DOI: 10.15293/1813-4718.1901.09 УДК 378.14
Малышев Владимир Сергеевич
Аспирант, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, malyshev.v@pstgu. гы, ORCID 0000-0002-3399-1811, Москва
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА»
Аннотация. Постановка проблемы. Актуальность сущностного анализа понятия «информационная образовательная среда вуза» обусловлена имплицитностью значений родственных ему понятий, широко используемых в научной литературе, нормативных актах и профессиональном обиходе и широким спектром контекста обсуждения проблемы.
Цель статьи - выявить и определить содержание понятия информационной образовательной среды вуза, отражающего технологический и педагогический контекст.
Методология. Исследование проводилось на основе двух методологических линий. Первая - обзор научно-педагогической литературы, посвященной проблематике применения информационных образовательных сред в высшем образовании. Основной задачей обзора явилась систематизация смысловой структуры информационной образовательной среды вуза, ее технологической составляющей на основе трех выделенных критериев: рабочего определения информационной образовательной среды вуза, контекста применения, характеристик и функционала.
Задача второй методологической линии - исследование педагогических свойств среды: педагогического влияния среды на образовательный процесс, ее технологичности (педагогически осмысленной совокупности методов и инструментария для построения образовательной среды). При исследовании автор опирался на средовой подход в образовании (Ю. С. Мануйлов).
Результаты и заключение. Выявлена педагогически обусловленная взаимосвязь структурных компонент информационной образовательной среды вуза и факторов, влияющих на образовательные результаты, на основании чего дано авторское определение понятия. Результаты анализа представляют информационную образовательную среду вуза в качестве ведущего средства образовательной деятельности обучающегося, предлагают подробный инструментарий и теоретическую базу для педагогического проектирования и моделирования в перспективных областях высшего образования. Положения статьи были изложены на XXIX Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ, секции аспирантов и молодых ученых Педагогического факультета ПСТГУ «Актуальные вопросы современной педагогической науки в контексте православной традиции» 23 января 2019 года.
Ключевые слова: информатизация образования, информационная образовательная среда вуза, средовой подход в образовании.
Введение в проблему. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из ведущих средств поддержания и развития высшего образования. Основные возможности ИКТ, применяемые в высшем образовании, это способы поиска, записи, представления и передачи данных. Эти характеристики касаются прежде всего управления большими объемами информации, их хранения,
доставки и применения в короткое время. Информация представляется посредством активного трехстороннего взаимодействия между субъектами образовательного процесса и средствами ИКТ [12]. Однако важнейший вклад ИКТ в образовательный процесс состоит не в возможности применения технологических характеристик ИКТ, а в педагогическом влиянии, которое возникает в ходе их использования в выс-
шем образовании [20].
Понятия «электронная образовательная среда», «информационная среда», «информационно-образовательная среда» и т. д. с конца прошлого века широко используются в научной литературе, нормативных документах, в профессиональном обиходе. Специалисты определяют эту дефиницию в зависимости от контекста исследования или области применения. Данное исследование направлено на определение понятия информационной образовательной среды высшего учебного заведения (ИОС вуза) как в технологическом, так и в педагогическом контексте.
Методология исследования. Исследование основывается на двух методологических направлениях:
- обзор научно-педагогической литературы, рассматривающей проблемы применения информационной образовательной среды в высшем образовании;
- анализ содержания понятия «информационная образовательная среда» с помощью научно-педагогического подхода.
При обзоре научно-педагогической литературы были выделены три критерия, позволяющие раскрыть смысловую структуру понятия «информационная образовательная среда»:
- рабочее определение информационной образовательной среды вуза;
- контекст применения информационной образовательной среды в вузе;
- характеристики и функционал информационной образовательной среды вуза.
При обзоре научно-педагогической литературы рассмотрены защищенные диссертации на соискание ученых степеней доктора и кандидата педагогических наук, а также материалы исследований, опубликованные в статьях научных журналов, специализирующихся на исследовании вопросов образования. В общей сложности в обзор включены 22 источника, опубликованные с 2001 по 2018 г.
Рабочую формулировку понятия элек-
тронной образовательной среды вуза примем как «информационная образовательная среда» (ИОС).
Для изучения контекста применения информационной образовательной среды в вузе применялись следующие категории, являющиеся неотъемлемыми составляющими реализации образовательного процесса в высшем учебном заведении: учебная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, внеучебная.
Рассматривая характеристики и функционал электронных образовательных сред, мы исследуем их организационно-педагогическую структуру и технологические средства реализации. За отправную точку исследования функционала информационной образовательной среды вуза приняты ряд функций, характерных для образовательной среды высшего учебного заведения: учебная, измерения и контроля качества подготовки обучающихся, научно-методическая, организационно-управленческая, развития педагогической коммуникации.
Второй контекст рассмотрения информационной образовательной среды вуза -в качестве источника развития, средства образовательной деятельности, управления образовательным процессом в высшем образовании. Анализ содержания понятия информационной образовательной среды вуза с помощью научно-педагогической методологии необходим для выявления её педагогических свойств. За методологическую основу исследования педагогического содержания понятия «информационная образовательная среда» принят средовой подход в образовании, разработанный Ю. С. Мануйловым [8].
Исследовательская часть. В первую очередь, проанализируем технологические свойства информационной образовательной среды вуза (компоненты, характеристики, функционал). Следуя выбранной методологии данного исследования, рассмотрим рабочие определения информаци-
онной образовательной среды вуза. Перед анализом работ авторов педагогических исследований обратимся к философскому энциклопедическому, психологическому, педагогическим словарям и опишем составные части исследуемого понятия «информационная образовательная среда».
Для описания составной части «информационная» обратимся к таким понятиям, как «информация», «информатизация общества», «информатизация образования». Информация описывается педагогическим словарём как зависимость между фактическими данными и совокупность знаний о них. Раскрывая значение понятия информации философский энциклопедический словарь ставит его в один ряд с такими категориями, как понятия связи и управления, выделяет его как общенаучное средство исследования. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования трактует «информатизацию общества» как глобальный социальный процесс, доминирующим видом деятельности которого «в сфере общественного производства являются сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации» [13], осуществляемые на основе современных средств связи и обуславливаемых ими способов и средств коммуникации. Понятие «информатизация образования» характеризуется как повышение значимости информации в образовательном процессе, заключающееся в массовом внедрении в педагогическую практику средств информатизации общества.
Компонент «образовательная» охарактеризуем посредством термина «образование». Так, философский энциклопедический словарь образование трактует как духовный облик человека, который складывается главным образом не от объема усвоенных знаний, а от соединения их с личными качествами и умением распоряжаться знаниями самостоятельно. В Педагогическом словаре образование
- «процесс и результат усвоения системы знаний», а также «процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом» [6].
Наконец, понятие «среда» в философском энциклопедическом [18], педагогическом [6] и психологическом [9] словарях трактуется как окружающий мир человека, содержание которого противостоит ему; пространство для развития, отличающееся от сознания человека; совокупность условий, в которых протекает деятельность человеческого общества.
Рассмотрим авторские формулировки, используемые для определения электронной образовательной среды: «Единая информационная образовательная среда педагогического вуза» (С. Л. Атанасян), «образовательная информационно-коммуникационная среда» (И. Н. Розина), «информационно-коммуникационная среда» (С. Н. Вачкова), «информационно-образовательная среда» (Л. К. Раицкая), «информационная образовательная среда» (И. Г. Захарова), «информационная среда педагогического вуза» (О. И. Соколова), «информационная среда» (К. А. Калюжный), «телекоммуникационная образовательная среда» (П. М. Чернышев), «виртуальная среда вуза» (А. М. Лялин), «открытая информационно-образовательная среда» (Н. Б. Стрекалова), «высокотехнологичная виртуальная образовательная среда» (Т. Н. Носкова), «индивидуальная информационная образовательная среда» (Т. Н. Носкова), «информационная образовательная среда для аспирантов» (А. П. Пучкова, В. П. Дворяшина), «инновационная образовательная среда высшего учебного заведения» (Н. В. Горбунова), «информационно-коммуникационная
предметная среда» (И. В. Роберт).
При наличии расхождения в формулировках, интерпретация данных понятий обнаруживает общее между ними - под ИОС подразумеваются «системные совокупности, обеспечивающие организацию педагогического процесса на базе информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ)» [4, с. 23]. По мнению И. В. Розиной аппаратно-программное обеспечение ИКТ служит одновременно «средой и средством обучения/учения и коммуникации» [14, с. 132]. Исследователи сходятся во мнении, что ИКТ в образовании должны: обеспечивать интерактивное взаимодействие преподавателя и обучающихся, функции управления процессом обучения, поддерживать дидактические компоненты [14]; иметь дидактические, организационные и технические компоненты [2]; основываться на концептах информации, коммуникации, управления деятельностью (Т. Н. Носкова). Отдельно отмечается, что технологический и педагогический аспекты в интерпретации понятия преобладают в зависимости от цели исследования автора. Поскольку данный анализ ведется в контексте применения информационной образовательной среды в вузе, для нас наиболее важно понять то, каким образом ИКТ в высшем образовании влияют на повышение эффективности образовательных результатов. Опираясь на уже проведенные исследования в этой области, мы остановились на формулировке понятия «информационная образовательная среда». Так, И. Г. Захарова [4] замечает, что понятие «информационно-образовательная среда» является не вполне обоснованным, поскольку эта формулировка подразумевает наличие двух функций (информационной и образовательной) в то время, когда образовательная функция здесь определяющая и включает в себя информационную. В качестве дополнительного довода первостепенности образовательной функции И. Г. Захарова
приводит тот факт, что информатизации подвергся существовавший процесс образования, а не наоборот [4, с. 28].
Исследователи сходятся во мнении, что ИОС вуза включает в себя дидактические, организационные и технические компоненты (И. Н. Розина, Е. В. Данильчук, П. М. Чернышев, И. В. Роберт, С. Н. Вач-кова и др.). С. Л. Атанасян [1], исследуя формирование информационной образовательной среды педагогического вуза, отмечает, что главная задача ИОС состоит в качественной информационной поддержке и обеспечении студентов, педагогов, администрации, родителей и общественности, реализующихся единством технологических средств и взаимосвязанного содержательного наполнения [1]. Модель информационной образовательной среды педагогического вуза построена на основе факторов, учитывающих специфику и эффективность подготовки студентов за счет информатизации учебной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, внеучебной деятельности вуза, педагогической практики, измерения и оценки качества подготовки. Модель ИОС педагогического вуза включает в себя: учебную компоненту, компоненту контроля и измерения качества подготовки педагогов, внеучебную компоненту, научно-методическую компоненту, компоненту взаимодействия с выпускниками, организационно-управленческую компоненту [1, с. 251]. Согласно О. И. Соколовой [15], ИОС вуза строится на пяти блоках: ценностно-целевом (включает значимые для достижения образовательных результатов цели и ценности); программно-методическом (содержит информацию о стратегиях, формах и программах подготовки); инфор-мационно-знаниевом (включает систему знаний и умений, определяющие свойства познавательной деятельности, указывает на роль информации в обучении); коммуникационном (отвечающем за формы взаимодействия участников образовательного
процесса); технологическом (состоящем из средств обучения, в том числе ИКТ). Приведённые здесь структура, характеристики и функции ОИС, описанные в исследованиях С. Л. Атанасяна [1] и О. И. Соколовой [15], являются основополагающими и встречаются в большинстве рассматриваемых в обзоре исследований. Отдельного внимания заслуживают специфические характеристики и функции ОИС, которые авторы выделяют в зависимости от контекста своей работы:
1) открытость [4; 10; 14; 16] - учебная среда является «открытой учебной архитектурой» (И. Н. Розина), которой присущи такие признаки, как глобальные сетевые технологии, доступность ресурсов среды, массовость обращений к ресурсам среды, саморазвитие и самоорганизация среды, сетевое сотрудничество и сотворчество» [14, с. 83] на качественно новом в отличие от закрытых сред уровне, «создающем дополнительные возможности для отклика ИОС как открытой системы на воздействие внешней среды» [4, с. 30];
2) среда как ведущее средство образовательной деятельности - согласно утверждению Л. С. Выготского, «среда выступает в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств в роли источника развития», авторы исследования информационной образовательной среды характеризуют ее как «не нейтральную педагогически» [14] «зону актуального саморазвития» (Т. В. Носкова), «ведущее средство образовательной деятельности студента» [10], в которой «личность меняет свое мировоззрение, у нее формируются определенные свойства, развиваются соответствующие навыки и способности» [4, с. 56]; «способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана» [11];
3) нелинейность - первый уровень среды - инвариантный (лаборатории,
электронные библиотеки, системы поиска и доставки документов и т. д.); второй уровень - специализированная ИОС, формирующаяся педагогами с применениями специальных наработок в конкретной образовательной области; третий уровень -индивидуальная ИОС, создаваемая самим обучающимся в ходе его познавательной деятельности [4, с. 31-32].
Говоря о специфических функциях среды, выделим следующие:
1) формирование мотивации к обучению - образовательная стратегия в ИОС строится на высокой мотивации обучающегося, его опережающих компетенциях по использованию доступной информации в решении образовательных задач [10]; языковая (лингвистическая направленность ИОС) [13] - являясь подлинной, необходимой для решения конкретных задач языковой средой, мотивирует к изучения языка (Е. С. Полат);
2) функция развития самостоятельной работы студентов - образование в ИОС строится с помощью «управленческой триады» (Н. В. Стрекалова) - «трех разных процессов (педагогическое управление, самоуправление, соуправление» [16, с. 19], качество самостоятельной работы студентов определяется образовательными результатами - компетенциями [16];
3) развитие способностей к научно-исследовательской и творческой деятельности студентов - развитие умения добывать информацию из разнообразных источников [11]; сотрудничество преподавателя и студента в области научно-исследовательской деятельности, открытость научной среды, доступный уровень участия студентов в научно-исследовательской деятельности способствуют развитию компетентности исследователя и социализации студентов в научном сообществе [7];
4) обеспечивает информатизацию высшего образования и является инновационным блоком развития образовательного процесса - ИОС выполняет функцию «ре-
ализации развития высшего образования посредством информатизации и увеличения объемов самостоятельной работы студентов» [16, с. 62]; с другой стороны - работа в ИОС является для преподавателей способом овладения методологии инновационного образования [10].
На основе проведенного анализа предложим формулировку понятия «информационная образовательная среда вуза».
Информационная образовательная среда вуза - это социально и педагогически активное пространство, базирующееся на информационном взаимодействии между преподавателем, средствами ИКТ и обучающимся, являющееся для него ведущим средством образовательной деятельности, характеризующееся широкой доступностью информационно-образовательных ресурсов и индивидуализацией познавательной деятельности, основанной на развитии мотивации к обучению и самостоятельной работе обучающегося.
Вторым методологическим направлением данного исследования является педагогическое осмысление механизмов действия среды на образовательный процесс. В первой части статьи мы проанализировали свойства информационной образовательной среды, основываясь на данных из научной литературы. Результаты анализа позволяют представить конструкт ИОС вуза, близкий к применяемым в педагогической практике, поскольку данные для него были взяты преимущественно из диссертационных исследований, авторы которых описывали опыт применения информационных образовательных сред. Однако применения одних эмпирических данных недостаточно для построения модели информационной образовательной среды, так как ее структура (роли, значение и взаимосвязь компонент) может значительно изменяться в зависимости от специфики целей, планируемых результатов и текущих условий. Построение теоретической системы взглядов на информационную об-
разовательную среду предполагает наличие в своей основе одной или нескольких педагогических концепций, поскольку педагогическое осмысление предмета исследования позволяет понять его устройство, механизмы действия, возможные образовательные цели и способы их достижения.
В качестве методологической базы научно-педагогического исследования информационной образовательной среды вуза был выбран средовой подход в образовании, разработанный Ю. С. Мануйловым [8]. Средовой подход представляет собой теорию, согласно которой формирование и развитие учащегося осуществляется через специально формируемую среду. Теория средового подхода предпринимает попытку рассмотрения среды за рамками парадигмы «известных в науке подходов: деятельностного, личностного, отношен-ческого, системного и прочих» с целью выработки техники, обращающей среду в воспитательное пространство [8, с. 3] и «средство диагностики, проектирования и продуцирования управленческого результата» [5, с. 5].
Обратимся к понятийному аппарату сре-дового подхода. Среди требований к понятию среды отмечается многомерность, включающая в себя составляющие внешнего мира; возможность определять бытие субъекта среды в ней и его позиции в контексте динамики воспитательного (образовательного) процесса; технологичность, дающая возможность не только описывать, но и создавать среду.
Средовой подход - «теория и технология опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности индивидуума» [5, с. 5].
Среда понимается:
- функционально - как то, «среди чего находится субъект, посредством чего формируется его жизнедеятельность, что опосредует его развитие и осредняет личность» [8, с. 85];
- субстанционально - устройство сре-
ды, открывающее понимание к природе проявления ее функций.
Ниша - статическая характеристика среды, представляемая как пространственно ограниченное поле возможностей, позволяющее индивидуумам удовлетворять свои потребности в ходе выбранного пути развития.
Стихия - динамическая характеристика среды, выражающаяся в виде силы (общественного движения, информационного потока, интереса, стремления к чему-либо), действующей в социальной среде, управляющая поведением субъекта и формирующей его личность.
Трофика (с греч. питание) - содержательная часть среды, оказывающая влияние на субъектов, посредством любых объектов восприятия.
Носитель изменений в среде - индивидуум, имеющий предрасположенность, склонность, предуготовленность к определенному роду занятия, виду деятельности, линии поведения, образу мыслей, чувств и т. д.
Образ жизни - способ жизнедеятельности субъекта в среде, являющийся промежуточным звеном между ними как условие достижения поставленных целей. Содержание понятия «образ жизни» и его технологическая составляющая раскрывается через понимание его как со-бытия - способа бытия (следовательно и способа деятельности, познания, общения, отношения и др.).
Цель - тип личности субъекта, формируемый средой в значении предполагаемого результата образовательного действия.
Действие - существенная составляющая технологии средового управления, заключающаяся в спланированном изменении качественного состояния жизнедеятельности среды. Программа изменения качественного состояния жизнедеятельности среды предполагает наличие диагностирующих, проектирующих и продуцирующих действий. Средообразовательные действия, направленные на производство
качественного состояния среды (ниш и стихий), являются частью продуцирующих действий.
Кроме понятийного аппарата неотъемлемыми концептуальными частями сре-дового подхода являются его семантика и прагматика.
Семантика средового подхода раскрывает значение его элементов в контексте проектируемого для получения в среде и продуцируемого средой воспитательного (образовательного) результата. Семантика средового подхода состоит в пяти теоретических положениях.
1. Среда осредняет (типизирует) личность, т. е. результаты воздействия среды на личность обуславливаются характеристиками (состоянием, назначением) самой среды. Богатая среда - обогащает, бедная - обедняет, здоровая - оздоравливает и т. д. Термин «осреднение» не несет негативную информацию [8, с. 79].
2. Среда опосредует личность набором возможностей, позволяющих ей «иметь и уметь что-либо» и вследствие этого быть личностью.
3. Среда посредствует образу жизни субъекта, вынуждая варьировать его в зависимости от направлений, определяемых стихиями среды.
4. Среда становится средством воспитания (образования) при надлежащем состоянии ее параметров (ниши - параметры возможного; стихии - параметры вероятного).
5. Образование среды с необходимыми (надлежащими) значениями есть результат средообразовательных действий субъекта.
Прагматика средового подхода - характеристика среды как функциональной системы, раскрывающая потенциал средо-вого подхода в виде совокупности правил комбинирования его частей.
Десять правил прагматики средового подхода заключаются в необходимости соотношения и соответствия:
1) способов достижения целей и самих целей;
2) целей и средств;
3) способов и средств;
4) способов и стихий;
5) стихий и ниш как параметров среды;
6) значений ниш и их возможностей и наоборот;
7) стихий и значений среды;
8) средообразовательных действий и положения дел в среде;
9) частных действий и общих средоо-бразовательных действий;
10) действий субъекта управления и ожидания индивидуумов (проводников и исполнителей средообразовательного процесса).
В зависимости от поставленных проблем и задач средовой подход может служить как методологией (отвечая на вопрос «Что делать?»), так и методикой (давая практические ответы на вопрос «Как делать?») [17]. Понятийный аппарат средово-го подхода раскрывает его потенциал как самостоятельной научно-педагогической методологии исследования. Кроме того, в рассматриваемом контексте анализа понятия информационной образовательной среды высшего учебного заведения средо-вой подход становится ключевым инструментом педагогического проектирования и моделирования, «выполняя функцию организации системы профессиональных действий педагога и через него оказывая организационное влияние на деятельность учащегося» [17, с. 4]. Средовой подход при проектировании и моделировании информационной образовательной среды вуза позволяет учесть ее специфические характеристики и специфические функции. Приведем доводы в пользу последнего тезиса.
1. Обладает широким и подробным инструментарием для научно-педагогического исследования и педагогического моделирования и проектирования образовательных сред и процессов, протекающих в образовательной среде.
2. Определяет наличие цели. В теории средового подхода целью является тип личности, который формируется средой
в результате образовательного действия. В высшем учебном заведении целью является освоение образовательной программы, т. е. приобретение обучающимся таких компетенций, которые будут характеризовать его как профессионала в заданной области, что предполагает не только знание теоретических дисциплин, но и практические навыки и успешную социализацию в сообществе профессионалов - в необходимой среде.
3. Обеспечивает формирование личности, учитывая ее индивидуальные потребности за счет уровня и степени восприятия необходимой части содержания среды. Это положение является определяющим в условиях образовательной среды вуза, где результаты освоения образовательной программы описаны перечнем компетенций, зависящим от уровня высшего образования, научного направления и научной направленности (научной специальности). Такая специфическая характеристика ИОС вуза как «нелинейность» обеспечивается за счет индивидуального восприятия обучающимся «трофики» как раз в ходе самостоятельной работы, объем которой растет в зависимости от уровня высшего образования (от уровня бакалавриата до уровня подготовки кадров высшей квалификации).
Основываясь на приведенном анализе содержания понятия информационной образовательной среды вуза, учитывающем технологический и педагогический контекст, считаем целесообразным определять этот термин как специально организованное на базе информационно-коммуникационных технологий социально и педагогически активное пространство высшего учебного заведения, являющееся средством управления процессом образования и ведущим средством образовательной деятельности обучающегося, основанное на учебном информационном взаимодействии между преподавателями, средствами информационно-коммуникационных технологий
и обучающимися, учитывающее индивидуальность образовательных потребностей и результатов.
Заключение. При анализе содержания понятия информационной образовательной среды вуза важно опираться на контекст, в котором решается данная исследовательская задача. Рассматривая проблему в контексте высшего образования, целесообразно учитывать технологические возможности и педагогические свойства среды, которая, по мнению исследователей, является зоной актуального развития обучающегося. Влияние информатизации на образовательную среду важно рассматривать как информационное взаимодействие между обучающимся, средствами ИКТ и преподавателем [12], направленное на достижение определенных образовательных результатов. Обзор научно-педагогических исследований в области электронных образовательных сред позволил определить конструкт ИОС вуза, который обусловлен организационно-техническими особенностями информатизации образовательного процесса в высшем учебном заведении. Так, специфику и эффективность подготовки студентов за счет информатизации учебной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, внеучебной деятельности вуза обеспечивает ряд компонент ИОС вуза: учебная, контроля и измерения качества подготовки педагогов, внеучебная, научно-методическая, взаимодействия с выпускниками, организационно-управленческая [1, с. 251]. Также исследователи выделяют специфические характеристики (открытость, ведущее средство образовательной деятельности, нелинейность) и специфические функции (формирование
мотивации к обучению, развития самостоятельной работы обучающихся, развития научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся, обеспечения информатизации и внедрения инноваций в высшее образование) ИОС вуза, подробно описанные в начале нашей статьи.
Анализ педагогического контекста в содержании понятия информационной образовательной среды был проведен на основе методологии средового подхода в образовании [8]. Результаты анализа не только подтверждают целесообразность рассмотрения информационной образовательной среды вуза в качестве ведущего средства образовательной деятельности обучающегося, но и дают подробную теоретическую базу и широкий инструментарий для педагогического моделирования и проектирования ИОС вуза и образовательных процессов в ней с учетом индивидуализации образовательных потребностей и результатов, зависящей от образовательных программ и особенностей личности обучающегося.
Сформулированное определение понятия информационной образовательной среды вуза отражает технологический и педагогический контекст рассматриваемой проблемы. Наиболее важной исследовательской перспективой, открывающейся результатами данного анализа, является изучение включения ИОС вуза в достаточно разработанную, используемую и перспективную образовательную область. Одним из наиболее приоритетных направлений исследования мы считаем изучение особенностей информационной образовательной среды в подготовке кадров высшей квалификации: педагогических свойств, технологии проектирования и создания, условий функционирования.
Библиографический список
1. Атанасян С. Л. Формирование информа- 2009. - 49 с. ционной образовательной среды педагогиче- 2. Данильчук Е. В. Теория и практика фор-ского вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: мирования информационной культуры будуще-Институт содержания и методов обучения РАО, го педагога: монография. - Волгоград: Переме-
на, 2002. - 229 с.
3. Зарецкая Е. Н. Логика речи для менеджера: как построить доказательство, подготовить выступление, убедить оппонента, найти аргументы, вести диалог. - М.: Финпресс, 1997. - 349 с.
4. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2003. - 46 с.
5. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород: Волжский гос. инженер.-пед. ун-т, 2006. - 22 с.
6. Коджаспирова Г. МПедагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Academia, 2005. - 173 с.
7. Лялин А. М. Научно-исследовательская деятельность студентов как элемент системы воспроизводства научных кадров в высшей школе: монография. - М.: Гос. ун-т упр., 2009. - 207 с.
8. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: Научно-исследовательский институт теории образования и педагогики РАО, 1998. - 49 с.
9. Немов Р. С. Психологический словарь. -М.: ВЛАДОС, 2007. - 559 с.
10. Носкова Т. В. Виртуальная образовательная среда: преподаватель и студент [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2011. - № 142. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/virtualnaya-obrazovatelnaya-sreda-prepodavatel-i-student (дата обращения: 23.06.2018).
11. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. - М.: Academia, 2004. - 414 с.
12. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
13. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.
14. Розина И. Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М.: Московский гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова, 2005. - 50 с.
15. Соколова О. И. Педагогические основы развития информационной среды вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 2001. - 26 с.
16. Стрекалова Н. Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Самара: Самарский нац. исслед. ун-т им. акад. С. П. Королева, 2017. - 52 с.
17. Сулима И. И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования [Электронный ресурс] // Центр научных инвестиций. - URL: http://www. ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/metodologiya/ sredovoj-podxod-kak-metodologiya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya/ (дата обращения: 26.10.2018).
18. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 568 c.
19. Чернышев П. М. Информационные и телекоммуникационные технологии в современном образовании // Марийский юридический вестник. - 2017. - № 1 (20). - С. 14-16.
20. Mikropoulos T. A., Natsis А. Educational virtual environments: A ten-year review of empirical research (1999-2009) // Computers & Education. - 2011. - No. 56. - P. 769-780.
Поступила в редакцию 14.12.2018
Malyshev Vladimir Sergeevich
Postgraduate student, St. Tikhon's Orthodox humanitarian university, [email protected], ORCID 0000-0002-3399-1811, Moscow
THE ANALYSIS OF THE NOTION OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
Abstract. Problem statement. The relevance of the essential analysis of the concept of "information educational environment of the university" is due to the implicitness of the meanings of related concepts widely used in the scientific literature, regulations and professional life and a wide range of context to discuss the problem.
The purpose of the article is to identify and determine the content of the concept of information educational environment of the university, reflecting the technological and pedagogical context.
Methodology. The study was conducted on the basis of two methodological lines. The first is a review of scientific and pedagogical literature on the problems of the use of information educational environments in higher education. The main objective of the review was to systematize the semantic structure of the information educational environment of the university, its technological component on the basis of three selected criteria: the working definition of the information educational environment of the university, the context of application, characteristics and functionality.
The task of the second methodological line is to study the pedagogical properties of the environment: the pedagogical influence of the environment on the educational process, its technological effectiveness (pedagogically meaningful set of methods and tools for building an educational environment). In the study, the author relied on the approach of the environment in education (Y. S. Manuilov).
Results and conclusion. The pedagogically conditioned interrelation of structural components of information educational environment of higher education institution and the factors influencing educational results on the basis of what the author's definition of concept is given is revealed. The results of the analysis represent the information educational environment of the University as a leading means of educational activity of the student, offer detailed tools and theoretical basis for pedagogical design and modeling in promising areas of higher education. The provisions of the article were presented at the XXIX Annual Theological conference of St. Tikhon's University, section of students and young scientists of the faculty of pedagogy of St. Tikhon's University "Actual problems of modern pedagogical science in the context of Orthodox traditions" 23 Jan 2019.
Keywords: Informatization of education; information educational environment of the university; environmental approach in education.
References
1. Atanasyan, S. L., 2009. Formation of information educational environment of pedagogical University. Moscow: Institute of content and teaching methods RAO Publ., 49 p. (In Russ.)
2. Danilchuk, E. V., 2002. Theory and practice of formation of information culture of the future teacher. Volgograd: Peremena Publ., 229 p. (In Russ.)
3. Zaretskaya, E. N., 1997. The logic of the question for manager: how to build evidence, to prepare a speech to convince your opponent, to
find arguments, to engage in dialogue. Moscow: Finpress Publ., 349 p. (In Russ.)
4. Zakharova, I. G., 2003. Formation of information educational environment of higher educational institution. Tumen: Tyumen State. un-t Publ., 46 p. (In Russ.)
5. Kassina, R. A., 2006. Innovative environment of educational institutions as an integral means of professional development of teachers. Nizhny Novgorod: Volzhsky State. engineering ped. un-t Publ., 22 p. (In Russ.)
6. Kodzhaspirova, G. M., 2005. Pedagogical dictionary: for students of higher and secondary educational institutions. Moscow: Academia Publ., 173 p. (In Russ.)
7. Lyalin, A. M., 2009. Research activity of students as an element of the system of reproduction of scientific personnel in higher school. Moscow: State university of management Publ., 207 p. (In Russ)
8. Manuylov, Y. S., 1997. Environmental approach in education. Moscow: Research Institute of Education and Pedagogy RAO Publ., 49 p. (In Russ.)
9. Nemov, P. S., 2007. Dictionary of psychology. Moscow: VLADOS Publ., 559 p. (In Russ.)
10. Noskova, T. V., 2001. Virtual learning environment: the teacher and the student. News Izvestiya RGPU im. A. I. Herzen. [online]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/virtual-naya-obrazovatelnaya-sreda-prepodavatel-i-stu-dent (accessed: 23.06.2018). (In Russ.)
11. Polat, E. S., 2004. Theory and practice of distance learning: a textbook for University students studying in pedagogical specialties. Moscow: Academia Publ., 414 p. (In Russ.)
12. Robert, I. V., 2014. Theory and methodology of Informatization of education: psychological, pedagogical and technological aspects. Moscow: Binom Publ., 398 p. (In Russ.)
13. Robert, I. V., Lavina T. A., 2012. Explanatory dictionary of terms of conceptual apparatus
of Informatization of education. Moscow: Binom. Knowledge laboratory Publ., 69 p. (In Russ.)
14. Rozina, I. N., 2005. Theory and practice of teaching pedagogical communication in educational information and communication environment. Moscow: Moscow State open ped. un-t them. M. A. Sholokhov Publ., 422 p. (In Russ.)
15. Sokolova, O. I., 2001. Pedagogical bases of development of information environment of the University. Rostov on Don, 26 p. (In Russ.)
16. Strekalova, N. B., 2017. Quality management of students' independent work in an open information and educational environment. Samara: Samara nat researches un-t them. Acad. S. P. Ko-roleva Publ., 52 p. (In Russ.)
17. Sulima, I. I. Environmental approach as a methodology of scientific and pedagogical research. Center of scientific investment [online]. Available at: http://www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/ metodologiya/sredovoj-podxod-kak-metodologi-ya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya (accessed: 26.10.2018). (In Russ.)
18. Philosophical encyclopedic dictionary. Moscow: Infra-m Publ., 586 p. (In Russ.)
19. Chernyshev, P. M., 2017. Information and technologies in modern education. Mariyskiy legal bulletin, 1 (20), pp. 14-16. (In Russ.)
20. Mikropoulos, T. A., Natsis, A., 2011. Educational virtual environments: A ten-year review of empirical research (1999-2009). Computers & Education, 56, pp. 769-780. (In Eng.)
Submitted 14.12.2018