии со стандартом, магистр по направлению Специальное (дефектологическое) образование должен обладать такими профессиональными компетенциями, как: способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий; способностью моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ, подготавливать их к сознательному выбору профессии; способностью осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ [5].
С целью формирования вышеуказанных компетенций нами была предпринята попытка разработки и внедрения в процесс обучения магистров Специального (дефектологического) образования дисциплин вариативной части «Современные технологии работы с лицами с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» и «Основы социальной адаптации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».
Таким образом, в процессе целенаправленного формирования у бакалавров и магистров по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование целостных интегративных знаний и профессиональных компетенций к работе с лицами с умеренной и тяжелой умствен-
ной отсталостью возможно через проектирование курсов по выбору студентов. Кроме того, в проектировании содержания профессиональной подготовки должен использоваться принцип междисциплинарности, который основывается на компетентностном подходе и состоит в системном структурировании и интеграции теоретического и практического содержания учебной дисциплины.
Ссылки:
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М., 2006.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (бакалавр). URL:
http://iso.uspu.ru/obrazovatelnaja-dejatelnost/60-05070062-logo (дата обращения: 04.01.2013).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (магистр). URL:
www.osu.ru/docs/magistrat/fgos/050700m.doc. (дата обращения: 04.01.2013).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (бакалавр). URL:
http://iso.uspu.ru/obrazovatelnaja-dejatelnost/60-05070062-logo (дата обращения: 04.01.2013).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (магистр). URL:
www.osu.ru/docs/magistrat/fgos/050700m.doc. (дата обращения: 04.01.2013).
References (transliterated):
1. Baydenko V.I. Viyavlenie sostava kompetentsiy vypusknikov vuzov kak neobkhodimiy etap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya: manual. M., 2006.
2. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po naprav-leniyu podgo-tovki 050700 Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie (bakalavr). URL: http://iso.uspu.ru/obrazovatelnaja-dejatelnost/60-05070062-logo (date of access: 04.01.2013).
3. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po naprav-leniyu podgo-
tovki 050700 Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie (magistr). URL:
www.osu.ru/docs/magistrat/fgos/050700m.doc. (date of access: 04.01.2013).
4. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po naprav-leniyu podgo-tovki 050700 Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie (bakalavr). URL: http://iso.uspu.ru/obrazovatelnaja-dejatelnost/60-05070062-logo (date of access: 04.01.2013).
5. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po naprav-leniyu podgo-
tovki 050700 Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie (magistr). URL:
www.osu.ru/docs/magistrat/fgos/050700m.doc. (date of access: 04.01.2013).